Философия – это наука, изучающая наиболее общие вопросы развития природы, общества и человека.Слово пришло в русский язык из греческого языка: phileo люблю, sophia мудрость, philosophia — любовь к мудрости.
В курсе «Обществознание» в разделе «Человек» есть ряд тем по философии. Разберём их.
Цель и смысл жизни
Человеку свойственно целеполагание, то есть постановка определённых целей в своей деятельности. Цели ставятся в зависимости от потребностей, от того, какой себе человек представляет свою жизнь.
Зачем я живу, каков смысл моей жизни? Над этими вопросами люди задумывались испокон веков. И ответы на них у каждого человека различные. Много факторов, влияющих на это: воспитание, образование, окружение, семья, эпоха, в которую живет человек, даже возраст и многое другое.
Цель жизни – это некий ориентир, к которому стремится человек в своей жизни.
Смысл жизни – осознанное восприятие человеком направленности своей жизни, стремление реализовать свои возможности в соответствии с теми ценностями, которые он считает важными для себя.
Существует несколько концепций по поводу того, в чём смысл жизни человека.
Концепции смысла жизни
Самореализация
Самореализация – это процесс реализации в обществе своих способностей, умений, навыков, возможность применять знания, достижение намеченных целей. Это одна из высших потребностей человека.
Самопознание — процесс познания человеком самого себя, своих возможностей, нравственных качеств, собственных физических и психических особенностей.
Виды самопознания
- Непосредственное – самонаблюдение
- Опосредованное – анализ собственной деятельности, поступков.
Пути самопознания
- Самоузнавание — когда ребёнок осознаёт самого себя как отдельного человека.
- Познание себя путём познания других – человек оценивает действия и поступки других, принимая или нет их, так формируются качества личности, мировоззрение.
- Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе, принятие или нет собственного поведения.
- Оценка результатов своей деятельности, своего поведения, самонаблюдение.
- Самоисповедь – это внутренний отчёт человека самому себе о своих действиях, поступках, отношении к людям.
Виды самооценки
- Адекватная или реалистическая — человек объективен в оценке самого себя.
- Завышенная самооценка — человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле.
- Заниженная самооценка — человек недооценивает себя, свои способности и возможности.
«Я»- концепция – устойчивое представление человека о самом себе.
Свобода
Человеку свойственно желание быть свободным. Что такое свобода? Когда человек осознаёт себя истинно свободным? И есть ли ограничители свободы?
Свобода — это возможность человека выбирать решение, действия в соответствии со своими желаниями, потребностями и целями, интересами; это отсутствие каких-либо ограничений в чём-либо.
Но может ли человек быть абсолютно свободным в обществе, и не станет ли свобода – вседозволенностью?
В.И.Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Ограничители свободы человека в обществе
- Закон. Человек не может преступать его, а значит, он обязан вести себя в определённых рамках.
- Свобода другого человека, поэтому человек обязан не нарушать границы свободы другого, не достигать свободы для себя ради ограничения её для другого.
- Обязанности – это действия, которые человек одолжен совершать в соответствии с установленными в обществе законами ( обязанность охранять природу, защищать родину и т.д.)
- Ответственность – это необходимость выполнять определённые действия в соответствии с моральными и правовыми законами в обществе, отвечать за свои поступки перед людьми ( юридическая , политическая, нравственная ответственность).
Волюнтаризм – это абсолютизация свободы, доведение её до произвола, вседозволенности , отсутствие каких-либо ограничений в поведении человека, игнорирующего объективные условия и законы.
Фатализм — вера в судьбу, в предопределение, исключение возможности выбора, а значит, и отрицание свободы вообще.
Внутренний мир человека
Макрокосмос (или макрокосм)— человек как часть большого космоса, мироздания.
Микрокосмос (или микрокосм)– отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое.
Духовный мир человека — это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений.
Мировоззрение – взгляды человека на мир, общество и самого себя.
Виды мировоззрения
- Научное — признание решающей роли научных знаний при познании мира, отрицание всего, что не доказано наукой.
- Паранаучное (от греч «вне») –предполагает существование иного мира, иного измерения(параллельного мира, инопланетного разума).
- Религиозное – основано на вере в сверхъестественное, в Бога и богов.
- Атеистическое – отрицание существования Бога, высших сил.
- Житейское (обыденное) – в его основе лежит жизненный опыт, передаваемый из поколения в поколение.
Гуманистическое мировоззрение — признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.
