Рейтинг статьи
Загрузка…
Максим Горький (1868 – 1936) – знаменитый русский писатель и драматург, автор произведений на революционную тематику, основоположник социалистического реализма, номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Много лет провел в эмиграции.
Ранние годы жизни Максима Горького
Родился 16 (28) марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столяра. Настоящее имя Максима Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом.
Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».
Детство Горького прошло в жестких, тяжелых условиях. С ранних лет будущий писатель был вынужден заниматься подработками, зарабатывая на жизнь чем только придется.
Обучение и начало литературной деятельности Максима Горького
В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии Горького. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил.
Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, а затем впервые арестован в 1888 году. Первый напечатанный рассказ Горького «Макар Чудра» вышел в 1892 году. Затем, опубликованные в 1898 году сочинения в двух томах «Очерки и рассказы», принесли писателю известность. В 1900-1901 годах пишет роман «Трое», знакомится с Антоном Чеховым и Львом Толстым. В 1902 году ему было присвоено звание члена Императорской академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.
К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль» (1895), пьесы «Мещане» (1901) и «На дне»(1902), повести «Детство» (1913—1914) и «В людях» (1915—1916), роман «Жизнь Клима Самгина»(1925—1936), который автор так и не закончил, а также многие циклы рассказов.
Горький также писал сказки для детей. Среди них: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии» и другие. Вспоминая о своем трудном детстве, Горький уделял особое внимание детям, организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал.
Эмиграция Горького и возвращение на родину
В 1906 году в биографии Максима Горького произошел переезд в США, затем в Италию, где он прожил до 1913 года. Даже там творчество Горького защищало революцию. Вернувшись в Россию, он останавливается в Петербурге. Тут Горький работает в издательствах, занимается общественной деятельностью. В 1921 году из-за обострившейся болезни, по настоянию Владимира Ленина, и разногласий с властью вновь уезжает за границу. В СССР писатель окончательно возвращается в октябре 1932 года.
Последние годы и смерть Максима Горького
На родине Горький продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и журналы. Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки (Московская область) при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что причиной его смерти стало отравление и многие в этом обвиняли Сталина. Однако эта версия так и не подтвердилась. ——————————————— Максим Горький.Сказки.
Читаем бесплатно онлайн
А.М. Горький — детям
Горький и на этот раз не оставил без ответа письма своих маленьких друзей. Во втором письме шалунам Горький, дружески пожурив
А.М. Горький — детям
Другие дипломы по предмету
1. М. ГОРЬКИЙ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.М. ГОРЬКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ
2.1 Сказка «Воробьишко» — близость её к произведениям устного народного творчества. Сказочные персонажи. Образ Пудика, его стремление жить «своим умом»
2.2 Бытовая сказка «Самовар». Осмеяние тупости, самодовольства, пустоты. Чередование в сказке прозаического и стихотворного текста. Сатирический характер сказки
2.3 Рассказ-сказка «Случай с Евсейкой». Отметить сказочный фантастический элемент. Образ Евсейки, юмор рассказа-сказки, её особенность
3. УМЕНИЕ А.М. ГОРЬКОГО «ЗАБАВНО» ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О СЕРЬЕЗНЫХ ВОПРОСАХ, ГЛУБОКОЕ ЗНАНИЕ ИНТЕРЕСОВ И ЗАПРОСОВ ДЕТЕЙ
Максим Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства, душевной усталости — с одной стороны, и назревания грядущих событий, еще открыто не проявившихся, — с другой, нашла в раннем Горьком своего яркого и страстного художника. Горький в свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному — тут он был достойным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.
Читать еще: Новые рисунки винкс. Интерлейкин псориаз
Максим Горький вырос в народной среде, что придает его творчеству народный характер, а его образам романтические черты, поэтическую стройность, душевность и красоту. Он унаследовал от своих родителей живой юмор, жизнелюбие и правдивость, народные традиции и романтическое поэтизированное отношение к жизни и творчеству. Истинно русская народная черта писателя была и любовь к детям. Горький жалел их, помня о своем не простом, а порой и трагическом детстве, он переписывался с детьми и их письма доставляли ему не просто радость, они питали его творчество, находя в глубинах его души самые потаенные нежные струны. Детские произведения Горького — это золотой фонд литературы для детей, что придает актуальность данному исследованию.
