Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – Пьеса, драма.
Направление – Реализм.
- История создания
- Тема
- Композиция
- Главные герои
- Жанр
Бонус
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Посмотрите, что еще у нас есть:
В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.
Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.
Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.
Композиция
В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.
В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.
Читать еще: Бытовые повести xvii века. Бытовые повести XVII в
Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.
Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы».
По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.
Островский, «Гроза»: анализ произведения
Пьеса Островского «Гроза», анализ которой вы можете найти в этой статье, — известное произведение российского драматурга, написанное в эпоху предреформенного общественного подъема. Впервые оно увидело свет в 1859 году. Это пьеса в пяти действиях, события которой происходят в небольшом вымышленном городке Калинове, расположенном на берегу Волги.
Сюжет пьесы
Пьеса «Гроза» Островского, анализ которой вы сейчас читаете, до сих пор является программным произведением этого автора. Для того чтобы лучше в нем разобраться, обратимся к сюжету.
В центре повествования — семья Кабановых, они живут по домострою. Но при этом руководит всем женщина — Марфа Игнатьевна. Главная героиня — супруга ее сына Тихона, которую зовут Катерина. Она выросла, окруженная любовью и лаской в родной семье, поэтому с Кабановыми чувствует себя некомфортно. Тут царят жесткие нравы.
После того как она стала супругой Тихона, ее жизнь изменилась кардинальным образом. По сути, Катерина стала подневольной. Через несколько лет она влюбляется в племянника Дикого по имени Борис Григорьевич. Правда, и он оказывается самодуром, к тому же жестоким и жадным.
При этом он готов ответить ей взаимностью. Осознавая непростую ситуацию, в которой они оказались, влюбленные устраивают встречи украдкой. Но через какое-то время богобоязненная Катерина признается своему супругу в измене. Да еще и при его строгой и ничего не прощающей матери. После этого ее жизнь окончательно становится совершенно невыносимой. А когда Борис получает приказ уехать в Сибирь, Катерина не выдерживает психологического давления и кончает с собой. Она бросается с крутого обрыва в Волгу.
Обстановка, в которой написана пьеса
Для того чтобы сделать анализ произведения Островского «Гроза», следует вспомнить, в какое время была написана эта пьеса. В России царила предреволюционная ситуация, тучи сгущались практически над всеми сферами общественной жизни.
В основе пьесы «Гроза» Островского, анализ которой вы найдете в этой статье, лежит конфликт между отдельно взятой личностью и окружающим обществом. Причина же банальна, как и всегда. Это социальное неравенство и деньги.
Как и в большинстве других произведений Островского, здесь на первый план выходят темы деспотизма, угнетения человека человеком и лжи. Наибольшей силы этот протест набирает в пьесе «Гроза» А. Н. Островского. Анализ произведения обязательно включает в себя проблему борьбы человека за свои права и свободу, личное счастье, осмысленную жизнь. Эти вопросы и пытается решить драматург.
Конфликт драмы
В пьесе Островского «Гроза», анализ которой мы сейчас делаем, есть ключевой конфликт. Он заключается в том, что сильный и свободный человек оказывается в чуждой ему среде. Он попадает не в свою тарелку, его личность фактически начинают душить. Так и происходит с главной героиней Катериной.
Ее трагедия заключается в том, что девушка чужда семье Кабановых, так как до этого воспитывалась в свободной атмосфере. Она была единственной и любимой дочерью. А в этом мире все строится на лжи и обмане, члены семьи сами не уважают друг друга, все живут в страхе перед Марфой Игнатьевной, боясь чем-то оказаться ей неугодными.
Характеристика Катерины
Даже в кратчайшем анализе «Грозы» Островского необходимо охарактеризовать образ Катерины. Это возвышенная и поэтическая натура, которая восхищается природой и красотой, мечтает о любви. Вот только в ее жизни постоянно встречаются грубые и неотесанные мужланы.
Она всем сердцем пытается проникнуться любовью к мужу, свекрови, но смириться с царящим в семье насилием оказывается не так-то и просто. Самодурство и безгласность, которые царят в доме Кабановых, доводят историю до трагических последствий.
Едва ли не единственной отдушиной для Катерины являлась религия. Потому что книг она не читала, грамоты не знала, а вот церковь погружала ее в прекрасный мир народного искусства и фольклора.
В доме Кабановых она фактически задыхается, тоскуя по искренним и добрым человеческим отношениям. Она не хочет мириться с неволей, в которой оказалась, поэтому начинает придумывать способы, как навсегда покинуть этот опостылевший дом. В то же время она пытается подавить в себе эти чувства.
В сердце женщины происходит серьезная борьба. Читатель застает ее на фоне внутренней напряженной борьбы. Она влюбляется в Бориса искренне и глубоко, но при этом старается всячески подавить в себе живое и побуждающее чувство. Она стремится как можно реже видеться с любимым, от этого сильно страдает.
Читать еще: Победитель экстрасенсов 17. Свами даши
Образ грозы
В кратком анализе «Грозы» Островского важное место занимает образ самой грозы. Об этом надвигающемся природном явлении говорится еще в первом действии. Но речь идет не только о явлении природы, а и о душевной грозе, которая бушует в самой Катерине.
