Рейтинг статьи
Загрузка…
Бубен — один из самых древних музыкальных инструментов. Он ведет свою историю с незапамятных времен, когда самыми уважаемыми людьми в племени были таинственные шаманы, а без ритуальных танцев не обходилось ни одно важное событие в жизни человека, будь то охота, свадьба или похороны.
Первые бубны имели достаточно простую конструкцию — широкий круглый деревянный обод (обечайка) обтягивался с одной стороны кожаной мембраной. Иногда в сам обод вставлялись бубенчики и колокольчики, которые звенели при каждом ударе. Классический инструмент имеет в диаметре в среднем 40-50 см, ширина обода доходила до 10 см.
Считается, что в Азии бубен появился в эпоху бронзового века на рубеже III и II тысячелетий. Наибольшую популярность инструмент получил в странах Ближнего Востока, а оттуда, во время первых крестовых походов, перебрался и в Европу, вплоть до Английских островов и даже Северной Ирландии.
В XVIII веке у бубна появился «конкурент». Это был небольшой барабан цилиндрической формы, родоначальник всех современных барабанов. Тамбурин придумали французские пастухи, использовался он в качестве аккомпанемента при игре на флейте. От тамбурина бубен отличается шириной обода и звучанием, тамбурин звучит мягче, к тому же на нем играли исключительно специальными палочками. Впоследствии конструкция бубна имела еще одно дополнения – исчезла кожаная мембрана, остался только овод с железными звенящими вставками.
Бубен — это инструмент, который встречается практически во всех известных культурах, от узбекской и армянской до традиций индейских племен Северной Америки. На Руси бубен известен со времени княжения Святослава Игоревича (X век), он служил знаком отличия командного чина, такой бубен назывался ратным и представлял собой сосуд обтянутый кожей. Для извлечения звука использовались специальные колотушки. Роль бубна в нашей культуре этим не ограничивается, в более поздний период инструмент стал неотъемлемым атрибутом масленичных гуляний, бубны использовали шуты и скоморохи, зазывая гостей в хоровод, это были уже привычные нам инструменты с деревянным ободом.
Самый распространенный способ использования бубна — шаманская практика. Инструмент использовали для достижения гипнотического состояния. Оно достигалось повторяющимися ритмичными ударами, воспроизводимыми с определенной частотой. Ритмический рисунок ударов при этом был не постоянным, а менялся, то затихая, то увеличиваясь, и как бы раскачивал сознание шамана, который после исполнения танца мог общаться с духами. Шаман во время танца держал бубен перед лицом, либо над головой, чтобы в верхней части тела вибрации резонировали с большой силой.
Классический шаманский бубен обтягивался коровьей или бараньей кожей, которая натягивалась с помощью кожаных шнурков. Шнурки закреплялись металлическим кольцом с внутренней стороны инструмента. Шаманский бубен был личным инструментом, никому кроме хозяина не позволялось брать его в руки. Каждый готовил свой бубен самостоятельно. Перед тем как приступить к созданию бубна шаман должен был соблюсти своеобразный пост, очистить свои мысли и некоторое время воздерживаться от телесных наслаждений, только после этого, просветленный шаман приступал к созданию своего ритуального инструмента.
Считается, что первые бубны появились в Африке и оттуда через Индостан распространились по всему миру. В разных странах бубен называют по-разному. Например, Ирландский вариант известен под названием бойран. В отличие от классического варианта бойран имеет более широкое деревянное основание и более «нежное» звучание. Играют на бойране деревянной палочкой, закругленной с обеих сторон.
Среднеазиатский вариант бубна — даф, распространенный в странах Ближнего Востока, обтягивался кожей осетра. К ободу дафа прикреплялось до 70 металлических колец, которые при исполнении создавали звенящий звук. Инструмент предполагал особую технику исполнения, играли на нем пальцами, иногда шлепками. Даф выступал в роли аккомпанемента вокальному исполнению, играл на нем обычно, сам исполнитель. От места происхождения зависел и материал, из которого изготавливали бубен. Каждый народ, в чьей культуре есть этот инструмент, сделал его индивидуальным. Мембрана индийского бубна канджиры, например, была выполнена из кожи ящерицы и имела потрясающие музыкальные свойства.
