Без рубрики

✅ Фома гордеев анализ произведения. «Фома Гордеев

В романе Горького «Фома Гордеев» представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают. Но кроме прибыли у каждого человека есть и что-то более важное — духовные ценности жизни. Маякин страдает одиночеством и думает о настоящей правде, которую хочет найти каждый.

Купцы как отрицательные, меркантильные герои выступают тут наоборот создателями чего-то полезного для общества, например формируют торговую связь, координируют перевозки по Волге, ведут строительство фабрик и оказывают некоторую помощь нуждающимся, а Фома Гордеев — герой первого плана несёт в себе разрушение всего и дела созданного отцом и своей личной жизни.

Отец Фомы Игнат является крупным владельцем собственного дела. Но начинал он с малого, как обычный работяга. Только к сорока годам достиг успеха. Личность его сильная и одновременно противоречивая. Его образ представляет собой совокупность несовместимого. Он мог быть предельно жадным и тут же большим мотом. Мог не придавать никакого значения крушению собственных барж философски размышляя, что Волга дала, может и отнять.

В какой-то степени Фоме передалось азартное чувство отца. Являясь частью буржуазного класса он не желает превращаться в хищного охотника, стремящегося к наживе, он наделен естественными, присущими простому человеку качествами. Ему не понятно зачем отец шёл по пути капитализма. Он не желает наследовать его имущество. Упрямые, неприятные нравы капиталистического строя отрицательно действуют на Фому они угнетают его свободомыслие и он с присущим напором начинает борьбу против этого мира. На одном празднике Фома прямо высказывает все недовольство в лицо ненавистным купцам. По его мнению они не новую жизнь построили, а выгребную яму выкопали. Кругом грязь развели. Сетует на то, что бога они забыли и деньгами его заменили. А совесть выгнали за ненадобностью.

Но бунтарское выступление Фомы не производит впечатления на своих адресатов, и Гордеева признают сумасшедшим.

Выступление Фомы обличило отвратительность буржуазного класса и показало его неизлечимую болезнь.

Давая своей повести название «Фома Гордеев» Горький выделяет именно этого героя, как свободолюбивую, ни от кого не зависящую личность. Этого героя давит теснота круга собственников и он должен найти в себе силы проломиться через неё.

Анализ 2

В конце 90-х-начале 1900-х годов борьба Горького за реализм против декадентства приобретает большое общественное значение. Недаром литературная борьба вокруг писателя принимает острые формы. В повести показана жизнь купечества в Поволжье в момент его расцвета, изображенная с точки зрения растущего русского пролетариата. Недаром нижегородский миллионер Бугров неприязненно отзывался о Горьком, считая, что такой автор заслуживает каторги.

В произведении отображена борьба, которая идет внутри класса, и Фома становится жертвой враждебных человеческой природе отношений, созданных его классом. Мы видим, как здесь нарисована целая галерея типов купцов, которые считают, если в этой жизни не пробьешься при помощи злых намерений. В повести они изображаются особенно убедительно и выразительно. И этому миру дельцов противопоставлен нравственно здоровый человек. Его трагическая судьба разоблачает основные законы капиталистического общества. Главный герой не борец и не революционер, но он бунтарь, мучительно ищущий иного смысла жизни, не хочет отказаться от своих запросов, не поддается влиянию окружающей его среды и упорно стремится найти какой-то выход.

Горький отразил различные типы купечества. Так, например, Яков Маякин, идеолог купечества, сумевший обобщить опыт своего класса. Он показан жадным, жестоким и хищным буржуа. Типичен и Африкан Смолин, либеральный молодой купец европейской выучки. И вот среди них особое отличие имеет Гордеев, которому неудобно находиться в этом купеческом мире. Он настойчиво отделяется от них. Собственнический уклад наложил на Фому свою печать. Он с ранних лет понял жизнь малоимущих людей.