В мире религиозных представлений, в котором она живет, свои поступки кажутся Катерине страшными и греховными. Женщину пугает грех, между тем живые чувства просыпаются в ней все сильнее и сильнее.
Внутренняя борьба
В ее собственной душе назревает опасный конфликт, о котором обязательно надо сказать в анализе «Грозы» Островского по действиям. Главная героиня признается, что не умеет лгать, на что Варвара возражает ей, что только на этом держится весь дом Кабановых, так что ей придется очень непросто. Но Катерина категорически отказывается принимать мораль «темного царства», в котором оказалась. Уже тогда она прямо говорит, что в крайнем случае готова на решительные меры — выброситься из окна или утопиться в реке.
Катерина признается Варваре, что хотела бы себя переломить, но пока не может. В ее душе идет внутренняя борьба. Она задается вопросом: что значит — переломить себя? Остаться с человеком, который ее не любит и не ценит? Но в доме Кабанихи (так пренебрежительно называют Марфу Игнатьевну все домочадцы) невозможно жить с вольным сердцем и душой. Более того, под влиянием религиозной литературы Катерине кажется, что ее тяга к воле — это искушение, уготованное для нее дьяволом.
Перелом в главной героине
В анализе «Грозы» Островского важно отметить, когда происходит перелом в душе главной героини. В какой-то момент Катерина приходит к окончательному выводу, что ее муж не стоит не только ее любви, но и уважения. Читатель наблюдает последнюю вспышку ее внутренней борьбы.
Сначала она выбрасывает ключ, а сцена свидания открывается затяжной народной песней, в которой подчеркивается весь трагизм любви Катерины к Борису.
Характер Катерины
В результате мы видим, что гроза, которая начала собираться еще в первом действии, к концу пьесы все-таки разразилась над пленницей «темного царства». Но при этом борьба в душе главной героини еще не завершена. Многие литературные критики убеждены, что Катерина — не безответная жертва, а персонаж с сильным и решительным характером, с вольнолюбивым сердцем.
Она решается убежать из дома, не побоявшись будущей вероятной кары. Все это только для того, чтобы проститься с Борисом, который получил приказ направиться в Сибирь. При этом она уже не прячется от окружающих, не скрывает своих отношений с любимым и искренних чувств. Она кричит во весь голос, зовет своего возлюбленного, просит откликнуться.
В этот момент мы убеждаемся, что в действительности Катерина свободна, хотя бы потому, что больше ничем не дорожит, а живет во имя любви, чего раньше себе позволить не могла. В одной из сцен Катерина завидует Борису, называя его вольным казаком. Но на самом деле ее внутренняя свобода намного сильнее, чем у Бориса. Того в действительности сковывает страх перед дядей. Он оказывается недостойным Катерины.
В финале пьесы главная героиня побеждает, наконец, своего внутреннего врага — рушатся ее религиозные представления о мире. Катерина убеждается, что сама вольна выбирать, что ей делать дальше — жить или умирать. Размышляя о предстоящем самоубийстве, она приходит к выводу, что смерть все равно, рано или поздно, придет сама, а жить так, как живет она, нельзя. Ее даже не смущает, что это считается грехом и о ней никто не будет молиться. Катерина уверена, кто искренне любит, тот обязательно помолится.
«Гроза», анализ пьесы Александра Островского
Александр Николаевич Островский оставил яркий след в русской литературе, прежде всего, благодаря своей драматургии, которая стала основой для русского национального театра. И по сей день лучшие пьесы русского драматурга ставятся на сценах российских и мировых театров. Кроме того, Островский предоставил широкому кругу читателей возможность увидеть жизнь русского купечества, полную внешнего благополучия, но представлявшую порой нелицеприятную картину. Не случайно писатель получил негласное прозвище – «Колумб Замоскворечья», ведь именно за Москвой-рекой селились русские купцы.
Назидательный характер пьес Островского проявлялся уже в названиях: «Не садись не в свои сани», «Свои люди – сочтемся», «Не все коту масленица». Однако «Гроза», написанная в 1860 году, стала неким символом, открывшим новую эпоху в создании русских характеров, особенно женских.
В этом смысле выделяются две главные героини пьесы: Кабаниха, почтенная купчиха, и ее молодая сноха Катерина. Первая, по словам одного из жителей Калинова, где происходит действие пьесы, «домашних заела совсем». И первой в ряду несчастных жертв становится жена единственного сына Тихона – Катерина.
Все жители города Калинова, вымышленного, но очень ярко представляющего типичный провинциальный русский городок на Волге, уже давно привыкли, что в городе царят «жестокие нравы». Их поддерживают два самодура (слово, удачно примененное Островским, означающее того, кто действует только по собственной прихоти, не считаясь ни с чьим мнением) – купец Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.
