Годы жизни: 1784 — 1834
Основная информация:
Осип Бове — великий российский архитектор, знаменитый тем, что восстанавливал облик Москвы после войны с Наполеоном и пожара 1812 года. Он засыпал ров вокруг Кремля, предложил соединить Красную площадь с Китай-городом, застроил многие центральные улицы, включая Арбат, возвел Триумфальную арку и Большой театр. Для Москвы Бове сделал столько же, сколько Карл Росси для Санкт-Петербурга. Осип Бове был ярким представителем стилей ампир и классицизм.
Осип Бове появился на свет 4 ноября 1784 года и стал первенцем в семье итальянского художника Винченцо Бова. Талантливого живописца пригласили в Россию, чтобы работать в Эрмитаже. При рождении он дал своему сыну имя Джузеппе, но оно не прижилось. У Осипа Бове были еще два младших брата, которые выбрали ту же профессию и стали его единомышленниками. Из Санкт-Пебурга семья переехала в Москву, где прошли детство и отрочество будущего российского зодчего.
В 1802 году 18-летний Бове поступил в архитектурную школу, которая относилась к Экспедиции Кремлёвского строения. Его первыми учителями были великий Карл Росси и Матвей Казаков. По их проектам Осип Бове занимался благоустройством Москвы. Но началась война с Наполеоном, и в 1812 году архитектор ушел воевать в ополчение.
Восстановление сожженной Москвы и реконструкция Красной площади.
Столица Российской империи после пожара 1812 года стояла в руинах. Для ее восстановления создали «Комиссию о строении Москвы». В ней Осип Бове отвечал за центральные части города. Это он — автор легендарного Арбата и Тверской улицы. Зодчий восстановил Новинскую, Пресненскую и Городскую части столицы.
Бове реконструировал древнюю Красную площадь, сохранив исторический ансамбль со Спасской и Никольскими башнями, а также Покровским храмом. Зодчий снес за ненадобностью земляные укрепления и приказал убрать ров. Все равно с их помощью в XIX веке уже невозможно было оборонять Кремль.
Осип Бове соединил Красную площадь с Китай-городом. Но не все его проекты удалось реализовать. Тем не менее, исторический ансамбль Красной площади, каким его задумывал Бове, в общих чертах дошел до наших дней. Только Средние и Нижние торговые ряды не сохранились.
В 1814 году Осип Бове стал главным по фасадам столицы. На этом поприще архитекто реализовал свою давнюю идею возведения великой Москвы, которая бы подчеркивала всю мощь Российской империи.
Бове реконструировал Манеж, построил городскую больницу за Калужской заставой. Это было первое медицинское учреждение столицы, в котором лечили людей с любыми доходами и любого происхождения. Архитектору принадлежит и проект Екатерининской больницы (сегодня это ГКБ №24), которая находилась у Покровских ворот города. Оба учреждения открылись в 1833 году.
В 1816 году Осип Бове получил звание архитектора. Произошли перемены и в его личной жизни — он женился на богатой княгине Авдотье Трубецкой, которая была намного его моложе и быстро стала вдовой. Авдотья пережила своего Осипа на 37 лет.
Кремлёвский парк и судьба реки Неглинной.
В Кремлёвском парке (ныне Александровском саду) парке Осип Бове задумал устроить стилизованные руины в духе модного тогда романтизма и уникальный итальянский грот. Место он выбрал необычное — русло реки Неглинной. Общая площадь угодий — 10 га. А чтобы местность не превратилась в болото, заключил Неглинную в трубу.
На огромной территории Осип Бове высадил кусты сирени, боярышника, жасмина, голубые ели, клены, липы, черемуху, акацию и дубы. Повсюду разбил цветочные клумбы. В наше время Александровский сад сохранился в том виде, в каком его задумывал талантливый зодчий. Устроенные им три главные аллеи идут по одной параллели с Кремлевской стеной и Манежной площадью.