В конце повести Фома подвергается унижению, и в конце концов он повержен. Маякинское окружение одерживает победу над бунтующим человеком, слабым и запутавшимся. Произведение с неопровержимой убедительностью показывает неизбежность распада класса, грядущую судьбу капитализма. Писатель отражает, какие великие потенциальные силы дремлют в русском народе, какие имеются богатые возможности. Но при капиталистической системе эти силы проявляются не там и не так, как это нужно народу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Фома Гордеев

Популярные сегодня темы

В повести «Белые ночи», одном из своих ранних романтических произведений, Ф.И Достоевский описал жизнь «маленьких людей». Его персонажи в повседневной жизни скромны, небогаты, не приспособлены к выживанию в жестоком мире.

Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская – одна из главных героинь комедии Н. В. Гоголя. Красивая девушка восемнадцати лет.

Челкаш в одноимённом рассказе М. Горького натура колоритная. Он уже не молод, но ещё силён и ловок. Свой хлеб добывает трудом неправедным. Он босяк и вор, промышляет кражами в морской гавани

Произведение является составной частью сказочного сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанной в жанре народного фольклора.

В произведении всем известного и многими любимого Шекспира «Гамлет» большая часть героев борется с несправедливостью этой жизни и ложью, пытаясь найти свою истину

Читать еще:  Описать профессию художника. Профессия Художник

Анализ произведения Горького Фома Гордеев

Повесть Максима Горького «Фома Гордеев» символизирует начало нового этапа в творческой деятельности автора. В ней нашли отражения важнейшие социальные и политические события в жизни страны того времени. В частности, в повести уделяется внимание такому явлению как рост рабочего движения во второй половине 90-ых годов. Здесь же излагается субъективная точка зрения писателя и его впечатления от происходящих в стране изменений.

Горький ощущает на себе всю силу ударов от столкновений морального, экономичного и социального характера с представителями буржуазии. При этом автору нередко приходилось иметь дело с рабочими людьми, а также завязывать общение непосредственно с самим рабочим движением. Впечатления Горького, которые произвели на него все эти люди и взаимодействие с ними легли в основу данной повести.

Публике свое произведение Горький представил в 1900 году. Читателям была продемонстрирована яркая картина русской жизни, в том числе показана вся подноготная русской буржуазии со всеми ее позитивными и негативными особенностями. Последнее весьма наглядно показано на примере образа Анания Изурова, который достиг материального благополучия за счет своей преступной деятельности. Также далеко не лучшим образом характеризует русское буржуазное общество персонаж Якова Маленина, мечтающего о том, чтобы в руках капиталистов было не только лишь экономическое влияние, но и политическая власть.

Таким образом, особое внимание в романе уделяется яркому представителю класса буржуазии Якову Маленину и непосредственно главному герою Фоме Гордееву, являющему собой образец неприятия и сопротивления всем идеям буржуазного толка. Его не интересует вопросы наживы и накопительства, он стремится к правде и справедливости, не желает притворяться и обманывать. Его идеал – это свободная жизнь вне рамок собственнических отношений, жажды наживы и тому подобных вещей. Фома Гордеев являет собой яркое противопоставление современному миру хозяев, которое характеризует его неустойчивость и возможность изменения ситуации в скором будущем.

Однако сам герой не способен совершить серьезные перемены в сложившемся общественном устройстве или же повлиять на их формирование. Он далек от передовой интеллигенции, при этом тяга к подобному образу жизни и мировосприятию в его душе присутствует. Он достаточно много размышляет о жизни, и все же настоящего стремления к знаниям и, соответственно, к образованию у Фомы нет. В конце романа Гордеев оказывается не в силах противостоять буржуазному укладу, оставаясь поверженным и униженным перед лицом беспощадного мира капиталистов.

Анализ рассказа Горького Фома Гордеев

analiz-proizvedeniya-gorkogo-foma-gordeev-4473024

Несколько интересных сочинений

Мы рождаемся, не умея говорить. И потом на протяжении всей жизни учимся этому удивительному искусству – искусству слова

Один из персонажей повести Александра Куприна «Яма» — хозяйка дома терпимости в Ямской слободе Анна Марковна Шайбес.

В знаменитом произведении Н.В. Гоголя сосредоточено множество человеческих пороков, которые автор многократно высмеивает. Он даже несколько искажает действительность, обращая внимание на несправедливость и попустительское отношение местных чиновников.

