Шарль Франсуа́ Гуно́ (фр. Charles François Gounod ; 17 июня 1818 — 18 октября 1893) — французский композитор, музыкальный критик, писатель-мемуарист. Основатель жанра французской лирической оперы.
Биография
17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра. Под впечатлением оперы Моцарта «Дон Жуан» формировались музыкальные взгляды молодого музыканта.
В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию. Здесь он учился у Фроманталя Галеви и Фердинандо Паэра. И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трёхголосный «Agnus Dei».
В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины.
По возвращении в Париж, в 1843—1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В 1847—1848 годах Гуно посещает курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Одно время живёт в кармелитском монастыре и носит сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству. Он обращается к опере, так как считает, что только театр даёт возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы — «Сафо» — состоялась в 1851 году. Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха.
В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий.
Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. В 1857 году Гуно был на грани серьёзного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.
В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали её новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причём первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошёл пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.
В начале 1860-х годов Гуно сочинил две комические оперы — «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую».
Последнее значительное художественное достижение Гуно — опера «Ромео и Джульетта». Её премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом — в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей.
Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», 1878 год), он отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений — две оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884). В это время Гуно занимается литературно-критической деятельностью.
Последние годы жизни Гуно провёл в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.
Шарль Гуно умер 18 октября 1893 года.
Читать еще: Современная пастораль виктора астафьева.
В честь оперы Гуно «Мирей» назван астероид (594) Мирайлль (англ.) русск. , открытый в 1906 году.
Взгляд на жизнь и произведения Шарля Гуно
Шарль Франсуа Гуно (Charles Gounod) родился в Париже 17 июня 1818 года в творческой семье. Замечательный художник, талантливый живописец, его отец занимал должность профессора Политехнической школы и учителя рисования для слуг Людовика XVIII.
Его мать, отличный музыкант, обучала игре на пианино Луи Адана и Хуллменделя. После того, как она овдовела, в 1823 году, ей пришлось давать уроки фортепиано, чтобы обеспечивать детей. Она преподала Шарлю основы музыки, и он рано продемонстрировал свои способности.
Яркие впечатления молодости Шарля Гуно
За годы обучения в средней школе Сент-Луиса Шарль Гуно познакомился с постановками “Отелло” Россини и “Дон-Жуана” Моцарта. Эти два шедевра явились основными музыкальными откровениями молодости композитора. Восхищение Моцартом останется с Гуно на всю жизнь, и он никогда не перестанет горячо прославлять его гениальность. Открытие “Пасторальной симфонии” и “9 хоров” Бетховена усиливает его музыкальный энтузиазм.
Наполненный высокими художественными идеалами, молодой Шарль проявляет амбиции и решимость стать великим композитором. Он обучается в консерватории фуге и контрапункту у Галеви, а композиции у Лесюёра. В конкурсе за Римский приз он занял второе место в 1837 году, а через два года, как высшее благословение, получил первую премию с кантатой “Фернанд”. Перед отъездом на виллу Медичи в Риме, где он должен был проживать два года в качестве призера, Гуно пишет к юбилею своего наставника Лесюёра “Agnus Dei” для трех голосов и хора, о котором Берлиоз написал пророческие строки:
“Тут есть всё новое и выдающееся: пение, модуляции, гармония. Ш. Гуно здесь доказывает, что от него можно всего ожидать”.
Римский период творчества
Отъезд в Рим дался молодому человеку тяжело, потому что он впервые оставил свою любимую мать. Вновь прибывшего тепло приветствовал Жан Энгр, на тот момент – директор Французской академии. Они стали друзьями, художник разделил страсть к музыке. Гуно аккомпанировал ему в сонатах Моцарта или Гайдна для фортепиано и скрипки, познакомил его с “Альцестом” Люлли, и пел удивительно выразительным голосом свои любимые мелодии.
По просьбе Энгра, Гуно развивает свой дар рисования, выполняя более сотни набросков простейших фигур. Портрет молодого Гуно, нарисованный художником, относится к этому периоду. В этот период композитора часто видят в Сикстинской капелле, где он погружается в искусство Палестрины. Духовная музыка захватывает его.
