Рейтинг статьи Загрузка…
Фёдор Иванович Дежкин был на вид лет тридцати, невысокий, узкий в поясе, шел. Широкое, но худощавое лицо его с довольно заметным внимательным носом было подвижно, русая бровь иногда поднималась с изгибом и это говорило о привычке постоянно размышлять, свойственной некоторым ученым. Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался глубокой кривой ямкой на подбородке получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью. Шаги его были неторопливы. Этому человеку требуются доказательства, он не верит на слово. Его научная борьба с оппонентами становится политической борьбой с инакомыслящими, и он, честный, умный, добрый человек, мучается вопросом: что есть истина, если борьба за нее причиняет зло? Он считает, что чтобы сделать правильный выбор, человек должен думать не только о себе, но и о других, считает, что свобода нравственного выбора должна оставаться за человеком. Фёдор Иванович любит общаться с умными людьми, он хорошо ведёт интеллектуальные беседы и умеет отвечать на поставленный ему вопрос. Он очень быстро может входить в доверие, умеет вести двойную игру. Это тот человек, который если берётся за правое дело, то делает его до конца, и ни при каких обстоятельствах он от него не отступает. У него есть редкостный дар сопереживать людям и чувствовать чужую боль. Из-за повышенного внимания к окружающим людям Федор Иванович видит их почти насквозь. У него необычайное чутье на правду и на сущность. Он постоянно ищет истину, делает все, что в его силах для остальных людей пытаясь тем самых искупить прошлые свои грехи. Он принимает эстафету из рук поверженных товарищей и почти чудом доносит её до финиша.
Академик Рядно был высоким, очень худым, с крепким, колеблющимся, как у лося телом. Он обладал хриплым носовым тенором. За этот голос один недруг академика сказал о нем: «хрипун, удавленник, фагот». И это был действительно тот носоглоточный деревянный голос, который бывает слышен иногда в симфоническом оркестре. У него были прямые серые волосы, которые он преобразовывал в замысловатую причёску в виде завихряющейся туманности. Рядно воплощает в себе особенно разнузданное невежество и притязания на полную власть. Живущий по законам подлости, он страшен тем, что его жестокость и невежество неуязвимы. Но в ласковом, лукавом и чудаковатом Кассиане Дамиановиче не так легко разглядеть невооруженным глазом зловещие черты мракобеса от науки. Ведь не случайно Федор Дежкин с его незаурядном даром психологической ситуации так долго был не только учеником и последователем, но и “любимым сынком” академика, в котором властно притягивала молодого человека и почти неподдельная отеческая нежность, и наигранная простонародность, и широта натуры. Внешняя “духовность” академика Рядно оказывается на поверку тонко рассчитанной, грязно-корыстной спекуляцией. В ее основе — ставка, прежде всего, на сталинский стиль руководства, на стремление решать все проблемы волевым нажимом. Паразитируя на трудностях государства и заблуждениях его руководства, “народный академик” производит мошеннические фокусы по “воспитанию” живых организмов, нимало не заботясь о существовании объективных законов их жизнедеятельности и воспроизводства. При этом гораздо меньше Рядно волнуют научные результаты, нежели их видимость. Он стремится любой ценой сохранить свой фальшивый авторитет. Его наука подгоняет результат под теорию, только чтобы не сдать позиции и выдать за единственную правильную. А сам же академик пользуется плодами лженауки. Именно по его вине не давали продвигаться вперед поистине умным людям, их душили, пытались закрыть им рты, губили, не давали процветать настоящей науке. Живучесть подлости, зла, невежества автор объясняет “народной непосредственностью”, которая была в то время удобной ширмой карьеры и произвола.
