Современная египетская деревня сохранила многие элементы общины. Деревня для феллаха, писал египетский этнограф Г. Айрут, это маленький замкнутый мирок. Именно в нем на открытом воздухе и на людях, а не в своем доме проводит он большую часть жизни: женщины ходят за водой группами, дети играют все вместе, повседневная жизнь здесь протекает всегда в коллективе. Деревня, а не дом образуют в здешних условиях настоящую цельную единицу. Кофейни играют особую роль в жизни не только сельского,, но и городского населения, наподобие чайханы в старой Сред ней Азии.
Семья
Как и у других арабских народов, у современных египтян,, прежде всего у феллахов, сохранилась и такая форма общинной организации, как линиджная община, или (по терминологии: М. О. Косвена) «патронимия». Она представляет собой большую семейную группу, объединенную родственными связями по муж ской линии. Во главе ее находится пожилой мужчина и его же на. Эта группа включает женатых сыновей, их детей, женатых внуков и правнуков. Нередко они вместе питаются, владеют общим имуществом, вместе работают, совместно решают дела. Но их связывают не только общие экономические интересы, но и так называемая асабия — «кодекс чести», социальные связи и обязанности большой семьи. Египтянин высоко ценит свою принадлежность к семье и клану, зная, что его благополучие, благосостояние, а иногда и сама жизнь зависят от семьи, патронимии, от родственных связей, и он знает, что «асабия» — одно из важных средств в установлении и регулировании общественных отношений.
Сплоченность большой семьи поддерживается обязанностью кровной мести. На мужчин — членов большой семьи — распространяются как угроза кровной мести враждебной семейной группы, так и обязанность мстить за своих. Внутри большой семьи нередко собираются средства для того, чтобы откупиться от мстителей.
Как и у других арабских народов, у египтян распространен брак с двоюродными сестрами по отцовской и материнской линии, способствующий укреплению связей между родственными семьями. Родные и двоюродные братья должны помогать друг другу во всех случаях жизни. Если этого не происходит, с ними стараются не иметь дела все, считающие себя порядочными людьми. Египетская деревенская семья строго патриархальна. Послушание жены мужу, сыновей — отцу, младших братьев старшему— нравственный закон. Молодого человека уважают не столько за его личные качества, сколько за репутацию его отца.
Супружеская неверность сурово осуждается общественным мнением деревни и нередко наказывается смертью. Девственность — обязательное условие для невесты, и если оно не соблюдено, молодой муж с позором ее прогонит. Но разводы в египетской деревне — редкость. Феллах, заплативший за жену брачный выкуп (махр), деньги на который он должен зарабатывать в течение многих лет, теряет все при разводе (если только причиной развода не является прелюбодеяние или бесплодие жены) и знает, что на второй брак средств ему не накопить до старости. При этом нередко родственники помогают собрать нужную для махра сумму, и с ними уже поэтому нужно считаться при выборе невесты и при намерении развестись. Невес ту молодому человеку обычно выбирают родители или заменяющие их старшие родственники. Закон запрещает слишком ран ние браки (девушек до 16 лет, юношей до 18 лет), но в деревне они нередки. По обычаю, невеста вносит в дом приданое — постельные принадлежности, свои наряды, а жених делает ей подарок—какое-нибудь украшение, например браслет.
На свадьбе мужчины пируют и веселятся отдельно от женщин. Обилие и роскошь угощения, число и квалификация приглашенных музыкантов зависят от достатка семей жениха и не весты. На деревенскую свадьбу в состоятельных семьях собираются сотни людей. Звучит музыка, выступают местный оркестр на родных инструментов, исполнительница восточного танца (ар-ракс аш-шаркий, или «танец живота»), местный рассказчик-декламатор из крестьян, являющийся одновременно поэтом и певцом, аккомпанирующим себе на ребабе, фокусники, дрессировщики обезьян, укротители змей, фехтовальщики на дубинах (из крестьян), наездники (из бедуинов), актеры традиционного народного театра.