Сегодня помимо этнических инструментов известны также и оркестровые бубны, широко используемые в симфонических оркестрах. Обод таких бубнов железный, а обтянуты они пластиковой мембраной. Получается, что чем проще инструмент, тем он универсальнее.
Как известно, новая эпоха дает вещам свое наполнение. Именно так случилось и с бубном, который в век IT-технологий получил новое назначение. Теперь они состоят на вооружении системных администраторов, которые с помощью магических танцев и ударов в бубен изгоняют глюки из операционок и просят у духов благодатной работы сервера.
Для этого подходит как классический вариант бубна, так и его усовершенствованная модель, сделанная например из CD диска, скрепленного звенящими колокольчиками. На сегодняшний момент доподлинно не известно, будет ли сервер работать лучше после такого обряда, но это совершенно точно поможет сисадмину расслабиться. А веселый админ – залог бесперебойной работы системы.
Тема: Бубны и барабаны на Руси
Опции темы
Поиск по теме
Отображение
- Линейный вид
- Комбинированный вид
- Древовидный вид
Бубны и барабаны на Руси
Бубны и барабаны в славянской традиции. Интервью с мастером. Музыка оказывает сильноевоздействие на состояние каждого человека. О магических свойствахзвука и ритма известно с незапамятных времён.Самыми древнимимузыкальными инструментами были ударные. Их символическое значение близко семантике сердца,выбивающего ритм жизненного танца в человеке.Историябарабанов и бубнов уходит своими корнями в далёкое прошлое. Онипоявились, как только человек научился обрабатывать кожу, а их функциине всегда ограничивались музыкальными. Подобно большинству инструментов, они играли роль посредникамежду землей и небом. Способность барабанного боя создаватьпроход между мирами нашла продолжение в новое время, казалось бы,полностью очищенное от традиции: здесь барабанная дробь аккомпанируетгосударствен ному ритуалу, созывая духов-покровителей во время клятвы, при награждениии других церемониях, включая и публичные казни. В последнемслучае нарастающий ритм боя обеспечивает проход души приговоренного к смертив царство мертвых. Сегодня мы узнаем о современных этническихбарабанах, изготовленных из натуральных материалов и похожих на те,которые использовались в глубокой древности.
Как же возникли древние барабаны и бубны? Как их создавали раньшеи делают сейчас? Были ли барабаны у славян, а если были, токакие? Обо всём этом нам поведал мастер Дима Равич.
Читать еще: Сложные женские имена. Мужские и женские имена
Дима, как долго вы занимаетесь изготовлением барабанов и бубнов?
Профессионально –с 1986 года, но первые неумелые опыты в этом деле случилисьещё в школе, в 5-м классе.
Чем отличается барабан от бубна?
Основное отличие – наличие или отсутствиекорпуса как резонаторного объёма. Барабаны таким корпусом обладают, а бубны –нет. Для бубна основой служит обод – некая рамка, на которуюнатягивается кожа (есть даже англоязычный термин – «фреймдрам», что буквально значит «рамочный барабан»). В доисторические времена, когдамузыкальных инструментов ещё не было, для извлечения звука людииспользовали различные предметы. Прообразом барабана послужил некий сосуд с пищей,для сохранности содержимого накрытый куском шкуры. А прообразом бубнапослужила шкура животного, натянутая для просушки и дальнейшейобработки на рамку из веток. Чтобы сделать бубен, надо сначаласделать обод, а потом натянуть на него кожу. Чтобы сделать барабан, сначаланужно сделать корпус.
Как оценивается качество бубна или барабана?
Критерии качества музыкальных инструментовразличны. Всё зависит от того, кто и с какой целью оцениваетинструмент. Если инструмент – сувенир для туриста, то достаточно,чтобы он отвечал норме по внешнему виду. При этом возможно использованиенесоответств ующих материалов: ведь такой инструмент и не предназначаетсядля игры. Это, кстати, следует учитывать людям, привозящим подобныеэкзотические сувениры из дальних стран. Следующий уровень –играем на том, что есть, и не заморачиваемся.Если человек необременительно развлекается, то инструмент может быть невысокогокачества сборки и материалов, не соответствовать по звуку. Но этонормально, потому как лучшего и не требуется. Ну и последнийуровень – уже для продвинутого пользователя. Собственно, на этомуровне я и работаю. Если люди к своему занятию (профессиональному или нет,не важно) относятся серьёзно, то и требования их к инструментамзаметно выше, чем в двух предыдущих случаях. Для такого пользователяважны, в первую очередь, звук, издаваемый инструментом, и, как условия,такой звук обеспечивающие, все прочие подробности: конструктивное соответствие,материал высокого качества, качество работы мастера. Барабан или бубен хорошегокачества должны быть сделаны добросовестным опытным мастером из хорошихматериалов по соответствующей технологии. Тогда можно полагать, что это –хороший инструмент.
Сколько времени уходит на изготовление барабана?
От получаса до полугода.
Какие материалы вы используете для изготовления барабанов и бубнов?Их сложно достать? В своей работе я используюнатуральные шкуры животных, в основном – коз. Для корпусови ободов – как натуральную древесину твёрдых пород, так иразличные современные материалы, вплоть до композитов и пластиков.Также возможно нецелевое использование предметов различного происхожденияи назначения в качестве основы для создания инструмента. Выборзависит от конкретной задачи.
В прежние времена поисксырья для музыкальных инструментов проблемы не представлял: оно былошироко распространено и общедоступно. В современной же ситуацииесть определённые трудности, т.к. такие материалы уже давно вышлииз широкого употребления. Но для того, кто давно и серьёзнозанимается изготовлением барабанов и бубнов, это не представляетбольшой проблемы. Попросту говоря, места знать надо.
Опишите, пожалуйста, процесс изготовления.
Если только очень кратко. Бубен делается так:
-Мембрана. Покупается полуфабрикат – сырая кожа (важно: снятая правильно, без ножа, чтобы не повредить). Далее: засолка,отмачивание, стирка, растяжка, скобление, сушка, раскрой.
-Обод: заготовка древесины, сушка; распиловка,раскрой, запаривание, гнутьё, сушка; склейка, сушка; притирка, придание формыкромки, шлифовка, покраска, сушка; лакировка, сушка.
-В завершении – сборка, сушка, настройка.
Вот и всё. Желающие могут попробовать.
Как давно появились барабаны и бубны?
Бубны и барабаны появились, как толькочеловек научился добывать и обрабатывать шкуры, использовать и изготавливатьпосуду. Они возникли во всех племенах и на всех территориях, гдебыли соответствующие условия, но сохранились далеко не везде по самымразным, чаще социальным, причинам. Наиболее яркий и близкий нам пример –уничтожение «сосудов бесовских» в средние века на Руси. В болееранние эпохи могло происходить нечто подобное и в других местах. Как то:не понравился звук флейт Генеральному Шаману – вот флейты и упразднили.И остались у этого племени только струнные и ударныеинструменты. Или: съело племя всех окрестных коз, из которых делали бубны –вот и осталось племя без бубнов. Да мало ли ещё чего моглослучиться. История очень разнообразна.