Иван Ильич Стригалев пример высокой нравственности и внутренней чистоты, он мало способен к интригам и лицемерию, являет собой образ человек способного мыслить самостоятельно о том, что хорошо и что плохо. Это настоящий ученый, который одержим своими идеями. Это воплощение, так сказать, чистого духа во всей его необычайной цельности. Иван Ильич мало способен к интригам и притворству, к уловкам и ухищрениям, к замаскированным ходам. Он безоружен перед лицом матерого Рядно, мастера шарлатанства. Цель его жизни — создавать новые сорта, которые так необходимы народу, при этом он не хочет прославить себя, не это для него главное. Стригалев считает, что благополучие народа важнее славы.
Светозар Александрович Посошков изящен и ловок во всем, что говорит и делает. У него за плечами огромная каждодневная работа над собой. Он вооружен всеми богатствами мировой культуры. Его губит не житейская неприспособленность, а трагическая ошибка. Оставаясь в душе «правоверным вейсманистом-морганистом», он тем не менее демонстративно отрекается от своих взглядов, унижаясь даже до публичного покаяния. Человек, когда-то бывший «лишним» ребенком, а потом приютским, Посошков пытается таким образом защитить хрупкий уют Дома, обретенного фактически лишь в старости. Но происходит трагический парадокс. Попытка сохранить семейный очаг путем измены оборачивается разрушением очага. После этого герой очень удачно сравнил себя с Гамлетом, раненным отравленной шпагой. Никакие теперь житейские блага и условности над ним не властны. Сделав предварительно все возможное во искупление своего греха, академик Посошков добровольно расстаётся с жизнью.
Читать еще: Олицетворение. Пример олицетворения в литературе
Свешников, полковник госбезопасности, давно раскусивший секрет власти, слегка циник, в душе восхищающийся честным ученым Иваном Ильичом. Он так же, как и Фёдор Иванович пытается помочь Стригалеву, но из-за того, что Фёдор и Свешников поздно увидели в друг друге союзников они губят Стригалева. А за тем делает всё, что в его силах для спасения «наследства».
Не зря Краснова в романе прозвали альпинистом. Альпинист — это тот человек, который поднимается вверх, пытаясь достичь вершины. Так и Краснов — он очень хочет подняться к академику Рядно, максимально приблизиться к нему, стать его «рукой».
«Белые одежды»: краткое содержание романа
Произведение «Белые одежды» вышло в свет лишь спустя три десятка лет после его написания. Эта книга будет интересна каждому представителю молодого поколения, который интересуется историей и теми гонениями, которые устраивались на представителей самых разных категорий населения. В романе говорится о том, с чего начинались биологические исследования в эпоху СССР.
Начало истории
Осенью 1948 года начинается действие в произведении «Белые одежды». Краткое содержание знакомит нас с главным героем – Федором Ивановичем Дежкиным. Он приезжает в маленький городок, где начинает проверку в сельскохозяйственном институте. Дежкин хочет узнать, «перестроились» ли работники на кафедре генетики и селекции на новую парадигму и поддерживают ли учение Мичурина. Проверку он проводит вместе с сотрудником В. С. Цвяхом. Помимо этого, руководитель Дежкина по фамилии Рядно говорит о том, что имеется информация об ученых и аспирантах, занимающихся противозаконной наукой.
Вечер у Тумановой
Краткое содержание «Белых одежд» знакомит нас с главным героем, который учился в этом городе. У Дежкина много знакомых и друзей – бывший преподаватель по фамилии Посошков, поэт Кондаков, Антонина Туманова, которая в прошлом была артисткой оперетты. На следующий день после приезда состоялось знакомство Дежкина с работниками института. Это профессор по имени Натан Хейфец, завлабораторией Иван Стригалев с необычным прозвищем «Троллейбус». Также на кафедре работает очаровательная сотрудница Леночка Блажко.
Краткое содержание «Белых одежд» продолжается сценой в гостях у артистки Тумановой. Вечером она приглашает в гости Дежкина, и герои обсуждают вопросы добра и зла. Дежкин говорит, что добро является не чем иным, как страданием, поскольку желание сделать хорошее дело возникает у человека, когда он видит страдания другого человека. Цвях произносит цитату о белых одеждах, которую очень любил его отец. В цитате говорится о людях, облаченных в белое одеяние, которые пришли «от великой скорби».
