Без рубрики

✅ Гайдн жизнь. Венская классическая школа: Гайдн

О музыке Йозефа Гайдна — одного из основоположников венской классической школы — его друг и младший современник Вольфганг Амадей Моцарт писал: «Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать хохот и глубоко трогать, и всё одинаково отлично, как это умеет Гайдн». С творчеством Гайдна связан расцвет таковых жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая утерянных), струнный квартет (восемьдесят три), клавирная соната (пятьдесят две). огромное внимание уделял композитор концертам для разных инструментов, камерным ансамблям и духовной музыке. Появился Йозеф Гайдн в деревне Рорау (Австрия) в семье каретного профессионалы. С восьми лет он стал петь в капелле Святого Стефана в Вене. Будущему композитору приходилось зарабатывать на жизнь перепиской нот, игрой на органе, клавире и скрипке. В семнадцать лет Гайдн растерял голос и был исключён из капеллы. Лишь через четыре года он нашёл постоянную работу — устроился аккомпаниатором к известному итальянскому оперному композитору Николе Порпоре (1686-1768). Тот оценил музыкальное дарование Гайдна и стал преподавать ему композицию. В 1761г. Гайдн поступил на службу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в качестве композитора и управляющего капеллы практически тридцать лет. В 1790г. Капелла была распущена, но за Гайдном сохранили оклад и должность капельмейстера. Это дало мастеру возможность поселиться в Вене, путешествовать, выступать с концертами. В 90-х гг. Гайдн длительно жил и плодотворно работал в Лондоне. Он приобрёл европейскую известность, его творчество по достоинству оценили современники — композитор стал обладателем множества почётных степеней и званий. Йозефа Гайдна частенько называют «отцом» симфонии. Конкретно в его творчестве симфония стала ведущим жанром инструментальной музыки. В симфониях Гайдна увлекательна разработка главных тем. Проводя мелодию в различных тональностях и регистрах, придавая ей то либо другое настроение, композитор таковым образом обнаруживает ее скрытые способности, выявляет внутренние противоречия: мелодия то преображается, то возвращается к начальному состоянию. Гайдн владел узким чувством юмора, и эта изюминка личности отразилась в музыке. Во многих симфониях ритмика третьей части (менуэта) нарочито тяжеловесна, как будто автор пробует изобразить неуклюжие пробы простолюдина повторить стильные движения галантного танца. Остроумна симфония №94 (1791г.). В середине второй части, когда музыка звучит тихо и тихо, нежданно раздаются удары литавр — чтоб слушатели «не скучали». Не случаем произведение окрестили «С боем литавр, либо Сюрприз». Гайдн часто употреблял приём звукоподражания (поют птицы, бродит по лесу медведь и т.П.). В симфониях композитор частенько обращался к народным темам, в основном к славянским — словацким и хорватским. Представителям венской классической школы, и до этого всего Гайдну, принадлежит награда формирования устойчивого состава симфонического оркестра. До этого композиторы наслаждались только теми инструментами, которые в данный момент были доступны. Появление устойчивого состава оркестра — броский признак классицизма. Звучание музыкальных инструментов приводилось таковым образом в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки. Эти правила основаны на знании возможностей инструментов и предполагают, что звук каждого — не самоцель, а средство, выражающее определённую идею. Устойчивый состав давал цельное, однородное звучание оркестра.

Кроме инструментальной музыки Гайдн уделял внимание опере и духовным сочинениям (создал ряд месс под влиянием Генделя), обращался к жанру оратории («Сотворение мира», 1798г.; «Времена года», 1801г.).

Читать еще:  Что вдохновило э мунка на картину крик. Крик

«Венская классическая школа: Ф.Й. Гайдн»
презентация к уроку по музыке (5, 6, 7, 8, 9 класс)

«Венская классическая школа: Ф.Й. Гайдн»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Венская классическая школа: Ф.Й. Гайдн» Выполнила Мордвинова Ек.С .

Содержание 1. Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII – начала XIX века 2. Особенности стиля венской классической школы 3. Музыкальные жанры 4. Ф.Й. Гайдн – основоположник венской классической школы 5. Примеры музыкальных произведений из школьного курса 6. Список использованной литературы

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА — творческое направление, сложившееся в Австрии XVIII — XIX веках. К нему принадлежат три великих композитора – Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка.

Для представителей венской классической школы характерны: универсальность художественного мышления логичность ясность художественной формы.

Представителями данного художественного направления : Ф.Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен.

Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке. Бетховен – к героике. Моцарт, будучи универсальным художником – к разнообразным оттенкам лирического переживания.

В творчестве Гайдна откристаллизовались классические инструментальные жанры (симфония, квартет), формы ( сонатная форма), сложился классический состав оркестра. Для музыки Гайдна характерна широта фольклорных связей. Он автор 104 симфоний, 83 квартетов, 52 фортепианных сонат, ораторий («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801), 14 месс, опер.

Вольфганг Амадей Моцарт Родился 27 января 1756 в Зальцбурге (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Мать – Мария Анна, отец – Леопольд Моцарт (1719–1787), композитор и теоретик, c 1743 –скрипач в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. Умер Моцарт 5 декабря 1791 года от болезни, возможно, вызванной почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении Моцарта масонами или другим австрийским композитором — Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном скоплении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.

В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск», претворен художественный опыт различных национальных школ и традиций. Модифицировал традиционные оперные формы («Свадьба Фигаро», 1786; «Дон Жуан», 1787; «Волшебная флейта», 1791), индивидуализировал жанровые типы симфоний (ми-бемоль мажор, соль минор; до мажор, т. н. «Юпитер», все 1788). Свыше 20 опер, свыше 50 симфоний, концерты для фортепиано и для скрипки с оркестром, камерно-инструментальные (трио, квартеты, квинтеты и др.) и фортепианные произведения (сонаты, вариации, фантазии), «Реквием», (1791; закончен Ф. Кс. Зюсмайром), мессы, хоровые сочинения, песни.

Людвиг ван Бетховен Людвиг ван Бетховен (крещен 17 декабря 1770, Бонн — 26 марта 1827, Вена) — немецкий композитор, представитель венской классической школы. Знак зодиака — Стрелец. Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Начальное музыкальное образование Бетховен получил под руководством своего отца, певчего придворной капеллы курфюрста Кельнского в Бонне. С 1780 Людвиг учился у придворного органиста К. Г. Нефе. Смолоду Бетховен поражал и восхищал своих современников масштабностью замыслов, неистощимой изобретательностью их воплощения и неутомимым стремлением к новому. К середине 1800-х Бетховен уже пользовался всеобщим почитанием как безусловно первый композитор своего времени. В 1808 он дал свой фактически последний концерт в качестве пианиста (более позднее благотворительное выступление 1814 года оказалось неудачным, так как к тому времени Бетховен был уже почти полностью глух). Тогда же ему был предложен пост придворного капельмейстера в Касселе. Когда Бетховен умер, в последний путь его провожало около десяти тысяч человек. (Л. О. Акопян)

Читать еще:  Мистика в жизни известных писателей. Мистика Гоголя

Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823, симфонии; опера «Фиделио», окончательная редакция 1814; увертюры «Кориолан», 1807, «Эгмонт», 1810; ряд инструментальных ансамблей, сонат, концертов). Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром; 16 струнных квартетов и другие ансамбли; инструментальные сонаты, в т. ч. 32 для фортепиано (среди них т. н. «Патетическая», 1798, «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805), 10 для скрипки с фортепиано; «Торжественная месса» (1823).

В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах.

Франц Йо́зеф Гайдн «Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн» Вольфганг Амадей Моцарт 31 марта 1732 — 31 мая 1809

Родился Франц Йозеф Гайдн в деревне Рорау (Австрия) в семье каретного мастера. С 8 лет он стал петь в капелле Святого Стефана в Вене.

Будущему композитору приходилось зарабатывать на жизнь перепиской нот, игрой на органе, клавире и скрипке.

В 17 лет Гайдн потерял голос и был исключён из капеллы. Только через 4 года он нашёл постоянную работу –аккомпаниатором к известному итальянскому оперному композитору Николе Порпоре (1686-1768).

В 1761г. Гайдн поступил на службу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в качестве композитора и руководителя капеллы почти тридцать лет. Дворец Эстерхази Капелла

В симфониях композитор часто обращался к народным темам, в основном к славянским – словацким и хорватским.

Примеры музыкальных произведений из школьного курса: Соната g moll Соната e moll Симфония №103 Es dur , №104 ( Лондонские) Соната D dur или e moll .

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор. Творчество композиторов Вены составляет одну из вершин мирового музыкального искусства. Оно оказало неизгладимое влияние на всё последующее развитие музыкального искусства.

Список использованной литературы Великович Э. Великие музыкальные имена: Биографии. Материалы и документы. Рассказы о композиторах. – СПб.: Композитор, 2000. – 192с. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672с. Осеннева М.С., Бездородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: «Академия», 2001. – 368с. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка / Авт. А.С. Клёнов. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ-ЛТД, 1997. – 448с. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гайдн,_Йозеф

Приложение Гайдн написал 24 оперы, преимущественно в жанре итальянской оперы-буффа и оперы-сериа, 3 оратории, 14 месс и др. духовные произведения, 104 симфонии, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и др. инструментов, 83 струнных квартета, 41 фортепьянных трио, 21 струнное трио, 126 трио для баритона (смычкового), альта, виолончели и др. ансамбли, 52 клавирные сонаты, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию).

Читать еще:  Петрушка русский театр герои сюжеты. Петрушка

2. Ф.Й. Гайдн — основоположник венской классической школы

О музыке Йозефа Гайдна — одного из основателей венской классической школы — его друг и младший современник Вольфганг Амадей Моцарт писал: «Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн». С творчеством Гайдна связан расцвет таких жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая утерянных), струнный квартет (восемьдесят три), клавирная соната (пятьдесят две). Большое внимание уделял композитор концертам для различных инструментов, камерным ансамблям и духовной музыке.

Родился Франц Йозеф Гайдн в деревне Рорау (Австрия) в семье каретного мастера. С восьми лет он стал петь в капелле Святого Стефана в Вене. Будущему композитору приходилось зарабатывать на жизнь перепиской нот, игрой на органе, клавире и скрипке. В семнадцать лет Гайдн потерял голос и был исключён из капеллы. Только через четыре года он нашёл постоянную работу — устроился аккомпаниатором к известному итальянскому оперному композитору Николе Порпоре (1686-1768). Тот оценил музыкальное дарование Гайдна и стал преподавать ему композицию.

В 1761г. Гайдн поступил на службу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в качестве композитора и руководителя капеллы почти тридцать лет. В 1790г. капелла была распущена, но за Гайдном сохранили оклад и должность капельмейстера. Это дало мастеру возможность поселиться в Вене, путешествовать, выступать с концертами. В 90-х гг. Гайдн подолгу жил и плодотворно работал в Лондоне. Он приобрёл европейскую известность, его творчество по достоинству оценили современники — композитор стал обладателем множества почётных степеней и званий. Йозефа Гайдна часто называют «отцом» симфонии. Именно в его творчестве симфония стала ведущим жанром инструментальной музыки.

В симфониях Гайдна интересна разработка основных тем. Проводя мелодию в разных тональностях и регистрах, придавая ей то или иное настроение, композитор таким образом обнаруживает её скрытые возможности, выявляет внутренние противоречия: мелодия то преображается, то возвращается к первоначальному состоянию. Гайдн обладал тонким чувством юмора, и эта особенность личности отразилась в музыке. Во многих симфониях ритмика третьей части (менуэта) нарочито тяжеловесна, словно автор пытается изобразить неуклюжие попытки простолюдина повторить элегантные движения галантного танца. Остроумна симфония №94 (1791г.). В середине второй части, когда музыка звучит спокойно и тихо, неожиданно раздаются удары литавр — чтобы слушатели «не скучали». Не случайно произведение назвали «С боем литавр, или Сюрприз». Гайдн нередко использовал приём звукоподражания (поют птицы, бродит по лесу медведь и т.п.). В симфониях композитор часто обращался к народным темам, в основном к славянским — словацким и хорватским.

Представителям венской классической школы, и прежде всего Гайдну, принадлежит заслуга формирования устойчивого состава симфонического оркестра. Прежде композиторы довольствовались лишь теми инструментами, которые в данный момент были доступны. Появление устойчивого состава оркестра — яркий признак классицизма. Звучание музыкальных инструментов приводилось таким образом в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки. Эти правила основаны на знании возможностей инструментов и предполагают, что звук каждого — не самоцель, а средство, выражающее определённую идею. Устойчивый состав давал цельное, однородное звучание оркестра.

Помимо инструментальной музыки Гайдн уделял внимание опере и духовным сочинениям (создал ряд месс под влиянием Генделя), обращался к жанру оратории («Сотворение мира», 1798г.; «Времена года», 1801г.).

Источники:

http://vuzlit.ru/396512/gaydn_osnovatel_venskoy_klassicheskoy_shkoly
http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2019/05/12/venskaya-klassicheskaya-shkola-f-y-gaydn
http://cult.bobrodobro.ru/1577