Какими источниками информации вы руководствуетесь в своих исторических и этнических исследованиях? Всеми доступными. Прежде, до возникновенияИнтернета, было очень непросто. В «совке» информации по теме в свободномдоступе практически не было (тем более – информациисистематизирова нной). Так, разрозненные сведения из альбомов, энциклопедий,наборов открыток и случайных зарубежных журналов. Живых носителей или аутентичныхмастеров найти было невозможно. Сейчас, конечно, значительно легче: Гугл впомощь – информации море. Но в этом – другая крайность:многие интернет-ресурсы предлагают, мягко говоря, непроверенную информацию. И вычислить«развесистую клюкву» может только знающий и опытный специалист. Сбор сведений –это только начало. Основное – что с этими сведениями делать дальше,как превратить их в живой инструмент. В теме историческихинструментов есть несколько подходов. Основной – академический – подразумевает,что право на жизнь имеют только те идеи, которые получилиподтверждение в исторических документах и археологических находках.Это и есть основа исторической реконструкции. Всё остальное – то, чтоне нашли, не раскопали – как бы и не существовалововсе. Не могу с этим согласиться. По этой теории у славянскихплемён на нашей территории вообще не было барабанов. Реальныхсвидетельств существования ударных мембранных инструментов в Древней Русиисчезающе мало. И в большинстве своём – это косвенныесвидетельства. Особо следует отметить деятельность Поветкина, действительнонашедшего немало музыкальных инструментов на раскопах в Новгороде. Но вотмембранофонов там практически не было. Заключение о возможностисуществования барабанов Поветкин делает на основе находки барабанныхколотушек. Весьма негусто.
Поэтому я предлагаю отойти от каноновортодоксальной академической науки. Там, где не удаётся реконструировать,всегда остаётся возможность воссоздать. Можно применить иной метод –историческое моделирование. Основа метода в следующем: если в некойисторической теме остаются белые пятна, то их возможно заполнить, призвав на помощьширокое знание территории и реалий этого периода, аналогичных реалий у сопредельныхнародов, а также логику и фантазию. Достаточно, даже мысленно,воссоздать ситуации, в которых могли бы проявиться те или иныеявления и появиться некие предметы. История пустоты не терпит: есличто-то было возможно с максимальной вероятностью, то так, скорее всего,оно и было. А если не так – то должны быть тому конкретные причины. Касательно древнерусских барабанов мне такие причины не известны. Еслиугодно, поиск их – задача оппонентов этой идеи. Пускай докажут, чтобарабанов на Руси действительно не было.
Читать еще: Символы разных государств. Национальные символы
Вы утверждаете, что барабаны на Руси были? А каким образом они могли появиться? Да, были. И я постараюсь сейчас это доказать.
На территории Древней Русижили племена, развивающие не только земледелие, но и животноводство и охоту.Соответственно, недостатка в материале не было. Также развивалосьизготовление различной бытовой посуды: дерево, керамика, металл. Как я ужеговорил, прототипом барабана послужил некий сосуд с пищей, закрытый сверху куском шкуры животного для сохранности от мелких вредителей. Кожа,натянутая на горловину сосуда, могла высохнуть за ночь и превратитьсяв мембрану примитивного барабана. А попытка открыть сосуд и извлечьсодержимое обычно приводила к довольно шумной ситуации: приходилоськолотить что есть сил, чтобы пробить крышку. Вот вам и барабан. Далеепроизошла обычная в таких ситуациях инверсия – смена причины и следствия.В результате возникли обряды, в процессе которых били в барабан-горшокдля того, чтобы он не пустовал. Вот такая история, вкратце. Такжепрошу принять за постулат, что желание и способность человекаиздавать осознанные музыкальные звуки, в том числе и ударные,свойственно человеческой природе и является одним из основных отличийчеловека от животного. Так что возможность появления барабана у древних славян была, желание использовать барабан – тоже. Поэтому с максимальной вероятностью можно утверждать, что в обрядах развивающегося язычества барабан активно применялся с самого начала.
У кого ещё могли быть барабаны? Перенесёмся немного вперёд: XV-XVI в.в., сопредельные территории (территория современной Украины), Запорожье. Продолжительное время это были вольные земли. Там издавна селились рисковые люди, желающие свободы от разных правителей. Так постепенно возникло Запорожское козачество. Изначально это были небольшие ватаги лихих людей, промышляющих набегами и разбоем. Причём, группообразующим фактором был котёл для приготовления пищи, именуемый «кош». Отсюда и «кошевой атаман» – по сути, самый сильный разбойник, раздающий пайку. Сколько человек могло прокормиться из такого котла, столько и было сабель в коше-ватаге.