Читать еще: Быть не молотом а наковальней что значит. Новиопия
В семье первого жена с утра всех домашних умоляет: «Батюшки, не рассердите, голубчики, не рассердите!» Иначе беда: всем, кто попадется под руку, не поздоровится. В семье Кабановой внешне все благопристойно: сын Тихон, который не смеет ослушаться маменьку и живет не «по своей воле», а «как маменька велит». А маменька велит, чтобы во всем был порядок, который был заведен еще в домостроевские времена. Следствие такого порядка – примитивные представления об окружающем мире, которые, например, демонстрирует странница Феклуша, рассказывая почтенным купцам о людях «с песьими головами» и о том, что «Литва с неба упала». Недаром русский критик Николай Добролюбов назвал подобную атмосферу «темным царством».
Те, кто вырос в подобных условиях, либо подчиняются, как Тихон, либо только делают вид, что подчиняются. Например, дочь Кабановой, Варвара, привыкла жить по принципу: «Делай все, что хочешь, лишь бы было все шито да крыто».
Именно этому она пытается научить и Катерину. Только вот невестка Катерина, выросшая совсем в других условиях, не привыкла притворяться и лицемерить. Она пытается доказать право на собственное мнение, но постоянно наталкивается на язвительные замечания свекрови: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают». Катерина, выросшая, точно птичка на воле, привыкшая все делать без принуждения, в доме Кабановых чувствует, что «скоро завянет».
Еще одна жертва самодуров – племянник Дикого Борис, оказавшийся в Калинове тоже не по своей воле. Он вместе с сестрой ждет наследства от дядюшки, но при условии, если они будут к нему почтительны. Все, включая Кудряша, весельчака и балагура, прекрасно понимают, что невозможно это условие выдержать при характере Дикого (не случайно автор использует «говорящую» фамилию).
Именно такого доброго, честного, но безвольного человека полюбила Катерина. Она не хочет, как Варвара, скрывать свои чувства, не желает жить воровской любовью: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» Десять дней, пока Тихон был в отъезде, встречалась Катерина с Борисом с помощью Варвары, у которой был ключ от садовой калитки.
После возвращения мужа Катерина не нашла в себе силы скрывать правду – она призналась в грехе прилюдно. Сцена признания Катерины – кульминация пьесы. Она прописана автором детально, и читатель или зритель имеет возможность испытать ту сложную гамму чувств, которую пережила героиня.
Вот она оказывается в галерее, где прогуливаются жители Калинова. Вдали раздается удар грома, и Катерина вздрагивает: она уверена, что это Бог гневается, ведь она очень религиозна. Появление Бориса повергает героиню в смятение. К тому же в галерею приходит сумасшедшая барыня со словами о том, что «за все отвечать придется» и «с красотой лучше в омут с головой». Ее слова, как будто обращенные к Катерине, вызывают у молодой женщины новый приступ страха. Она хочет помолиться, чтобы снять тяжесть с души, но встав возле стены на колени, видит изображение геены огненной и понимает, что Бог ее не простит – слишком много нагрешила. Eе признание сопровождается ударом грома.
Дальнейшее существование Катерины в доме Кабановых напоминает преисподнюю: многозначительные намеки Кабанихи, молчаливое согласие Тихона, который вновь демонстрирует свою слабость, напиваясь в трактире каждый день, и последнее предательство – отъезд Бориса, уезжающего «в Сибирь не по своей воле». Все в «темном царстве» живут не по своей воле – одна Катерина не желает отказываться от своей воли.
Простившись с Борисом, она идет на берег Волги и бросается с обрыва в реку. Не сразу решается Катерина на этот страшный поступок: она набожна и прекрасно знает, что именно самоубийство – самый страшный грех для верующего человека. Однако теперь для нее «что домой, что в могилу – все равно». А еще она уверена: «Кто любит, тот будет молиться».
Можно много и долго спорить по поводу того, сила или слабость характера проявилась в поступке Катерины. Важно другое: окружали ее только слабые мужчины. Тихон спасался от гнета матери постоянными отлучками («Как подумаю, что две недели надо мной этой грозы не будет…»). Борис, прекрасно сознавая, на что решится Катерина после его отъезда, все-таки не берет ее с собой, перекладывая ответственность на другие плечи. Сама же Катерина не смогла смириться с таким положением в семье Кабановых, своей смертью сделав «страшный вызов самодурной силе», по словам Н. Добролюбова. И этот вызов был принят: безропотно соглашавшийся со всеми словами матери, Тихон над трупом жены бросает обвинение в лицо Кабанихе: «Вы ее погубили! вы, вы, вы…»
Такая цельная и смелая натура, как Катерина, в русской литературе станет прообразом «тургеневской девушки», то есть героини, способной «идти до конца», не сворачивая с пути и достигая намного больше, чем мужчина, жертвуя собой ради какой-то идеи. Такой тип возникнет позже в романах другого великого русского писателя XIX века – Ивана Сергеевича Тургенева.
Источники:
http://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/analiz-proizvedeniya-ostrovskogo.html
http://www.syl.ru/article/357673/ostrovskiy-groza-analiz-proizvedeniya
http://goldlit.ru/ostrovsky/619-groza-analiz