Гаянэ Ерибекян
Психологический тест для дошкольников «Моя семья»
Дети с интересом относятся к тестированию. Для них тесты – новый вид увлекательной игры. Пока ребенок увлечен этой игрой, психолог проводит свою исследовательскую работу, направленную на изучение внутреннего мира малыша. Что его интересует, радует или огорчает? В чем причина страхов? Насколько у него развита фантазия? Не одинок ли он в семейном кругу?
( http://psytags.ru/http_psytags_ru_sbornik_psihologicheskih_testov/ — диагностические, занимательные и образовательные тесты для детей)
Тест «Моя семья»
Чтобы выяснить, как ребенок относится к своим ближайшим родственникам, предложите ему альбомный лист, набор цветных карандашей и задайте тему для рисунка «Моя семья»
Рекомендации по выполнению теста
При выполнении малышом задания вас не должно быть рядом. Пусть ребенок будет раскрепощен
Если вы знаете о том, что накануне ребенок был свидетелем конфликта в семье, отложите прохождение теста. Если у малыша возникают вопросы о том, что и как он должен рисовать, это значит, что представление о понятии «семья» у него не вполне сформировано. Для предупреждения таких вопросов необходимо заранее провести беседу на данную тему
Когда рисунок будет готов, непременно нужно обсудить его вместе с малышом, чтобы он поделился своими мыслями, которые помогут вам лучше разобраться в его представлениях о семье
Работа над расшифровкой теста
Все ли изображения на месте?
При растолковании теста следует помнить, что в детском рисунке не бывает ничего лишнего. Здесь важен каждый штрих (положение изображений, нажим карандаша, цвет и т. д.). Отсутствие на рисунке изображения какого-либо члена семьи не означает, что малыш о нем забыл. Он подсознательно вытесняет этого человека. Если же ребенок не изобразил себя, это может означать, что либо он считает себя ненужным в семье, либо наоборот, хочет показать, что ему и без членов семьи живется хорошо.
О размере изображения
Здесь аналитический алгоритм прост. Значимые для ребенка персонажи изображаются им в более крупных размерах. Возможно, вы увидите на рисунке великанов — братиков и сестер и лилипутов – родителей. Это значит, что в данный момент родителям отводится второстепенная роль
Дополнение рисунка «чужаками»
Нередко детский рисунок содержит изображения вымышленных героев или даже техники (друзья, соседи, сказочные герои, машины). Данный факт свидетельствует о недостатке у ребенка общения и эмоциональной поддержки в семье, поэтому он пытается восполнить этот пробел вне дома
Выше или ниже
Изображения персонажей малыш может пометить в разных частях рисунка. Обратив внимание на положение изображенного образа, вы определите, кого малыш считает «хозяином» в доме, т. е. кто в семье наделен большей властью
Расстояние между героями
Этот важный нюанс – свидетельство психологической дистанции между членами семьи. Чем ближе друг от друга расположены изображения персонажей, тем крепче взаимопонимание между ними
Это Я
Малыш изобразил себя в уголке рисунка – значит, у него заниженная самооценка. Гигант, занимающий все пространство в середине рисунка, подскажет вам, что ребенок хорошего о себе мнения. Хотя у большинства детей-дошкольников самооценка завышенная, поскольку они являются «принцами и принцессами» в семье, с возрастом происходит стирание детского эгоцентризма и налета «избранности»
Тревожная копка
Рисунок содержит персонаж, изображенный с большим нажимом, обведенный или заштрихованный. Это свидетельство наличия тревожности у малыша. Тревогу могут вызвать неосознанные установки со стороны взрослых. О чувстве страха и тревоги у малыша могут указывать также слабые несмелые линии и штрихи
Любимые домашние питомцы
Малыш изобразил своего четвероногого друга рядом с собой? Конечно, ведь в нем ребенок видит самого близкое и «родное» существо, которое бескорыстно любит его, никогда не ругает и не предъявляет никаких требований
Голова персонажа
Изображая большеголового персонажа, малыш хочет рассказать, что считает его самым умным членом семьи. Обратите внимание на глаза – отражение психоэмоционального состояния хозяина. Большие глаза символизируют страх, ожидание помощи и поддержки, необходимость ласкового отношения. Глаза, изображенные в виде щелочек или точек, говорят о подавленности, неуверенности, запрете на выражение эмоций.
Контуры рта Большой, открытый, заштрихованный рот указывает на выраженную агрессию, неудовлетворенность, обиду. Изображение рта в виде черточки, точки, либо его отсутствие — признак наложенного табу на выражение эмоций. Поведение такого человека отличается безынициативностью и слабоволием.