Александровский сад стал для москвичей культовым местом. Здесь любят гулять и совершать утренние пробежки. Многие фотографируются возле знаменитого двухсотлетнего дуба. В саду есть памятники, которые напоминают о победах в двух Отечественных войнах.
Строительство Большого театра.
Осип Бове спроектировал Театральную площадь, а затем взялся за строительство Большого театра на месте Петровского театра, сгоревшего еще в 1805 году. Артисты долгое время скитались по разным зданиям Москвы. Осипу Бове доверили столь ответственный заказ как самому искусному зодчему России.
Архитектурный проект Осипа Бове отдали на согласование самому императору Александру I. После получения одобрения на строительство архитектор возвел одно из главных зданий своей жизни.
Большой театр построили с величественным портиком и колоннами. Венчал композицию Аполлон на колеснице. Зрительный зал был на тот момент самым большим в России — вмещал почти 3 тысячи зрителей. Партер сделали очень просторным, а амфитеатр — в 5 этажей. За все инженерное оснащение здания отвечал известный инженер Дэвис.
После премьеры первого спектакля 6 января 1825 года зрители вызывали на бис не актеров, а архитектора Бове. Это ему кричали: «Браво!». Через 30 лет Большой театр пострадает от пожара, и его облик будет искажен архитектором Альбертом Кавосом.
Триумфальные ворота.
Осип Бове проектировал Триумфальные ворота у Тверской заставы в честь победы над Наполеоном и в память императора Александра I. Построить их решил Николай I. Триумфальные ворота архитектор расположил на месте главного въезда в Москву из Санкт-Петербуга. Тогда же в порядок привели прилегающую территорию, снеся все беспорядочные застройки.
Читать еще: Розыгрыши викторины конкурсы. Рубрика «розыгрыши»
Высота арки — 28 метров! В песчаный грунт, в котором близко располагались подземные ключи, забили 3 тысячи свай. В фундамент положили бронзовую закладную плиту и серебряные рубли 1829 года выпуска. Стены облицевали белым мрамором из подмосковного села Татарово. Колонны и скульптуры сделали чугунными. Солдаты в доспехах времен Древней Руси олицетворяли мужество и верность Родине. Центром всего творения стала скульптурная композиция «Слава». Все скульптуры были сделаны по рисункам Осипа Бове.
В 1936 году в связи с реконструкцией Москвы по проекту архитектора Алексея Щусева Триумфальную арку демонтировали, а отдельные ее части отдали в Музей архитектуры. Сооружение собирались потом восстановить, но не успели — началась Великая Отечественная война. Уже в 1960-е годы Юрий Гагарин назвал уничтожение Триумфальных ворот варварством по отношению к памятникам прошлого. В 1968 году Триумфальную арку воссоздали, но уже на Кутузовском проспекте, а в 2012 году ее реставрировали.
Строительство храмов.
Осип Бове в 1821 году по заказу князя С. Голицына возвел церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Храм получился роскошным: высокий купол в духе классицизма зодчий увенчал шпилем, а колокольню сделал двухъярусной.
Кроме того, зодчий построил церковь Михаила Архангела в усадьбе Трубецких под Москвой, в Архангельском. Материал — кирпич, стиль — ампир. Позже был построен точно такой же храм в Балашихинском районе.
Осип Бове возвел еще один знаменитый храм Троицы Живоначальной в Даниловском монастыре. В нем могут одновременно молиться до 3 тысяч верующих. После революции 1917 года его закрыли, а в наше время он снова стал действующим.
На склоне лет Осип Бове строил больницы и домовые храмы при них. А самой последней его работой стала перестройка восточной части церкви Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке, архитектором которой был Василий Баженов. Храм сильно пострадал после пожара, поэтому требовал реконструкции. Церковь стала жемчужиной Замоскворецкого края, но Осипу Бове не суждено было дожить до окончания строительных работ. Бове умер 15 июня 1834 года на 50-м году жизни, и в память о его заслугах был похоронен на территории Донского монастыря.