На вилле Медичи Гуно встречает Полину Виардо, которая вводит его в мир театра, а так же знакомит с Фанни Гензель, сестрой Феликса Мендельсона. Выдающаяся пианистка приобщает его к немецкой музыке, “которая волнует и восхищает его”. Гуно начинает думать о принятии церковного сана
Впечатлительный от природы, он попадает под влияние отца Лакордера – блестящего проповедника, который прибыл в Рим, чтобы восстановить орден доминиканцев.
Под его влиянием Гуно эволюционирует к социальному христианству и начинает думать о принятии церковного сана. Этот мистический кризис усиливается его дружбой с Чарльзом Гаем, будущим епископом Пуатье, который прибыл в конце 1839 для подготовки к своему посвящению.
С тех пор Гуно посвящает себя религиозной музыке. Он уходит в монастырь Сан-Бенедетто в Субьяко, чтобы написать торжественную мессу, которая была исполнена в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези 1 мая 1841 года, в день рождения Луи-Филиппа. Этот успех принес ему пожизненный титул хормейстера.
Путь к успеху через театр
После этого он покидает “спокойный, в умиротворении” Рим и держит путь в Вену, где процветает музыкальная жизнь. Там Гуно впервые побывал на постановке “Волшебной Флейты”, и начал строить взаимоотношения с влиятельными артистами. Во время зимы 1842-43 гг. Шарль представил две свои работы: “Мессу” и “Реквием” в Карлскирхе.
Вернувшись в Париж в мае 1843 года, Гуно принимает должность музыкального руководителя в церкви Иностранных миссий. Там он навязывает приходу, с некоторыми затруднениями, музыку Баха и Палестрины. В течение пяти лет он пишет исключительно религиозную музыку. С октября 1847 года по февраль 1848, он носит церковное платье и подписывает свои письма “Аббат Гуно”. В это время, работая над изучением сравнительной истории религий, Гуно присутствует на конференциях Лакордера в Нотр-Дам, а также богословских лекциях в Сен-Сюльпис. Гуно связывается с Полиной Виардо, только что получившей популярность
Между тем музыкант, в свои 30 лет, вдруг осознает, что «есть только один путь, чтобы получить имя – это театр». Благодаря посредничеству скрипача Зегерса, он связывается с Полиной Виардо, только что получившей популярность с ролью в “Пророке” Мейербера. Она подталкивает композитора написать оперу, и берет на себя инициативу, навязывая свой выбор, – “Сафо”, на либретто Эмиля Ожье.
Читать еще: Кюи краткая биография. Короткий фильм «Цезарь Кюи»
Даже получив незначительный успех, опера привлекает внимание общественности и критиков, которые понимают, что это не событие, а пришествие. Для Комеди Франсэз Гуно пишет несколько концертов, в том числе “Мещанин во дворянстве”, а также трагедию с хорами “Улисс”, поставленную Жаком Оффенбахом в 1852 году.
Вскоре после брака с Анной, дочерью Иосифа Циммермана, композитора и преподавателя фортепиано из консерватории, Гуно был назначен директором духового оркестра Парижа, хорового учреждения, комплектуемого из рабочего класса. А год спустя, в 1853 году, директором вокального образования в муниципальных школах Парижа. Эти функции, которые он самоотверженно принимал на себя, дали ему возможность писать многочисленные хоровые и религиозные произведения, среди которых “Месса для хористов”, исполненная в церкви Сен-Жермен-л’Осеруа в июне 1853, под его руководством.
Новые вершины творчества после возвращения на родину
После смерти тестя он переезжает в их семейное имение в Сен-Клу, где Шарль Гуно провел большую часть своей жизни. В том же году знаменитая “Ave Maria” получила огромный успех в своей оркестровой версии.
Гуно сочиняет новый гимн “Да здравствует Император” в честь Наполеона III, прозвучавший в исполнении 1500 голосов на Всемирной выставке 1855 года. После провала своего второго лирического произведения “Кровавая монахиня”, он возобновляет работу над «Фаустом», изначально задуманным еще в Риме. Переутомившись, став жертвой тяжелого случая нервного расстройства, к которому он имел склонность, композитор был помещен в знаменитый госпиталь доктора Бланш.
