Колокол — металлический ударный музыкальный инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи.
Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в музыке. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).
Классический колокол как музыкальный инструмент
Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.
Применение колоколов более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблен колокол весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-Колокола (350800 кг). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.
С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.
В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые, в виде длинных трубок. См. колокола (музыкальный инструмент).
Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжен клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьет по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжен и клавиатурой.
Церковные колокола
В Церкви колокола используются приблизительно с конца IV века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, которое изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.
В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.
Благовестники
Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:
Праздничные колокола. Используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.
Воскресные колокола. Используются в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.
Постные колокола. Используются в качестве благовестника только в Великий пост.
Полиелейные колокола. Используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).
Будничные (простодневные) колокола. Используются в будние дни седмицы (недели).
Помимо благовеста, большие колокола самостоятельно (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на Божественной Литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента Богослужения.
Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые часовые колокола, в которые «отбиваются» часы.
Средние колокола
Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Самостоятельно средние колокола используются при так называемым звоном «в двои», который осуществляется на Литургию Преждеосвященных Даров в Великий Пост. При отсутствии средних колоколов звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.
Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.
Малые колокола
К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.
Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.
Читать еще: Ингуши. Чем ингуши отличаются от чеченцев
Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.
Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к Божественной Литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.
Храм часто имеют специальную пристройку для размещения колоколов, называемую колокольней или звонницей. До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы».
Колокола Китая
В Китае существует многовековая традиция литья колоколов, распространившаяся и в соседние страны, испытавшие влияние китайской культуры (Корея, Япония). Колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Кроме того, в центре старых китайских городов часто сооружались специальные «колокольная башня» и «барабанная башня» (см. напр. Bell Tower of Xi’an, Gulou and Zhonglou (Beijing)), расположенные на которых колокола и барабаны подавали сигнал на заре и при заходе солнца, а также в случае чрезвычайных событий.
Скоба, за которую подвешивается китайский колокол, часто отливается в виде зверька пулао (pulao). По легенде, пулао — один из Девяти сыновей китайского дракона, который любит громко кричать. Потому ему и досталось место на колоколе.
Куранты
Набор колоколов различных величин, настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры.
Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы III Сысоевича.
В настоящее время на строй курант обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата подобного метроному.
Гармонически настроенные куранты протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Орианде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины.
Набор маленьких курантов, применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов.
Видео: Колокол на видео + звучание
Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!
Продажа: где купить/заказать?
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!
Колокол
Ко́локол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.
Наука, изучающая колокола называется кампанология (от лат. campana — колокол и от λόγος — учение, наука).
В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).
История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.
Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.
В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом.
Читать еще: Темур юнусов. Студийные альбомы Тимати
Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни [1] [2] . На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов [3] .
Благовест. Из истории колоколов
Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы. И уж никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.
Из истории колоколов
Колокол имеет очень интересную историю. Колокольчики, которые больше походили на бубенцы, были известны еще до Рождества Христова. Их носили на национальных костюмах во многих странах. Например, в древнем Израиле первосвященники украшали свои одежды маленькими колокольчиками, которые являлись отличительными знаками определенных чинов.
Как музыкальный инструмент определенной канонической формы колокол появился к III веку. История его возникновения связана с именем святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского, память которого мы празднуем 5 февраля (23 января по ст. ст.). Жил он в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь домой после обхода своей паствы, он сильно притомился, прилег в поле и увидел во сне, как Ангел Божий играл на полевых колокольчиках. Это видение его настолько поразило, что он, по прибытии в свой город, попросил ремесленника изготовить ему из железа колокольчики наподобие тех, что видел во сне. Когда они были сделаны, оказалось, что у них было очень хорошее звучание. С тех пор начали изготавливать колокольчики самой разной формы и размеров, которые впоследствии увеличивались и привели к появлению церковных колоколов.
Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% меди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получается звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возрастали. Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Процесс литья усложнялся и совершенствовался. Интересно отметить, что когда колокола переливали, обязательно увеличивался их вес. Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чистой меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.
А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок службы колокола зависит от многого: от качества литья, от звонарей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются. Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить. И разбивались они чаше всего в зимнее время — на морозе металл становится более хрупким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!
Три жизни царь-колокола
Переливка колокола была таким же знаменательным событием, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдельную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем сама отливка и поднятие на колокольню.
Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит. В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.
В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стропила. Предполагалось построить для него специальную колокольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.
Но вскоре в Кремле случился сильный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел колокол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упавшие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от колокола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу колокола — его падение в яму (основание которой было каменистое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спроектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.
Читать еще: Расписание каналов на 31 декабря.
Способы колокольного звона
Способов колокольного звона, характерных для нашей страны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к которой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать небольшие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, система их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению самих стен колокольни.
Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пудов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто человек.
Звонница
Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель правой рукой.
Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (поочередно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколько серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в котором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослужению, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство человека и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон положен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.
Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), призыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, празднования побед.
Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокол имеет какую-то чудесную силу, и его нередко отождествляли с живым существом. Об этом говорят и названия его основных частей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Интересно отметить, что в иностранных языках основные части колокола не имеют таких «живых» названий. Например, в английском или французском, язык называется ударником (молотком), маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.
Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола. И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биоритмов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже появились специальные методики использования колокольных звонов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно. Пообщайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка скажет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.
Русский народ нашел достойное выражение церковной идеи колокола в своих могучих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его знамя победное, его торжественное пред лицом всего мира исповедание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.
По материалам журнала «Славянка»
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Источники:
http://eomi.ru/percussion/bell/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/176944
http://ruvera.ru/articles/blagovest__trashed