- Год рождения: 12 декабря 1863
- Дата смерти: 23 января 1944
- Страна: Норвегия
В 1863 году, в семье Кристиана Мунка, норвежского военного врача, появился на свет известный живописец, теоретик искусства Эдвард Мунк. Когда мальчику было 5 лет, его мать скончалась от туберкулеза. Спустя несколько лет ушла из жизни и его пятнадцатилетняя сестра, охваченная той же болезнью. Эти события наложили отпечаток на дальнейшее творчество художника и его жизнь в целом.
В возрасте 16 лет Эдвард принят в Высшую школу с техническим направлением, однако вскоре он решил сменить техническое обучение на творческое и перевелся в Государственную академию искусств и художественных ремёсел.
Первым преподавателем в искусстве был скульптор, а немного позже, он стал учеником ныне так же известного живописца Кристиана Крога.
В возрасте 23-х лет Мунку выпадает шанс побывать на восьмой выставке импрессионистов в Париже, которая являлась последней. В этот же период, Мунк создает одну из своих известнейших картин «Больная девочка». Данное произведение явно отражало всю боль перенесенную им в детском возрасте.
В 1889 году, достигнув возраста 26 лет, Эдвард открывает выставку своих личных работ, после чего он переезжает в Европу. Выставку художника в Германии закрыли досрочно, так как его работы сильно раскритиковали. В Берлине Эдвард находит музу, которая является супругой его друга, польского писателя Пшибышевского. Ее образ отражен в картинах «Мадонна», «Поцелуй», «Ревность» и др.
Лето 1889 года стало не менее важным для художника. В этом году Мунк арендовал небольшой дом в Осгордстранде, но не прошло и года как здесь же Эдвард приобрел собственный дом. На протяжении 20 лет, художник каждое лето посещал свой очаг. С его слов становится очевидным, что это было его любимое и единственное место, которое наполняло его силами и вдохновением. Мунк говорил, что гулять по Осгордстранду это то же самое, что гулять среди собственных картин.
В 1890-х годах Мунком написан ряд картин о любви и смерти. В 1893 году на свет появилась самая известная картина Эдварда Мунка — «Крик». Эта картина является важным событием в экспрессионизме.
В 1900-х годах Эдвард стал жертвой неудачного романа с молодой особой из богатой семьи, которая была без памяти влюблена в художника. На протяжении долгих 4 лет девушка настаивала на бракосочетании, что тяготило Мунка. В итоге для подогрева чувств друзья подшутили над художником, сказав, что девушка умерла и показали художнику ее тело. Эта неудачная шутка привела к конфликту, в котором Мунк повредил руку, что привело к ампутации пальца на левой руке. С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. После еще нескольких ссор, в 1908 году, он был помещен в психиатрическую клинику с диагнозом душевное расстройство, где провел более 6 месяцев.
После выхода из клиники Мунк меняет стиль на грубую и резкую манеру: мазки крупные, цвета яркие.
Когда художнику было около 60 лет, у него произошло кровоизлияние в правый глаз, что крайне негативно повлияло на его работу.
Признание его творчества и слава начала постигать Эдварда Мунка в возрасте 70 лет.
Скончался художник на 80 году жизни в Норвегии, неподалеку от Осло.
Как смотреть картины Эдварда Мунка
Автор знаменитого «Крика» Эдвард Мунк был человеком нервным: он боялся природы, всю жизнь его самого и его близких преследовала смерть и болезни, а отношения с женщинами приводили художника к депрессии. И, конечно, все это не могло не отражаться в его картинах
Мунк и природа
Мунк воспринимал природу как нечто драматичное и опасное: природные явления вызывали у него сильнейшие переживания. На знаменитой картине «Крик» (на берлинской персональной выставке 1893 года картина носила название «Крик природы») чудовищное существо олицетворяет кричащий закат. Кроваво-красный заход солнца вызывал у художника ужас и отчаяние, о которых он пишет в знаменитой дневниковой заметке от 22 января 1892 года:
Читать еще: Почему крэбб стал черным. Биография крэба и гойла
«Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».
Никакой благодатности Мунк в природе не видел и воспринимал ее как мощную губительную силу. Что касается людей, то, по словам одного из биографов Мунка, Рольфа Стенерсена, художник считал их не хозяевами природы, но «волнами духа и материи», способными дематериализоваться, приняв другую форму. Мунк верил в призраков и интересовался спиритизмом, и телесная оболочка была для него условностью: не случайно вокруг фигур на его картинах нередко можно увидеть волнообразные линии, как от камней на воде.
Мунк и смерть
Семью Мунка преследовали беды: когда ему было пять лет, от туберкулеза умерла его мать, а через десять лет он потерял любимую сестру. Позже другая сестра оказалась в клинике для душевнобольных (1894), а его брат умер в возрасте 30 лет (1895). Эти события потрясли Мунка, и в своих работах (начиная с «Больной девочки», написанной в 1885–1886 годах) художник постоянно возвращался к темам болезни и потерь. В его мастерской всегда находился тот же стул, что фигурировал на этой картине (там виден край сиденья), и, по свидетельству друга Мунка Йенса Тииса, Мунк говорил, что на нем «мы все сидели, болели и умирали», связывая предмет с травматическими событиями. Кресло с высокой спинкой и гнутыми ручками, изображенное на картине «Смерть в комнате больного» (1893), встречается на нескольких картинах мастера (самая известная из них — автопортрет «Больной испанкой» 1919–1920 годов). При этом несчастья были и источником вдохновения: «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без руля» Цит. по: У. Бишофф. Мунк. М., 2003. .
Более оптимистичными его картины стали после лечения в психиатрической клинике Даниэля Якобсона в Копенгагене в 1908–1909 годах, однако прежних напряжения и мощи в них уже не было.
Эдвард Мунк
Биография
С картиной Эдварда Мунка «Крик» сейчас знакомы гораздо лучше, чем с биографией норвежского художника. Жизнь его, мрачная и мучительная, была наполнена смертью, психическими расстройствами, разочарованием. На закате своих дней Эдвард Мунк оставил запись в дневнике:
«Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».
Детство и юность
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана — военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.
Эдвард Мунк и его сестра Ингер
Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.
Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм. Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал. Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.
Эдвард Мунк
В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере. В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь. Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».
Читать еще: Художник пуссен. Никола пуссен картины
Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.
Автопортрет Эдварда Мунка
Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика. Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми. Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.
В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.
Живопись
В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:
«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки».
Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.
А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.
После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.
На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.
В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:
«Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…».
В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.
Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»
Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».
Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.
Картина Эдварда Мунка «Крик»
В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:
Читать еще: Последний из могикан роман. Последний из могикан
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями, солнце садилось, неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом, мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.
Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»
Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:
«Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы».
Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».
Картина Эдварда Мунка «Созревание»
1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.
Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»
В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.
Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.
Личная жизнь
Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.
В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.
Станислав и Дагни Пшибышевские
В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.
Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.
Тулла Ларсен и Эдвард Мунк
Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.
До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.
Смерть
Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.
Эдвард Мунк на смертном одре
Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.
После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.
Музей Эдварда Мунка
Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.
Источники:
http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1491-hudozhnik-edvard-munk.html
http://arzamas.academy/mag/570-munk
http://24smi.org/celebrity/65826-edvard-munk.html