Рейтинг статьи
Загрузка…
По одному сказанию, дочери Никты и Эреба; либо порождены Землей от крови Урана [4] ; либо дочери Тьмы (Скотоса) [5] . По Эпимениду, дочери Кроноса [6] .
Согласно орфикам, это девять дочерей [7] Зевса Хтония и Персефоны [8] . По версии Псевдо-Гераклита их тридцать тысяч [9] .
У позднейших поэтов эриний три: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница.
Афиняне называют их «Почтенными», впервые Эсхил изобразил их с волосами на голове в виде змей [10] . Их пещера на склоне афинского акрополя [11] . В Сикионе их называли Евмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа [12] .
Мании — божества, чей храм около Мегалополя [13] . Видимо, это эпитет Евменид.
Суд над Орестом
Согласно мифу, эринии преследовали Ореста, за убийство матери, которое тот совершил по велению Аполлона. Аполлон смог лишь на время усыпить богинь-мстительниц, защищая Ореста. Конец же преследованию положила Афина-Паллада, проведя первый в истории мифической Греции суд, суд над Орестом, в результате которого герой был оправдан. Эринии пришли в ярость, поскольку суд отнял их исконное право карать муками нарушившего закон (мифический переход от мести к правосудию).
Однако Афина усмирила гнев богинь, убедив эриний остаться в Аттике, пообещав, что все афиняне будут воздавать почести древним богиням. С тех пор как эринии сменили гнев на милость, их стали называть Евмени́дами (от др.-греч. Εὐμενίδες , то есть милостивые, благосклонные).
Евмениды [14] у Эсхила отождествляются с Мойрами [15] .
В литературе и искусстве
Неоднократно упомянуты в «Илиаде» (XIX 418) и «Одиссее» (II 135; XI 280; XV 234; XVII 475; XX 78). Три Эринии упоминаются лишь у Еврипида (Орест 408), а их имена — у александрийских поэтов. Им посвящен LXIX орфический гимн, а также (как Евменидам) LXX орфический гимн. Хор Эриний участвует в трагедии Эсхила «Эвмениды», также, видимо, в трагедиях Ахея Эретрийского и Энния «Эвмениды». Эриния (Фурия) действует в трагедии Сенеки «Фиест».
Эриний и фурий изображали с волосами из змей, чёрной собачей мордой вместо лица и крыльями летучей мыши. Но существовали и другие изображения, на которых богини представлялись охотницами, с факелами и кнутами.
Согласно Данте Алигьери, они обитали в преисподней, где царит властительница вечных слез [16] Прозерпина (греч. — Персефона) — супруга Плутона.
- См. Нонн. Деяния Диониса VII 181. Гераклит, фр.52, 57 Маркович (союзницы Правды-Дике).
Есть мнение, что эринии представляют собой персонификацию образа бранящей матери, возникшую из детского страха смерти и угрызений совести.
Литература
- Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции — М.: ЗАО Фирма СТД, 2005. — 558 с ISBN 5-89808-013-9
- ↑ Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.142
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.666-667, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.550-551; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 4 далее
- ↑ Гигин. Мифы. Введение 3
- ↑ Гесиод. Теогония 185
- ↑ Софокл. Эдип в Колоне 106
- ↑ Эпименид, фр.7 Якоби
- ↑ Орфика, фр.197 Керн
- ↑ Орфические гимны LXX 2-3
- ↑ Псевдо-Гераклит. Письма 9, 3, ссылка на Гесиода
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 28, 6
- ↑ Эсхил. Эвмениды 854 и комм.
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 11, 4
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 34, 1
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 9; См. Нонн. Деяния Диониса X 33.