Архитектор Бове Осип Иванович: биография, список сооружений
Иностранцы сыграли не последнюю роль в формировании архитектурного облика Москвы и Санкт-Петербурга. Но Джузеппе Бова едва ли можно назвать гостем России. Он принимал живое участие в жизни страны и вкладывал душу в свои постройки.
Осип Иванович Бове: краткая биография
Настоящее имя архитектора – Джузеппе Бова, хотя и родился он в Санкт-Петербурге (1784). Выходцем из Италии был его отец, неаполитанский живописец Винченцо Джованни Бова. Позже мальчика стали называть на русский манер – Осип. Когда он был еще ребенком, семья переехала в Москву. Этому городу он отдаст все свои силы и талант. В 18 лет Бове поступает в училище, чтобы освоить архитектурное дело под руководством Франческо Кампорези. После выпуска карьерный рост юноши произошел стремительно. В качестве помощника архитектора ему повезло работать под началом таких великих мастеров, как Росси и Казаков.
В разгар событий 1812 года Осип Иванович Бове становится участником народного ополчения. К счастью, во время военных действий он не пострадал и после демобилизации был назначен в архитектурную комиссию по восстановлению Москвы в качестве заведующего по «фасадической части». Из четырех секторов города Бове достался центральный. Арбатский район, Пресненский, Тверской, Городской и Новинский – архитектор придал этой части города тот облик, который сохранился до наших дней. Он спроектировал Красную и Театральную площади, Александровский сад – три главных архитектурных ансамбля столичного центра. Помимо этого, Бове занимался разработкой фасадов жилых домов послевоенной Москвы и церковным строительством.
Как архитектор Бове получил заслуженное признание уже при жизни и ни в чем не нуждался. У него были деньги, слава и любящая семья. Пожалуй, единственное, чего он не смог добиться – статуса академика, поскольку задание Академии художеств по каким-то причинам выполнить не сумел. Скорее всего, дело было в нехватке времени. Обладая такими талантами, вряд ли бы Бове не сумел составить проект здания театра (а именно таким и было поручение). Умер он летом 1834 года, немного не дожив до своего 50-летия. Похоронен был архитектор на кладбище при Донском монастыре, для которого при жизни выстроил церковь.
Красная площадь
После войны часть площади была разрушена, а оставшееся место занимали торговцы. Молодой архитектор Бове отреставрировал пострадавшие стены Кремля и восстановил Никольскую башню вместе с Воскресенскими воротами. Частные лавки было решено убрать в здание Торговых рядов. Постройка в стиле классицизма с нарядным портиком до сих пор украшает центр города и теперь носит название ГУМ. Земляные укрепления, как и ров вдоль стен, были уничтожены, а на месте последнего устроен бульвар.
Чуть позже у храма Василия Блаженного был установлен первый городской монумент – памятник Минину и Пожарскому работы Мартоса. Довоенная площадь имела совершенно другой облик, и ее нынешний вид – полностью заслуга Бове.
Александровский сад
У краснокирпичных стен было решено добавить зелени. Кремлевский сад, или, как теперь его называют, Александровский, заметно оживил центр столицы. По задумке Бове, это был регулярный парк с живописными руинами и небольшими павильонами. Некоторые из них сохранились до наших дней, например, итальянский грот. Для создания парка пришлось увести под землю русло протекавшей там реки Неглинки. Изначально планировалось с ее помощью создать систему прудов, но в реальность задумку не воплотили.
Читать еще: Пословицы о совести с объяснением смысла.
Манеж
Чертежами манежа занимался другой архитектор. Бове руководил его отделкой и скульптурным убранством. Спроектировал здание Бетанкур в 1817 году. Конструкция на тот момент была уникальной и не имела аналогов во всем мире. Здание предназначалось для упражнения военных и носило название Экзерциргауз, или Дом для тренировок. Внутреннее пространство не должно было стеснять полковых маневров. И создать такое строение удалось! В помещении, где отсутствовали внутренние опоры и вся несущая нагрузка приходилась на стены, могли с комфортом поместиться 2000 человек.