Новый год является одним из самых хороших и любимых праздников в году. Его любят не только дети, но и взрослые. Это такой праздник, который отмечают все страны мира. Одним из вечных символов этих счастливых дней – Дед мороз.

Сегодня хочется поделиться своими мыслями относительно того, как я хочу провести лето. Здесь я поделюсь своими мыслями и желаниями на этот счет.

Критика повести М. Горького «Фома Гордеев»

1495767397y0djo-6145978

На самостоятельное изучение «Тема раскрепощенной любви в повести «Фома Гордеев»

Критика повести М. Горького «Фома Гордеев»

В новых исторических условиях становится более глубоким и всеобъемлющим и реализм Горького. Писатель обратился в своих произведениях к анализу жизни разных классов и социальных слоев русского общества.

В повести «Фома Гордеев» (1899) писатель впервые дал широкую и разностороннюю картину капиталистического строя. Сам Горький признавал, что для него это — переход «к новой форме литературного бытия…».

Широко и выпукло выписаны Горьким типические фигуру капиталистов. Писатель сумел сочетать индивидуальное своеобразие каждого из героев с их социальной сущностью.

Ананий Щуров олицетворяет собой вчерашний день русского капитализма с его откровенным хищничеством, отсталостью, прямолинейной реакционностью. Он враг технического прогресса. Разбогатевший ценой преступлений, он выступает в романе яростным и злобным врагом народа.

Более сложен образ заводчика Якова Маякнна. Горький пишет, что Маякнн пользовался среди купечества уважением, «славой «мозгового» человека и очень любил ставить на вид древность своего рода». Маякин — своеобразный идеолог буржуазии, рвущейся к политической власти. Людей он делит на рабов, обреченных всегда подчиняться, и господ, призванных повелевать. Господами, повелевающими в стране, должны быть, по его мнению, капиталисты. Жизненная философия Маякина раскрывается в его афоризмах.

«Жизнь, брат Фома, — говорит он своему воспитаннику, — очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи… Тут, брат, подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож…»

Из мира маякиных и щуровых Горький выделяет Фому Гордеева. Горький писал, что повесть «должна быть широкой, содержательной картиной современности» и в то же время на фоне ее должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его…».

Фома тоже принадлежит к буржуазному классу. Но он не успел превратиться в хищного стяжателя, ему свойственны простые и естественные человеческие чувства.

Читать еще:  Избранные страницы романа толстого война и мир. 

Жестокие, отвратительные нравы капиталистического мира, подлость и преступления его хозяев производят на Фому Гордеева потрясающее впечатление, и он восстает против этого мира. На празднестве у Кононове Фома бросает в лицо купцам и фабрикантам гневные слова: «Вы не жизнь строили — вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими. Есть у вас совесть? Помните вы бога? Пятак — ваш бог! А совесть вы прогнали… Куда вы ее прогнали? Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете! Сколько народу кровью плакало от великих дел ваших?»

Но бунт Фомы бесцелен и бесплоден. Горячая, искренняя речь Фомы на празднестве кончается тем, что Маякнн объявляет его сумасшедшим.

Бунт Фомы показал, что буржуазия не только отвратительна, но и неизлечимо больна. Знаменательно, что уже в «Фоме Гордееве» наряду с образами капиталистов появляются образы пролетариев. Они даны еще бегло, мимоходом. Но в противовес волчьим законам мира маякиных в их среде господствуют единение и товарищество. Рисуя рабочих, писатель чувствует в них ту силу, которая призвана уничтожать власть щуровых и маякиных.

Один из нижегородских купцов — Бугров так отзывался о Горьком и его повести: «Это вредный сочинитель, книжка против нашего сословия написана. Таких — в Сибирь ссылать, подальше, на самый край».

Повесть в такой степени была проникнута ненавистью к буржуазному миру, что стала действенным средством революционной пропаганды. Березовский вспоминает: «Мы, старые подпольщики, очень часто читали рабочим на наших подпольных собраниях такое произведение Алексея Максимовича, как «Фома Гордеев», особенно последнюю главу — сцену на пароходе.

Почему же мы читали эту сцену? Да потому, что жгучие слова ненависти, которыми пропитаны эти страницы, рабочие воспринимали как сигналы борьбы не только с самодержавием, но и с буржуазией».