- ↑ Эсхил. Прикованный Прометей 516
- ↑Ад, IX, ст. 44
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Фурии, в мифологии» в других словарях:
Фурии в мифологии — см. Эвмениды … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фурии — (лат. Furii) могут обозначать: Фурии (мифология) вымышленные существа в римской мифологии Фурии (род) древнеримский род … Википедия
ФУРИИ — ФУРИИ, в римской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; соответствуют греческим эриниям. В переносном смысле злая женщина … Современная энциклопедия
ФУРИИ — в римской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; соответствуют греческим эриниям. Перен. злая женщина … Большой Энциклопедический словарь
ФУРИИ — (Furiae, от furire, «неистовствовать»), в римской мифологии богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершённые грехи. Ф. аналог греческих эриний. м. б. (Источник: «Мифы народов мира».) … Энциклопедия мифологии
Фурии — ФУРИИ, в римской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; соответствуют греческим эриниям. В переносном смысле злая женщина. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
фурии — в римской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; соответствуют греческим эриниям. Переносное значение злые женщины. * * * ФУРИИ ФУРИИ, в римской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; соответствуют греческим… … Энциклопедический словарь
ФУРИИ — в классической мифологии, богини мщения. Римские фурии аналогичные эриниям греков которые на земле и в загробном мире мстили за преступления, совершенные по отношению к родичам, особенно за убийство. Их считали дочерьми первых хтонических божеств … Энциклопедия Кольера
Фурии — в древнеримской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве. В древнегреческой мифологии им соответствуют эринии. В переносном смысле Ф. злая женщина … Большая советская энциклопедия
Фурии — В римской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве. Соответствуют греческим эриниям. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ногтевой дизайн и макияж (190)
- Мыло (54)
- Батик (30)
- ФЬЮЗИНГ (5)
- энкаустика (2)
- Лента,ткан (365)
- Corel Paint (1)
- Армения (22)
- АТС (19)
- бисер (623)
- Бумага (408)
- коробки (88)
- Вязание (941)
- голосовыe поздравлениe (4)
- декупаж (68)
- Для детей (329)
- для умных (542)
- живопись (159)
- здоровье (251)
- игры (50)
- изонить (142)
- Интерьер (417)
- конфеты (192)
- куклы (378)
- кулинария (2399)
- салаты (136)
- торт (829)
- маски (100)
- мир мк (100)
- Музыка (496)
- Мягкие игрушки (56)
- Новый год (327)
- оформление блога (591)
- приветствие (88)
- Разделители (13)
- Разное (117)
- рамки для блога (14)
- СМАЙЛИКИ (15)
- текст (8)
- флэшки (71)
- часы для блога (65)
- папье-маше (25)
- ПК (206)
- Полезные ссылки (97)
- Прически (192)
- Пуговици и кожа (165)
- Разное (302)
- Раскраски (73)
- Реальный зароботок в сети Интернет (17)
- свадьба (248)
- Свечи (42)
- своими руками (468)
- скрапбукинг (1437)
- Блог (5)
- Винтаж (14)
- штапм (5)
- Сутаж (31)
- Трафореты (257)
- Умные мысли (64)
- фермерство (808)
- фото (186)
- фотошоп (1096)
- клипарт (591)
- рамки (92)
- уголки (32)
- уроки (54)
- фоны (137)
- шаблон (10)
- ХОЛОДНЫЙ ФАРФОР (188)
- Цветы (333)
- шторы (141)
- Шьем (1085)
—Музыка
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
Мифы и Легенды * Эринии — Фурии — Эвмениды
Мифы и Легенды * Эринии — Фурии — Эвмениды
Эринии — Фурии — Эвмениды
Борис Валледжо — Фурии (Furies)
Материал из Википедии
Эринии (от др.-греч. Ἐρινύες «гневные», микен. e-ri-nu) — в древнегреческой мифологии богини мести. В римской мифологии им соответствуют фурии. По одному сказанию, дочери Никты и Эреба; либо рожденные Геей, впитавшей кровь оскоплённого Урана; либо дочери Тьмы (Скотоса). По Эпимениду, дочери Кроноса. Их рождение приписывают первому совершившемуся преступлению: когда Кронос ранил своего отца Урана, капли его крови, падая, породили фурий. Согласно орфикам, это девять дочерей Зевса Хтония и Персефоны. По версии Псевдо-Гераклита их тридцать тысяч. У позднейших поэтов эриний три: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница.
Афиняне называют их «Почтенными», впервые Эсхил изобразил их с волосами на голове в виде змей. Их пещера на склоне афинского акрополя. В Сикионе их называли Евмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа.
Мании — божества, чей храм около Мегалополя. Видимо, это эпитет Евменид. Читать еще: Талия муза комедии и легкой поэзии. Подопечная талии
ЭВМЕНИДЫ (греч. Eumenides — «Милостивые, Благожелательные») — эвфемистическое («заменительное») прозвание древнегреческих богинь мести Эриний. В классической античности Эриний перестали бояться и они превратились в благостных покровительниц людей, законности и порядка. С Эвменидами отождествляли Манию, богиню безумия, которая также претерпела изменения, превратившись в олицетворение «одержимости музами», воплощение творческой энергии человека, вдохновения, страсти.