Праздники и похороны
В праздничные дни (например, в дни общегосударственных, общемусульманских праздников, в день рождения местного святого, в дни древних египетских праздников и т. д.) толпы народа собираются у могилы святого либо на деревенском гумне смотрят увеселительные представления, покупают сладости, обсуждают деревенские новости.
Общинным делом являются и похороны феллаха. На них собираются сотни и тысячи соседей. Женщины-плакальщицы, рас красив лицо синей или черной краской, сопровождают похоронную процессию воплями и ритуальными причитаниями.
Читать еще: 15 минут славы уорхол. Лучшие цитаты энди уорхола
Еще одним общинным событием является базарный день. На деревенских базарах можно увидеть те же развлечения, что и на праздниках, выставлены на продажу изделия ремесленников: гончаров, ткачей, медников, кулинаров, кондитеров, изготавливающих местные сладости; здесь же на заказ работают портные, цирюльники, звучит музыка.
Народный египетский оркестр по своему составу напоминает народный оркестр других арабских стран, но имеет ряд особенностей. В его составе ударные инструменты: плоский барабан (табль), тамбурин (дарабука) из кожи, натянутой на глин ную основу, духовые: кларнет, двойной кларнет (зуммара), носовая дудка (мизмар) и струнные щипковые инструменты ур-гуль, саламия, а также ребаб, на котором играет поэт-декламатор (шаир).
Египетская народная музыка (так же как и танцы) оригинальная. В ней можно выделить общеарабские и древние, автохтонные элементы.
Это относится и ко всем другим сторонам субкультуры фел лахов, их утвари, одежде, украшениям, пище и пр.
Одежда
Традиционная одежда феллаха состоит из белой нижней сорочки, которая шьется из бумажной ткани, жилета, надеваемо го поверх сорочки, и широких коротких штанов. Поверх всего этого надевается тунико-образная длинная (ниже колен) верх няя рубаха (галабея) из шерсти белого и синего цветов, Голова покрыта фетровой шапочкой (лебда) обычно коричневого цвета (у детей—белого, из пикейной ткани). Поверх лебды по праздникам иногда наматывается кусок белой ткани. Обычно феллах ходит босым, но по праздникам или после омовения — в туфлях без задников. У деревенских мальчиков галабея — единственная одежда. Она короче, чем у взрослых. Женская одежда состоит из платья (черного или цветного) приталенного, с длинными свободными рукавами. Платье под грудью подвязывается поясом. Под платье надеваются широкие штаны. Выходя из дома, женщина покрывает голову платком (мелая, мегандела), которым при встрече с мужчиной она может прикрыть лицо. Маленькие девочки носят юбку и корсаж.
Помещики, деревенская буржуазия, отходники все чаще оде ваются по-европейски (или по-городскому), но традиционный мужской и женский костюм все еще господствует в египетском селе.
Уход за телом
Уход за телом включает ряд эстетических, гигиенических и ритуальных процедур. Будучи мусульманами, феллахи совершают предписанные шариатом омовения (вудув) рук, ног, лица и гениталий. В возрасте шести-десяти лет мальчиков (как мусульманских, так и христианских) подвергают обрезанию, а девочек — эксцизии. Девочкам прокалывают мочки уха для сережек (в прошлом прокалывали и перегородку носа девочкам, а также мочку правого уха мальчикам). Молодые крестьяне и крестьянки татуируют лица, кисти рук, грудь, спину. На тыльной стороне руки у коптов бывает вытатуирован крест и дата паломничества в Иерусалим. Женщины красят руки хной, а веки— сурьмой (кохл). Волосы они заплетают в косички, в которые вплетают шнур желтого или черного цвета. Волосы на теле удаляют бритвой, щипчиками или квасцами. Мужчины стригутся коротко, оставляют усы, а пожилые и бороду.
Стрижку, бритье, а также обрезание производят деревенские цирюльники, татуировку производит особый специалист, чаще всего бедуин.
Пища феллахов — преимущественно растительная. Это,, прежде всего лепешки. Они выпекаются из теста, основу которого составляет кукурузная или пшеничная мука с примесью просяной, бобовой муки, а также растения хильба (хельба). Та кие пшеничные лепешки — самая распространенная пища в го родах. Еще в середине XX в. кукурузные лепешки составляли до 80% дневного рациона феллахов. К этому добавлялись разно образные сырые овощи, зелень, фрукты, вареные бобы с при правами (фуль). В вареном виде едят и другие бобовые: чече вицу, горох, бамию, мулухию, а также тыкву. Из чечевицы в смеси с рисом (одна часть чечевицы на две части риса) готовят блюдо кошри. На сладкое едят финики, сосут сахарный тростник, изредка — восточные лакомства.
Мясная и молочная пища для феллаха — праздничная еда. Мясо варят мусульмане обычно в праздники, на свадьбу либо в базарный день (раз в одну-две недели). Чаще едят кур и голу бей, иногда гусей. Молочная пища — это козье и буйволиное, реже — коровье молоко, творог, соленый сыр, но большую часть молока (нередко весь удой) феллахи продают. Пищу феллахи принимают три раза в день: немного утром, перед уходом на работу в поле (завтрак), в полдень — легкий полдник, но главный прием пищи вечером (аша). Едят руками, сидя на корточках вокруг посуды с едой.
Излюбленным напитком издавна был черный кофе, после первой мировой войны его начал вытеснять очень крепкий чай, а с середины XX в. наряду с кофе и чаем распространилась пепси-кола.
Праздничная еда — всегда обильная и на ее приготов ление уходит много времени и средств. Она подается на торжествах, которые в деревне всегда носят общинный характер, да же если поводом для них послужили такие, казалось бы, сугубо личные или семейные события, как вступление в брак, рождение ребенка и т. п.
Читать еще: Что означает рукописи не горят. Рукописи не горят
Коренные перемены в социально-экономическом строе египетской деревни (рост неземледельческого населения в сельских поселениях, развитие капиталистических отношений и урбанистических форм быта, массовое отходничество феллахов в города Египта и в другие арабские страны) вызвали существенные изменения и в культурно-этнографической сфере. В домах богатых феллахов, деревенских торговцев и отходников появляется современная мебель, утварь, бытовая тех ника, сами дома начинают строить из кирпича или цемента как многокомнатные жилища различных типов. Современная город ская одежда, купленная в магазине готового платья или в лавочке на базаре, начинает вытеснять традиционный народный костюм. Меняется и питание феллаха. Покупная пшеничная мука, мороженые мясо и рыба, импортные мясные и рыбные консервы — все это теперь обычные продукты питания. Хотя питание феллахов становится разнообразнее и богаче протеинами, их национальная кухня существенно не меняется, и из импорт ных продуктов готовят традиционные национальные кушанья.
Традиционная самобытность египтян (близкая к субкультуре феллахов) сохранилась главным образом в домнах бедного на селения на окраинах небольших городов, меньше всего — в виллах каирских богачей на берегу Нила. Но и здесь мы находим народный египетский костюм у слуг, выделение в доме женской половины, большую (сравнительно с европейскими странами) власть отца семейства и другие характерные для старого египетского города особенности семейных отношений и домашнего бы та. Новым явлением в жизни египетского города стали трущобы, населенные недавними выходцами из деревень, беженцами и пр. В Каире старинное кладбище превратилось в район трущоб. Весьма знаменательно сочетание на этом кладбище действующих культовых сооружений (мечети, гробницы), временных или трущобных жилищ, торговых и других заведений. Порой семейная усыпальница состоятельных людей служит жильем для семьи бедняков, которые становятся как бы сторожами гробницы и клиентами ее владельцев. Владельцы гробницы рассматривают материальную и другую помощь, оказываемую по селившимся здесь беднякам, как религиозную обязанность мусульман.
Быт и повседневная жизнь древних египтян
Земледельцы и ремесленники
Большинство египетского народа составляли земледельцы и ремесленники, которые трудились на полях, на строительстве, в мастерских. Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож — советников и военачальников, а также многочисленных чиновников, воинов и писцов. Не случайно на древнеегипетских изображениях можно увидеть разнообразные виды земледельческих и ремесленных работ.
Рабочий день ремесленника длился примерно 8 часов: с 8 утра до 12 часов и с 16 до 20 часов вечера. «Неделей» считалась десятидневка с выходными днями. Кроме того, египтяне отдыхали в общегосударственные праздники. По подсчетам ученых, таких нерабочих дней набиралось до 160 в году.
Простые египтяне жили в небольших глинобитных домиках, в которых не было почти никакой мебели. На земляном полу — тростниковая циновка, возле очага — глиняная посуда. Крышу часто использовали для ночлега.
В доме знатного египтянина
В совсем других условиях жили правители Древнего Египта, вельможи, жрецы и высшие чиновники. Знатные египтяне стремились во всем и всегда подражать фараону. Жили они в роскошных дворцах, окруженных высокими глиняными стенами. Дворцы, как и все дома в Древнем Египте, строились из кирпича. Крыша плоская. По вечерам, когда спадает жара, на ней собиралась вся семья для отдыха. Покои внутри дворца оштукатурены и покрыты рисунками.
Дворец расположен в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находится пруд. В нем плавают гуси и утки. Чуть поодаль — хранилище для зерна, кухня, хлебопекарня, колодец, а также хижины для слуг.
…Сегодня с утра во дворце царит необычная суета. Это верный признак того, что в нем готовятся к приему гостей. Слуги поливают цветы и деревья, что-то толкут в ступах. Женщины-рабыни растирают зерно каменными зернотерками, готовят разнообразные блюда.
Наконец слуги застилают пол самой большой комнаты свежими тростниковыми циновками. Вокруг развешивают многочисленные гирлянды цветов лотоса. К этому времени огонь в бронзовой жаровне прогорел. На угли кладут кусочки пахучей смолы, и все вокруг наполняется сладким запахом благовоний. Слышно, как музыканты настраивают свои инструменты. Ждут своей очереди акробатки и танцовщицы. Напитки и яства поданы. Все готово для приема гостей.
Одежда и внешний облик
Жаркий климат не требовал сложной одежды. Египтяне одевались легко и удобно. У богатых женщин были белые льняные платья, напоминающие сарафан. У мужчин — передники, чем-то похожие на юбку. Одежду такого же фасона носили простые люди. Только делалась она из грубого полотна. По дому египтяне обычно ходили босиком. Сандалии надевали лишь тогда, когда уходили со двора.
О богатстве и зажиточности людей свидетельствовали ювелирные украшения и драгоценности.
Египетская семья
Семья в Древнем Египте считалась большой ценностью. Женщины пользовались уважением, имели право владеть имуществом. Египтяне очень любили своих детей. Почти до трех лет ребенок не расставался с матерью. Девочки учились дома. Мальчики старались овладеть профессией своего отца, посещали школу. Образованный юноша даже из простой семьи мог продвинуться по государственной службе. Непослушание осуждалось и в семье, и в обществе. «Любим богом послушный, непослушный ненавидим богом», — говорится в египетском поучении.
Читать еще: Трагичная история жизни художника поля гогена.
Питание древних египтян
Еда большинства египтян была простой. Основными продуктами питания являлись пшеничные или ячменные лепешки, каши, сушеная рыба, овощи — огурцы, чеснок, лук, салат.
Богатые питались намного лучше. В их рационе были также мясо, сыр, фрукты, а из напитков — молоко, пиво, вино.
Таким образом, жизнь богатых и знатных египтян отличалась от жизни простых тружеников. Но всех их объединяли общие ценности: вера в одних и тех же богов и уважительное отношение к семье, женщинам и детям.
uCrazy.ru
- Evrocot
- 31 октября 2019 00:06
- 1893
Мы знаем Египет за его пирамиды, фараонов и мумии. Но как жили обычные люди в стране, существовавшей почти 3 тысячи лет? Что они делали и могли ли позволить себе развлекаться?
Конечно, можно подумать про строительство пирамид: египтяне строили их сотни лет и отдали тысячи жизней на их постройку. Но ведь пирамиды — это далеко не всё! Мы же не думаем, что Россия — это страна медведей с балалайками, сидящими на Красной Площади?
Вот и Древний Египет был уникальным государством, просуществовавшим почти 3 тысячи лет. Хорошо в нем жилось или плохо — узнаете из этого материала!
Развлечения и образование
Древний Египет был одним из самых передовых государств в вопросах науки. Большие открытия были сделаны в математике и геометрии, астрономии и геологии. Египтяне имели письменность, но литературные произведения того периода неизвестны.
Образование не могли позволить себе бедные семьи. После трудового дня простые люди развлекались, играя в многочисленные настольные игры. Игра «Сенет» была переплетена с религией: борьба между двумя игроками завершалась тогда, когда один из них входил в «загробную жизнь». Правила некоторых игр, например «Мехены» и «Гончих и шакалов», не дошли до нас.
Одежда и внешний вид
Самыми используемыми материалами для пошива одежды были лён и кожа, обувь делалась из тростника. Богатство, дизайн и вид одежды варьировались в зависимости от статуса семьи: чем ниже статус, тем одежда проще, либо отсутствует вовсе. При этом нагота не считалась чем-то постыдным, поэтому наиболее бедные семьи носили лишь набедренные повязки.
Отдельное внимание заслуживает обувь: её не носили практически никогда! И не потому, что на нес не было средств. В жаркую погоду было куда легче обходиться без обуви, особенно при работе на ферме.
Древние египтяне были модниками: и мужчины, и женщины подводили глаза углем и скрывали седину красками. Красота воспринималась как необходимость и обязательность. Мылись египтяне регулярно, даже в очень бедных слоях населения. Даже тогда знали про необходимость приема ванн!
Египтяне не только радовались солнцу и жаркой погоде, но и страдали от них. Из-за постоянных песчаных бурь и сильных ветров песок попадал в еду и напитки. От этого страдала зубная эмаль. 90% зубов были изношенными, египтяне работали и жили с постоянной хронической зубной болью и множественными абсцессами.
Исследователи, изучив останки тех, кто строил пирамиды и украшал Долину Царей, говорят о том, что большинство строителей страдало от артрита, а резчики и художники, украшавшие стены гробниц и саркофаги – от боли в руках и артроза.
Из-за жаркой погоды даже самые бедные граждане могли позволить себе крышу над головой! Дома были простые, похожие на большую глыбу, но с квадратными окошками, крышей и прочными стенами. Да и делались они быстро: достаточно было смешать глину, песок и воду, а затем сделать кирпичи, которые очень быстро застывали на солнцепёке
Тут, к сожалению, всё скудно: даже плодородный Нил не мог полностью прокормить древних египтян. Папирус, семена лотоса и тростник — вот основа питания бедных слоёв населения. В плодородные годы могли быть ещё рыба, овощи и фрукты. Также повседневный рацион включал в себя хлеб и пиво, а в праздничные дни добавлялись мясо и вино. Люди побогаче питались калорийнее, добавляя топленый жир во многие блюда.
А ещё чернозем Нила — один из самых плодородных: «воткнул палку и она растет!» Гранатовые, оливковые и яблоневые сады, а также виноградные и фиговые плантации были владениями многих богатых людей. А после римского завоевания появились персики и вишни.
А по итогу: хорошо ли жилось простым людям в Древнем Египте? Не особо: их рацион был скудным, и они мучились от постоянных болезней. Вряд ли кому-то понравилась такая жизнь.
Источники:
http://www.vegatur.ru/egypt/byt_egiptyanina.html
http://ed-lib.ru/ancient-world-history/13-byt-i-povsednevnaja-zhizn-drevnih-egiptjan.html
http://ucrazy.ru/interesting/1572450175-kak-zhili-prostye-lyudi-v-drevnem-egipte.html