Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Историки почти ничего не знают о Босхе
Мало кто из художников являются настолько одновременно почитаемым и таинственным, как Босх. На пике своей карьеры он был известен по всей Европе. Многие любители искусства в Нидерландах, Испании, Австрии и Италии были вдохновлены (и часто подражали) его работам. Тем не менее, историки знают на удивление мало о жизни этого художника.
Босх не оставил после себя каких-либо дневников, писем или документов. Что еще более усложняет ситуацию, так это то, что есть только около 25 известных картин и около 20 рисунков во всем мире, приписываемые художнику. Кроме того, Басх никогда не датировал свои работы, поэтому точно неизвестно, когда он писал их, или даже сколько лет ему понадобилось на их создание.
Все, что действительно точно известно о Босхе, можно описать буквально в нескольких фразах. Он родился в голландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и 1455 годами (как и многие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна). Сохранившиеся записи показывают , что он провел большую часть жизни в своем родном городе, и что его отец, дед, прадед, а также большинство из его дядей также были художниками. Отец Босха, Антониус ван Акен, был художественным советником Прославленного Братства Богоматери — престижного христианского братства, которое почитало Деву Марию. Босх сам присоединился к этому братству в конце 1480-х годов.
В 1480 художник женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которая происходила из богатой купеческой семьи из соседнего города Арсхота, куда они переехали вскоре после этого.
В Братстве Богоматери смерть Босха была документирована 1516 годом, а его похороны проходили в церкви святого Иоанна 9 августа того же года. Эксперты не знают, от чего умер Босх и точную дату его смерти.
2. Босх был известен под многими именами
Равно, как неоднозначной является жизнь Босха, равно неоднозначным является и его имя. Сегодня принято считать, что настоящим именем художника было Ерун Антонисон ван Акен. На протяжении многих веков первое имя художника писали как Иероним, Джеронимус, Ерун, Джером и Иеронимус. Только в 1604 году голландский историк искусства Карел ван Мандер, который в первый раз попытался написать биографию художника, использовал имя Иероним.
Что же касается фамилии художника, то она была вовсе не Босх. Его родной город, Хертогенбос, в просторечии был известен местным жителям как Ден Бош или Босх. Поэтому Иероним решил взять псевдоним в честь родного города.
3. «Сад земных наслаждений» стал источником вдохновения для рок-музыкантов
Босх умер 500 лет назад, но современные музыканты, дизайнеры, хореографы, художники и авторы продолжают черпать вдохновение из его произведений, в основном из его самой известной картины — «Сада земных наслаждений».
Английская рок-группа XTC записала трек под названием «Сад земных наслаждений» для своего альбома 1989 года «Апельсины и лимоны». В 2015 году Раф Симонс, который работал в качестве креативного директора Christian Dior с 2012 до конца 2015 года, назвал коллекцию одежды по названию картины. Хореограф и режиссер Марта Кларк создала одноименную постановку.
Читать еще: Идея произведения горе от ума. Анализ пьесы А
Хотя «Сад земных наслаждений» (1510-1515) изображает весь человеческий опыт: от земной жизни до рая или ада, на трех частях триптиха, Босх создал и другие фантастические, но менее известные произведения , как «Последнее суждение» и «Воз сена». Обе картины прослеживают путь человечества от сотворения через греховное земное существование до вечного огненного проклятия.
4. Многие из его работ были утеряны
Многие из работ Босха, как полагают, были созданы для религиозных покровителей. Тем не менее, влиятельные светские деятели, возможно, также пользовались его услугами и приобретали его сложные картины. Например, «Сад земных наслаждений» был выставлен Генрихом III в Брюссельском дворце Нассау в 1517 году.
Не все картины Босха пережили века, а некоторые, которые в течение многих столетий приписывали ему, впоследствии были признаны имитациями. Но во многом благодаря состоятельным коллекционерам, таким как Филипп II Испанский (который собрал много работ Босха в течение конца 16 века), ряд работ гениального художника можно увидеть в современных музеях.
5. Эксперты недавно заново открыли «утраченную» картину Босха
Картины Босха принадлежат некоторым из самых известных музеев мира: Лувру в Париже, музею Метрополитен в Нью-Йорке и Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Но до недавнего времени одна из забытых работ художника, как оказалось, хранилась в течение многих десятилетий на в Музее искусств Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити.