Суд над Орестом
Орест, преследуемый эриниями (Адольф-Вильям Бугро, 1862)
Согласно мифу, эринии преследовали Ореста, за убийство матери, которое тот совершил по велению Аполлона. Аполлон смог лишь на время усыпить богинь-мстительниц, защищая Ореста. Конец же преследованию положила Афина-Паллада, проведя первый в истории мифической Греции суд, суд над Орестом, в результате которого герой был оправдан. Эринии пришли в ярость, поскольку суд отнял их исконное право карать муками нарушившего закон (мифический переход от мести к правосудию).
Суд Афины. Оправдание Ореста
Однако Афина усмирила гнев богинь, убедив эриний остаться в Аттике, пообещав, что все афиняне будут воздавать почести древним богиням. С тех пор как эринии сменили гнев на милость, их стали называть Евменидами (от др.-греч. Εὐμενίδες , то есть милостивые, благосклонные).
Евмениды у Эсхила отождествляются с Мойрами.
В литературе и искусстве
Неоднократно упомянуты в «Илиаде» (XIX 418) и «Одиссее» (II 135; XI 280; XV 234; XVII 475; XX 78). Три Эринии упоминаются лишь у Еврипида (Орест 408), а их имена — у александрийских поэтов. Им посвящен LXIX орфический гимн, а также (как Евменидам) LXX орфический гимн. Хор Эриний участвует в трагедии Эсхила «Эвмениды», также, видимо, в трагедиях Ахея Эретрийского и Энния «Эвмениды». Эриния (Фурия) действует в трагедии Сенеки «Фиест».
Эриний и фурий изображали с волосами из змей, чёрной собачей мордой вместо лица и крыльями летучей мыши. Но существовали и другие изображения, на которых богини представлялись охотницами, с факелами и кнутами.
Словно ропот моря в час тревожный, Словно плач потока, что стеснен, Там звучит протяжный, безнадежный, Болью вымученный стон. Мукой лица исказились, В их глазницах нет очей. Разверстый рот Изрыгает брань, мольбы, угрозы. С ужасом глядят они сквозь слезы
В черный Стикс, в пучину страшных вод.
Согласно Данте Алигьери, они обитали в преисподней, где царит властительница вечных слез Прозерпина (греч. — Персефона) — супруга Плутона (греч. — Аида).
Данте Алигьери. Божественная комедия. АД. Песнь 9 (Терцины 34-49)
Фурии
34 Не помню я, что он еще сказал: Всего меня мой глаз, в тоске раскрытый,
К вершине рдяной башни приковал,
37 Где вдруг взвились, для бешеной защиты, Три Фурии, кровавы и бледны
И гидрами зелеными обвиты;
40 Они как жены были сложены; Но, вместо кос, клубами змей пустыни
Свирепые виски оплетены
43 И тот, кто ведал, каковы рабыни Властительницы вечных слез ночных,
Сказал: «Взгляни на яростных Эриний.
46 Вот Тисифона, средняя из них; Левей-Мегера: справа олютело
Рыдает Алекто». И он затих.
49 А те себе терзали грудь и тело Руками били; крик их так звенел,
Что я к учителю приник несмело.
* См. Нонн. Деяния Диониса VII 181. Гераклит, фр.52, 57 Маркович (союзницы Правды-Дике).
В пьесе Жана-Поля Сартра «Мухи» эринии изображены в виде мух.
Эринии, Эриннии (Erinuez) — богини мести, рожденные Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. На древнее доолимпийское происхождение этих устрашающих божеств указывает также другой миф о рождении их от Никты и Эреба.
Число их было первоначально неопределенным, позднее стало считаться, что существуют три эринии, и им дали имена: Алекто, Тисифона и Мегера.
Три Фурии (Three Furies by Wenceslas Hollar)
Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями. В руках они держат зажженые факелы и бичи или орудия пыток. Из страшной пасти чудовищ высовывается длинный язык, и капает кровь. Их голоса напоминали и рев скота, и собачий лай.