Преследования ученых
Краткое содержание «Белых одежд» Дудинцева продолжается открытием Дежкина. Он обнаруживает, что сотрудники его руководителя Рядно фальсифицируют в своей работе результаты. Работы Стригалева выглядят очень успешными, а также соответствующими установленным нормам, однако Дежкин обращает внимание, что ученый начал работать слишком рано, до того как началась августовская сессия. Также на собрании сотрудник Цвях делает небольшое замечание о том, что профессор Хейфец еще не перестроился на новую парадигму, а также он высказывает желание укрепить кафедру еще несколькими «правильными» сотрудниками.
Произведение продолжается предательством, совершенным одной из студенток. Аспирантка по имени Анжела Шмакова, научным руководителем которой был Стригалев, делает на него доклад. Она говорит во всеуслышание о том, что у него было два журнала, один из которых был официальным, а второй – генетическим. Мичуринской парадигме соответствовал только первый из журналов. Стригалев признает свою вину: он действительно занимается «запрещенной» наукой. Хейфец говорит, что не может работать в подобном коллективе, и отказывается от своей должности. На следующий день выпускается приказ, по которому Дежкин становится руководителем института.
Общение со Стригалевым
Он приходит домой к бывшему профессору Стригалеву. Тот рассказывает, что ему удалось вывести абсолютно новый сорт картофеля, но он отдал авторство Рядно только для того, чтобы ему дали возможность спокойно заниматься работой. Дежкин очень удивлен, что Рядно знаком со Стригалевым, и теперь уже окончательно переходит на сторону ученых, занимающихся «запрещенной» генетикой. Через какое-то время Стригалев рассказывает ему еще одну тайну: сейчас он работает над еще одним сортом картофеля, который может оказаться очень перспективным. Получить его можно, если скрестить обычный сорт с диким Солянум Контумакс. Произвести гибридизацию естественным путем невозможно. Сорт практически выведен Стригалевым, но важно не позволить Рядно завладеть им.
Тайна Леночки
У Дежкина и Леночки начинается любовная связь. Проблема в том, что Леночка куда-то постоянно уходит, однако не сообщает, куда именно. В институт наведывается Рядно и дает задание Дежкину: заполучить у Стригалева новый сорт картофеля. Дальнейшее развитие событий в произведении «Белые одежды», краткое содержание которого сейчас рассматривается, знакомит нас с отношениями Дежкина и Леночки. Они решают оформить свои отношения официально, однако как раз в этот день ЗАГС оказывается закрытым для посетителей. Они выбирают сожительство, Дежкин переселяется к возлюбленной – так продолжается краткое содержание «Белых одежд» Дудинцева. По-прежнему Леночка куда-то исчезает. Дежкин, мучимый ревностью, следует за ней и попадает на собрание ученых, которые занимаются «запрещенной» наукой. Они смотрят зарубежный фильм о науке.
Концовка
На многих оказала большое влияние книга «Белые одежды» Дудинцева. Краткое содержание заканчивается печально. Ночью Леночке сообщают, что студент Стригалева Жуков под арестом, так как именно он привез этот фильм. Леночка начинает подозревать Дежкина. Ведь арест состоялся именно после того, как он появился на тайном собрании, поведывает краткое содержание романа «Белые одежды». Но доносчиком оказался другой сотрудник – Краснов. Потом оказываются под арестом и другие участники клуба, сбежать удается лишь Стригалеву. Он хочет скрыться, но сначала ему нужно показать Дежкину, где находятся саженцы. Дежкин пытается выполнить просьбу коллеги и сохранить их. Он прячет их, и ему удается получить новый вид. Вместе со спасенными плодами он покидает город.
Читать еще: Что такое сентиментализм? Школьная энциклопедия.
