Без рубрики

✅ Духовная жизнь Серебрянного века Просвещение. Наука

Просвещение. Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых Рабочие курсы Просветительские рабочие Народные общества дома Развитие периодической печати Конец XIXвека Начало XX века 1860 г.-7 газет 300 типограф. 1913 г. – 1263 газеты 1890 г. – 100 газет 1000 типог. 1,2 тыс. типографий 500 публичных библиотек 1914 г. – 76 тыс. общественных 3 тыс. земских читален библиотек.

Слайд 6 из презентации «Духовная жизнь Серебряного века». Размер архива с презентацией 5491 КБ.

Серебряный век

«Серебряный век в России» — И.С. Тургенев. Историк- ключевые события эпохи. Серебряный век. В. Борисов-Мусатов «Призраки» 1903 год. Духовная, художественная жизнь всего 20 столетия. «…Этот мир очарований, этот мир из серебра». Федор Сологуб. Образование. Второй аспект исследования. «Купание красного коня». Марина Ивановна Цветаева. Дмитрий Сергеевич Мережковский. Выводы, запись в тетради. Акмеизм. Симфония художника. Просвещение.

«Культура Серебряного века в России» — Имажинизм. Художественная культура. Музыкальное искусство. Символизм. Мир искусства. Образование. Городская и сельская жизнь. Архитектура. Культура России в конце XIX – начале XX в. Н.Е.Жуковский. Спорт. Физиолог. Акмеизм. Футуризм. Кинематограф. Живопись. Наука.

«Творчество Серебряного века» — Футуризм. Автономия университетов. Архитектура. Техника. П.Н. Лебедев. Гуманитарные науки. Символизм. Серебряный век русской культуры. Просвещение. Музыка. Понятие «Серебряный век». Наука. Критический реализм. Акмеизм. Модернизм. Переход к драматизации прошлого. Живопись. Авангардизм. История. К.А.Тимирязев. Товарищество передвижных выставок. Новая эпоха.

«Культура Серебряного века» — Вехи. Рубеж веков. Писатели. Кризис символизма. Символисты. Пророк. Михаил Врубель. В.С.Соловьёв. Средства художественной выразительности. Художественные направления «серебряного века». Юный титан. Д.Мережковский. Духовная жизнь общества. Формы либеральных и революционных воззрений. И.Бунин. Культура серебряного века. Общественная мысль в России на рубеже XIX-XX вв. Демон сидящий. Поэты.

«Духовная жизнь Серебряного века» — Розы и лилии. Павлов И.П.(1849 — 1916). Театр. Малевич Казимир Северинович (1878-1935), российский художник. М.А.Врубель 1856 — 1910. Масленица. Церковно-приходские школы. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа. Гимназии. Состояние духовной жизни российского общества Образование, просвещение, наука. Федор Осипович Шехтель 1859-1926. Архитектура. В.В.Кандинский (1866 – 1944) К.С.Малевич (1878 — 1935) Б.М.Кустодиев (1878 — 1927).

«История Серебряного века» — В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Гостиница «Метрополь». А Ахматова. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Певец Ф.Шаляпин. Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. 4.Живопись. Серебряный век русской культуры. М.Врубель «Царевна Лебедь». Расходы на образование выросли в 5 раз. И.П.Павлов. Другой Нобелевский лауреат-И.Мечников, заложил основы иммунологии.

Всего в разделе «Серебряный век» 8 презентаций

Духовная жизнь Серебряного века

Грань между XIX и XX веками — особенный этап в мировой истории. Это период неясности, перемен, перехода к новой жизни. Разные страны переживали это время по-разному.

Не стала исключением и Российская Империя. Начало нового века принесло ей как тревоги, так и новые открытия. Образованная часть общества жила в этот период особенной жизнью, балансируя между жаждой перемен и страхом перед ними. Этот период надломленности, неустойчивости и особой душевной подвижности стал известен как Серебряный век культуры. Он длился недолго, а с началом Первой Мировой Войны и революции пошел на спад, но оставил после себя богатое культурное наследие.

Читать еще:  Драматургия пьера корнеля.

Образование и наука как двигатель духовной жизни

Одним из стимулов к развитию духовной жизни послужило распространение образования. Оно перестало быть сугубо элитарным, сделалось более доступным и смогло охватить разные слои населения. Помимо классических гимназий открывались реальные и коммерческие училища, профессиональные учебные заведения. Неудивительно, что выпускники этих учебных заведений, получив образование, стали проявлять интерес к разным областям духовной жизни.

Высшие учебные заведения привлекали все больше студентов и вольных слушателей, становясь очагами науки. Сторонники прогресса горячо приветствовали открытия русских ученых: химиков, физиков, врачей. Открытия Менделеева, Лебедева, Павлова, Мечникова, Вернадского и многих других ученых прославили российскую науку стали предметом широких обсуждений.

Историко-философская мысль Серебряного века

Гуманитарные науки тоже не оставались без внимания. Большой интерес публики вызывала история. Переходя в новую эпоху, люди стремились обернуться назад, в глубину веков. Кто-то искал в истории подсказки, позволяющие двигаться вперед, кто-то, напротив, в страхе перед новой и неизведанной жизнью пытался вернуться назад, держась за давно привычное и знакомое. Как бы то ни было, труды историков и их лекции пользовались популярностью. Работы Тарле, Ключевского, Платонова и прочих издавались большими тиражами.

Философия тоже переживала расцвет. Извечный спор между философскими школами продолжался и в России. Примечательно, что к XX веку материализм стал сдавать свои позиции. Утомленные и обескураженные быстрым техническим различием, философы обратились в сторону духовной, внутренней жизни. Флоренский, Бердяев, Соловьев и другие мыслители в своих трудах пытаются отстраниться от бурного темпа современной жизни, обратить взгляд к религии и истории.