Изображение ушей Обладатель больших ушей всегда будет считаться с чужим мнением. Это самый покладистый персонаж. Если большие уши у исследуемого ребенка, это может отражать его восприимчивость к окружающему миру. Нередко большой размер ушей свидетельствует о тревожном настороженном поведении малыша, уши для него являются ведущим информационным каналом, по которому поступают разнообразные сведения о нем самом и окружающем мире
Нарисована ли шея?
Шею считают связующим звеном между чувствами и разумом. Если ребенок изобразил эту часть тела, то это говорит о том, что у персонажа присутствует здравый смысл, практичный ум и сильная воля. При отсутствии в изображении шеи можно предполагать о бесконтрольной эмоциональной вспыльчивости героя
Читать еще: Гослото 5 из 36 тираж 7164. Как получить свой приз
О руках
Они считаются проводниками в мире целей и взаимоотношений. Руки позволяют нам в реализации наших целей и возможностей, талантов и способностей. Важно обратить внимание на пальцы. Их наличие указывает на то, что человек уверен в себе и в своих возможностях проявления в окружающем мире. По изображению пальцев на левой руке можно судить о связях внутри семьи, на правой руке – вне семьи. Обладатели больших рук отличаются широтой взглядов, смелостью и могуществом
Наша опора – ноги
Если у персонажа крепкие ноги и крупные стопы, то он пользуется огромной поддержкой рода. Тонкое изображение ног указывает на внутреннюю неуверенность и страх перед неизвестностью. Ноги – символ наличия возможностей движения, жизненных перемен, открытия новых просторов.
Глаза многое могут рассказать о человеке, если внимательно смотреть в них. Родителям следует чаще заглядывать в глаза ребенку. И не для того, чтобы настоятельно допытываться правды от него, а с глубоким вниманием и любовью. В общении с ребенком стремитесь к установлению взаимоотношений не между родителем и ребенком, а равноправных отношений по схеме «ребенок-ребенок». Когда вашему «внутреннему ребенку» удастся установить связь с малышом, вы сможете понять и объяснить природу детского сознания.
Тест для родительского собрания «Рисунок семьи» Тест для родительского собрания «Рисунок семьи» Используется стандартный лист бумаги (А4) ,цветные карандаши и простой карандаш. 1 Если.
Тест на определение вашей жизнерадостности Те, кто проявляет интерес к себе любимому и прикладывает усилия к тому, чтобы приоткрыть завесу тайны над своей неповторимой индивидуальности.
Тест для родителей «Природа России» Уважаемые родители, вашему вниманию предлагается пройти тест на знание природы России: 1. На гербе Самарской области изображён? a) Дикий.
Профессиональный тест для педагогов по ФГОС дошкольного образования 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает требования: • К структуре, процессам, результатам.
Психологический подход к индивидуальным занятиям по развитию речи у дошкольников 3-х лет Условия,необходимые для проведения занятий по развитию речи: 1. Благоприятная атмосфера (позитивный настрой педагога,спокойная и дружелюбная.
Психологический тест для сладкоежки Задумывались ли вы когда-нибудь, как складываете фантик от конфеты, когда съедаете её? Обратите внимание на это в следующий раз. А.
Тест для педагогов «Методы и приемы активизации познавательной деятельности дошкольников» «Методы и приемы активизации познавательной деятельности дошкольников» Уважаемый коллега, напротив каждого утверждения поставь соответствующий.
Тест для педагогов «Знатоки ФГОС ДО» Тест состоит из вопросов предполагающих внесение своего ответа и заданий с выбором вариантов из предложенных ответов (вариантов может быть.
Тест «Хорошие ли вы родители?» Инструкция родителям. От того, как мы относимся к детям, зависит, какой характер сложится у них. Этот тест поможет Вам проанализировать.
Тест «Правовое сопровождение несовершеннолетних» В настоящее время все более актуальными становятся проблемы жестокого обращения с несовершеннолетними т. е. С детьми. Одной из такой форм.
Рисуночный тест «Моя семья». Методика интерпретации рисунка
Случается, что родители не могут сами понять, почему ребенок начал вести себя иначе, стал замкнутым, необщительным. Ребенок не желает рассказывать о своих проблемах или переживаниях своим родителям. Случается, что изменения поведения замечают воспитатели или учителя. Дети, у которых проблемы с родителями, не всегда идут на контакт. Поэтому взрослым приходится пользоваться услугами детского психолога.
Существует множество тестов, чтобы узнать об отношениях в семье. Но стоит помнить, что не все дети будут рассказывать о своих проблемах или волнениях. Поэтому чтобы малыш не чувствовал себя, как на допросе, психологи применяют рисуночный тест «Моя семья». Интерпретирование детского рисунка может рассказать многое о ребенке и его проблеме.