Музей Нельсон-Аткинса приобрел картину, которая, вероятно, когда-то являлась частью триптиха, в 1930-е годы. Картина, которая называется «Искушение святого Антония», изображает известного святого, его искушения и ряд крошечных, сюрреалистических фигур на переднем плане: плавающую колбасу, лисицу-монстра и водяную жабу.
Полотно было, вероятно, создано в период между 1500 и 1510 годами. Ранее считалось, что его написал один из учеников Босха. Но в начале 2016 года эксперты, принимавшие участие в международном научно-исследовательском проекте, посвященному Босху, заявили, что сам Босх написал ее.
6. Босх мог включить автопортрет в «Сад земных наслаждений»
Поскольку не существует сохранившихся портретов Босха, ученые точно не знают, как он выглядел. Тем не менее, один историк искусства, Ганс Бельтинг, считает, что художник включил свое собственное изображение в «Сад земных наслаждений». Он предполагает, что Босх — человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, который иронически улыбается, смотря на сцены ада.
7. Неприличная песенка из «Сада земных наслаждений»
В 2014 году блоггер Tumblr под псевдонимом Amelia изучала «Сад земных наслаждений» и заметила своеобразную деталь: на пятой точке одного из подвергающихся мучениям грешников Босха был изображен ряд музыкальных нот. Она увеличила эти ноты, переписала их в современных обозначениях и записала современную версию для фортепиано «600-летней песни из ада». Кто-то же продолжил ее творчество и написал текст песни, весьма неприличного содержания.
8. Парад Босха
Любой желающий может отметить наследие художника, посетив ежегодный парад Босха, который обычно проводится каждый год в июне в Схертохенбосхе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Иероним Босх
Единение с природой
Когда показал психиатру своих внутренних демонов
Разбор мема «Сад земных наслаждений» Часть 1
Как Иероним Босх изобразил анальный секс, почему евреи охотятся под покровом тьмы и куда ходил посрать средневековый нидерландец
Читать еще: Лотерея придвинье 22 тираж проверить билет.
Если вы видите средневековую картину и совершенно не понимаете, что на ней изображено — скорее всего, перед вами творчество Иеронима Босха, главного поставщика безумия конца Средневековья. Стиль Босха и сам по себе достаточно фантасмагоричен, но здесь особый случай. Это маленький фрагмент его триптиха «Сад земных наслаждений». Основа сюжета, на который написана картина, создана другим важнейшим для Средневековья любителем фантасмагорий — Иоанном Богословом, автором Апокалипсиса. В итоге сцена расправы над грешниками всех типов и мастей на Страшном Суде получила двойную дозу безумия.
Триптих — это, грубо говоря, одна картина в трёх-пяти частях. История греха и его разновидности у Босха показаны на первых двух панелях, а на последней — чем греховное поведение заканчивается. Иероним был человеком обеспеченным и мог позволить себе небыструю работу, полную затей, цитат и отсылок. Созданию таких притч, или моралите, и было посвящено всё его свободное время.
Триптих «Сад земных наслаждений», три внутренних панели и внешние створки
На меме антропоморфный дьявол с головой совы пожирает грешника, из задницы которого вылетает стая чёрных воронов. Всё это, естественно, не просто так — весь фрагмент состоит из символов, которые считывались средневековым человеком гораздо лучше современного. Давайте по порядку.
В средневековом понимании сова была птицей негативной, ноктюрнической, и она у Босха вообще встречается часто. Ночной образ жизни и охота под покровом тьмы ассоциировали сову с инфернальным существом, не приемлющем света, а следовательно, и Создателя. Крючковатый клюв (часто в миниатюрах превращавшийся в крючковатый нос) наделял птицу дополнительными ассоциациями с иудейским народом, который не принял Иисуса и предпочёл остаться во тьме ночной, в ереси и отступничестве. В общем, в виде совы перед нами дьявол. Цвет птицы тоже нёс негативные коннотации: в синих тонах обычно изображались черти, евреи, мусульмане, еретики, отступники, язычники и прочие гады.