Обнаружив преступника, они преследуют его неотступно, как свора гончих псов и карают за неумеренность, заносчивость, персонифицированную в абстрактном понятии «гордыни», когда человек берет на себя чересчур много — он чрезмерно богат, слишком счастлив, слишком многое знает. Рожденные примитивным сознанием родового общества, эринии в своих деяниях выражают присущие ему уравнительные тенденции.
Место обитания безумных демонов — подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу.
Три Фурии Алекто, Тисифона и Мегера
Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов — Турна, вызвав тем самым кровопролитие. Ужасная Тисифона в тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями.
Их сестра, Мегера — олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, сварливой женщины.
John Singer Sargent — Орест, преследуемый Фуриями. 1921
Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в «Эвменидах». Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды, E u m e n i d e z («благомыслящие»), тем самым меняя свою злобную сущность (греч. e r i n u e i n , «быть безумным») на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как «блюстительницах правды», ибо без их воли даже «солнце не преступит своей меры»; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Позднее их также называли семнами («досточтимыми») и понтиями («могущественными»).
Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей. Также как защитницы правопорядка эринии гневно прерывают пророчества коней Ахилла, вещающих о его скорой гибели, ибо не лошадиное это дело заниматься вещанием. С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немесида.
В Риме им соответствовали фурии («безумные», «яростные»), Furiae (от furire, «неистовствовать»), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.
Рене МЕНАР
Глава 7
Фурии, или Античная совесть
Фурии (Евмениды, Эринии). — Род Пелопидов. — Преступление Атрея. — Клитемнестра и Агамемнон. — Электра и Орест. — Орест и Эринии. — Решение Афины. — Орест и Ифигения.
Ифигению несут к алтарю для жертвориношения. Римская копия I в. от Р.Х. из Помпей картины грека Тиманфа (IV в. до Р.Х.). Мужчины (слева направо): Агамемнон (закрывает лицо), Одиссей, Менелай, жрец Калхант (обнажает жертвенный нож). Национальный археологический музей, Неаполь.
Фурии, или Античная совесть
Фурии (Евмениды, Эринии). — Род Пелопидов. — Преступление Атрея. — Клитемнестра и Агамемнон. — Электра и Орест. — Орест и Эринии. — Решение Афины. — Орест и Ифигения.
Фурии (Евмениды, Эринии)
Фурии (по-латински), или Эринии (по-древнегречески), что значит гневные или негодующие, олицетворяли собой угрызения совести, кару мщения и являлись исполнительницами проклятья. Рождение Фурий приписывают первому совершившемуся преступлению: когда Кронос ранил своего отца Урана, капли его крови, падая, породили Фурий. Поэтому Фурии старше Юпитера и других олимпийских богов, которых Фурии называют «юными богами» и «выскочками».
Фурии преследуют Ореста. Вильям-Адольф Бугро (Bouguereau), 1862 г.
Всюду, где совершаются преступления, нарушающие священный закон о человеческой жизни, в особенности же там, где проливается детьми кровь родителей, где хозяин нарушает священный долг гостеприимства, повсюду, где раздаются жалобы и проклятия обиженных, появляются эти не знающие пощады богини. Страшный гимн Фурий, наводящий ужас и помрачающий умы, раздается, — и горе тогда преступнику! Куда бы он ни бежал, что бы ни делал, дабы от них укрыться, ничто не спасет его от Фурий. Фурии преследуют его повсюду, окружают его, нашептывая ему на ухо все подробности его преступления, доводят до сумасшествия, а часто и до самоубийства, не оставляют его в покое ни на земле, ни в Аиде.
Эти обитательницы мрака покидают свои жилища при первом запахе пролитой крови для того, чтобы, подобно кровожадным ищейкам, броситься по следам преступника. Фурий не могут остановить ни мольбы, ни особенные обстоятельства, вызвавшие преступление; преследование Фурий является как бы непреложным и неумолимым законом природы. Для античных народов Фурии являются представительницами страшного закона о возмездии, гласящего: за пролитую кровь должен заплатить своей кровью проливший ее, за каждое преступление следует наказание.
Вид этих богинь, страшных и ненавистных не только людям, но и богам, был отвратителен, и Фурии никогда не принимали участия в веселых пирах олимпийских богов. Эсхил, который первый вывел Эриний на сцену, представлял их, подобно Гарпиям и Горгонам, в виде безобразных старых женщин: у Эриний вместо волос змеи, глаза Эриний налиты кровью, зубы оскалены, одежда на Эриниях черная, длинная, опоясанная кроваво-красным поясом.
Впоследствии Эриний стали изображать в виде крылатых дев-охотниц с факелами и змеями в руках. Древнегреческий живописец Никий изобразил этих богинь в своей знаменитой картине «Царство теней». Изображения Эриний-Фурий встречаются довольно часто на разрисованных сосудах и урнах. В Лувре находится античный барельеф, где Эриний-Фурий представлены держащими скипетры, на верхушке которых находится цветок граната; их левые руки, пустые, с открытыми ладонями, намекают на то, что Эринии-Фурии — исполнительницы закона.
У античных народов понятия о милосердии и всепрощении развились очень поздно, так как в античности считали эти понятия несовместимыми с идеей о всемогуществе закона и о справедливости. Но мало-помалу явилась мысль о том, не может ли вина или преступление быть искупленным и очищенным исполнением известных религиозных обрядов. Перед Фуриями, требующими выдачи им преступника во имя неумолимого правосудия, предстают боги Олимпа, желающие иногда даровать преступнику прощение во имя милосердия.
Род Пелопидов
Как определить точно ту границу, когда правосудие должно уступить место милосердию? Древнегреческий миф о роде Пелопидов является как бы объяснением этой задачи. В героический век убийство могло быть отмщено только убийством же, и тот, кто оставлял безнаказанным подобное преступление, становился как бы сам преступником.
Пелопс, сын Тантала, возвращенный к жизни Гермесом по повелению богов, должен был вследствие землетрясения покинуть свою страну. Пелопс пришел к царю Элиды Эномаю, который согласился дать Пелопсу приют. Пелопс вскоре пленился его дочерью Гипподамией и стал добиваться ее руки. Оракул предсказал в момент рождения дочери Эномаю, что Эномай погибнет от руки зятя; поэтому Эномай заставлял каждого сватающегося за Гипподамию выходить с ним на состязание. Желающий сделаться его зятем должен был обогнать на колеснице его быстроногих коней; побежденного царь пронизывал своим копьем, и тринадцать юношей пали уже жертвами любви к Гипподамии.
Пелопс, как любимец богов, обратился, по словам Пиндара, к Посейдону (Нептуну) с просьбой помочь ему. Водяной бог подарил Пелопсу быстрых коней, легко одержавших победу над конями Эномая, который с горя убил себя.
Пелопс побеждает Эномая в состязании на колесницах и завоевывает Гипподамию. Прорисовка изображения на древнегреческой вазе.
Но другой древнегреческий миф рассказывает, что Пелопс победил благодаря обману: он подговорил Миртила, возницу царя, не укреплять колес колесницы, вследствие чего Эномай и погиб. Пелопс обещал за эту услугу Миртилу половину царства, полученного им вместе с рукой Гипподамии, но затем не только не сдержал своего обещания, а сбросил его в море, где Миртил погиб, прокляв весь род Пелопса и призвав на его голову мщение Фурий.
Преступление Атрея
Смерть Эномая не была еще отмщена, и Гипподамия решила мстить за нее. У Пелопса было от нее два сына, Атрей и Фиест, и еще сын Хрисипп от нимфы. Этот последний был любимцем отца, за что братья ненавидели его; Гипподамия уговорила своих сыновей убить Хрисиппа, что они и исполнили. Пелопс изгнал их за такое преступление, и они должны были искать убежища в Микенах у царя, дочь которого, Аэропа, стала женой Атрея и принесла ему таким образом царство.
Фиест, завидуя брату, обольстил его жену, за что был прогнан из Микен, но это сравнительно легкое наказание не могло удовлетворить мстительного Атрея; он ищет примирения с братом и заманивает его опять в свое царство, убивает его двух сыновей и подает их во время пира ничего не подозревающему отцу в виде кушанья. В ужасе от такого злодеяния бог солнца не хочет продолжать свой обычный путь, повертывает назад свою колесницу и закрывает лицо свое, чтобы не видеть подобного пира. Фиест, придя в исступление от горя, бежит, подобно дикому зверю, в пустыню, а боги посылают на Микены чуму. Спрошенный напуганными жителями оракул отвечает, что чума будет опустошать страну, пока не вернется Фиест.
Атрей отправляется его искать, но находит только его сына Эгисфа, которого берет к себе и воспитывает как своего родного сына. Агамемнон и Менелай, сыновья Атрея, находят Фиеста, приводят его в Микены, где Атрей приказывает его заключить в темницу и с чисто адской жестокостью поручает Эгисфу убить Фиеста, не говоря ему, что это его отец. Но отец и сын узнают друг друга, и Эгисф пускается на хитрость: он говорит Атрею, что совершил убийство. Царь ликует и идет на берег моря приносить жертву богам; там на него нападают Эгисф и Фиест и убивают его, а Менелай и Агамемнон спасаются в Спарту к царю Тиндарею, где и женятся на его дочерях — Елене и Клитемнестре.
Клитемнестра и Агамемнон
Агамемнон с помощью тестя возвращается в Микены, изгоняет Фиеста и Эгисфа и поселяется там с Клитемнестрой. Менелай же наследует трон царя Тиндарея. Благодаря мудрому управлению Агамемнон расширяет свои владения блестящими победами и заслуживает титул царя царей.
Когда началась война против Париса, похитившего Елену, жену его брата Менелая, Агамемнон был избран предводителем всех войск и привел в гавань Авлиды сто своих кораблей. Но Диана (Артемида), разгневанная на Агамемнона за то, что он убил посвященную ей лань, приказала ветрам перестать дуть, и корабли не могли выйти из гавани. Прорицатель Калхант объявил Агамемнону, что, пока он не принесет в жертву Диане своей дочери Ифигении, богиня не прекратит своей мести. Тогда Агамемнон под предлогом выдачи дочери замуж за Ахиллеса берет ее от Клитемнестры, но в тот момент, когда жертва должна быть совершена, Диана заменяет Ифигению ланью, а ее уносит в Тавриду, где Ифигения становится главной жрицей в храме этой богини.
Агамемнон отправился на войну; этим воспользовался Эгисф: он является к Клитемнестре, рассказывает ей о том, как обманул ее Агамемнон относительно дочери, говорит ей о невозможности возвращения ее мужа, согласившегося принять участие в такой страшной войне, обольщает Клитемнестру и поселяется во дворце. Проходит несколько лет, и вдруг Эгисф и Клитемнестра видят зажженные огни, возвещающие возвращение Агамемнона. Клитемнестра делает вид, что радуется такому известию, и отправляет навстречу мужу посланца, поручив ему приветствовать героя следующими словами: «Иди, скажи Агамемнону — пусть поспешит он на призыв своего народа; на пороге своего дома он найдет свою жену такою, какой он ее оставил — верной, подобно сторожевой собаке, охраняющей семейный очаг, преданной ее господину и враждебной его врагам. Может ли быть для женщины более счастливый день, чем тот, в который она после окончания войны отворяет дверь своего дома мужу, сохраненному богами!» (Эсхил).
Эгисф и Клитемнестра перед убийством Агамемнона. Пьер-Нарсис Герен, 1817 г.
Когда Агамемнон появляется, Клитемнестра приказывает разостлать под его ноги пурпур и одежды. Клитемнестра приветствует Кассандру, дочь Приама, пленницу Агамемнона, и говорит ей: «Покорись добровольно своей участи и сойди с колесницы. Для тебя, жизнь которой подверглась таким превратностям, должно считаться счастьем, что ты попала к господину, издавна обладающему богатствами. Выскочки же, получив неожиданно богатую жатву, бывают обыкновенно дерзки и жестоки с рабами. Здесь ты попала в дом, в котором никто ни в чем не терпит нужды» (Эсхил). Но Кассандра не слушает ее: Кассандра — пророчица и видит заранее все, что произойдет. Кассандра говорит, что слышит Эриний, запевающих их страшную песнь, видит Оргию, сидящую у этого очага, слышит запах крови и преступления; Кассандра знает, что ей суждено пасть от ножа убийцы, но Кассандра также знает, что боги не оставят безнаказанно это преступление; Кассандра предсказывает, что сын будет убийцей матери, мстя за смерть отца.
Начинается пир, все ликуют во дворце, но вскоре раздаются крики ужаса и страдания: это Клитемнестра, вооруженная топором, убивает мужа и Кассандру.
На знаменитой картине Герена (Guérin) в Лувре изображено, как Эгисф уговаривает Клитемнестру совершить убийство и вкладывает ей кинжал в руку.
Электра и Орест
У Агамемнона была дочь Электра (Лаодика), которая присутствовала при убийстве отца, но она даже не может с честью похоронить его и приходит только тайно оплакивать Агамемнона на его одинокую заброшенную могилу.
Опасаясь, что ее малолетнего брата Ореста может постигнуть участь отца, Электра тайно отсылает его в Фокиду к царю Строфию, его дяде по отцу; там Орест растет вместе с сыном царя Пиладом. Дельфийский оракул приказывает юноше Оресту отправиться в Микены отомстить за смерть отца. Верный своему другу, Пилад не захотел покинуть Ореста, и они отправились вместе, повинуясь оракулу.
Придя в Микены, Орест отыскивает могилу отца и приносит в память его жертву — локон своих волос. По этой жертве узнает брата Электра, ибо кто другой, как не сын, решился бы принести такую жертву памяти убитого, имя которого запрещалось даже произносить! Брат и сестра сговариваются о том, как отомстить за отца. Орест вместе с Пиладом проникают во дворец под видом странников, желающих сообщить известие о смерти Ореста. В то время как Клитемнестра не может даже скрыть своей преступной радости, что смерть избавила ее от сына, в котором она предчувствовала мстителя, Орест убивает ее, а Пилад — Эгисфа.
Орест и Эринии
Таким образом людское мщение совершилось, но боги не могут потерпеть столь страшного преступления, как убийство матери. Страшные Эринии бросаются на Ореста, окружают его. Орест бежит, спасаясь от них, но Эринии настигают его и мучают, помрачают его рассудок и доводят до бешенства. Орест спасается в храме Аполлона в Дельфах и умоляет бога очистить его от преступления: ведь оракул повелел ему совершить это преступление, и Орест просит спасти его от Эриний.
На одном греческом изображении видим Ореста на коленях перед Афиной, которая стоит в шлеме и с копьем в руке; сбоку виден Аполлон, защищающий Ореста от двух Эриний, у которых в руках змеи.
В Неаполитанском музее находится античная ваза с изображением Ореста, которому Эринии показывают зеркало с отражением в нем головы Клитемнестры.
Орест и Эринии, показывающие ему в зеркале Клитемнестру. Прорисовка изображения на античной вазе.
Но Эринии не соглашаются выпустить свою добычу. Эринии упрекают Аполлона в том, что он покровительствует матереубийце, называют Аполлона выскочкой, узурпатором Олимпа, жалуются, что он осмеливается нарушать вековечную власть Судьбы (Рока).
Решение Афины
Аполлон не может покинуть несчастного, прибегнувшего к его милосердию; он посылает Ореста к Афине. Орест, держа в руках оливковую ветвь, приходит в храм богини умолять ее. Эринии продолжают преследовать его и там. Орест рассказывает богине, что Аполлон уже очистил его, но что страшные Эринии не признают этого новшества и протестуют против него; тогда сама Афина, богиня мудрости, поставлена в недоумение, как ей примирить правосудие с милосердием.
Афина на вершине одной горы, называемой Ареопагом, созывает совет афинских мудрецов и предоставляет им право рассудить дело Ореста, и это послужило началом совета старцев, сохранившего название Ареопаг. Когда мудрецы порешили баллотировать этот вопрос посредством белых и черных шаров, Афина положила белый шар и тем освободила Ореста от преследовании Эриний. Но Оресту надо было еще принести очистительную жертву.
Орест и Ифигения
Афина и Аполлон посылают Ореста в Херсонес Таврический добыть из храма статую Артемиды (Дианы) и привезти ее в Грецию. В сопровождении верного Пилада отправился Орест в Тавриду, но — лишь только они пристали к берегу — их схватили, и, по обычаю страны, они как чужестранцы должны были быть принесены в жертву Артемиде. Их ведут в храм, где главная жрица Ифигения узнает в Оресте своего брата. Ифигения спасла брата и Пилада от смерти и вместе с ними и со статуей Артемиды уехала в Грецию.
Весь этот миф, а в особенности суд над Орестом, интересен в том смысле, что указывает, какое значение начинают принимать в древнегреческой мифологии очистительные жертвы посредством религиозных обрядов, которые омывают грешников подобно тому, как впоследствии у христиан крещение очищает все грехи мира.
Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1173015
http://www.liveinternet.ru/users/hasmikkirakosyan/post255277167/
http://zaumnik.ru/mifologija/furii.html
Фурии сильно красивые греческая мифология. Фурии Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: Iphone Интернет Литература Мужчины Музыка Смерть