С недавних пор эти уродливые создания превратились в главных героев фантастических боевиков и ужастиков. Неплохо они смотрятся и в популярном диснеевском мультсериале. Но существуют истории про этих монстров, которые гораздо увлекательнее любого фильма.
В Древнем Египте горгульи воспринимались как нечестивые духи, населяющие темный мир. Главной их обязанностью являлось наказание человека, который вел аморальный образ жизни. По мнению древних египтян, эти крылатые уродцы насылали на злодеев тяжелые болезни и отнимали везение у многочисленных грешников.
У древних греков горгульи, напротив, были надежными защитниками жилья. На крышах богатых домов стояли их каменные изваяния. Прочие злобные твари, заметив подобную статую, должны были понимать, что жилище уже занято, и отправляться дальше в поисках своего пристанища.
На островах Британии горгульи были особенно популярны. Согласно кельтским преданиям, в позапрошлом тысячелетии данные существа отличались дружелюбным нравом, они оживали с заходом солнца, а в утренние часы превращались в каменные изваяния.
Каменные гаргульи не могли себя защитить, и поэтому их вожди пошли на договор с танами (правителями кельтов). Согласно контракту, в ночное время горгульи охраняют домашний покой, а в дневные часы каменные монстры находятся под защитой стен, окружающих родовые замки. Некоторое время люди и чудовища неплохо ладили, но однажды вождь поругался в ведьмой. Та в свою очередь наслала проклятье на весь его род и обрекла каменных монстров на вечный сон. Есть мнение, что статуи, которым удалось уцелеть на развалинах замков, освободятся ото сна только в конце существования нашего мира.
Добро сильнее зла
В давние времена гигантская горгулья поселилась на берегу Сены (река во Франции). Своим внешним видом она напоминала грозного дракона, а ее злобный нрав был и того хуже. Чудовище постоянно насылало на людей наводнения, которые губили посевы и разрушали дома, а лодки рыбаков и суда торговцев монстр безжалостно топил.
Измученные люди попросили помощи у святого Романа. Тот сразился с монстром и одержал победу. Тело чудовища обратилось в прах, но голова его не поддавалась уничтожению. И Роман увенчал этим победным трофеем всемирно известный парижский храм Нотр-Дам. Так появился символ превосходства христианской веры над темной силой.
После этого на крышах соборов люди начали возводить каменные статуи. Первое время горгульи являлись лишь элементами водостоков. Эти укрощенные монстры теперь не извергали пламя, а лишь отводили воду с крыши.
Со временем во Франции стали появляться забавные поговорки. О любителе «заложить за воротник» можно услышать, что «он глотает как гаргулья», или «он пьет в таком количестве, что горгулья лопнет от зависти». Прошли годы, и статуи начали устанавливать возле храмов, чтобы все верующие помнили об ужасе, царящем в аду.
Статуя Дедо приходит на помощь
Немногочисленные фигуры горгулий довольно неплохо сохранились и до нашего времени. Среди них попадаются изваяния похожие на демонических обезьян, змей, львов. Каждое животное представляло собой один из смертных грехов, с которыми надлежало бороться. Горгулья-змея напоминала о зависти, коза отождествлялась с похотью, а собака с жадностью. Любопытно, что образ обезьяны был связан с ленью. Несколько веков назад жители Европы считали обезьян крайне ленивыми существами.
Нередко попадаются уродливые изваяния людей. Они весьма наглядно демонстрируют то, что случится с человеком, который не сможет противостоять дьявольскому искушению.
Кроме того, существуют изваяния со своей собственной историей. Хорошим примером будет известная любому парижанину статуя Дедо. По преданию, некая провинциальная монахиня решила немного украсить главный парижский храм. Она переоделась в мужское платье, добралась до города, где вытесала каменную фигурку в виде ребенка, у которого вместо лица была мордочка зверька. Свое творение отважная женщина назвала Дедо и поместила его на выступ крыши. Некоторое время о наличии данной статуи никто даже не догадывался, но однажды произошел очень неприятный случай.
Маленький сын служащего храма залез на крышу, оступился и сорвался вниз. Дело могло закончиться ужасной трагедией, но малыш успел схватиться за статую Дедо, чем и спас свою жизнь. Так парижане узнали о том, что в их городе существует добрая гаргулья и сразу же полюбили ее. Говорят, что стоит лишь попросить Дедо о чем-либо хорошем, и он обязательно исполнит желание.
Ночные сторожа и помощники
Эзотерики предполагают – в настоящее время горгульи встречаются не только в виде серой каменной скульптуры. Эти необычные существа таятся в многовековых пещерах и среди древнейших развалин. Темными ночами они покидают свои укрытия и совершают полеты по бескрайнему небу.