Цель исследования — изучить творчество А.М. Горького, направленное на нравственное воспитание и поддержку детей.
Объект исследования — творчество А.М. Горького.
Предмет исследования — А.М. Горький — детям.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
1). Дать определение творчеству М. Горького как основоположника детской литературы.
). Проанализировать сказки М. Горького «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой».
). Дать оценку умению М. Горького «забавно» говорить с детьми о серьезных вопросах, глубокому знанию интересов и запросов детей.
В работе над темой использовались методы: историческое определение, аналитическое наблюдение, сопоставление данных, контент-анализ.
Работа базировалась на трудах: Н.Д. Телешова, И.Н. Арзамасцевой, С.А. Николаевой, А.А. Кунарева и других.
1. М. ГОРЬКИЙ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (настоящее имя — Алексей Пешков). Родился в Нижнем Новгороде в 1868 году в семье обычного рабочего класса. Рано лишился родителей. Провел детство в семье деда. Учиться Алеше не пришлось. Он рано испытал тяготы жизни, много странствовал по Руси, узнал жизнь босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету. От всей этой бренности и появился псевдоним — Максим Горький.
Принято считать, что в творчестве Горького есть две основные по своим художественным свойствам группы произведений. Одна из них — реалистические произведения, другая — романические. Подобное деление следует принять, но лишь при одном условии: нельзя ни в коем случае рассматривать обе эти группы совершенно обособленно, ибо это неизбежно приводит к отрыву художественных исканий от той социальной почвы, на которой они возникли, от общественной жизни России 90-х годов.
Идейно-художественная родственность реалистических и романтических рассказов Горького — одна из основных примет формирования его как писателя. Но есть и существенные эстетические различия, проявляющиеся в художественной трактовке реалистических и романтических образов. И близость, и различие двух основных циклов рассказов Горького — разные стороны одного процесса, художественного становления нового метода в искусстве. Только в сопоставлении реалистических и романтических произведений М. Горького можно аналитически проследить, как совершался в русской литературе переход к новому качеству, отразившему полно и многогранно содержание эпохи.
Проблема любви развивается в романтических сказках Горького «О маленькой фее и молодом чабане» и «Девушка и Смерть». Тему одной из них Горький определил так: «Новая сказка на старую тему: о любви, которая сильнее жизни». Сказка «О маленькой фее и молодом чабане» построена на антитезе: противопоставлении леса и степи. Старый тенистый с могучими буками и бархатной листвой лес — мир покоя и мещанского уюта. Здесь в довольстве и неге живет царица леса со своими дочерями, здесь сочувственно внимают речам важного и глупого крота, уверенного, что счастье — в богатстве.
В степи нет ни пышных чертогов, ни богатых подземных кладовых. Лишь вольный ветер играет седым ковылем, да голубеет бескрайнее небо, да играет разноцветными красками степная ширь. Горький изображает пейзаж в романтическом ключе: степь на закате дня окрашена в яркий пурпур, точно там был развешан громадный бархатный занавес, и в складках его горело золото.
Царство силы и свободы —
Степь могучая моя, — поет чабан.
В отличие от важного крота чабан не имеет никакой собственности. Но у него черные кудри, смуглые щеки, огненные глаза и смелое сердце. Звуки его песни как клекот орла. И маленькая фея, которой так счастливо и спокойно жилось в чертогах царицы-матери, уходит к чабану и погибает. Майя, — пишет Горький, — «как одинокая береза, которая, любя свободу, выдвинулась из леса далеко в степь и стояла под ветром». Ветер и гроза убили ее. Гибель феи символична: «не ладится песня свободы с песней любви», любовь — тоже рабство, она сковывает волю человека. Умирая, Майя говорит чабану: «Ты снова свободен, как орел».
Читать еще: Где родился и шишкин. Художник иван шишкин биография
Любовь Майи и чабана так же сильна, как любовь Лойко Зобара и Радды. Во имя нее Майя отказывается от дворца, от леса, от матери, которая умирает с горя. Она пытается побороть даже безумный непереносимый страх, охватывающий ее во время грозы: ведь после грозы Майя все-таки остается с чабаном. Исключительность чувств роднит героев Горького с романтическими образами Байрона и Шиллера, Пушкина и Лермонтова. В сказке о маленькой фее тоже возникает образ благородного человеческого сердца, отвергающего установленные веками мещанские каноны. Страх перед Судьбой и Смертью побеждает чувство Любви. Майя пытается объяснить это чабану и добавляет: «Может быть, больше бы сказала, кабы могла вынуть из груди сердце и поднести его на руке к твоим очам».