Человеконенавистническое мировоззрение — основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.
Революционное — в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.
Консервативное – основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.
Подробнее о МИРОВОЗЗРЕНИИ читайте ЗДЕСЬ.
Некоторые термины
- Толерантность – от лат. терпимость, терпимое отношение к людям различных взглядов, если они не создают угрозу для окружающих.
- Пессимизм – убеждение, что ничего хорошего в жизни ждать не приходится, что будет всё ещё хуже.
- Оптимизм— вера в лучшее, всилы и возможности человека, в то, что жизнь – прекрасна.
- Скептицизм – сомнение во всём, что происходит и будет происходить в жизни ( в возможность позания, в то, что поизойдут позитивные измения в обществе в жизни человека и т.д.)
- Альтруизм – нравственная позиция, в основе корой лждит любовь к людям, желание жить для них, готовность жертвовать собой во благо общества.
- Эгоцентризм – руководство в действиях и поступках , осванное на собсвенных прихотях, потребностях, безразличие к окружающим, неспособность и нежелание рассматривать иную точку зрения.
- Компромисс – способность и умение поступиться некотрыми своими интресами ради решения общих проблем, взаимные уступки сторон.
- Консенсус –полное согласие, единый подход к решанию проблемы или по какому-т вопросу.
Читать еще: Богиня нюйва лепит людей из глины.
Отношение к жизни
- Активная жизненная позиция – это такое отношение к жизни, когда человек является активным участником событий, инициатором многих дел, он воздействует на всё, что его окружает, может многое изменить, что в его силах.
- Пассивная жизненная позиция — это такое отношение к жизни, когда человек является лишь наблюдателем событий, часто просто подстраиваясь под них.
- Комформизм – от лат. подобный; приспособление, когда человек не отстаивает свои позиции, точки зрения, принципы, пассивное согласие со всем, что происходит вокруг.
- Нонкомформизм — от лат. не +подобный; желание постоянно отстаивать свою позицию, свою точку зрения, порой ставя окружающих в неловкое положение, даже если эти точки зрения противоречат с тем, господствует в обществе или группе.
О жизненной позиции подробнее читайте ЗДЕСЬ.
Счастье – чувство полного удовлетворения своих желаний, осуществление мечты, радость от осознания самореализации, нужности. Хотя, согласитесь, счастье каждый понимает по-своему.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Философские представления об обществе;
Лекция № 12. Учение об обществе (социальная философия)
1. Философские представления об обществе.
2. Предмет и функции социальной философии.
3. Понятие общества: его признаки, особенности.
4. Специфика философского исследования общества.
Философские представления об обществе возникли уже в ранней философии. Так, в Древней Индии и Китае (буддизм, конфуцианство) существовали учения об общественном устройстве, социальном строении, месте и роли государства, о человеке и смысле его жизни, его взаимоотношениях с государством и обществом.
В Древней Греции зародился научный подход к изучению общества, с ростками которого мы встречаемся в творчестве историков Геродота и Фукидида. Античная философия изучала общество с различных сторон. Например, Демокрит рассматривал происхождение общества в процессе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию человека как самостоятельной проблемы философии. Эпикур обратил внимание на проблему свободы и счастья человека.
Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Аристотель и Платон. Так, Аристотель создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе: аристократию, республику, демократию и др. Он известен и как автор идеи естественности рабства в системе отношений в обществе.
Платон разработал учение о так называемом идеальном (совершенном) государстве, где были представлены три социальные группы – производители, воины и правители, а формой государственного устройства стала аристократическая республика.
В средние века сложилось и господствовало теологическое (волю, но они не сумели ею разумно распорядиться. В результате вся религиозное) понимание общества. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом. Считалось, что Бог дал первым людям свободную история человечества стала историей грехопадения и вечной борьбы сил Добра и Зла. Философия того времени считала церковь высшим институтом власти в обществе, а духовенство – особой социальной группой. Полагалось, что история общества, как и жизнь индивида, также имеет свои периоды – рождение, расцвет и смерть. Высказывалось убеждение, что финалом человеческой истории все же станет победа сил Добра и утверждение некоего Царства Божьего.
В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социальных учениях той поры проводилась мысль о том, что общество – это сложное объединение людей, основанное на их согласии, договоре друг с другом во имя совместной деятельности и безопасности (Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо и др.). В это время возникли и утопический социализм (Т. Мор), и крупные политические учения (Н. Макиавелли), появилась идея круговорота в истории (Д. Вико), вошел в научный оборот термин «философия истории» (Ф. Вольтер). Разум и знание рассматривались как важнейшие двигатели прогресса общества, а религия и церковь – как его основные противники.