После периода принудительного отдыха «Фауст» был закончен, но из-за конкуренции с театром Порт Сен-Мартен, показывающим драму на ту же тему, его поставили только в 1859 году в Театре Лирик. Взвешенный, более торжественный нежели вдохновляющий, более симфонический нежели мелодичный, «Фауст» не получает непосредственного успеха. Только через 10 лет она ставится на сцене «Гранд опера», где получает настоящий успех. На самом деле, виртуозность вокальных партий персонажей открывает путь горящему мелодичному лиризму, порывает с красивой итальянской песней и приемами Мейербера. Он возвеличивает образ Маргариты, изображая глубокие чувства её души.
“Когда я сочиняю, – говорит Гуно, – я проникаюсь чувствами, словами, характером человека, и я позволяю своему сердцу говорить” Только через 10 лет после сочинения опера “Фауст” нашла настоящий успех на сцене «Гранд опера»
Гуно, уйдя в отставку с поста в духовом оркестре, пишет две легкие оперы – “Филемон и Бавкида” и “Голубка”, на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карра. Оцененные, как образцы вкуса и остроты, эти два произведения были менее успешны, по сравнению с его оперой “Царица Савская”, поставленной в 1862 году. В 1867 году композитор возвращается к поэтической опере, лучше приспособленной для отражения его лирического стиля. Результатом стали оперы “Мирей”, и “Ромео и Джульетта”. В 1867 году композитор возвращается к поэтической опере, результатом стали оперы “Мирей” и “Ромео и Джульетта”
Получив счастливую возможность покинуть Париж, который “подавляет и душит его”, он сочиняет на юге Франции, для того, чтобы купаться в атмосфере, в которой эволюционируют его герои.
Последние годы жизни Шарля Гуно
Истощенный периодом интенсивного творчества, Гуно ищет мир и покой в Риме, предпочитая уединиться там, где он всегда хотел жить. Он позволяет своему религиозному пылу действовать свободно, делая наброски “Полиевкта”, своей христианской оперы.
Но Франко-прусская война 1870 года останавливает сочинение этого произведения. Будучи поражённым положением Франции, и неспособный “жить под знаменем врага”, Гуно со своей семьей находит убежище в Англии, где он встречает певицу Джорджину Уэлдон. Она убеждает композитора действовать в полной противоположности своей природе. Таким образом, он становится ее протеже.
Около трех лет работая на “Tavistock House” он судится со своими издателями, и отказывается от должности директора Парижской консерватории. Утомленный и больной, Гуно, оставляет Лондон при помощи доктора Бланша и друзей. Он оставляет там несколько рукописей, в том числе “Полиевкта”, конфискованного из мести Джорджиной Уэлдон. Вернувшись во Францию, он восстанавливает всю оперу по памяти с большой точностью. Будучи угнетённым неудачей этой оперы, которая более чем любая другая является отражением его внутренних убеждённостей, Гуно сказал:
Читать еще: Скачать моды майнкрафт 1.7 2 assassins.
“Пусть все мои работы погибнут, пусть мой Фауст погибнет, Полиевкт должен быть возрожден и должен жить”
В последние годы своей жизни, он развивает богатую и разнообразную литературную деятельность, становится музыкальным критиком. С неутомимой жизненной силой, контролирует последние репетиции своих произведений, которым он отводит большую часть времени. Полный наград и орденов, Гуно до конца сохранял спокойный темперамент, всегда располагающий к себе. Под влиянием доброты, посвящая себя тем, кто приближался к нему, он инстинктивно создавал вокруг себя ауру симпатии и привязанности, которые были необходимы ему.
Последнее произведение Гуно, написанное в состоянии шока – Реквием в память внука так и осталось незаконченным. Гуно умер в Сен-Клу 17 октября 1893 года. Национальные похороны прошли в Мадлене, на них, в соответствии с его желанием, пели григорианскую мессу.