В сказке «О маленькой фее и молодом чабане» впервые появляется мотив, который, нарастая, будет все настойчивее звучать в других романтических произведениях Горького. Это гимн свободе и упоение бурей. Во время грозы чабан стоит в почерневшей степи твердо, как скала, подставляя грудь стрелам молний. Описание грозы сделано ритмизированной прозой и напоминает написанную позже «Песню о Буревестнике»: «Стрелы молний рвали тучи, но они опять сливались и неслись над степью мрачной наводящей ужас стаей. И порой с ударом грома что-то круглое, как солнце, ослепляя синим светом, с неба падало на землю. »
Таким образом, проблемы, поставленные писателем М. Горьким в творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени. Горький, открыто заявивший еще в конце XIX века о своей вере в человека, в его разум, в его творческие, преобразующие возможности, до сегодняшнего дня продолжает вызывать интерес у читателей.
горький сказка детский
2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.М. ГОРЬКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ
.1 Сказка «Воробьишко» — близость её к произведениям устного народного творчества. Сказочные персонажи. Образ Пудика, его стремление жить «своим умом»
Одним из самых ярких детских произведений Горького по праву можно определить сказку «Воробьишко». Воробьишко Пудик летать еще не умел, но уже с любопытством выглядывал из гнезда: «Хотелось поскорее узнать, что такое Божий мир и годится ли он для него». Пудик очень любознателен, все-то ему хочется понять: отчего деревья качаются (пусть перестанут — тогда и ветра не будет); почему это люди бескрылые — им что, кошка крылья оборвала. Из-за непомерного любопытства Пудик и попадает в беду — вываливается из гнезда; а уж кошка «рыжая, зеленые глаза» тут как тут. Происходит сражение между мамой-воробьихой и рыжей разбойницей. Пудик от страха даже первый раз в жизни взлетел. Все кончилось благополучно, «если забыть о том, что мама осталась без хвоста».
В образе Пудика ясно проглядывает характер ребенка — непосредственного, непослушного, шаловливого. Мягкий юмор, неброские краски создают теплый и добрый мир этой сказки. Язык ясный, простой, понятный малышу. Речь персонажей-птичек основана на звукоподражании:
«- Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СКАЗОК А.М.ГОРЬКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
История рассказов и сказок Горького для детей связана с землетрясением, которое случилось на юге Италии, в Мессине. Катастрофа произошла 15 декабря 1908 года, около шести утра. Погибли тысячи людей, было большое количество раненых.
Все суда, находившиеся поблизости, подплыли к берегу. Матросы начали оказывать необходимую помощь пострадавшим.
Горький в это время жил на острове Капри, работал и лечился. «А что я могу сделать для пострадавших? — думал писатель. — Они нуждаются в лекарствах, одежде, деньгах. Им надо строить новые дома, чтобы жить дальше».
Книги А. М. Горького разошлись по свету. Писатель обратился за помощью ко всему миру. Многие люди ответили. В Мессину стали посылать деньги и вещи. Многие пожертвования приходили в адрес самого Горького. Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Неизвестные малыши из Баилова (предместье Баку) писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги… писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов». Это была школа для детей из демократических семей, организованная бакинскими революционерами в 1909 году. Педагоги считали, что любого закомплексованного ребенка можно превратить в радостного, веселого шалуна.
Средства дети заработали, распродав билеты на спектакль, что поставили сами под руководством талантливого педагога Алисы Ивановны Радченко. В конверте была фотография двенадцати участников представления.
Горький ответил: «Дорогие дети! Я получил собранные вами деньги для мессинцев и сердечно благодарю вас за всех, кому вы помогли. От души желаю для вас, хорошие маленькие люди, — будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю, как были вы в этом случае. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям! Это — правда, не забывайте её, и она даст вам неизмеримое счастье. …Будьте здоровы, любите друг друга и — побольше делайте шалостей, — когда будете старичками и старушками — станете с весёлым смехом вспоминать о шалостях. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны по вся дни жизни вашей. »
Читать еще: Секрет скрипок Антонио Страдивари. Справка
Тогда дети из «Школы шалунов» — Боря, Витя, Дима, Федя, Женя, Лена, Лиза и др. — прислали Горькому по письму.