Анализ повести «Фома Гордеев» Горького

В повести «Фома Гордеев» Горький продолжил традиционную тему русской классической литературы — разоблачение античеловеческого характера власти денег (, -Щедрин и др.). Работу над повестью он считал «переходом к новой форме литературного бытия». Джек Лондон назвал произведение «большой книгой»: «. в ней не только простор России, но и широта жизни». Это «целительная книга», ибо «она утверждает добро».

Повесть была подготовлена развитием русского реализма второй половины XIX века. Её тема — внутреннее разложение буржуазного класса, историческая обречённость миропорядка. Среди «хозяев жизни» особое, возможно, важнейшее место занимают буржуа новой формации, такие, как Яков Маякин — «идеолог» нового купечества. Однако повесть называется «Фома Гордеев». Почему? Горький отвечает: «Эта повесть. должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, победившего гидр, свалила бы с ног туча комаров». Фома не совместим с миром собственников и должен «выломиться» из него. Этот образ явно романтизирован писателем.

Горький продолжил тему в «Очерках об Америке», повести «Дело Артамоновых», пьесе «Васса Железнова» и других произведениях.

Первое крупное произведение Горького посвящено русскому купечеству. «Эта повесть должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне ее должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно, жизнь давит его, он видит, что героям нет в ней места, их сваливают с ног, мелочи», — писал Горький своему издателю.

Писатель рисует разных представителей предпринимательского мира. Ананий Щуров — купец патриархального типа, в прошлом фальшивомонетчик и убийца. Он чувствует себя хозяином, не признает новшеств, ненавидит свободу.

Высокий лоб старика весь изрезан морщинами. Седые, курчавые пряди волос покрывали его виски и острые уши; голубые, спокойные глаза придавали верхней части лица его выражение мудрое, благообразное. Но губы у него были толсты, красны и казались чужими на его лице.

От свободы — погибнет человек, как червь, житель недр земных, гибнет на солнце. От свободы человек погибнет!

Яков Маякин — человек «железный» и при этом «мозговой». Он способен думать шире, чем требуют его личные интересы, он чувствует значение своего класса. Это своеобразный идейный наставник купечества. В рассуждениях Маякина есть переклички с социальной философией Фридриха Ницше.

Яков Маякин — низенький, худой, юркий, с огненно-рыжей клинообразной бородкой — так смотрел зеленоватыми глазами, точно говорил всем и каждому:

«Ничего, сударь мой, не беспокойтесь! Я вас понимаю, но ежели вы меня не тронете — не выдам. »

Голова у него была похоже на яйцо и уродливо велика. Высокий лоб, изрезанный морщинами, сливался с лысиной, и казалось, что у этого человека два лица — одно проницательное и умное, с длинным хрящеватым носом, всем видимое, а над ним — другое, без глаз, с одними только морщинами, но за ними Маякин как бы прятал и глаза и губы, — прятал до времени, а когда оно наступит, Маякин посмотрит на мир иными глазами, улыбнется другой улыбкой.

Среди купечества он пользовался уважением, славой «мозгового» человека и очень любил ставить на вид древность своей породы, говоря сиплым голосом:

Читать еще:  Выражение а судьи кто. «А судьи кто

— Мы, маякины, еще при матушке Екатерине купцами были, — стало быть, я — человек чистой крови.

— Прежде всего, Фома, уж ежели ты живешь на сей земле, то обязан надо всем происходящим вокруг тебя думать. Зачем? А дабы от неразумения твоего не потерпеть тебе и не мог ты повредить людям по глупости твоей. Теперь: у каждого человеческого дела два лица, Фома. Одно на виду у всех — это фальшивое, другое спрятано — оно-то и есть настоящее. Его и нужно уметь найти, дабы понять смысл дела.

А кто, по нынешним дням, самые сильные люди? Купец в государстве первая сила, потому что с ним — миллионы! Так ли?

, Игнат, — человек умный и волевой. Он сумел сохранить любовь к жизни, стремление к кипучей деятельности, жажду борьбы. Но в моменты духовного кризиса он опускается, не имея сил контролировать себя.