По преданию эти существа наделены невероятной магической силой, и человечество с давних пор старалось заручиться их поддержкой. Для этого необходимо отыскать убежище данной особи, прийти к нему в полнолунную ночь и поведать о своих невзгодах. Просьба обязательно должна быть доброй. В противном случае, просящий человек может разгневать монстра и навлечь на себя беду.
Ужасная на вид горгулья по своей сути – это добрейшее существо, которое не причинит человеку зла безо всякой причины. Обмануть гаргулью невозможно. Она обязательно разгадает подвох и жестоко отомстит лгуну.
Человек может поделиться своим горем с каменной горгульей, а та впитает тяжелую энергетику, переработает ее и вернет обратно уже безо всякого негатива. Многие исследователи утверждают, что каждая подобная статуя хранит в себе частичку жизни. Некоторые из них способны перемещаться и даже менять позу! Но происходит это крайне редко.
Даже небольшая статуэтка горгульи может сделаться охранником дома. Стоит лишь клыкастому сторожу перебраться в одну из комнат вашей квартиры, и вы можете спать совершенно спокойно, так как все темные силы станут обходить ваш дом десятой дорогой.
Читать еще: Поэзия о родине. Красивые стихи о россии,о родине
Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Каменные чудовища — Гаргульи (25 фото)
1. Гаргулья – это вырезанная из камня гротескная фигура, которые создавали для отвода воды с крыш и боковых фасадов крупных зданий.
2. Обычно мы ассоциируем их со средневековыми временами (благодаря одному не малоизвестному горбуну), но они появились намного раньше. Это не просто страшные статуи. Многие гаргульи имеют форму определенных животных, и это неслучайно.
3. Лев.
Лев и львица были любимыми образами создателей гаргулий. Например, на соборе Дорнох в Шотландии есть вот такая милая львица, скалящаяся на прохожих внизу. Лев был одним из самых популярных неевропейских животных, которое использовали в средние века при украшении церквей и соборов. Позже они стали популярны в виде гаргулий (их очень много в Помпеях), и они символизировали солнце – их золотистая грива представляла собой солнечный венец нашей жизни.
4. Однако в средние века строители соборов использовали льва, как символ гордости, что, конечно, было одним из семи смертных грехов, а потому его стоило избегать. Вот этот лев, например, выглядит довольно гордым. Он находится на одном из колледжей во Франции. Помимо львов при создании гаргулий практически не использовались другие виды кошачьих. Кошки были символом колдовства, поэтому их избегали.
5. Собака. Вот эта гаргулья находится на башне Филиппа IV Красивого во дворце в Дижоне, опять же, во Франции.
Собаки всегда были очень популярны, и на них редко смотрели только, как на домашних питомцев. Они сторожили дома по ночам, поэтому их считали умными и преданными. С одной стороны, можно предположить, что в качестве гаргулий статуи собаки должны были охранять здания, но их присутствие на крышах обусловлено и еще одной причиной. Собаки всегда хотят есть, и они частенько крали еду у людей, поэтому в те времена их фигуры часто помещали на соборы и церкви, чтобы все видели, что даже такое преданное животное, как собака, может поддаться соблазнам дьявола и стать жертвой жадности.
6. Волк.
Хотя волков тоже считали жадными, к ним относились с некоторым уважением, т.к. эти животные всегда работали сообща. Тогда-то и зародилось выражение «вожак стаи». Волков также ассоциировали со священниками, которые должны были защищать людей от дьявола – таким образом, волк даже успел побывать в образе защитника агнцев Божьих. Гаргульи на крышах тоже часто собирались в «стаю», т.к. архитекторы хотели отвести дождевую воду в разные стороны. Во время ливня одной гаргульи было бы недостаточно. Гаргулий делали вытянутыми, чтобы вода стекала как можно дальше от стены.
7. Орел. Гаргулья в виде орла на соборе святого Румбольда в Мехелене, Бельгия.
Орлы были защитниками зданий, в частности, от драконов, ибо, как считал средневековый народ, орлы были единственными существами, способными победить крылатого змея. Говорили, что они могут исцелять самих себя, посмотрев прямо на солнце, которое давно являлось олицетворением божества.
8. Змей. Этот змей на здании в Кракове, Польша, предупреждает людей о грехах плотских.
Змея ассоциируют с первородным грехом, а потому этого каменного зверя можно найти практически на всех соборах Европы. С самых времен Адама и Евы змей является символом постоянной борьбы между добром и злом. Среди семи смертных грехов змей олицетворяет зависть. Их также считали бессметными, что говорило о том, что борьба с грехами будет продолжаться вечно.
9. Баран или козел. Эта гаргулья находится на соборе в Барселоне.