Тест позволяет узнать, какие взаимоотношения внутри семьи. Проективная методика «Рисунок семьи» — это самый информативный способ диагностировать проблему. С его помощью психолог может узнать, как ребенок относится к близким. Ведь малыши видят мир не так, как взрослые. Поэтому родители могут и не видеть проблемы. По рисунку можно увидеть, как родители относятся к ребенку. Тест «Моя семья» рассчитан для детей 4–5 лет и старше. А также его можно применять для взрослых.
Во время прохождения данной методики необязательно рисовать людей. Можно изображать близких в виде животных или машин, фигур или цветов. Главным в интерпретации рисунка семьи будет:
- расположение;
- штриховка;
- размер;
- цветовая гамма и т. д.
Тестируемого можно расспросить, кто изображен на рисунке, чем они занимаются. Это также имеет ценность в диагностике.
Описание теста «Моя семья»
Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.
Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.
Читать еще: Роман И. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике
После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:
Кого ты нарисовал? А где они находятся?
- Чем вы занимаетесь на этом рисунке? Вы вместе это делаете или нет?
- Если на картинке изображено событие, надо уточнить у малыша, это уже было, будет или он хочет чтобы это произошло.
- Расспросить, как там на изображении: всем весело или грустно, скучно или интересно и так далее.
- Если на изображении отсутствует кто-то из членов семьи, обязательно надо уточнить, где он находится, возможно, уехал, не хватило места на листе бумаги. Обязательно надо узнать причину отсутствия данного члена семьи.
- Спросите у малыша, как он себя чувствует на картинке. Ему весело или грустно, хорошо или плохо. Хочет ли он поменять что-то на этой картинке, чтобы стало лучше?
- Кто самый счастливый в нарисованной семье? Почему?
- У вас есть несколько билетов в зоопарк, но одного билета не хватает. Кто останется дома? Почему?
Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».
Интерпретация рисуночного теста «Моя семья»
Изображение, нарисованное ребенком, является отображением его взаимоотношений с другими членами семьи. Через рисунок он передает то, как он их видит и какую роль он отводит каждому в семье.
Анализ групповой композиции рисунка
Тестируемый изобразил семью, члены которой находятся рядом друг с другом. На картинке они могут быть просто изображены рядом или заняты общим делом. Или противоположный вариант, когда члены семьи нарисованы на расстоянии друг от друга. Такая интерпретация рисунка семьи показывает как реальную ситуацию в семье, так и желаемую ребенком. Возможно, ему уделяют мало внимания и он мечтает проводить с родителями больше времени, или же семья действительно дружная и все делается вместе.
Если на рисунке все держатся за руки, то это можно понимать двояко. Или же в семье все отлично, или ребеночек хочет чтобы так было.
Двусмысленно также будет изображение двух человек, стоящих рядом. Возможно, между этими людьми действительно теплые отношения или же крохе хочется, чтобы это стало реальностью.
Если один из персонажей отдален от общей картины, означает что он держится от всех на расстоянии и ребенок эту отчужденность заметил.
Размещение одного из персонажей выше других или ниже, говорит о том что он главный в семье, если ниже — его влияние минимальное. Например, младшая сестра нарисована выше всех, то есть непосредственно она распоряжается всеми.
Диагностирование самого привлекательного персонажа
Диагностирование самого привлекательного персонажа можно провести по таким признакам:
- он был нарисован первым, его в основном размещают на фронтальном плане рисунка;
- его нарисовали крупнее других;
- этот персонаж нарисован с любовью;
- вокруг него нарисованы остальные персонажи. Они смотрят в его сторону.
Малыш может нарисовать его в необычной одежде или же прорисовывает какие-то детали и такие же рисует на своей фигуре — так он сравнивает себя с ним.
Размер нарисованных персонажей также играет немаловажную роль в проектированной методике «Рисунок семьи». Кроха рисует большого размера того члена семьи, с которым хорошие отношения. Например, он нарисовал большим папу. Это можно понимать, что с отцом ребенку комфортно находиться рядом, ему нравится проводить с ним время. Отношения с мамой у малыша или натянуты или имеют меньшее для него значение. Менее значимые персонажи изображаются вдалеке от остальных и рисуются последними маленького размера. Но также ребеночек может зачеркнуть или стереть этого малозначимого персонажа.
Стоит обратить внимание и на штриховку, и на нажим. Если во время рисования какого-либо персонажа тестируемый давит на карандаш, это означает, что данный персонаж вызывает у него чувство тревоги.
Если малыш рисует себя близко возле папы или мамы, значит, он отдает свое предпочтение данному родителю.
Главным фактором, определяющим предпочтения малыша, является расстояние между членами семьи. Именно это расстояние является психологической дистанцией. Дети изображают близких людей рядом с собой.
Ребенок о себе
Выделяя себя среди остальных детей, ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, отодвинув на задний план остальных членов семьи.
Преувеличенная фигура ребенка рядом с отцом означает, что малыш старается равняться во всем на отца. Так он выражает чувство соперничества, он хочет быть таким же авторитетным в семье, как и отец.
Чувство опеки и беспомощности будет выражено маленькой детской фигурой, окруженной родителями. Он хочет чтобы о нем заботились и уделяли ему внимание. Возможно, это связано с усиленной опекой над ненаглядным чадом и он привык к такому обращению с ним. В основном такое бывает, когда в семье один ребенок. Своей несамостоятельностью и слабостью дети очень часто манипулируют взрослыми, чтобы получить больше внимания.
Читать еще: Маленькие японские странности. Для всех и обо всем
Кроха тщательно прорисовывает свою фигуру на рисунке — так он показывает, что жизнь вращается вокруг него, он уникальный. Это также говорит о том, что родители вкладывают все силы в ребенка, чтобы воплотить в нем все несбывшиеся мечты. В такой семье детские желания на первом плане, а родители выполняют второстепенную роль.
Дополнительные персонажи
Изображение на рисунке несуществующих людей, не относящихся к семейному кругу, или животных говорит о том, что ребенок пытается заполнить пустоту, ему не хватает тепла во взаимоотношениях с родителями. Или же это можно расшифровать как недостаток эмоциональных связей. Дети, у которых нет родных братьев и сестер, могут изобразить двоюродных как членов своей семьи. Изображая зверушек, ребенок показывает, что ему не хватает общения с другими детьми, он желает играть с ровесниками, ему нужен постоянный компаньон в играх, чтобы он мог общаться с ним на равных.
Выдуманные персонажи говорят о неудовлетворенных детских потребностях. Недостаток удовольствия в настоящей жизни кроха удовлетворяет в своих воображениях и мечтах. Расспросив ребенка об этом персонаже, можно понять, чего же ему не хватает.
Если дошкольник изображает одного из членов семьи как домашнее животное, в реальности не существующее, то так он показывает, что ему мало любви и он желает ее обрести от этого человека.
Изображение родителей
Зачастую ребенок рисует обоих родителей. Папа выше всех слева, потом мама и остальные члены семьи. Но следует помнить, что ребенок может изображать желаемое, а не реальность. Это случается в неполных семьях. Малыш рисует отсутствующего члена семьи, тем самым показывает, что он хочет, чтобы папа или мама были рядом. Если родители развелись, он может так показать свое желание, чтобы родители снова сошлись.
Изображение одного родителя показывает, что ребенок прошел адаптацию и принял существующую реальность. Или же фигура одного из родителей может быть изолирована. Этим способом ребенок показывает свое желание быть с родителем противоположного пола. Вызванная ревность эдиповым комплексом вполне нормальное явление у детей, которые еще не достигли полового созревания.
Иногда дети рисуют или отца, или мать огромного размера. Это свидетельствует о том, что он является доминирующим членом семьи. Этот взрослый угнетает независимость ребенка и его инициативы. Ребенок показывает подавление своей воли, враждебность, страх перед этим человеком. Иногда дети рисуют также большие руки, что может означать диктаторское отношение. Если один из взрослых изображен небольшого размера с маленькими ручками или без них, это можно истолковывать как неуважение и игнорирование к данному близкому человеку.
Нежелание рисовать одного из членов семьи
Случается что дошкольник отказывается рисовать одного из членов семьи. На вопрос: «Почему ты не нарисовал брата?» малыш может ответить, что не хватило места или забыл. Помните, ничего не происходит случайно. Такая «забывчивость» или «нехватка места» может означать переживания и какие-то чувства к данному члену семьи. В основном дети из-за ревности к родителям не изображают младших сестер и братьев, потому что, как считают, именно им достается больше любви и родительского внимания. В реальности дети не проявляют агрессии, но во время рисования она может показываться на рисунке отсутствием младших детей.
Случается, что кроха изображает младших членов семьи, но при этом не изображает себя. Так, он ассоциирует себя с братом или сестрой, которым приходится большая часть родительского внимания. Если ребенок не изображает кого-то из родителей, это может быть негативное отношение к нему.
Ребенок, который чувствует себя в семьи одиноко, рисует свою фигуру вдалеке от всех. Или же он может не нарисовать себя. Это тоже показывает отчужденность и одиночество. Он также чувствует себя неполноценным, у него занижена самооценка. Такое может быть, если взрослые очень часто критикуют малыша, ставя в пример старших детей.
Рисуночный тест МОЯ СЕМЬЯ
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Самойленко Наталья Викторовна
- Написать
- 1383
- 20.05.2018
Номер материала: ДБ-1616631
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskii-test-dlja-doshkolnikov-moja-semja.html
http://psiho.guru/metodiki/risunochnyy-test-moya-semya-metodika-interpretacii-risunka.html
http://infourok.ru/risunochniy-test-moya-semya-3037306.html