Сильный, красивый и неглупый, он был одним из тех людей, которым всегда и во всем сопутствует удача — не потому, что они талантливы и трудолюбивы, а скорее потому, что, обладая огромным запасом энергии, они по пути к своим целям не умеют — даже не могут — задумываться над выбором средств и не знают иного закона, кроме своего желания.

— Жалеть людей надо. это ты хорошо делаешь! Только — нужно с разумом жалеть. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него может быть польза? И ежели видишь — сильный, способный к делу человек, — пожалей, помоги ему. А ежели который слабый, к делу не склонен — плюнь на него, пройди мимо.

— Человек должен себя беречь для своего дела и путь к своему делу твердо знать. Человек, брат, тот же лоцман на судне. В молодости, как в половодье, — иди прямо! Везде тебе дорога. Но — знай время, когда и за правеж взяться надо.

Фома Гордеев — незаурядная личность. Он оказался чужим в купеческом мире. Человек честный, искренний, стремящийся к справедливости, он пытается вырваться на свободу, но происходит это лишь ценой гибели. Столкнувшись с действительностью, построенной на обмане, преступлении, алчности, Фома Гордеев впадает в еще большее отчаяние и не видит выхода из тупика.

Он унаследовал многое от матери, которая чувствовала в жизни какую-то фальшь.

Улыбка редко являлась на овальном, строго правильном лице его жены, — всегда она думала о чем-то, и в голубых ее глазах, холодно спокойных, порой сверкало что-то темное, нелюдимое. В свободное от занятий по хозяйству время она садилась у окна самой большой комнаты в доме и неподвижно, молча сидела тут по два, по три часа. Лицо ее обращено на улицу, но взгляд был так безучастен ко всему, что жило и двигалось за окном, и в то же время был так сосредоточенно глубок, как будто она смотрела внутрь себя. И походка у нее была странная — Наталья двигалась по просторным комнатам дома медленно и осторожно, как будто что-то невидимое стесняло свободу ее движений.

Жадно питалась душа его красотой народного творчества.

Целые дни Фома проводил на капитанском мостике рядом с отцом. Молча, широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов, и ему казалось, что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства, где живут чародеи и богатыри сказок.

. даже когда Фоме минуло девятнадцать лет, — было в нем что-то детское, наивное, отличавшее его от сверстников.

Он сам чувствовал в себе что-то особенное, от дичавшее его от сверстников, но тоже не мог понять — что это такое? И подозрительно следил за собой.

Смерть отца ошеломила Фому и наполнила его странным ощущением: в душу ему влилась тишина, — тяжелая, неподвижная тишина, безответно поглощавшая все звуки жизни.

Однообразные речи старика скоро достигли того, на что были рассчитаны: Фома вслушался в них и уяснил себе цель в жизни. Нужно быть лучше других, — затвердил он, и возбужденное стариком честолюбие глубоко въелось в его сердце.

Я этак жить не могу. Точно гири на меня навешаны. Я хочу жить свободно. чтобы самому все знать. я буду искать жизнь себе.

О, с-сволочи! — воскликнул Гордеев, качая головой. — Что вы сделали? Не жизнь вы сделали — тюрьму. Не порядок вы устроили — цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе. Погибает человек. Душегубы вы. Понимаете ли, что только терпением человеческим вы живы?

Недавно Фома явился на улицах города. Он какой-то истертый, измятый и полоумный. Почти всегда выпивши, он появляется — то мрачный, с нахмуренными бровями и с опущенной на грудь головой, то улыбающийся жалкой и грустной улыбкой блаженненького. Иногда он буянит, но это редко случается. Живет он у сестры на дворе, во флигельке. Знающие его купцы и горожане часто смеются над ним. Идет Фома по улице, и вдруг кто-нибудь кричит ему:

— Эй ты, пророк! Подь сюда.

Фома очень редко подходит к зовущему его, — он избегает людей и не любит говорить с ними.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/analiz-proizvedeniya-foma-gordeev
http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gorkij/analiz-proizvedeniya-gorkogo-foma-gordeev
http://pandia.ru/text/77/276/88535.php