В 1824 году Бове создал проект декоративной отделки манежа после небольшой реконструкции. Предполагалось украсить стены военными доспехами, знаменующими победу, мощь и величие державы. Были проведены штукатурные работы, здание украшено лепниной. На стенах укреплены украшения, выполненные в виде легионерской атрибутики. В глухих промежутках стен планировалось закрепить чугунные горельефы, но их так и не отлили.
Театральная площадь
Петровский театр, находившийся раньше на месте Большого, сгорел еще до войны, в 1805 году. И лишь в 1816-м площадь решено было преобразить. Требовалось выстроить новое здание театра и разбить перед ним прямоугольный сквер. Справа и слева площадь замыкали парадные фасады зданий, а лучший вид на нее должен был открываться со стороны Китай-города.
Петербуржец Андрей Михайлов проектировал сам Большой театр. Бове руководил работами и внес существенные изменения в чертежи. Он уменьшил стоимость постройки, скорректировал размеры будущего театра относительно площади и окружения. Основные очертания и композиция были сохранены, и в то же время усилена роль отделки и декоративных элементов.
Как и Манеж, Большой театр был призван прославлять город, одержавший победу в войне. Этому как нельзя лучше способствовал величественный классический стиль. На портике установили скульптурную группу, изображающую Аполлона на колеснице. Она была выполнена из алебастра и уничтожена пожаром 1853 года. Позже ее заменили на композицию работы Клодта. Она повторяла тот же сюжет, но была больше по размеру и динамичней.
Открытие театра состоялось в начале января 1825 года. Зрители в ложах рукоплескали. Это был триумф не только для актерской труппы, но и для самого архитектора.
Триумфальные ворота
В отличие от Манежа или Большого театра, Триумфальная арка – полностью авторский проект Бове. Стройка была запланирована на месте въезда в Москву с петербуржского направления у Тверской заставы. Около двух лет ушло только на эскизы и чертежи, и в 1829 году был утвержден окончательный вариант. В фундамент «на счастье» бросили горсть серебряных рублей и заложили памятную бронзовую плиту.
При строительстве использовался камень с Самотечного канала и татаровский «мрамор» из подмосковного села. Скульптурные композиции выполнены из чугуна скульпторами Тимофеевым и Витали. Все они отлиты по эскизам, которые самостоятельно создал архитектор. Из-за перебоев с финансированием строительство заняло 5 лет, и открытие памятника состоялось осенью 1834 года.
Надо сказать, что современные Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте – это новодел. Оригинальные разобрали спустя столетие после постройки в рамках реконструкции площади. Были произведены обмеры, зарисовки и фотосъемка, чтобы позже восстановить арку у Белорусского вокзала. Декоративные элементы передали на хранение в музеи. Огромные чугунные колонны во время Второй мировой были переплавлены для фронтовых нужд, сохранить удалось лишь одну. Но благодаря этим чертежам и уцелевшим фрагментам в 1968 году арку восстановили на Кутузовском проспекте рядом с панорамой «Бородинская битва».
Больницы
Преданный любимому городу, архитектор Бове работал не только над монументальными постройками, но и над помещениями, предназначенными для простых людей. Одно из них – Градская больница в районе Калужской заставы. Над ее чертежами Бове начал работу в 1828 году. Просторное величественное здание в стиле классицизма, украшенное «фирменным» портиком, распахнуло свои двери для нуждающихся в помощи москвичей.
Для комфортного размещения больных архитектор предусмотрел светлые корпуса. Стены были украшены барельефами, некоторые из которых сохранились до наших дней.
Под еще одну – Екатерининскую – больницу Осип Иванович Бове переоборудовал дом Гагариных. Работы начались в 1825 году. Несмотря на это, обе больницы открылись лишь в 1833 г. На тот момент они располагали лучшей в России технической базой.