Как и большинство представленных здесь животных, коза также имела двойственную природу в глазах средневековых христиан. С одной стороны, их считали божественными, т.к. они умели находить еду даже среди крутых скал и выживать в самых сложных ситуациях. С другой стороны, их считали злобными существами и символом похоти – еще одного из семи смертных грехов. Ну, и конечно – какое животное обычно ассоциируют с Сатаной?
10. Обезьяна.
На наших ближайших родственников всегда смотрели, как на то, что произойдет с нами, если что-то в природе пойдет не так. Однако их часто считали глупыми и ленивыми. Именно поэтому они олицетворяли еще один смертный грех – лень. Вот эта гаргулья в виде обезьяны находится в Париже, что неудивительно, ведь само слово «гаргулья» зародилось во французском языке. Когда-то слово «Gargouille» означало слово «горло», а само слово пришло из латыни.
11. Другие языки были более точными. В итальянском языке гаргулью называют «grónda sporgente», чот буквально означает «выпирающий желоб». В немецком языке их называют «Wasserspeier» – «плеватели воды», а голландцы пошли еще дальше и прозвали гаргулий «waterspuwer» — «изрыгивающие воду».
12. И, кстати, от этого голландского слова «waterspuwer» в английский язык пришел глагол «to spew» (изрыгать). Однако, если не брать в расчет «животные» олицетворения гаргулий, то всех их зачастую считали химерами.
13. Эта химера находится на Йоркском соборе в Англии, который вообще славится этими самыми химерами.
И хотя нас уже не пугают эти химеры, средневековые жители были довольно суеверными и необразованными, и они считали их ужасными созданиями. Химера рождается, когда две части разных тел сливаются, чтобы создать совершенно новое существо, например, гриффина (или русалку, фигура которой до сих пор популярна в создании фонтанов).
14. На Миланском соборе есть довольно интересный набор химер – там ренессансные мыслители стоят рядом с этими странными существами из воображения сумасшедших. Эти химеры на крышах соборов и других зданий олицетворяли тех, кто недооценивает могущество дьявола. Хотя дьявол не может создать жизнь, он может смешать разные формы жизни, чтобы получить новую – то бишь, химеру.
15. Одних из самых известных гаргулий на свете можно найти на соборе Парижской Богоматери.
16. Даже студия «Дисней» не смогла обойти стороной этих интересных существ.
17. Легенда о гаргулье. У французов была легенда об одном из своих святых – Ромейне. В 17-ом веке его сделали епископом, и ему пришлось сразиться с существом под названием Гаргуллий. Это было драконоподобное существо с крыльями, длинной шеей и способностью извергать огонь из своей пасти.
Читать еще: Дэвид боуи цитаты из песен. Дэвид боуи цитаты
18. Покорив дракона, Ромейн не смог уничтожить его голову, т.к. ее закалил огонь из собственной пасти. Тогда Ромейн поместил ее на стены собора, чтобы она отпугивала злые силы. Ну а эта гаргулья на фото находится в кафедральной базилике ван Сен-Ян.
19. На стенах собора святого Вита в Праге есть несколько довольно страшных гаргулий, только это уже не животные и даже не химеры. Это люди. Момент проклятия заморожен во времени для сотен средневековых душ по всей Европе.
20. Раскрыв рот, они кричат через века, постоянно напоминая, что вам нужно уметь противостоять дьяволу, иначе это может случиться и с вами! Наверное, самые жуткие гаргульи – это все-таки те, что напоминают нам нас самих.
21. Этот страшных пример человеческой формы в изображении гаргулий также находится на соборе святого Вита в Праге. Причем, труба, по которой стекает вода, так зловеще торчит изо рта, что кажется, что это просто нечеловечески длинный язык.
22. Эта гаргулья находится на соборе в Ноттингеме. Она напоминает всем поколениям, что не стоит пытаться грызть ногти. Все, кто читал Чосера, наверняка встрепенутся при встрече с вульгарной эмоциональностью Средневековья.
23. Гаргулья в Валенсии, Испания, которая как будто напоминает, что не стоит сомневаться в том, что дьявол может забрать вас где и когда ему угодно, если вы не будете следить за своей жизнью.
24. Опять же, в Испании – несчастная женщина на соборе Лонья в Валенсии запечатлена в момент агонии.
25. Ну, а это уже современная гаргулья. И кто бы, вы думали, мог сделать такое чудо? Ну естественно, немцы. Уж очень буквально они воспринимают значение слова «гаргулья» — лить воду.
Гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть
Что же это за существа такие?
Слово гаргулья — французское La Gargouille происходит от слов, имитирующих булькающий звук, журчание воды. В основе — производные от латинских gurgulio — дыхательное горло; gula — глотка, горло; gurges — водоворот, пучина, омут, поэт. воды (перевод по Латинско-русский словарь, сост. А.М.Малинин, М., 1952, стр. 292).
Легенда о Гаргульи восходит к 7 века н.э., к территории современной Франции. Существуют разные пересказы мифа, примерно вырисовывается такая картина. В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки . Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Гаргулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её. Святой Роман был епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов Дагоберта I / Dagobert I (род.ок.608 — ум.639). Чудо Романа о гаргулье (змие) — один из подвигов святого.
Когда епископ Роман решил поймать Гаргулью, помочь ему согласился только один человек, да и тот преступник, осужденный на казнь, которому нечего было терять, кроме своих цепей. Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Гаргулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Гаргулья покорно легла у ног святого. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Туловище и хвост гаргульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть это было распоряжение епископа – сейчас уже не разберешься. Гаргульи остатки — голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям.
С 11 века изображения страшных гаргулий стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических построек. Делали ли скульптуры гаргулий раньше — не известно, так как до этого в подобных целях использовали дерево, которое не имело шансов сохраниться до времен научного описания.
Люди придумали для гаргульи работу по ее древней специальности — извергать воду. Изображениями гаргулий стали оформлять водостоки. Стали гаргульи приносить пользу людям — через свою глотку отводить потоки дождевой воды от стен храмов. Вода, выкинутая из пасти гаргульи, падала на расстоянии от стен, поэтому стены не разрушались, а фундаменты не подмывались. В 18-19 веках люди смилостивились. Большая часть, но не все, гаргульи были освобождены от тяжкого труда по сливу воды. Эту полезную функцию взяли на себя водосточные трубы. Старушки гаргульи превратились в элемент декора зданий.
Однако, гаргульи менялись. К драконам и змеям добавились устрашающие животные, птицы, люди, мифологические и фантастические создания, а также их гибриды в различных сочетаниях. В общем, стали плодиться многочисленные гротескные создания.
Постепенно на зданиях стали появляться скульптурные изображения лишенные водосточной функции. Их вырезали просто «для красоты», вернее «для ужаса». Такие декоративные существа называются гротесками, а также химерами. Название химера происходит от древнегреческого мифического существа. В Древней Греции химерой называлось чудище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, изрыгающее пламя. По версии Гесиода, химера имела три головы: льва, козы и дракона. Средневековые химеры не имеют внешнего сходства с греческим прототипом. Однако, химерический принцип соединения частей разных существ в одно целое, роднит античных и средневековых тесок.
Итак, архитектурный термин «гаргулья«/ «горгулья» обозначает резных фигур, созданных с полезной функцией, для отвода дождевой воды от стен зданий, водостоки на крышах, ответвления от водоотводных желобов, оформленные в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ, иногда с рогами, крыльями, иногда полулюдей-полуживотных.
Читать еще: Татьяна Навка: фото из Инстаграм.
А гротескные скульптуры (гротески), называемые также химерами — это декоративные архитектурные элементы без полезного назначения. Если, конечно, не брать во внимание важную функцию отпугивания врагов.
При этом гаргульи гротески тоже, только со своим специфическим назначением. Гаргулиями часто по ошибке называют всех гротескных готических созданий. Но правильно — гаргулья, если она использовалась как водосток и химера или гротеск, если фигура служила украшением.
Внизу две фотографии, на которых замерзшая вода показывает нам водопроводность гаргулий и, соответственно, отличие их от прочих гротесков.
10.
Фотографии © Harald Hartmann отсюда, продолжение фотографий здесь.
Пожалуй, самые знаменитые гаргульи и химеры украшают или устрашают экстерьер Собора Парижской Богоматери.
В средние века на соборе были только гаргульи. Галерея химер на фасаде Нотр Дам де Пари появилась лишь в 19 веке, во время реставрации, начавшейся в 1841 году. Восстанавливали храм после урона, нанесенного ему революцией. Когда Гюго опубликовал свой роман «Собор Парижской Богоматери» (1831 г.) химер на нем еще не было.
Гаргульи могут принимать самое разное обличье.
Гаргульи на парижской базилике Сен Дени.
Водостоки на парижский базилике Сакре-Кёр на Монмартре (1875-1914). Водоотводное назначение гаргулий здесь очевидно.
Здесь мы видим львов, охраняющих храмы Cathédrale Saint-Étienne de Meaux в Париже (слева) и Catedral de Santa María de Tarragona в испанской Каталонии (справа).
Гаргульи присутствуют не только на церковной архитектуре, но и на гражданской. И не только в Европе.Слева: Виндзорский замок / Windsor Castle, Соединенное Королевство.
Справа: Замок Химэдзи, Япония.