Один из мальчиков написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку. И ещё напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу. Я тебя целую… Я бы хотел тебя увидеть».
Горький и на этот раз не оставил без ответа письма своих маленьких друзей. Во втором письме шалунам Горький признавался: «Я очень люблю играть с детьми, это старая моя привычка, маленький, лет десяти, я нянчил своего братишку потом нянчил ещё двух ребят…»[14, с.106].
Горький говорил, что получив письма детей, он «хохотал от радости так, что все рыбы высунули носы из воды — в чём дело?»[14, с.105]. Но самое главное, что Горький выполнил просьбу одного из детей: сказка «Воробьишко» впервые была напечатана в 1912 году в сборнике сказок «Голубая книжка», который вышел в том же году, отдельно сказка вышла в 1917 году в издательстве «Парус». Сказка «Случай с Евсейкой» была напечатана в газете «День», a потом c небольшими изменениями перепечатана в журнале «Северное сияние».
В ноябре 1910 года писатель получил письмо от семилетнего мальчика. Под впечатлением кончины Льва Николаевича Толстого мальчик писал:
«Милый Максим Горький! Все писатели умерли, ты один живой. Пришли мне сказку и письмо. Целую тебя, твой Илюша». Горький ответил своему корреспонденту через одну-две недели, послав сказку «Утро».
К теме мещанства, одной из важнейших тем всего своего творчества, Горький возвращается и в сказке «Яшка». Впервые напечатана в журнале «Северное сияние», 1919, № 1 — 2, январь — февраль.
«Сказка про Иванушку-Дурачка» восходит к русско-народным традициям.
Из письма шалунам ясно, как была написана история с самоваром. «Я хотя и не очень молод, — лукаво замечал Горький, — но не скучный парень, и умею недурно показывать, что делается с самоваром, в который положили горячих углей и забыли налить воду» [14, c.105-106]. Видно, Горькому не раз случалось встречаться с детьми и рассказывать про самовар. Данный случай описан в одной из книг автобиографической трилогии «В людях»: «…» В одно из воскресений, когда хозяева ушли к ранней обедне, а я, поставив самовар, отправился убирать комнаты, — старший ребёнок, забравшись в кухню, вытащил кран из самовара и уселся под стол играть краном. Углей в трубе самовара было много, и, когда вода вытекла из него, он распаялся. Я ещё в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, а войдя в кухню, с ужасом увидал, что он весь посинел и трясётся, точно хочет подпрыгнуть с пола. Отпаявшаяся втулка крана уныло опустилась, крышка съехала набекрень, из-под ручек стекали капли олова, — лиловато-синий самовар казался вдребезги пьяным. Я облил его водою, он зашипел и печально развалился на полу.«…» [10, c. 338].
Итак, история создания сказок для детей младшего возраста вбирает в себя причины и мотивации переписки Горького с воспитанниками «Школы шалунов», его позицию как издателя и писателя по отношению к заказу, исходящему от маленького читателя. Хронология создания не всегда совпадает с хронологией издания:
1. «Утро» — сказка написана в 1910, напечатана впервые в детском журнале «Жаворонок» (1918, М 11-12);
2. «Воробьишко» — 1912 год — впервые напечатано в сборнике «Голубая книжка» в том же году, но отдельно выходит только в 1917, издательство «Парус»;
3. «Случай с Евсейкой» — 1912 год — газета «День» 1912 года, далее в 1919 году, журнал «Северное сияние» (N2 3-4);
4. «Самовар» — 1913 год — впервые напечатано в сборнике «Ёлка. Книжка для маленьких детей», издание «Парус», 1918 год;
5. «Сказка про Иванушку — дурачка» — 1918 год;
6. «Яшка»- 1919 год — впервые напечатана в журнале «Северное сияние», 1919, № 1 — 2, январь — февраль.
Источники:
http://skazkibasni.com/skazki-maksima-gorkogo
http://www.studsell.com/view/5043/
http://studbooks.net/2424794/literatura/istoriya_sozdaniya_skazok_amgorkogo_detey_mladshego_vozrasta
А м горький произведения детей. А.М Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: