- Детство и юность
- Полезные связи
- Жизнь на колесах
- Последние годы жизни
- Личная жизнь
- Смерть
7 мая 1833 года в семействе гамбургского музыканта родился сын, которого нарекли Иоганессом. Первым учителем музыки мальчика был его отец, который обучил способного сына игре на многих духовых и струнных инструментах.
Иоганнес с такой легкостью овладевал тонкостями игры, что уже в десятилетнем возрасте начал выступать на крупных концертах. Родителям юного дарования посоветовали отвести мальчика к педагогу и композитору Эдуарду Марксену, который быстро понял, что судьба преподнесла ему настоящий подарок в виде маленького музыкального гения.
Днем мальчик занимался с Марксеном, а по вечерам был вынужден играть в портовых барах и тавернах, чтобы заработать на кусок хлеба. Подобные нагрузки сильно отразились на хрупком здоровье юного музыканта.
В 14 лет Иоганнес окончил учебу в училище и впервые дал сольный концерт, где он выступил как пианист.
Полезные связи
В краткой биографии Брамса большое значение сыграли полезные знакомства, для которых не стал помехой замкнутый и нелюдимый характер Иоганнеса.
Во время концертной поездки в 1853 году судьба свела Брамса с известным венгерским скрипачом Йозефом Иоахимом, сыгравшем ключевую роль в творческой жизни молодого музыканта.
Иоахим, пораженный талантом нового знакомого, дал ему рекомендательное письмо Листу, который также оказался под впечатлением от сочинений начинающего композитора.
Также по рекомендации Иоахима Брамс познакомился Шуманом, которого всегда боготворил. Пораженный творчеством Брамса, Шуман начал активно популяризировать его в высших музыкальных кругах, каждый раз лестно отзываясь о молодом даровании.
Жизнь на колесах
Постоянно переезжая с места на место по городам Швейцарии и Германии, Брамс успел написать немало произведений в области камерной и фортепианной музыки. Музыкант мечтал о том, чтобы постоянно жить и творить в родном Гамбурге, но ему ничего не предлагали.
Чтобы заявить о себе на всю Европу и добиться признания, в 1862 году Брамс отправился в Вену. Здесь он быстро завоевал любовь публики, однако вскоре осознал, что не создан для рутинной работы, будь то должность главы Общества любителей музыки или руководителя Хоровой капеллы.
Узнав о смерти матери в 1865 году, Брамс в состоянии сильного эмоционального потрясения завершил свою давнишнюю работу – «Немецкий реквием», который впоследствии занял особе место в европейской классике. Успех этого сильного произведения был невероятным.
Последние годы жизни
После смерти горячо любимой матери Брамс принял решение навсегда остаться в Вене. Характер музыканта, и без того крайне тяжелый, окончательно испортился. В последние годы жизни он прекратил общение как с новыми знакомыми, так и со старыми приятелями.
Летом композитор уезжал на курорты, где черпал вдохновение для своих новых произведений, а зимой давал концерты как дирижер или исполнитель.
За всю жизнь Брамсом было написано более восьмидесяти произведений для отдельных музыкальных инструментов, оркестра и мужского хора. Наибольшую славу маэстро принесли его прекрасные симфонии, всегда отличавшихся особенным стилем. Вершиной творчества Брамса стал его знаменитый «Немецкий реквием».
Личная жизнь
Личная жизнь композитора так и не сложилось. У него было несколько сердечных привязанностей, однако ни одна из них не завершилась браком и рождением детей. По-настоящему сильной страстью Брамса всегда оставалась лишь музыка.
Смерть
В последние годы жизни Брамс часто и подолгу болел. Скончался великий музыкант 3 апреля 1897 года в Вене.
«…Поглотило стремленье безбрежное роковой беззаветной любви»
«Я мыслю только музыкой, и если так пойдет дальше,
превращусь в аккорд и исчезну в небесах».
Из письма И. Брамса Кларе Шуман.
В биографии Брамса есть тот факт, что летом 1847 года 14-летний Иоганнес отправляется на юго-восток Гамбурга поправить здоровье. Здесь он обучает игре на фортепьяно дочь Адольфа Гизманна. Именно с Лизхен начнется череда романтических увлечений в жизни композитора.
Клара Шуман занимала особое место в жизни Брамса. Впервые встретившись с этой удивительной женщиной в 1853 году, он пронес через всю жизнь светлые чувства к ней и глубокое почитание ее мужа. Дневники четы Шуманов были полны упоминаний о Брамсе.
Клара, мать шестерых детей, была старше Иоганнеса на 14 лет, но это не помешало ему влюбиться. Иоганнес восхищался ее мужем Робертом и обожал его детей, поэтому не могло быть и речи о романе между ними. Буря чувств и колебание между страстью к замужней женщине и уважением к ее мужу вылились в музыку к старинной шотландской балладе «Эдвард». Пройдя через множество испытаний, любовь Иоганнеса и Клары так и осталась платонической.
Перед смертью Шуман сильно страдал от психического расстройства. То, как Брамс в этот непростой для Клары период опекал ее и по-отцовски заботился о ее детях, было высшим проявлением Любви, на которую способен только человек с благородной душой. Он писал Кларе:
«Мне всегда хочется говорить Вам только о любви. Каждое слово, которое я Вам пишу, и которое не говорит о любви, заставляет меня раскаиваться. Вы научили меня и продолжаете ежедневно учить восхищаться и узнавать, что такое любовь, привязанность и преданность. Мне всегда хочется писать Вам как можно более трогательно о том, как искренне Вас люблю. Я могу только просить Вас поверить мне на слово…»
Чтобы утешить Клару, в 1854 он пишет для нее Вариации на тему Шумана.
Смерть Роберта, вопреки ожиданиям окружающих, не привела к новой стадии отношений Клары и Брамса. Он многие годы вел с ней переписку, всячески помогал ее детям и внукам. Позже дети Клары назовут Брамса одним из их числа.
Читать еще: 42 размер российский параметры
Иоганнес пережил Клару ровно на год, как будто в подтверждение того, что эта женщина была для него источником жизни. Смерть любимой так потрясла композитора, что он сочинил Четвертую симфонию, одно из своих самых значительных произведений.
Впрочем, будучи самым сильным, это сердечное увлечение было не последним в жизни Брамса. Друзья пригласили маэстро провести лето 1858 года в Гёттингене. Там он встретился с очаровательной обладательницей редкого сопрано Агатой фон Сибольд. Будучи страстно влюбленным в эту женщину, Брамс с удовольствием писал для нее. Все были уверены в их скором браке, однако помолвка вскоре была расторгнута. После этого он писал Агате: «Я люблю Вас! Я должен увидеть Вас снова, но я неспособен носить оковы. Пожалуйста, напишите мне… могу ли я… приехать снова, чтобы заключить Вас в своих объятиях, поцеловать и сказать, что люблю Вас». Они больше никогда не виделись, и Брамс позже сознался, что Агата была его «последней любовью».
Через 6 лет, в 1864 году в Вене Брамс будет преподавать музыку баронессе Элизабет фон Штокхаузен. Красивая и одаренная девушка станет очередной страстью композитора, и снова эти отношения не дадут ростка.
В 50-летнем возрасте Брамс встретил Гермину Шпитц. Она обладала красивейшим сопрано и стала впоследствии главной исполнительницей его песен, особенно рапсодий. Вдохновившись новой увлеченностью, Брамс создал многие произведения, но роман с Герминой тоже длился недолго.
Уже в зрелом возрасте Брамс признает, что его сердце нераздельно принадлежало и всегда будет принадлежать его единственной Госпоже – Музыке. Творчество было для него организующим стержнем, вокруг которого вращалась его жизнь, и все, что отвлекало этого человека от создания музыкальных произведений, должно было быть исторгнуто из мыслей и сердца: будь то солидная должность или любимая женщина.
Интересные факты
- Брамс превзошел сам себя в искусном владении приемами контрапункта. Самые сложные его формы становились естественными средствами выражения эмоций композитора.
- Его первая симфония стала поистине эпическим произведением. Начав писать ее в 1854, он впервые исполнил произведение 22 года спустя, все это время занимаясь суровой правкой.
- Так называемая Война романтиков была большей частью музыкальным спором между представителями радикального направления в музыке Вагнером и Листом с одной стороны и консерваторами Брамсом и Кларой Шуман с другой. Как следствие, современники воспринимали Брамса как безнадежно устаревшего, а между тем, он весьма популярен сегодня.
- Ни одно другое произведение Брамс не писал так долго, как «Немецкий реквием». Он также стал самым длинным произведением композитора. Для его текста Брамс сам лично выбирал цитаты из лютеранской Библии. Надо отметить, что канонический реквием должен быть составлен из отрывков литургической мессы, но не в этом главная особенность текстовой составляющей произведения Брамса. Ни одна из выбранных цитат не содержит имени Иисуса Христа, что было сделано намеренно: в ответ на возражения Брамс говорил, что для большей универсальности и всеохватности текста может даже переименовать его в «Человеческий реквием».
- Большинство произведений Брамса – краткие сочинения прикладного характера. Влиятельный американский критик Б. Хеггин утверждал, что Брамс особенно хорош в малых жанрах, к которым он отнес бы Венгерские танцы, Вальс для фортепьянного дуэта и Вальсы любви для вокального квартета и фортепьяно, а также некоторые из его многочисленных песен, особенно «Wiegenlied».
- Основная тема в финале Первой симфонии является реминисценцией основной темы финала Девятой симфонии Бетховена. Когда один из критиков, заметив это, похвалился Брамсу своей наблюдательностью, тот ответил, что каждый осел мог бы это заметить.
- В биографии Брамса отмечается, что в 57 лет композитор объявил о конце своей творческой карьеры. Однако после этого, будучи просто не в состоянии прекратить сочинять, он дал миру некоторые поистине неимоверно красивые сочинения: Сонату для кларнета, Трио и Квинтет.
- В 1889 была сделана аудиозапись исполнения Брамсом одного из своих Венгерских танцев. Существует много споров по поводу того, чей голос слышен на пластинке, но то, что громоподобное исполнение принадлежит все-таки самому Брамсу, несомненно.
- В 1868 Брамс написал широко известную, основанную на народном тексте «Колыбельную» («Wiegenlied»). Он сочинил ее специально ко дню рождения сына Берты Фабер, своей доброй знакомой.
- Брамс был учителем музыки известного кинокомпозитора Макса Штайнера в его раннем детстве.
- Его дом в небольшом городке Лихтенталь, Австрия, где Брамс работал над камерными произведениями среднего периода и многими из своих главных сочинений, включая «Немецкий реквием», сохранен и по сей день, являясь музеем.
Тяжелый характер
Иоганнес Брамс прославился своей мрачностью, пренебрежением всеми светскими нормами поведения и условностями. Он был довольно резок даже с близкими друзьями, утверждают, что однажды, покидая какое-то общество, он извинился, что не всех обидел.
Когда Брамс и его друг, скрипач Ременьи, заручившись рекомендательным письмом, приехали в Веймар к Ференцу Листу , королю музыкального мира Германии, Брамс остался равнодушен и к Листу, и к его творчеству. Маэстро был в негодовании.
Шуман стремился привлечь к Брамсу внимание музыкальной общественности. Он отправил композитора с рекомендательным письмом к издателям в Лейпциг, где тот исполнил две сонаты. Одну из них Брамс посвятил Кларе Шуман, вторую – Иоахиму. О своем покровителе он не написал на титульных листах …ни слова.
В 1869 году прибывшего в Вену Брамса с подачи завистливого Вагнера встретил шквал газетной критики. Именно плохими отношениями с Вагнером исследователи объясняют отсутствие в наследии Брамса опер: он не желал вторгаться на территорию коллеги. Согласно многим источникам, сам Брамс глубоко восхищался музыкой Вагнера, обнаруживая двойственное отношение только к Вагнеровской теории драматургических принципов.
Будучи крайне требовательным к себе и своему творчеству, Брамс уничтожил многие из своих ранних произведений, к числу которых принадлежали и сочинения, исполненные в свое время перед Шуманом. Усердие великого перфекциониста дошло до того, что по прошествии многих лет, в 1880 он обращается в письме к Элизе Гизманн с просьбой прислать рукописи его музыки для хора, чтобы он мог сжечь их.
Читать еще: Девушка старушка изображение двойственные образы.
Однажды композитор Германн Леви выразил мнение, что оперы Вагнера были лучше, чем Глюка. Брамс вышел из себя, заявив, что нельзя даже произносить этих двух имен вместе, и немедленно покинул собрание, даже не попрощавшись с хозяевами дома.
Все когда-нибудь случается впервые…
- В 1847 Брамс впервые солировал, играя на фортепьяно «Фантазию» Сигизмунда Тальберга.
- Его первый полный сольный концерт в 1848 состоял из исполнения Фуги Баха, а также работ Марксена и его современника, виртуоза Якоба Розенштайна. Состоявшийся концерт никак не выделил 16-летнего юношу среди местных и зарубежных исполнителей. Это утвердило Иоганнеса в мысли, что роль исполнителя – не его призвание, и побудило целеустремленно заняться сочинением музыкальных произведений.
- Первое произведение Брамса – Соната fis-moll (опус 2) – было написано в 1852.
- Впервые он издал свои сочинения под собственным именем в Лейпциге в 1853.
- Схожесть произведений Брамса с поздним Бетховеном была замечена еще в 1853 году Альбертом Дьетрихом, о чем тот упомянул в письме Эрнсту Науманну.
- Первая высокая должность в жизни Брамса: в 1857 году он был приглашен в Детмольдское королевство преподавать принцессе Фредерике игру на фортепиано, руководить придворным хором и, как пианист, выступать с концертами.
- Премьера первого концерта для фортепьяно, состоявшаяся в Гамбурге 22 января 1859, была воспринята весьма холодно. А на втором концерте он был освистан. Брамс писал Иоахиму, что его игра была блестящим и решительным… провалом.
- Осенью 1862 Брамс впервые посетил Вену, ставшую для него впоследствии второй Родиной.
- Первая симфония Брамса увидела свет в 1876, однако начал он ее писать в начале 1860-х. Когда это произведение было впервые представлено в Вене, его тут же нарекли «Десятой симфонией Бетховена».
Источники вдохновения
Ременьи познакомил Брамса с цыганской народной музыкой в стиле чардаш. Ее мотивы позже легли в основу его самых популярных произведений, в том числе « Венгерских танцев ».
Совместное с Иоахимом творчество в Готтингене, где он записывал студенческие песенки, отобразилось и стало основой для его «Академической увертюры». В тот же период времени он написал свою амбициозную Первую сонату для фортепьяно.
Когда Брамсу стало известно о нервном срыве Шумана, он поспешил в Дюссельдорф, чтобы поддержать его семью. В это время он напишет свои ранние шедевры, включая Первое фортепианное трио.
Работая при дворе Детмольда, великий композитор отдыхал душой после тревожных лет, проведенных в Дюссельдорфе. Именно этот светлый душевный настрой передался написанным в Детмольде оркестровым серенадам Си-мажор и Ре-мажор.
Музыка Брамса в кинофильмах
Представленный перечень далеко не полный, а содержит лишь наиболее известные фильмы, в которых звучат отрывки из указанных произведений композитора.
Музыкальное произведение И. Брамса
Творчество и краткая биография композитора Иоганнеса Брамса
Детство и краткая биография Иоганнеса Брамса (Johannes Brahms) особо ни чем не примечательны. Но в дальнейшем имя популярного деятеля немецкого искусства находится в почетной тройке прославленных композиторов, в которую до этого входили Бах и Бетховен. Одаренный дирижер и музыкант продолжил традиции предшественников, написав десятки произведений для органа, пианино, симфонического оркестра и камерного ансамбля.
Юношеские годы
Иоганнесу Брамсу, который родился 7 мая 1833 года, посчастливилось, поскольку мальчик родился в семье талантливого немца Иоганна Якоба Брамса, умевшего играть на духовых и струнных музыкальных инструментах. После согласия супруги, которая трудилась домашней швеей, Иоганн Якоб начал учить среднего сына нотам и основам игры на виолончели и скрипке.
В 1842 г. ребенка отдают на попечительство наставнику Отто Косеелю, чтобы он научил его основам пианино и композиции. С помощью опытного педагога Иоганнес уже в возрасте 10 лет стал давать концерты, а в 1845 г. он самостоятельно сочиняет свою первую сонату.
Родители не одобряли специализации на композиции, однако у учителя получилось их переубедить, и Брамс переходит в класс композитора Эдуарда Маркессена, который был воспитан на музыке Гайдна, Моцарта, Шуберта.
В 1849 г., когда юный пианист и композитор начал постоянно давать концерты, компания из Гамбурга Cranz получила права на его произведения и опубликовала нотные партии, которые были подписаны псевдонимом G. W. Marks. Настоящее имя Иоганнеса начали указывать с 1851 г., когда были опубликованы песни «Возвращение на родину» и «Скерцо ор.4», через время уничтоженных из-за неудовлетворенности и влечения к перфекционизму.
Из-за этого поступка в обществе стали распространяться интересные слухи о том, что Брамс уничтожил свои ранние композиции, поскольку их исполняли в борделях и барах, однако это было неправдой, и эту тему разговоров скоро закрыли.
В Дюссельдорфе Иоганнес знакомится с талантливым скрипачом Шуманом, в Ганновере — с Иоахимом, в Веймаре — с Листом. Первый высоко отзывается в газетах об одаренности Брамса. До конца жизни Иоганнес преклонялся перед произведениями Шумана, а его любовь в Клару Шуман (она была старшего примерно на 15 лет) стала в дальнейшем безграничным обожанием.
Творческая деятельность
В 1857 г. после небольшого периода, который Брамс провел в Дюссельдорфе вместе с Шуманом, Иоганнес занимает должность придворного композитора в Детмольде (являлся последним знаменитым музыкантом, находившимся на службе при дворе). В 1859 г. возвращается в Гамбург на пост директора хора.
В то время он уже был знаменит в качестве исполнителя, но композиторская деятельность еще не была признана. Практически всем людям того времени музыка Иоганнеса казалась очень традиционной, сориентированной на консервативного слушателя. С юности Брамс предпочитал Лейпцигскую школу — умеренный стиль в романтизме.
В 1851 г. это направление утратило симпатии «прогрессивных» исполнителей, они предпочитали Вагнера и Листа. И все же некоторые сочинения принесли ему популярность, как среди знатоков, так и среди обычных слушателей, в частности, это:
- Концерт для пианино соч.15.
- Оркестровые Серенады соч.11.
- Фортепианный квартет соч.25.
- Фортепианные Вариации соч.24.
Венский период
В 1862 г. Иоганнес возглавляет Певческую школу в Вене. В следующие годы выступает в качестве музыканта и дирижера хора, гастролирует по миру. В 1865 г знакомится с Вагнером, который сначала симпатизировал ему. Но скоро отношения сильно изменились. Это стало причиной газетной войны между «вагнерианцами» и «брамсианцами». Дебаты между двумя «партиями» значительно повлияли на музыкальную жизнь Германии 1870-х годах.
Читать еще: Уличное искусство шире чем стрит арт. Стрит-арт
В 1868 г. Иоганнес полностью переезжает в Вену. Последняя его должность — руководитель Общества друзей музыки. «Немецкий реквием» и оркестровые Вариации приносят ему мировую известность.
Пик творчества длится у композитора до 1890 г. В это время появились его основные произведения:
- Концерт для скрипки соч.77.
- Три сонаты для пианино.
- Четырехчастный Второй концерт для пианино соч.83.
- Песни для голоса Feldeinsamkeit.
- Вторая соната для виолончели соч.99.
В 1880 г. Иоганнес знакомится со знаменитым дирижером и музыкантом Бюловым, который тогда руководит Майнингенским оркестром. Силами последнего осуществили премьеру Четвертой симфонии. Все лето Брамс обычно отдыхал на курорте, где работал в основном над инструментальными и камерными произведениями.
В 1891 г. Иоганнес решает оставить сочинение музыкальных композиций, но через время передумывает. В период 1891—1894 гг. он пишет:
- Квинтет для струнных и кларнета соч.116.
- Трио для виолончели и пианино соч.113.
- Несколько пьес для фортепьяно.
- Сонаты для пианино и кларнета соч.119.
Его творческая биография заканчивается в 1897 г. вокальным произведением для фортепиано и баса соч.122 «Четыре строгих напева».
Новаторство Брамса
Являясь последователем Лейпцигской школы, Иоганнес сохраняет верность классическим формам «абсолютной», не программной музыки, однако внешний традиционализм композитора сильноизменчив. Только лишь четыре симфонии соблюдают четырехчастную схему, которая устоялась с периода венского классицизма, но драматургический стиль цикла постоянно реализуется Брамсом по-другому.
Общее для всех этих симфоний — повышение смыслового значения финала, в этом плане он соперничает с первой частью. Большим многообразием драматургических решений характеризуется ансамблевая и камерная музыка Иоганнеса. Причем все его множественные трио, сонаты, секстеты, тоже не отступают от классических трех- и четырехчастных схем. Композитор поднял на другой уровень технику вариации.
Для Брамса это не только способ создания крупных форм, но и главная техника работы с мотивами, которая позволяет добиться высокой интенсивности тематического развития даже на относительно малых пространствах (в этом плане Иоганнес был неизменным поклонником позднего Бетховена).
Техника Брамса по мотивной работе сильно повлияла на Шенберга и его воспитанников — композиторов новейшей венской школы. Новшество Иоганнеса ярко проявляется и в сфере ритма, у него он необычно свободен и активный за счет частых и разнообразных синкоп.
Композитор с одинаковой уверенностью себя чувствовал и в области «ученых», интеллектуальных сочинений для специалистов в музыке, и в сфере популярных «легких» произведений, об этом убедительно говорят его «Венгерские танцы», «Вальсы — песни любви» и особо «Цыганские песни», которые и сегодня выполняют функцию высококлассной развлекательной музыки.
Интересные факты
Родители Иоганнеса были очень странными людьми, но при этом их брак можно было считать удачным. Во время свадьбы отцу Брамса было 25 лет, а матери Джоанне Хенрике Кристиане Ниссен — уже 40. Она хромала, поскольку одна нога была чуть длинней второй и имела довольно болезненную внешность. Вместе родители Иоганнеса жили почти 40 лет, но затем Иоганн Якоб бросил жену. Джоанна прожила после этого год и умерла от инсульта. Иоганнес очень тяжело переживал распад семьи, а затем смерть матери.
Другие факты о композиторе:
- Любимой игрушкой Брамса в детстве были оловянные солдатики. Он мог подолгу выстраивать свою армию. Уже повзрослев он не оставил это увлечение. Иоганнес так и играл в солдатиков.
- Брамс любил чистить обувь для себя. Он говорил, что в это время в его голове появляются самые прекрасные звуки музыки.
- Летом он отдыхал на курортах, поправлял здоровье и вдохновлялся для создания новых сочинений. Зиму проводил в Вене, играя концерты.
- Также страстью Композитора было чтение. Причем читал он очень много. Это было его потребностью, развлечением и отдыхом.
Кратко о личной жизни
Невзирая на признание в творчестве и свою известность, Иоганнес так и не смог отыскать счастья в личной жизни и, с учетом архивных данных, отраженных в Википедии, у него никогда не было ни жены, ни детей. Брамс чувствовал непонятную страсть к Кларе Шуман, однако даже после трагической гибели ее мужа, талантливого композитора и скрипача, был с ней в теплых отношениях и держался открыто проявлять свои чувства.
В 1859 г. желание семейной жизни заставило музыканта повенчаться с юной Агатой Зибольт, она обладала изяществом аристократки и проникновенным голосом, который ласкал слух. Однако обида Клары и сплетни, появившиеся вокруг этого брака, привели к распаду союза, что оставило след в произведении в Струнном секстете соль минор.
После этого Иоганнес замкнулся в себе, он выражал эмоции лишь в своих музыкальных сочинениях, и только позволил себе небольшую, ничего не значившую связь с певицей Аличе Барби и дружбу с его почитательницей Элизабет фон Герцогенберг.
В 1896 г. у Иоганнеса диагностировали желтуху, вызвавшую опухоль в печени, через время полностью поразившую организм. Но уже слабый музыкант продолжает сочинять произведения и появляется на публике, руководя оркестром. Последний концерт, который состоялся весной в 1897 г., вызвал множество оваций, и Брамсу много раз пришлось выйти на сцену, чтобы поблагодарить слушателей за такой прием.
Через несколько недель состояние стало хуже, и Иоганнесу пришлось отказаться от похода на премьеру оперетты Штрауса «Богиня разума». Последние дни он провел в своем доме в Вене, прикованным к кровати. В результате рак печени забрал последние силы Брамса и был причиной его кончины 3 апреля 1897 г. Его похоронили на австрийском кладбище и установили памятник по проекту Виктора Орта.
По масштабности творческой биографии Иоганнеса нередко сравнивают с двумя «знаменитыми Б.»: Бетховеном и Бахом. Если даже такое сравнение немного утрировано, оно вполне оправдано в плане того, что творчество этого композитора знаменует собой синтез и кульминацию огромной эпохи в музыкальной истории.
Источники:
http://obrazovaka.ru/brams-iogannes.html
http://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/iogannes-brams
http://1001student.ru/biografii/iogannesa-bramsa.html