Серебряный век русской литературы

Жизнь кипела и в литературе. Количество поэтов, прозаиков, драматургов и критиков, пишущих на самые разные темы, поражает воображение. Удивительно, но этот относительно короткий отрезок времени подарил русской литературе огромное число блестящих произведений, громких имен, новых литературных школ.

Одним из столпов литературной жизни Серебряного века был Толстой. Этот писатель, разворачивающий в своих книгах широкую картину мира, был признан классиком еще при жизни. Множество людей следили, затаив дыхание, не только сюжетом его романов, но и за самой жизнью писателя. Уникальная жизненная философия Толстого, его образ жизни, отношения с властями и духовенством — все это служило предметом живых споров и обсуждений.

Чехов, Бунин, Горький и Куприн в своих повестях и рассказах удивительно точно показывали жизнь разных людей. Каждый по-своему, все они поднимали такие темы, о которых прежние писатели говорили редко. Произведения писателей-реалистов, подобно пестрой мозаике, демонстрируют читателю мысли, мечты, поступки людей разных классов и разного общественного положения.

Поэтические школы и новые течения

В поэзии все тоже было весьма неоднозначно. В последнем десятилетии XIX века яркой вспышкой загорелась на поэтическом небосклоне школа символистов. Ее создатели и вдохновители — Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Минский, Бальмонт. Отходя от лирических и социальных мотивов, преобладающих в поэзии XIX века, символисты обратили свои взоры вглубь человека, в область тонких чувств, ощущений и переживаний. Уход от реальности в сторону эстетизма, искусство ради искусства ярко характеризует начальный этап русского символизма.

Читать еще:  Биография иоганна штрауса. Биография штрауса

Более поздние символисты, такие как Блок, Белый, Иванов, вдохнули в поэзию свежую струю. Их стихи, переплетенные с философией и мистикой, показывают зыбкость мира, его надломленность. Личность лирического героя в этих стихах — часть общей мировой души, отражение трагичных событий и предчувствий внешнего мира.

Свежую струю в поэзию Серебряного века внесли акмеисты. Они, устав от загадочности и недомолвок символизма, вернули в поэзию понятные всем чувства и ощущения, яркие краски, зримые очертания предметов. И хотя акмеизм, как литературное течение, просуществовал недолго, он дал литературе таких мастеров, как Ахматова, Мандельштам, Гумилев.

Были в литературе и футуристы, нарушавшие все классические законы стихосложения, и имажинисты, игравшие с образами, и другие, более мелкие литературные школы. Но объединяло их одно — живой интерес публики, искренняя увлеченность и желание прикоснуться к чему-то новому.

В целом, Серебряный век характеризуется бурной духовной жизнью. Это было, по словам Вертинского, время, когда каждый мечтал обратить на себя внимание любой ценой. Искусством живо интересовались не только литераторы, художники, артисты. Простая публика также жадно впитывала все новое, спорила и обсуждала, высказывала мнение. Именно благодаря этой бурной духовной жизни Серебряный век и вошел в историю как время расцвета, поиска и духовных исканий.

Духовная жизнь Серебрянного века Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Кинематограф. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемworld-history.tw1.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Духовная жизнь Серебрянного века Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Кинематограф.» — Транскрипт:

1 Духовная жизнь Серебрянного века Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Кинематограф.

2 Просвещение Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

3 Наука В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере. П.Н.Лебедев Н.Е.Жуковский

4 В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения. В.Ключевский Н.Бердяев

5 К.Э.Циолковский С.А.Чаплыгин В.И.Вернадский Почтовые марки, 1951г., выдающиеся русские учёные

6 Нобелевские лауреаты И.Мечников И.Павлов И.П.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и об условных рефлексах. И.И Мечников заложил основы иммунологии

7 Литература Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

Читать еще:  Гамора — получит Перчатку. Новый образ Халка

8 Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок, В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова. А Ахматова С.Гумилев

9 Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

10 Живопись Реалистические основы сохранились в творчестве И.Репина, В.Сурикова, М.Нестерова. В то же время модернисты объединились в группу «Мир искусства». Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств и должно существовать самостоятельно. В группу входили почти все видные художники- А.Бенуа, Л.Бакст, Б.Кустодиев, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов и др. В.Суриков «Боярыня Морозова» И.Репин «И.Грозный и сын его»

11 В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др. М.Врубель «Царевна Лебедь»

12 Скульптура. Архитектура. В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру III А.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»).В то же время он сохранил черты индивидуальности, что хорошо видно в бюсте А.П.Чехова. С.Коненков бюст Чехова.

13 В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма. Гостиница «Метрополь» Особняк Рябушинского Ярославский вокзал

14 Музыка. Балет. Театр. Кинематограф. В н.20 в.в музыке появились композиторы- новаторы А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов,И.Ершов. Композитор С.Рахманинов. Певец Ф.Шаляпин

15 В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. К.Станиславский и одна из его ролей в спектакле «Мнимый больной» Е.Вахтангов и одна из его ролей.

16 В г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры Кадр из фильма «Степан Разин» 1908 г Актриса немого кино Вера Холодная в разных образах.

Источники:

http://5istoriya.net/Serebrjanyj-vek/Dukhovnaja-zhizn-Serebrjanogo-veka/006-Prosveschenie.html
http://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/17603-duhovnaja-zhizn-serebrjanogo-veka.html
http://www.myshared.ru/slide/352233