Текущая страница: 19 (всего у книги 19 страниц)
Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.
«У Гоголя не было предшественников в русской литературе, – утверждал Белинский, – не было (и не могло быть) образцов в иностранных литературах. О роде его поэзии, до появления ее, не было и намеков». Впоследствии историками литературы было накоплено немало наблюдений о связи Гоголя с различными литературно-художественными явлениями и авторами – от Гомера и Библии до Вальтера Скотта и малороссийской повести начала XIX века.
И все же вывод Белинского, думается, в значительной мере верен и сейчас. Еще первый биограф Гоголя Пантелеймон Александрович Кулиш указывал на важнейший источник необычайной оригинальности его творений – народную стихию, их питающую. В этом, как представляется, и заключается paзгaдка своеобразия творческой манеры Гоголя и, в частности, особенностей поэтики «Мертвых душ». В связи с этим нам необходимо вернуться к замыслу поэмы в целом, к ее, так сказать, сверхзадаче в понимании Гоголя.
С самого начала «Мертвые души» были задуманы в общерусском, общенациональном масштабе. «Начал писать «Мертвых душ», – сообщал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 года. – Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». Много позднее, в письме к Жуковскому 1848 года Гоголь пояснял замысел своего творения: «Уже давно занимала меня мысль большого сочиненья, в котором бы предстало все, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке, и обнаружилось бы пред нами видней свойство нашей русской природы».
Воплощение такого грандиозного замысла требовало и соответствующих художественных средств. В статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» (1846) Гоголь указывал на три источника самобытности, из которых должны черпать вдохновение русские поэты. Это народные песни, пословицы и слово церковных пастырей. Можно с уверенностью сказать, что эти же самые источники имеют первостепенное значение и для эстетики самого Гоголя. Невозможно понять «Мертвые души» без учета фольклорной традиции, и в первую очередь пословичной стихии, пронизывающей всю ткань поэмы.
«Чем более я обдумывал мое сочинение, – писал Гоголь в «Авторской исповеди», – тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатлелись истинно русские, коренные свойства наши». И поскольку в русских пословицах и поговорках наиболее полно выразились важнейшие особенности национального характера, человеческие качества, одобряемые народом или отвергаемые им, в «Мертвых душах» «пословичный» способ обобщения стал одним из важнейших принципов художественной типизации. Чем более обобщенный вид принимают образные картины и характеристики персонажей, в которых Гоголь выражает сущность того или иного явления, ситуации или человеческого типа, тем более они приближаются к традиционным народнопоэтическим формулам.
Характер Манилова – помещика «без задора», пустопорожнего мечтателя – «объясняется» через пословицу: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы».
Медвежья натура Собакевича, имевшего «крепкий и на диво стаченный образ», в хозяйстве которого все было «упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке», находит свое итоговое определение в пословичной формуле: «Эк наградил-то тебя Бог! Вот уж точно, как говорят, неладно скроен, да крепко сшит…»
Характеры эпизодических персонажей поэмы порою полностью исчерпываются пословицами или пословичными выражениями. «Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного». Заседатель Дробяжкин был «блудлив, как кошка…». Мижуев был один из тех людей, которые, кажется, никогда не согласятся «плясать по чужой дудке», а кончится всегда тем, что пойдут «поплясывать как нельзя лучше под чужую дудку, словом, начнут гладью, а кончат гадью».
Гоголь любил выражать заветные свои мысли в пословицах. Идея «Ревизора», как мы знаем, сформулирована им в эпиграфе-пословице: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». В сохранившихся главах второго тома «Мертвых душ» важное значение для понимания авторского замысла имеет пословица: «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит». «Известно, – говорил Гоголь, – что если сумеешь замкнуть речь ловко прибранной пословицей, то сим объяснишь ее вдруг народу, как бы сама по себе ни была она свыше его понятия».
Читать еще: Бытовые повести. Русская литература XVII века
Вводя пословицы в художественную ситуацию «Мертвых душ», Гоголь творчески использует заключенный в них смысл. В десятой главе почтмейстер, сделав предположение, что Чичиков есть «не кто другой, как капитан Копейкин», публично сознался, что совершенно справедлива поговорка: «Русский человек задним умом крепок». «Коренной русской добродетелью» – задним, «cпoxвaтным», пoкaянным умом в избытке наделены и другие персонажи поэмы, но прежде всего сам Павел Иванович Чичиков.
К этой поговорке у Гоголя было свое, особое отношение. Обычно она употребляется в значении «спохватился, да поздно», и крепость задним умом расценивается как порок или недостаток. В Толковом словаре Владимира Даля находим: «Русак задом (задним умом) крепок», «Умен, да задом», «Задним умом догадлив». В его же «Пословицах русского народа» читаем: «Всяк умен: кто сперва, кто опосля», «Задним умом дела не поправишь», «Кабы мне тот разум наперед, что приходит опосля». Но Гоголю было известно и другое толкование этой поговорки. Так, И. М. Снегирев усматривал в ней выражение свойственного русскому народу склада ума: «Что Русский и после ошибки может спохватиться и образумиться, о том говорит его же пословица: «Русский задним умом крепок». Так в собственно Русских пословицах выражается свойственный народу склад ума, способ суждения, особенность воззрения… Коренную их основу составляет многовековой, наследственный опыт, этот задний ум, которым крепок Русский…»
Гоголь проявлял неизменный интерес к сочинениям Снегирева, которые помогали ему глубже понять сущность народного духа. Например, в статье «В чем же наконец существо русской поэзии…» – этом своеобразном эстетическом манифесте Гоголя – народность Крылова объясняется особым национально-самобытным складом ума великого баснописца. В басне, пишет Гоголь, Крылов «умел сделаться народным поэтом. Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек, ум выводов, так называемый задний ум».
Статья Гоголя о русской поэзии была необходима ему, как он сам признавался в письме к П. А. Плетневу 1846 года, «в объясненье элементов русского человека». В размышлениях Гоголя о судьбах родного народа, его настоящем и историческом будущем «задний ум или ум окончательных выводов, которым преимущественно наделен перед другими русский человек», является тем коренным «свойством русской природы», которое и отличает русских от других народов. С этим свойством национального ума, который сродни уму народных пословиц, «умевших сделать такие великие выводы из бедного, ничтожного своего времени… и которые говорят только о том, какие огромные выводы может сделать нынешний русский человек из нынешнего широкого времени, в которое нанесены итоги всех веков», Гоголь связывает высокое предназначение России.
Когда остроумные догадки и сметливые предположения чиновников о том, кто такой Чичиков (тут и «миллионщик», и «делатель фальшивых ассигнаций», и капитан Копейкин), доходят до смешного – Чичиков объявляется переодетым Наполеоном, – автор как бы берет под защиту своих героев. «И во всемирной летописи человечества много есть целых столетий, которые, казалось бы, вычеркнул и уничтожил как ненужные. Много совершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок». Принцип противопоставления «своего» и «чужого», отчетливо ощутимый с первой и до последней страницы «Мертвых душ», выдержан автором и в противопоставлении русского заднего ума ошибкам и заблуждениям всего человечества. Возможности, заложенные в этом «пословичном» свойстве русского ума, должны были раскрыться, по мысли Гоголя, в последующих томах поэмы.
Идейно-композиционная роль данной поговорки в гоголевском замысле помогает понять и смысл «Повести о капитане Копейкине». До сих пор не дано сколько-нибудь удовлетворительного объяснения этой «вставной новелле», без которой, однако, Гоголь не мыслил себе поэмы.
Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.
Ни в городе богдан ни в селе селифан
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
Смотреть что такое «Ни в городе богдан ни в селе селифан» в других словарях:
Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. — Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. См. ГУЛЬБА ПЬЯНСТВО Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. См. ТОЛК БЕСТОЛОЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Читать еще: Адат в современной чечне. Адаты чеченцев
ни в городе богдан, ни в селе селифан — прил., кол во синонимов: 10 • неопределенный (54) • ни богу свечка, ни черту кочерга (10) • … Словарь синонимов
ни в городе Богдан ни в селе Селифан — предик. разг. О ничем не выделяющемся, среднем, заурядном человеке, не отличающемся яркими свойствами или особенностями, не способном на активные, самостоятельные поступки (обычно с оттенком неодобрительности). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ни в городе Богдан ни в селе Селифан — ни в г ороде Богд ан ни в сел е Селиф ан … Русский орфографический словарь
Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан (Селиван) — Народн. Ирон. 1. О чём л. неопределённом. 2. О заурядном, посредственном, ничем не выделяющемся человеке. ДП, 257, 472; Ф 1, 123; Мокиенко 1990, 11, 150; БМС 1998, 131 … Большой словарь русских поговорок
неопределенный — См … Словарь синонимов
серединка на половинку — ни два ни полтора, ни рыба ни мясо, неясный, середина на половину, ни пава ни ворона, ни то ни се, неопределенный, середка на половину, ни пришей ни пристегни, ни в городе богдан, ни в селе селифан Словарь русских синонимов. серединка на… … Словарь синонимов
ГОРОД — Вечный город. Книжн. Высок. Город Рим (чаще об античном Риме). ШЗФ 2001, 34. /em> Калька с лат. Aeterna urbs. БМС 1998, 131. Город белых ночей и чёрных суббот. Разг. Устар. Ирон. О Ленинграде в 1970 х гг., когда для сохранения баланса фонда… … Большой словарь русских поговорок
Манилов — Мёртвые души (первый том) Заглавный лист первого издания Автор: Николай Васильевич Гоголь Жанр: Поэма (роман, роман поэма[1], прозаическая поэма[2]) Язык оригинала: Русский … Википедия
Маниловщина — Мёртвые души (первый том) Заглавный лист первого издания Автор: Николай Васильевич Гоголь Жанр: Поэма (роман, роман поэма[1], прозаическая поэма[2]) Язык оригинала: Русский … Википедия
Контрольный тест по произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Контрольный тест по произведению Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Цели: обобщение и систематизация изученного по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Работа по теме урока
А) Белинский Б) отец В) Пушкин Г) никто
II . Как Гоголь определили жанр своего произведения:
А)роман Б)повесть В) поэма
III . В произведении нашли отражения черты
А) сентиментального романа Б) плутовского романа В) романа — путешествия
IV . Почему Гоголь выбрал для своего произведения форму путешествия?
А) она была традиционна для русской литературы;
Б) позволяла Гоголю развернуть широкую панораму русской жизни;
В) потому что путешествие вводило мотив дороги, то есть движение вопреки внешнему застою.
V . Каков должен был быть объём произведения по замыслу автора?
А)1 том Б)2 тома В) 3 тома Г) 4 тома
VI . Первый том «Мёртвых душ» вышел в
А) 1809 г. Б) 1835г. В) 1842 г. Г) 1852 г
VII . Кого из героев поэмы Н.В. Гоголь не относит к «мертвым душам»?
А)Чичикова Б) Плюшкина В) чиновников Г) умерших крестьян
VIII Восстанови последовательность изложения в произведении Гоголя «Мертвые души»:
2. Приезд Чичикова в уездный город
3. Повесть о капитане Копейкине
4. Лирическое отступление «Птица-тройка»
5. Оформление купчих
6. Болезнь Чичикова
7. Посещение Чичиковым помещиков
8. Смерть прокурора
9. Разговор дам просто приятной и приятной во всех отношениях
10. Отъезд Чичикова из города
IX А) Манилов Б)Плюшкин В) Собакевич Г) Коробочка Д )Ноздрёв Е) Чичиков
1. Восстанови последовательность посещения помещиков Чичиковым.
2. Кто из помещиков должен был действовать в продолжении произведения?
3.Узнайте героя по его описанию
3.1 «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы. »
3.2. «Чуткий нос его слышал за несколько десятков вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами; он уж в одно мгновение ока был там, спорил, заводил сумятицу за зелёным столом, ибо имел, подобно всем таковым, страстишку к картишкам».