Биография Гуно Шарля
Биография Гуно Шарля
Биография, история жизни Гуно Шарля
Гуно (Gounod) Шарль (1818-93), французский композитор. Один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы. Оперы «Сафо» (1850), «Фауст» (1859), «Мирейль» (1863), «Ромео и Джульетта» (1865) и др.
ГУНО (Gounod) Шарль Франсуа (17 июня 1818, Париж — 18 октября 1893, Сен-Клу, пригород Парижа), французский композитор, один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы.
Жизнь и творчество
Сын художника. Мать была одаренной пианисткой, у которой Гуно брал первые музыкальные уроки. В 1835 он окончил лицей св. Людовика, затем начал заниматься композицией у чешского музыканта А. Рейхи. После его кончины поступил в Парижскую консерваторию, где учился у Ф. Галеви и Ж. Ф. Лесюэра. В 1839 кантата Гуно «Фернан» была удостоена Римской премии, дававшей возможность трехлетнего пребывания в Риме на Вилле Медичи.
В Италии Гуно уделял много внимания изучению творчества Палестрины. Из Рима он направился в Вену, где в 1842 и 1843 были исполнены его месса и реквием, созданные в Италии. На обратном пути в Париж он посетил Прагу, Дрезден и Берлин, встречался в Лейпциге с Ф. Мендельсоном. В Париже Гуно стал органистом и хормейстером в церкви Иностранных миссий, в течение двух лет изучал теологию. В 1846 поступил в семинарию Сен-Сюльпис, но в 1847 отказался от намерения принять духовный сан. «Реквием» и «Te Deum», над которыми он начал работу годом ранее, остались незавершенными, и Гуно обратился к оперному творчеству.
Его ранние оперы «Сафо» (1851) и «Окровавленная монахиня» (1854) были приняты без энтузиазма, несмотря на одобрительные рецензии Г. Берлиоза. В «Торжественной мессе» в честь св. Цецилии (1855) он пытался сочетать духовный стиль с более светскими приемами письма. «Лекарь поневоле» (1858) по комедии Мольера явился опытом создания комической оперы. С 1852 Гуно начал работу над оперой «Фауст» на либретто М. Карре и Ж. Барбье по трагедии И. В. Гете. Ее премьера 19 марта 1859 ознаменовала новый этап в развитии французской оперы. Гуно не удалось превзойти «Фауста» в своих более поздних сценических произведениях — таких как «Филемон и Бавкида» (1860), «Голубка» (1860), «Мирей» (1864) по провансальской поэме Ф. Мистраля (опера имела невероятный успех) и «Ромео и Джульетта» (1867).
В 1852 Гуно стал руководителем хорового объединения «Орфеон» в Париже, для которого написал ряд хоровых сочинений, в том числе две мессы. В 1870-75 жил в Лондоне, где организовал хор, которому дал свое имя (ныне Королевское хоровое общество), и почти полностью посвятил себя созданию ораторий. Траурная кантата «Галлия» («Gallia») для сопрано соло, хора и оркестра, написанная в связи с военным поражением Франции в 1870, впервые была исполнена в 1871; за ней последовали оратории «Искупление» (1882) и «Жизнь и смерть» (1885). В 1888 Гуно был удостоен высшей степени ордена Почетного легиона.
Мелодика Гуно, несомненно, самобытная, иногда излишне сентиментальна. Он отлично знал возможности голоса, был мастером оркестровки, но музыкальные характеристики в его операх, при всех их привлекательности, бывают нередко легковесными, а религиозное чувство в духовных сочинениях — не слишком глубоким.
Его «Размышления» (1859) для голоса и органа или оркестра, более известное под названием «Ave Maria» и вдохновленное прелюдией до-мажор И. С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» (ч. 1), свидетельствует как об изобретательности Гуно-мелодиста, так и о его наивности в вопросах стиля. Мелодический дар Гуно в полной мере проявился в операх «Фауст», «Мирей» и «Лекарь поневоле».
Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/10392
http://propianino.ru/sharl-guno
http://mega-stars.ru/compositors/guno.php