Козаки передвигалисьна лошадях или на кораблях– ладьях. Быт их был аскетичен и минимизирован. Лишних вещей с собой в набег брать не полагалось. Поэтому небогатое имущество было многофункциональным. Самое интересное: этот самый кош-котёл после обильного ужина легко и просто превращался в барабан-тулумбас, разновидность литавры. На выеденныйдочиста котёл с помощью верёвок натягивалась шкура того животного,которого в нём сварили на ужин. За ночь у костра тулумбас подсыхал, и к утру получался боевой барабан, с помощь которого подавались сигналы войску и осуществлялась связь с другими кошами. На ладьях такой барабан обеспечивал слаженные действия гребцов. Позже такие же тулумбасы применялись на сторожевых вежах-вышках вдоль Днепра. С их помощью по эстафете передавался сигнал о приближении противника Появление и применение тулумбаса-котла – последнее естественное и гармоничное решение такого рода (кстати, исторически 100% достоверное), и подобным образом могли действовать не только козаки.
Как славяне могли делать барабаны?
С современной точки зрения,древние славяне жили довольно бедно. Вся бытовая утварь, одежда, оружиеи инструмент доставалось нелёгким продолжительным трудом. Железный ножстоил целое состояние, и позволить его себе могли только зажиточные люди.Так же и со всем остальным. Сделать специальный большой барабандля военных и обрядовых нужд могли далеко не в каждом селении. Поэтому я допускаю двойное использование имеющийся крупной посуды. Еёмогли использовать для проведения обряда в качестве барабана, апосле – разобрать и опять применять по назначению. Чаще это быликрупные посудины из дерева – долблёные или бондарные.Керамические и металлические – в очень редких случаях, ввидучрезвычайной дороговизны металла. Так же могли использоватьсяи берестяные ёмкости. Кстати, по непроверенным данным, в местахс развитой технологией обработки бересты существовали барабаны, целикомсделанные из неё. В том числе и мембрана. Натяжка обычно производиласьс помощью верёвок, чтобы легко можно было разобрать барабанна исходные составляющие.
Каким, по-вашему, был славянский барабан? Чтобы представить, как мог выглядеть барабан у определённогопоселения славян, необходимо досконально изучить бытовые особенности этогопоселения: какой посуде отдавали предпочтение, каких животных выращивали, из чегоделали ткани и верёвки. Если был развит гончарный промысел, и основнаямасса посуды была керамическая, есть основания полагать, что и барабанмогли делать из большого керамического горшка, литров на 50. Еслибольше было развито бондарное ремесло – то больше вероятность, что и барабанделали из большой кадушки или бочки. Металлический барабан из котла,на манер казацкого тулумбаса, маловероятен для славянских племён, но возможен.Это мог быть барабан в зажиточном поселении, либо барабан княжьей дружины.Если основное мясомолочное животное – коза, то и на барабан,наверняка, натягивали шкуру козы, если корова – то коровы. Если выращивалимного льна, то, скорее всего, и барабан натягивался льняными верёвками. Другие вероятные решения: верёвки из лыка или сыромятные ремни (типа вожжей). Наиболее вероятный (усреднённый )славянский барабан – козья шкура, натянутая на конической формы кадкус помощью льняных верёвок или сыромятных ремней. Если барабан военный,то, скорее всего, железный или медный котёл, затянутый козьей шкурой. Стоит также упомянуть о набате.Это особо большой, порядка двух метров в диаметре, барабан из металлическогокотла или специально изготовленной огромной кадки. Размер ограничивалсятолько размером шкуры быка, которую тянули на такой барабан, и возможностьюперевозки. По некоторым свидетельствам, такой барабан могли перевозить на двухспаренных телегах. А играли на нём сразу несколько «довбушей», став в круг.Применялся для боевого сигнала тревоги, для управления войском и как психологическийэлемент давления на врага. Мог быть стационарным (в надвратной башнеили на площади города или крепости) или перевозиться вслед за войскомв походе. Во времена позднего средневековья в городах барабанзаменили более простым в обращении набатным колоколом.
В современности сохранилсяинтересный образчик подобного инструмента. В якутском тенгрианстве. Называется «Улахан чардаат кюпсююр», что буквальноозначает «крыша, амбар, барабан». Применялся такой барабан в один из весенних праздников. Делается, как указано в названии: на восьмигранный сруб амбара вместо крыши натягивается мембрана, сшитая из нескольких шкур.Играют на нем, став в круг.
Читать еще: Задания. Алые паруса — Грин А.С
Бубен
Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.
Содержание
Разновидности
В настоящее время различаются два основных вида бубнов [источник не указан 1014 дней] :
— Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. В их конструкции могут быть небольшие бубенчики, привязанные к проволоке, протянутой под мембраной.
— Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.
Бубны различных культур
- Даф (гавал) — инструмент, известный в восточных странах.
- Рик (араб. ق) ) — инструмент арабской музыки.
- Пандейру — Южная Америка, Португалия.
- Тюнгу́р (дюнгюр) — (алт. — т ӱҥӱ р) тюркский бубен. Используется шаманамиАлтая, Якутии и других тюркских народов Центральной Азии, один из важнейших атрибутов обрядов [1] .
- Канджира — бубен в индийской музыке[2] .
- Дангыра — бубен казахов.
- Бойран — в Ирландии
- Топ — древний ударный инструмент евреев, используемый женщинами [3]
- Доира — в Таджикистане, Дайре — на Балканах
- Зенбаз — среднеазиатский ударный инструмент [4]
Бубен и тамбурин
Согласно музыкальному словарю [5] :
Тамбурин 1. в Германии барабан Басков (ручной барабан с бубенчиками, пандеро [см.], бубен), употребляемый в Испании и южной Италии (также на Востоке) при тарантеллах и других танцах (в руках у самого танцора); под т-м подразумевают также старинный провансальский танец в двухдольном тактовом размере и умеренном движении с сопровождением барабана басков.
2. Во Франции, напротив, под словом tambourin разумеют употребительный в Провансе вид длинного узкого барабана, на котором играет вместе с galoubet (род флажолета), один и тот же игрок. Т. служит также названием танцевальной пьесы, характер которой заимствован из только что указанного сочетания инструментов (срв. Рамо, сюита in E), с четным тактовым размером и с неподвижным басом, — нечто вроде музыки медвежьих поводырей.
Бубен — Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на нем телячьей или ослиной кожей. В отверстия, прорезанные по окружности обруча, нанизаны тонкие звенящие металлические пластинки, по краям же его прикрепляются бубенчики, то есть металлические шарики с дробью. Для извлечения звука проводят по коже пальцем или ударяют по ней кистью руки. Б. употребляется, как сопровождающий инструмент при передаче народных или военных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев.
В Школе… Купинского [6] приведено следующее:
Бубен и тамбурин представляют собой низкий деревянный обруч, обтянутый с одной стороны кожей. Разница в устройстве бубна и тамбурина заключается в том, что в бубне внутри обруча протянуты крест-накрест две или три проволоки, сплошь унизанные маленькими бубенчиками и побрякушками, вздрагивающими при малейшем прикосновении к инструменту и производящими характерное позванивание. В тамбурине этих проволочек нет, но в стенке обруча сделано несколько продолговатых вырезов, в которых посажены по паре маленьких тарелочек, насаженных на неподвижные штифты.
Таким образом, тамбурин — изначальное название французского (провансальского) барабана. Так как по-итальянски бубен и тамбурин называются одинаково tamburino, произошло искажение терминологии, и современные бубен и тамбурин на практике одинаковы.
В интернет-культуре
В интернет-культуре распространён образ системного администратора, использующего бубен для решения не поддающихся логическому объяснению проблем в настройке программного и аппаратного обеспечения. [7] [8] [9] [10]
Источники:
http://the-legends.ru/articles/235/buben/
http://chernoknizhie.ru/showthread.php?t=1202
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/34515
Как называют бубен. Откуда на руси появились бубны Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: Xviii век Америка Интернет История Музыка