Храмовое строительство
Среди церквей, построенных Бове, можно отметить Покровский храм, Никольскую церковь в Котельниках, храм Троицы Живоначальной на территории Даниловского монастыря. В рамках строительства больниц при них были возведены две церкви. В 1822 году в селе Архангельском построен чудесный храм, освященный в честь Архангела Михаила. Церковь-ротонду в стиле ампир выполнили из кирпича. Трехъярусная колокольня венчалась высоким шпилем. Церковь хорошо сохранилась и не так давно была отреставрирована.
Храм Михаила Архангела настолько полюбился людям, что на деньги, собранные прихожанами, по тому же эскизу возвели еще один. В деревне Пехра-Покровское стоит «близнец» архангельской церкви – Покровский храм. От прототипа его отличает бело-голубая цветовая гамма.
Жилые дома
Как архитектор, отвечающий за фасады послевоенной Москвы, Осип Иванович Бове не мог не оказать влияния на облик обычных жилых домов. Под его началом были составлены руководства-сборники, именуемые «Альбомы образцовых проектов». Здесь приводились рекомендации и примеры того, как должны выглядеть дома представителей различных городских сословий. Можно было выбрать подходящий, руководствуясь своим вкусом и достатком.
Благодаря Бове появился городской особняк как совершенно новый тип дома. Для купечества был разработан доходный дом: верхний этаж отводился для проживания хозяев, а в нижнем могли разместиться лавки и магазины.
Неоценимое архитектурное наследие оставил после себя Осип Иванович Бове. Достопримечательности Москвы неразрывно связаны с его именем. Приезжайте в гости и сами в этом убедитесь!
Аплодисменты Осипу Бове. Что знаменитый архитектор оставил потомкам
Мы знаем его как знаменитого архитектора Осипа Ивановича Бове.
Один список даже сохранившихся творений Бове в Москве займёт почти всю газетную полосу. Поэтому мы выбрали несколько мест, которые следует посетить и с которыми связаны любопытные и даже скандальные истории.
Читать еще: Фредерик шопен история. Зима на Майорке
Кремль, Водовзводная башня ➊. Сплошная Италия. Строил её итальянец на русской службе Антонио Джиларди ещё в XV столетии. К 1805 г. башня обветшала настолько, что её было решено реконструировать — перебрать почти целиком и возвести заново. Обычно пишут, что «дело было поручено неизвестному архитектору, итальянцу Бове». Правда здесь только в происхождении реставратора. На тот момент он не был архитектором — всего лишь студентом училища при Экспедиции Кремлёвского строения.
Но и совсем безвестным нашего студента назвать нельзя: за несколько предыдущих работ он трижды был награждён императором золотыми часами, а за башню — ещё и перстнем с бриллиантами.
Наполеоновские войска (и снова итальянцы, наёмники) при отступлении подорвали башню. И — злая ирония судьбы! — после войны её вторично восстанавливал всё тот же Осип Бове. Княжна Туркестанова, большая сплетница тех времён, с которой мы ещё встретимся, злословила: «Осипу Иванычу снова во сне башня являлась, да так, что он занемог».
Жулик или художник?
Следующий пункт прогулки — Большой театр ➋, благо он рядом. В то время его ещё по привычке называли Петровским. Потому и смету утвердили так: «На строительство нового здания Петровского театра выделить 1 200 666 рублей золотом». Сумма запредельная. Но и роскошь — тоже. Первоначальный проект Андрея Михайлова был основательно переделан. Например, знаменитая квадрига Аполлона находилась на заднем фасаде. Бове её вынес к площади. Внутри тоже многое поменялось: «Должно отдать справедливость новому решению Бове — при самом строгом исследовании увидите вы, что в сём театре нет места, что было бы неуместно и неудобно» — вот воспоминания сенатора Александра Булгакова. Но коллеги завидовали. Архитектор Александр Витберг писал так: «Проект Петровского театра — произведение Бове, который дозволил, чтобы ему присвоили сей проект». Михайлов же обижался и говорил: «Осип Иваныч несамостоятелен и всё берёт из готовых образцов». Это несправедливо. Бове был не столько архитектором, сколько планировщиком города как такового. Сейчас бы сказали — «урбанистом». Тем более что от того театра до нас дошло немного.