Специфика задания
Таков непростой сюжет книги Дудинцева «Белые одежды». Краткое содержание и анализ произведения – это частое задание для школьников старших классов. Ведь в этом произведении заключается глубокий философский смысл – истина всегда восторжествует, несмотря ни на какие происки недостойных людей. Поступки, которые совершены Рядно и Красновым, не могут быть оправданы. Самые занятые ученики могут воспользоваться для подготовки к уроку данной статьей. Столь сложные вопросы могут изучаться только в старшей школе, поэтому учащиеся нередко получают в качестве домашнего задания подготовить краткое содержание «Белых одежд» по главам. Чистоту сложно сохранить в жестоком мире, учит произведение. Однако на высшем суде настоящих людей можно будет узнать только по тем светлым одеяниям, которые на них будут надеты.
Создание книги
О серьезных нравственных вопросах написал свою книгу «Белые одежды» Дудинцев. Краткое содержание может передать лишь факты из книги и основную мысль. В процессе подготовки романа писателю пришлось изучить различные области знаний, которые до этого не были ему знакомы. Подготовка к написанию книги заняла немало времени. Знакомство с селекционером Ниной Лебедой оказало большое влияние на автора с фамилией Дудинцев. «Белые одежды», краткое содержание которых было рассмотрено в этой статье, во многом появились благодаря работе писателя с ней. Лебеда помогла литератору освоить азы биологии. Роман был подписан к печати в 1986 году.
Добро и зло в романе В. Д. Дудинцева Белые одежды
. Правду говорить легко и приятно, — заметил арестант.
. Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках пергамента он разобрал слова: «. бОльшего порока. трусость. »
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
В основу романа В.Д.Дудинцева положены реальные события: пятидесятые годы прошлого века — расцвет идей Т.Д.Лысенко и гонения на учёных-генетиков.
Кажется, нет более далёких вещей, чем политика и биология — наука, основанная на фактах и естественных явлениях. Однако даже этой наукой пытались командовать партийные деятели, подменяя результаты экспериментов идеологическими догмами. И учёным приходилось отстаивать свои убеждения ценой жизни, подобно тому, как в Средневековье инакомыслящим грозили костры инквизиции.
«Белые одежды» — роман философский. Эпиграф, взятый из «Откровения Иоанна Богослова»: «Сии, облечённые в белые одежды, — кто они и откуда пришли?» — настраивает нас именно на такое восприятие произведения.
Обратимся к Библии, ведь именно к этой мысли подводит нас писатель, взяв эпиграфом вопрос без ответа.
Итак, читаем «Откровение»: «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии, облечённые в белые одежды кто, и откуда пришли?
Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца». (1)
Именно «великая скорбь», страшное и жестокое время, в которое жили Дежкин, Стригалёв, академик Посошков, полковник Свешников, заставила их жертвовать собой. Они не были фанатиками. Просто наступил в их жизни момент, когда невозможно стало скрывать, что их одежды — белые.
В романе показано несколько типов учёных. К первому их них относятся те, кто поставил свои личные интересы выше интересов науки. Эти люди переполнены завистью и ненавистью к добившимся чего-либо в жизни и всегда принимают ту сторону, на которой им будет спокойнее и безопаснее.
К таким псевдоучёным можно отнести, например, Краснова. Ради продвижения, ради карьеры он отрёкся от своих родителей, изменил фамилию, имя. Непорядочен он и в личной жизни. Краснов способен на предательство, если этого потребует его карьера. И таких как он немало.
Происходящее в генетике являлось отражением того, что происходило в обществе, которым правили ложь и страх. Исходя из этого, ко второму типу учёных можно отнести тех, кто, опасаясь за свою жизнь, за жизнь близких, перестал различать ложь и правду. Не решаясь открыто отстаивать свои убеждения, эти учёные стали считать своими убеждениями общепринятые догмы.