В начале ХIХ в. в философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Так, немецкий писатель и историк И. Гердер полагал, что общество с помощью знаний и орудий труда закономерно движется к «гуманному» состоянию. Г. Гегель представил всю историю в виде процесса шествия мирового духа. История начинается, по мнению философа, на Востоке, где «один свободен», и заканчивается в христианском мире, где якобы «все свободны». И. Кант, И. Фихте, Л. Фейербах обратили внимание на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное состояние.
В классической марксистской философии сформировалось материалистическое понимание общества и его истории. С точки зрения марксизма основой общества является труд человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают определяющее воздействие на все стороны общества, включая и духовную жизнь. Идеалом и конечной целью истории марксизм провозгласил коммунизм как некое идеальное общество, справедливо устроенную ассоциацию свободных тружеников.
Читать еще: Иван бунин рассказы. Мотивы разлуки и смерти
Что касается философии в России, то она всегда была историософичной, то есть ориентированной на проблемы общественной жизни. Традиционными для нее являлись такие проблемы, как взаимоотношения личности и общества, роль интеллигенции и народа в истории, выбор путей развития российского общества, мессианство и миссианство. Они всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.). Наибольший вклад в теорию общества внесли мыслители А. Н. Радищев, А. Н. Герцен, П. А. Кропоткин, В. И. Ленин, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и другие.
В зарубежной философии ХХ столетия социальные явления исследовались многими течениями и школами, наиболее заметные из них следующие:
4) философская антропология;
5) космическое и экологическое.
В 80-е годы ХХ в. получают широкое распространение различные теории постиндустриального общества:
1) информационная (Масуд Е, Нейсби Дж.);
2) сверхиндустриальная (Тоффлер А);
3) технотронная (Бжезинский З.) и др.
Суть этих представлений в обществе при различных вариациях в том, что решающий фактор общественного развития – это производство, распре-деление и потребление информации. Тенденция в развитии общества – становление информационно-технологической цивилизации и глобальные трансформации на этой основе.
Кроме того, заметную роль в наше время играют религиозные концепции общественной жизни, и особенно велико влияние экзистен-циализма, главной темой в котором является тема абсурдного (отчужденного) общества и бытия человека в нем.
КРАТКИЙ ОБЗОР ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ
Самые первые, наивно-фантастические в основе своей, представления об общественной жизни появились в древней мифологии. В ней жизнь общества воспринималась как арена деятельности богов, которые олицетворяли собой те или иные социальные и природные стихии и процессы.
Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания. Так, в философии Индии и Китая буддизм, конфуцианство и другие течения) существовали учения об общественном устройстве, социальной структуре, месте и роли государства в обществе, о человеке и его взаимоотношениях с обществом и государством.
В Древней Греции стал зарождаться научный подход к изучению общества, который проявил себя в творчестве известных историков Геродота и Фукидида. Примечательно, что античная философия уже изучала общество с различных сторон. Например, Демокрит пытался рассмотреть происхождение общественной жизни в ходе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию темы человека как субъекта общественной и нравственной жизни. Диоген и Эпикур обратили внимание на различные формы образа жизни человека в обществе.
Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон разработал учение о так называемом «идеальном» (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы —производители, воины и правители, а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе — аристократию, республику, демократию, политию и другие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений и институтов в обществе.
В средние века сложилось и господствовало теологическое (религиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом (Аврелий Августин, Фома •Аквинский). Считалось, что Бог дал первым людям свободную волю, но они не сумели ею разумно распорядиться. В результате вся история человечества стала историей грехопадения и вечной борьбы сил Добра и Зла. Философия того времени считала церковь высшим институтом власти в обществе, а духовенство — особой социальной группой. Отдельные мыслители средних веков полагали, что история общества, как и жизнь индивида, тоже имеет свои периоды — рождение, расцвет и смерть. Высказывалась убежденность в том, что финалом человеческой истории все же станет победа сил добра и утверждение некоего Царства Божьего, как это замыслил Творец.
В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводилась мысль о том, что общество — это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве взаимного согласия и ответственности людей (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо). Полагалось, что основной движущей силой развития общества является Разум — знания, ремесла, культура людей. В это историческое время возник утопический социализм (Т. Мор и др.), крупные политические учения (Н.Макиавелли), появляется идея круговорота в истории (Д.Вико), входит в научный оборот термин «философия истории» (Ф.Вольтер). Если важнейшим источником и двигателем прогресса общества считался Разум, то религия и церковь, напротив, полагались в качестве основных препятствий этого процесса.
В началеXIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Так, немецкий историк и писатель И.Героер полагал, что общество с помощью знаний и орудий труда закономерно движется к «гуманному» состоянию. Г.Гегель попытался представить всю историю в виде шествия «абсолютной идеи» (мирового духа). По убеждению философа, история начинается на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и заканчивается в христианском мире, где якобы уже все люди свободны. Известные немецкие философы И.Кант, И. Фихте, Л. Фейербах большое внимание обратили на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное сознание.
Читать еще: В какой серии хвоста феи все. Момент
В классической марксистской философии сформировалось материалистическое понимание общества и его истории, которое его создателями (К. Маркс и Ф.Энгельс) рассматривалось как коренной переворот в социально-философской мысли. Полагалось, что основой (субстанцией) общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают, с точки зрения марксизма, определяющее воздействие на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь в нем. В этом смысле история —это естественно-исторический процесс, который имеет свои законы и логику развития. Идеалом и целью истории марксисты провозгласили коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.
В зарубежной философииXX столетия учения об обществе имели место во многих течених и школах. Заметную роль в наше время играют религиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократические концепции исторического процесса, космическое и экологическое течения в философии. Большое влияние на социально-философскую мысль оказал экзистенциализм, в котором была глубоко осмыслена весьма сложная и злободневная для нашего времени тема абсурдного (отчужденного) общества и бытия человека в нем. Специфическая трактовка общества и истории дается в фрейдизме и неофрейдизме. Для многих исследователей общественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская методология познания общественной жизни и исторического процесса.
Что касается философии в России, то она всегда была историософией, т.е. глубоким размышлением о проблемах общественной жизни. Традиционными в ней являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа, проблема выбора путей развития российского общества и социального идеала (что воплотилось в понятии «русская идея»), тема социализма и коммунизма. Наибольший вклад в философскую теорию общества внесли такие мыслители, как А.Н.Радищев и А.И.Герцен, П.А.Кропоткин, В.И.Ленин, Б.Н.Чичерин, В.С.Соловьев и Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин. Злободневные проблемы общественной жизни всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе (А.С.Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф. М.Достоевский).
История философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее является общество как целостная, противоречивая и динамичная система (социальное бытие), источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества, а предметом — всеобщее в этой системе. Кратко говоря, социальная философия — это всеобщая теория общественной жизни, ее основ и важнейших форм проявления.
Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социология. Если социальная философия являет собой теорию высшей степени обобщения знаний об обществе, то социология — это теория «среднего» уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функционирование и развитие отдельных социальных (не-природных) систем (например, социология семьи, социология науки, культуры и т.д.), а социальную философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, политология, этнография и другие) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.
Философское исследование общества отличается большой спецификой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. Поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, запутана, а нередко даже и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функционирования и развития. В этом смысле познанию общественных явлений (а они всегда неповторимы и невоспроизводимы в научном эксперименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание общества протекает в ходе острого соперничества различных мировоззренческих и идеологических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В социальной философии истинность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Неудивительно, например, что важнейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь вXIX — XX вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс. П.А.Сорокин и других известных ученых.
Социальная философия, как область знания, выполняет ряд важных функций. К ним относятся, прежде всего, мировоззренческая и методологическая, идеологическая, аксиологическая. Самое основное состоит в том, что социально-философское знание помогает формировать целостный теоретический портрет общества как сверхсложного социального организма. Она исследует субстанцию и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важнейшие формы деятельности человека в обществе. Обществознание как комплекс наук о социальной форме движения материи, образно можно сравнить с растущим деревом. Его отдельными ветвями являются частные общественные науки (политология, психология, демография и т.д.). Сам же ствол дерева — это и есть социальная философия как стержень, несущая конструкция всей системы обществознания. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такое общество как специфическое явление мироздания и мир бытия человека, ответить на иные вопросы, которые составляют проблемное поле социально-философского исследования.
Источники:
http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-7-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8/
http://studopedia.su/8_1398_filosofskie-predstavleniya-ob-obshchestve.html
http://poisk-ru.ru/s44912t2.html