А вот Театральная площадь, с большим изяществом распланированная Осипом Ивановичем, никуда не делась. И тем более интересно перечитать выпуск «Московских ведомостей» от 6 января 1825 г.: «На торжественном открытии публика вызывала не актёров, а архитектора. Перед увертюрой поднялся ужасный шум. Стали выкликать строителя: «Бове, Бове!» Он явился в ложе директора, и его заглушили рукоплесканиями. »
К ещё одному произведению гения раньше можно было дойти пешком от Театральной площади. По Тверской к Белорусскому вокзалу — и вот, пожалуйста, Триумфальная арка. Сейчас придётся проделать крюк и ехать на Кутузовский проспект ➌. Но дело того стоит. Особенно если вспомнить, что это последнее творение мастера. Он не дожил до его открытия несколько месяцев. Зато с какой теплотой и любовью он к нему относился! И, кстати, не зря. Принято считать, что архитектор в начале кампании 1812 г. записался в ополчение. Но правда в том, что Осип Бове, будучи по выслуге чинов титулярным советником, поступил корнетом в Московский гусарский полк. То есть в регулярные войска. Кстати, компания сослуживцев в том полку подобралась тоже изрядная. Например, поручик Николай Толстой, будущий отец Льва, «зеркала русской революции». И корнет Александр Грибоедов.
История переноса арки тоже забавна. По Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 г. памятник был разобран. Его предполагалось восстановить, но не могли понять, где именно. Постепенно о нём вообще забыли. Лёд тронулся только после выступления первого космонавта Земли на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ в декабре 1965 г.
Юрий Гагарин заявил: «В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года. Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». «Гагарин есть Гагарин, — ответил Леонид Брежнев. — Поэтому первое, что мы сделаем, — восстановим Триумфальную арку».
Неравный брак
Стоит взглянуть и на дом № 6 в Петровском переулке ➍. Авторству Бове принадлежит лишь классический фасад послепожарной Москвы. Но, если не полениться и обойти здание кругом, станет ясно: строили его ещё в XVII в. И верно, заказчиком был патриарх Адриан ещё в 1690 г. После его смерти Пётр I отменил патриаршество, а дом сменил несколько хозяев.
Один из них — Алексей Трубецкой, женатый на Авдотье Семёновне. Зачем об этом так подробно? Да затем, что она рано овдовела — её муж погиб во время заграничного похода русской армии, в Битве народов под Лейпцигом в 1813 г. В том же году из армии выходит в отставку корнет Московского гусарского полка Осип Бове. А ещё через три года женится на вдове, княгине Авдотье Трубецкой. Переезжает в её дом и отстраивает его заново. Скандал был чудовищный. Она потеряла княжеский титул: уж больно неравный брак. Но сплетни и слухи били хлеще. Виданное ли дело — знатная дама с приличным состоянием, мать пятерых детей, выходит замуж за сына неаполитанского художника невнятного происхождения!
Та же самая княжна Туркестанова ехидничала по этому поводу: «Москва помешалась — художник, архитектор, камердинер — все подходят, лишь бы выйти замуж!» Но брак всё же состоялся. Во всех смыслах. Бывшая княгиня родила Осипу Бове ещё четырёх детей. И именно в этом доме. Здесь же архитектор создавал облик послепожарной Москвы. Так кто же всё-таки Бове — самостоятельный художник или талантливый копиист? Здесь нужно искать третий вариант ответа. И, как ни кощунственно, вспомнить Андрея Рублёва. Когда-то Русская православная церковь постановила, что его иконы — образец: «Писать так, как заведено от Рублёва». То же самое и здесь. Москва планировалась и строилась по слову и образцам Осипа Бове.
Источники:
http://www.architime.ru/architects/a_bovet_osip.htm
http://fb.ru/article/245902/arhitektor-bove-osip-ivanovich-biografiya-spisok-soorujeniy
http://aif.ru/realty/city/aplodismenty_osipu_bove_chto_znamenityy_arhitektor_ostavil_potomkam