Только небольшая горстка биологов смогла противостоять многочисленным последователям академика Рядно. После недолгих колебаний к ним примкнул главный герой романа Фёдор Иванович Дежкин. Любимый ученик знаменитого академика, он не побоялся пересмотреть свои взгляды и встать на сторону генетиков, хотя прекрасно понимал, чем это ему грозит.
Фёдор Иванович, талантливый учёный и мужественный человек, философ по складу ума, был готов к жестокой схватке. Со студенческих лет его занимала важнейшая философская проблема — проблема добра и зла. И теперь настала пора применить его знания в борьбе с подлинным злом, которое воплощала в себе сталинская система.
Однако понять, что есть добро и что есть зло, не всегда просто, ведь зло, прекрасно понимая свою подлую суть, постоянно маскируется добрыми намерениями.
« Добру тягостно слушать, когда его благодарят, — размышляет Фёдор Иванович. — А вот зло — этот товарищ охотно принимает благодарность за свои благодеяния, даже за несуществующие, и любит, чтобы воздавали громко и при свидетелях. Добро беспечно, действует, не рассуждая, а зло — великий профессор нравственности. И обязательно даёт доброе обоснование своим пакостям.
Злу иначе вести себя нельзя. Как только скажет: вот, и у меня есть тёмные пятна, неподдельные, — критиканы и обрадуются, и заговорят. Не-ет, нельзя! Что добру выставлять свои достоинства и подавлять людей своим благородством, что злу говорить о своей гадости — ни то, ни другое немыслимо». (2)
Трудно не согласиться с выводами Дежкина. Особенно, если вспомнить, как продуманно, умело, целенаправленно «пиарит» себя академик Рядно: тут и нарочитая простонародность, и землица, которая сама ему в карман набилась, пока он «по делянкам лазил», и тулупчик, подаренный «любимому ученику Феде».
Читать еще: Биография верди. Джузеппе Верди: биография
А какой страшный и безжалостный оскал таится за маской всеми любимого «народного академика»!
Понимая это, Дежкин хочет, чтобы добро перестало быть наивным и прекраснодушным и научилось смотреть на зло реально, распознавать его козни, побеждать его.
Злой человек, по мысли Фёдора Ивановича, не любит копаться в своей душе (можно представить себе, какой смрад царит в душе подлеца), он живёт в мире вещей. « Ему нужно всё время бегать во внешнем пространстве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое наблюдает из своего недоступного укрытия. Если оно постигло. Если научилось видеть. Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила. Особенно если она осенена достаточно мощным умом». (3)
Но уметь распознавать зло — недостаточно. Нужно иметь волю и мужество, чтобы вступить с ним в борьбу. И это будет борьба не на жизнь, а на смерть, ведь злу неведомы угрызения совести: оно способно наносить удары в спину и из-за угла, оно предаёт «друзей и сотрапезников», бьёт лежачего и добивает раненого. А ещё у зла есть такое страшное оружие как клевета.
Всем своим романом писатель подводит нас к мысли, что вступивший в поединок со злом должен быть готов пожертвовать собой, чтобы победить и увидеть плоды победы над злом могли другие. Это горько осознавать, но это так: в борьбе со злом всегда будут потери. Мало того, без потерь, без жертв зла не победить. А жертвуют собой — всегда! — самые лучшие: самые мужественные и благородные.