Элегантный трон, на котором восседает дьявол — это унитаз. Он подчёркивает дальнейшую судьбу съеденных грешников. Иероним жил в Хертогенбосе, нидерландском городе, пронизанном каналами. В те дни река исполняла функции открытой канализации, и зловоние каналов окутывало улицы города. Очень богатые горожане (как Босх) могли позволить себе возведение над водой будки с таким же протоунитазом, как на изображении. Там они облегчались в одиночестве и относительно гигиеничных условиях. А простые люди срали прямо в реку.
Бесчисленные птицы встречаются на плоскости триптихов Босха там и тут — это языковая игра. Слово «voghelen», обозначавшее на старонидерландском птицу, одновременно обозначало и секс. Таким образом, ни в чём не повинная птица стала атрибутом похоти, смертного греха, а вылетая через зад, она намекает на peccata contra naturam, в простонародии известное как гомоебля. Если вам и после этого осталось непонятно, что грешить таким образом плохо, имейте ввиду, что скорее всего, эти птицы — вороны, а вороны — это последний предел средневекового символического негатива. В Ветхом Завете ворон обманул Ноя, полетев жрать падаль, вместо того, чтобы сообщить ковчегостроителю об отступлении вод. Этого христиане пернатому не простили и систематически изображали дьявола с вороньими крылами и лапами.
Котёл, венчающий голову дьявола на манер короны, это непременный атрибут адской кухни, на которой идет бесконечное мучительное приготовление грешников. Кстати, ассоциируется он не только с адом и грехом чревоугодия. Котёл — необходимая часть домашней (читаем: женской) утвари и позже будет ассоциироваться с ведьмовскими практиками.
Читать еще: Выйдет новый сезон аниме хвост феи.
А что обозначает специфическая обувь монстра, которая не попала на мем — никто не знает. Намекают ли винные кувшины на чревобесие или несут эротические коннотации? Когда будете до хрипоты спорить об этом с друзьями, старайтесь избегать рукоприкладства. Лучше покажите им этот разбор и все вместе, в едином порыве, поддержите «Высокое Средневековье».
МАТЕРИАЛ: ВАЛЕРИЯ КОСЯКОВА
ТЕКСТ: МАКС ДОЛИНСКИЙ
ИСТОЧНИКИ: D. BAX.
BESCHRIJVING EN POGING TO VERKLARING VAN HET TUIN DER ONKUISHEIDDRIELUIK VAN JEROEN BOSCH. GEVOLGD DOORKRITIEK OP FRAENGER;
D. BAX. HIERONYMUS BOSCH AND LUCAS CRANACH. TWO LAST JUDGEMENT TRIPTYCHS. DESCRIPTION AND EXPOSITION;
CORNELIS KILIAEN, ETYMOLOGICUM TEUTONICAE LINGUAE;
S. FISCHER. HIERONYMUS BOSCH. MALEREI ALS VISION, LEHRBILD UND KUNSTWERK
Иероним Босх картины
Иероним Босх – великий нидерландский художник. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос — Den Bosch . В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, символизма и т.д. Именно поэтому имя его прошло сквозь века и в наше время, по прошествии пятисот лет, его знают и восхищаются его работами.
Иероним родился в большой семье, практически все из членов которой были художниками не в первом поколении. Дед, отец, двое дядей, брат – все были художниками и резчиками по дереву. Профессиональной живописи Босх обучался в нидерландских городах Харлеме и Делфте.
Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, абсолютно современно. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Действительно, Босх воплотил в своих полотнах все страхи своего времени, которые удивительным образом перекликаются с нашим, мировоззрение средневековья с их бесами, чертовщиной, ведьмами и т.д. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т.д.
Неудивительно, что многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка. До наших дней дошли слухи или, если точнее сказать – гипотезы, что Иероним Босх был не просто художником. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Если придерживаться этого мнения, то становятся понятны его образы, откуда брались эти удивительные сцены и ужасные химеры, поучительная ирония и жуткая сатира.
Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес. Это очень нехарактерно для его времени, но для таких фигур как этот художник, не бывает ничего характерного. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
Источники:
http://kulturologia.ru/blogs/040916/31205/
http://pikabu.ru/tag/%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%20%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85/hot
http://art-assorty.ru/1674-ieronim-bosh-kartiny.html