Читать еще: Герман гессе ударение фамилии. Гессе герман
3.3. «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
3.4 «. был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».
3.5. «Он показался весьма похожим на средней величины медведя… Есть много на свет лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила : хватила топором раз- вышел нос, хватила другой – выщли губы…».
3.6. Не красавец, , но и не дурной наружности, ни слишком толст ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод
4. К кому из помещиков относятся следующие описания помещений?
4.1. Больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузе и в табачнице и, наконец, просто был насыпан кучею на столе. На обоих окнах тоже были помещены горки выбитой из трубки золы, расставленной не без старания. Очень красивыми рядами.
4.2. Никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый поношенный колпак, лежаший на столе.
4.3. В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь
4.4. Повёл их в свой кабинет, в котором не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья. Вслед за тем
показалась гостям шарманка
4.5. На картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писаный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, которые нашивали при Павле Петровиче. Часы опять испустили шипение и пробили десять.
5. Кому принадлежат слова: Я их знаю всех : это мошенники, весь город такой: мошенник на
мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.
X . Почему Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой последовательности:
А) герои располагаются по принципу «оживления»
Б) каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему
В) герои располагаются по степени деградации, омертвления души
А) Иван Павлович Б) Павел Иванович В) Павел Николаевич
XII Чичиков скупал мертвые души для того, чтобы
А) Выгодно женится Б) Заложить их в опекунский совет и получить деньги В)занять положение в обществе в Г) Избежать уплаты налогов
XIII С какой целью Н. В. Гоголь вводит в произведение «Повесть о капитане Копейкине»?
А) Показать бездуховность бюрократических законов
Б.)Изобразить жизнь столичного чиновничества.
В.) Опровергнуть идею безнаказанности властей.
Г) Показать губительную власть денег.
XIV . Какую роль в поэме Н. В. Гоголя выполняет образ дороги?
А) Является символом жизненного пути человека.
Б.) Образ дороги – символ будущего России.
В.) Это форма организации произведения.
XV .Выбери факты биографии Чичикова.
1.Родился в богатой дворянской семье.
2. Из детства помнил только упражнения письмом
3. Получил хорошее домашнее образование.
4. Отец отвёз Павлушу в город, чтобы тот учился
5. Она прощание отец велел сыну копить копейку и не заводить товарищей
6. Павлуша быстро истратил деньги, оставленные отцом.
7. Чтобы заработать Павел давал уроки
8. Чтобы заработать, Павел продавал товарищам еду.
9. По окончании училища поступил на военную службу
10. Чтобы получить хорошую должность, дал взятку
11. Потеряв должность, начал пить.
12. Долгое время, служа в таможне, не брал взяток и ревностно исполнял свои обязанности. 13. Выгодно женился
XVI . Как можно объяснить смысл заглавия произведения «Мертвые души»:
А) определение бюрократического жаргона, обозначающее умершего крестьянина
Б) противопоставление в художественном мире произведения понятий «мертвого» и «живого»
В) бездуховный, погрязший в заботах о суетном герой;
Г) обозначение «омертвления» помещиков и чиновников
Контрольный тест по произведению Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
VIII . 2, 7, 5, 9, 3, 9, 6, 8,10,1,4
3.1. – Б, 3.2. – Д, 3.3. – А, 3.4. — губернатор, 3.5 –В, 3.6. – Е
4.1. – А, 4.2. – Б, 4.3. – В, 4.4 – Д, 4.5. – Г
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 44 балла
Оценка «5» 39-44 балла
Оценка «4»- 33-38 баллов
Оценка «3» — 22-31 балл
Оценка «2» 21 балл и менее
Домашнее задание: Подготовить анализ «Образ Чичикова»
Источники:
http://iknigi.net/avtor-nikolay-gogol/61671-mertvye-dushi-nikolay-gogol/read/page-19.html
http://phraseology.academic.ru/2746/%D0%9D%D0%B8_%D0%B2_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%BD_%D0%BD%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BD
http://infourok.ru/kontrolnyj-test-po-proizvedeniyu-n-v-gogolya-mertvye-dushi-4119303.html