Конечно, самоубийство академика Посошкова нельзя расценивать как мужественный поступок, как сознательную жертву во имя торжества идеи. Однако это и не трусость, не уход от борьбы. Вот строки из его последнего письма, обращённого к Фёдору Ивановичу: «Желание смерти — не есть желание смерти. Это только поиск лучшего состояния. Что в конечном случае является крайним выражением желания жить». (4)
И дальше в своём прощальном письме Светозар Алексеевич размышляет о том, почему зло умеет занимать господствующие высоты: «Если я туп, если я не понимаю ясных вещей и не имею достаточно глубокого образования, и при этом стремлюсь главенствовать и сумею захватить себе право лезть в дела, мне не понятные, но затрагивающие судьбу многих, может получиться то, что наш Хейфец назвал отбором глупых. Непонятное легкомысленно отбрасывается. Разумеется, большинством голосов. Теперь это всё — вредные идеи, вейсманизм-морганизм и кибернетика. А когда нас набирается достаточно, мы можем из своей среды назначить нового Бетховена — взамен того, непонятного и надоевшего». (5)
Зло обычно пышно расцветает на почве глупости. Особенно если вокруг царит полное равнодушие.
Писатель поднимает вопрос пассивности людей, их равнодушия к проблемам добра и зла.
Об этом размышляют герои, глядя на картину, изображающую святого Себастьяна. Вывод, к которому они приходят, неутешителен: людям абсолютно безразлично чужое страдание, а сочувствие рождается только тогда, когда страдание коснётся их самих. Может быть, поэтому у поднявшихся на борьбу со злом бывает так мало сторонников. Не замечать, отвернуться, затаиться и переждать — вот позиция подавляющего большинства.
«Как открыл Фёдор Иванович ещё в свои студенческие годы, добро — это страдание». (6) А принять на себя страдание — удел немногих, которые чаще всего и не задумываются о том, что совершают благородные поступки, подвиги.
« Белые одежды! Он никогда их не видел на себе. — пишет В.Д.Дудинцев о главном герое романа. — «Сии, облечённые в белые одежды», — они приходят от великой скорби. А когда страдаешь — тут не до анализа своих качеств. Страдающего не тянет к зеркалу. И поэтому Фёдора Ивановича осаждали воспоминания, несущие с собой боль. Он видел Ивана Ильича, отхлёбывающего из своей бутылочки, или Свешникова, с окровавленным лицом продирающегося сквозь кусты ежевики. Но никогда он не видел около этих людей себя! Свою кровь на лице он не видел, хоть и ломился сквозь ежевику вместе со Свешниковым». (7)
Годы борьбы и лишений понадобились для того, чтобы подлинно научная мысль одержала победу над домыслами и предрассудками. Роман заканчивается тем, что зло в лице академика Рядно повержено. Но писатель не приукрашивает действительности: зло разоблачено, но не наказано по заслугам. Академик Рядно до самой смерти работал в научно-исследовательском институте и был похоронен со всеми почестями. Генерал Ассикритов отправлен в отставку, но пенсия-то ему назначена генеральская. А Ивана Ильича Стригалёва, академика Посошкова, полковника Свешникова, юную Женю Бабич уже не вернуть.
В безжалостное, трагическое время пришлось жить героям романа «Белые одежды». Талантливые учёные тогда были неизвестными и даже гонимыми, а бездарные, жаждущие власти карьеристы становились во главе науки, распоряжались жизнями других людей. И трудно осуждать того, кто не смог тогда сделаться героем.
Однако судьбу человека обуславливает не только время. Каждый делает свой собственный выбор, каждый для себя решает, быть ему «честным и битым» или же «лживым и сытым». И писатель приветствует тех, кто, как его главный герой Фёдор Иванович Дежкин, умеет понять зло, имеет мужество и волю противостоять злу и победить.
______________________________________
1. Откровение Святого Иоанна Богослова 7:13,14 2. В.Дудинцев «Белые одежды» М., Современник, 1989. С.289-290 3. Там же. С.195 4. Там же. С.452 5. Там же. С.453 6. Там же. С.576
7. Там же. С.576-577
Источники:
http://vuzlit.ru/573320/harakteristika_obrazov_glavnyh_geroev
http://fb.ru/article/350381/belyie-odejdyi-kratkoe-soderjanie-romana
http://www.proza.ru/2014/05/30/1163
Главные герои романа белые одежды. Роман В.Д Ссылка на основную публикацию Статьи c упоминанием слов: