Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Дом под юбкой
Дом № 17 по Тверской улице в Москве воздвигли в 1940 году, увенчав образец сталинского ампира скульптурой на крыше, изображавшей балерину с серпом и молотом в руках. Автором стал Георгий Мотовилов, считавшийся мастером рельефа.
Многие считали, что памятник посвящён приме Большого театра Ольге Лепешинской, жившей в этом же доме. Сам Иосиф Сталин старался не пропускать спектаклей с участием балерины.
Однако сама Лепешинская этот миф развеяла: она никогда в этом доме не жила, да и скульптуру с неё никто не лепил. Ольга Васильевна предположила возникновение слухов тем, что во время войны она часто дежурила на этой крыше вместе с Михаилом Габовичем, тушила сбрасываемые немцами зажигательные мины.
В 1958 году памятник убрали якобы из-за его аварийного состояния. Однако тот факт, что его даже не попытались реконструировать, породил другую версию исчезновения скульптуры. Согласно этой версии, высокому начальству не нравилось каждый раз проезжать «под юбкой», вот и вышел приказ о сносе.
Зимой 2018 года, через 60 лет после сноса, активисты обратились к руководству города с инициативой восстановления скульптуры балерины на ротонду дома. Активной поддержки данная идея пока не получила, но уже есть художники, готовые воссоздать копию, ведь оригинал хранительницы «Дома под юбкой» давно утрачен.
Девушка с веслом
Этот конкретный памятник, созданный Иваном Шадром, не имел ничего общего с общеизвестной и широко растиражированной в советское время скульптурой грузной женщины с веслом, вышедшей из-под резца Ромуальда Иодко. Памятники Иодко целиком отвечали требованиям советского времени, изображая женщину-труженицу. Эти скульптуры устанавливались во многих пионерских лагерях и городских парках отдыха по всей стране.
Иван Шадр выполнял заказ московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького на изготовление скульптуры «Девушка с веслом». Его «Девушка» очень отличалась от представлений советских чиновников о том, как должна выглядеть советская женщина. Скульптор изобразил её слишком живой, красивой и сексуальной, что было недопустимо.
На Ивана Шадра обрушился шквал критики. «Вечерняя Москва» выпустила разгромную статью, в которой скульптора обвиняли в эротической образности. Весло, по мнению автора, являлось фаллическим символом, ведь его вставляют в уключину. Критики посчитали грудь скульптуры эрегированной, а брызги фонтана, в центре которого скульптура была установлена, сравнили с извержением мужского семени.
Скульптору пришлось изваять новую статую, а первоначальная «Девушка с веслом» отправилась за его счёт в Ворошиловград (Луганск), где попала под артобстрел во время войны и была разрушена. Впрочем, московская скульптура, установленная вместо неё, тоже была разрушена в 1941 году во время бомбёжки Москвы.
Читать еще: Фонвизин недоросль митрофанушка. Кто такой недоросль
К счастью. Иван Шадр успел сделать гипсовую копию своей самой первой скульптуры, а в 1950 году её перевели в бронзу. В 2011 изготовили её точную копию и установили в парке Горького.
«Рабочий и колхозница»
Согласно замыслу скульптора Веры Мухиной, рабочий и колхозница в первоначальном варианте были обнажёнными, их только слегка должна была прикрывать материя, развевающаяся за ними.
Однако приёмная комиссия не оценила творческий полёт мысли художника. При просмотре уменьшенной копии скульптора предупредили, что она получит заказ на изготовление полномасштабной скульптуры, только если оденет своих героев. Так на рабочем появился комбинезон, а на колхознице – сарафан.
Находились даже критики, считавшие прическу колхозницы слишком растрёпанной. Однако тут же находились и защитники, которые вставали на защиту права художника на самовыражение.
Аполлон, управляющий квадригой на Большом театре
Во время реконструкции Большого театра претерпела некоторые изменения скульптура, украшающая его фронтон. Аполлон, управляющий квадригой, приобрел фиговый листок, а в его руке появился лавровый венок.
Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян. Во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.
Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.
К счастью, в борьбе за целомудрие памятников не пострадали сами художники. Борис ИофанБорис Иофан – молодой зодчий,автор проекта одной из утопий ХХ века – «Вавилонской башни» большевиков, сам оказался в опале.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ЗАГАДКИ КВАДРИГИ ( Журнал «Большой театр».)
Сложно пройти мимо Большого и не остановиться хотя бы на минуту – настолько впечатляют портик с восемью колоннами и гордая квадрига бога искусств Аполлона. Больше 150 лет эта колесница украшает историческое здание театра. Она стала визитной карточкой не только Большого, но и российской столицы. В1856 году архитектор Императорских театров Альберт Кавос восстановил сгоревшее здание Большого театра. Новая квадрига Аполлона украсила портик театра — та самая, которая до сих пор «несется» над Театральной площадью.
Тогда, в 1856 году, было решено выполнить композицию из листовой меди — чтобы на века. В большинстве книг по истории здания Большого театра указывается, что квадрига выполнена из красной меди. «Над портиком — Аполлон в колеснице, запряженной четырьмя конями. Эта прекрасная группа выбита из штамповой меди на Санкт-Петербургском гальванопластическом заводе» («Русский художественный листок», №15 от 20 мая 1857 года). На самом деле, исследования, проведенные в начале 1990-х годов, выявили, что скульптурная группа исполнена в смешанной технике: гальванопластические детали спаяны с выколотными деталями оловянно-свинцовым припоем. Основная часть деталей выполнена методом выколотки меди, а в углублениях деталей сложных форм толщина оболочки часто не превышает 0,3 мм. Конструктивно скульптура состоит из несущего стального каркаса и медной обшивки, прикрепленной к каркасу.
Читать еще: Хохлома черная. Хохломская роспись
ИСПЫТАНИЯ ВЕКА ХХ-го
Несмотря на то, что квадригу делали из прочных материалов, в XX веке она не раз могла быть утрачена. Немногие знают, что колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой В начале прошлого века скульптурная группа пострадала из-за осадки фундамента. На довоенных фотографиях отчетливо видно, что поверхность скульптурной группы повреждена. В 1941 году при налете фашистской авиации квадрига Аполлона была существенно искорежена осколками бомб. От полного уничтожения скульптурную группу уберегло лишь то, что взрыв произошел в толще фасадной стены, — это во многом ослабило ударную волну.
Тем не менее, кони и колесница понесли серьезный урон, осколок от бомбы попал в голову Аполлона. Реставраторы сразу же приступили к восстановлению композиции. Кроме того, скульптурная группа была окрашена маскировочной краской на основе казеинового клея — чтобы не бликовала на солнце и не привлекала внимание вражеских пилотов. Вероятнее всего, тогда медная композиция и приобрела оливково-зеленый цвет патинированной бронзы. Прошли годы — и уже не война, но время предъявляет квадриге свой суровый счет. Стареет здание Большого, стареет и колесница Аполлона. В 1 958 году известный мастер литейных дел Владимир Лукьянов начинает работу по реставрации квадриги. Работа имела чисто косметический характер и не касалась конструктивной части скульптурной группы — ее каркаса и металлических балок подиума.
Только в 1987 году комиссия из представителей научно-исследовательских институтов и проектных организаций констатировала, что металлические балки, на которых покоятся чугунные плиты основания скульптурной группы Аполлона, настолько разрушились, что требуется их безотлагательная замена. За дело взялись реставраторы Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый из коней был опоясан специальной сбруей и укреплен на фасадной стене здания, а для защиты всей группы от атмосферных осадков соорудили специальный фонарь. Однако результаты этой реставрации также быстро сошли на нет. Уже в 2007 году при натурном обследовании были выявлены деформации во многих местах по всей поверхности композиции, в том числе трещины и вмятины на оболочках скульптур. Несущие конструкции подиума имели значительные коррозионные повреждения, особенно в местах заделки балок несущего каркаса в стену.
Новости
Квадрига Аполлона на фасаде Большого предстанет во всем великолепии
Четверка коней, взметнувшаяся в небо, и покровитель муз, который ими управляет. Совсем скоро знаменитая скульптурная композиция вновь появятся на фасаде Большого театра. Квадрига Аполлона, как ее называют специалисты, готова, как и прежде, украсить главный театр страны. Реставрация скульптуры Клодта полностью закончена. По словам реставраторов, для восстановления символа Большого театра проделана колоссальная кропотливая работа, результаты которой сегодня смогли оценить журналисты. Рассказывают «Новости культуры».
Читать еще: Конспект статьи луч солнца в темном царстве.
В руки реставраторов Аполлон попал очищенным от грязи, подтеков и коррозии. Правда, без фигового листа и лаврового венка. Каркас хоть и сохранился, но время не пощадило небожителя.
«Масса трещин. В частности, по лире, на пальцах, в голове дыра была и не одна», – сетует руководитель группы реставраторов Владимир Никифоров.
Лавровый венок для Аполлона выбирали из пяти эскизов. Каждый листик – а их пятьдесят восемь – чеканили вручную. Почти сто лет Аполлон обходился без фигового листа, но реставраторы на фотографиях XIX века эту деталь туалета обнаружили. Лист сделали заново.
«Изготовлен по аналогам, которые существуют, в частности в Петродворце. Я подсмотрел подходящие листы на фонтане «Адам и Ева»», – замечает Владимир Никифоров.
После пожара 1853 года гипс поменяли на медь. В 1941 году в фасад Большого театра попала бомба. Кони и Аполлон чудом уцелели – толщина фасада ослабила удар, но осколок угодил в голову Аполлону и повредил колесницу. Реставраторы спасли Квадригу. Пробоины и вмятины устранили в 1958 году. В 1992 году была последняя реставрация. Каркас Квадриги пережил двадцатый век и для своих лет неплохо сохранился.
«Не хотелось трогать ту историческую работу, которая была произведена. Поэтому было решено Квадригу оставить на месте, работы производить на месте», – поясняет руководитель Дирекции по реконструкции, строительству и реставрации Алексей Супрунов.
Взявшись за коней, реставраторы были потрясены точностью работы Клодта. На высоте двадцати пяти метров этой филигранности не видно, но вблизи каждая деталь играет.
«До последнего ноготка, до последнего зуба все скрупулезно сделано», – заверяет Владимир Никифоров.
«Такие элементы, как пасть, сделаны анатомично четко. Язык, удила, даже зубы стерты», – подчеркивает реставратор Вадим Марков.
Реставраторы Эрих Кенстлер и Вадим Марков не выходили отсюда четыре месяца. Мастерскую устроили прямо на шатких лесах. Залезли в самую пасть лошадей. Коллеги по цеху назвали их стоматологами.
«Нужно было старую пайку не затронуть, но при этом запаять все утраты, а утраты были большие», – поясняет Марков.
«В этой области очень тонкий слой меди. Это было сделано методом гальванопластики, и нарастили очень тонкий слой. Дотрагиваешься – и получается отверстие», – добавляет Эрих Кенстлер.
Работали в четыре руки. Диагностировали и оперировали на месте. Вадим Марков говорит, что больше всего пострадал первый конь. Испорченную коррозией медь с колесницы заменили на новые пластины. Те, что датируются 1856 годом, уже стали историей.
Ко дню города защитную оболочку снимут с Квадриги Аполлона, и тогда шедевр Клодта предстанет во всем своем великолепии. Это будет окончание второго этапа реставрации Большого. Потом все силы бросят на зрительный зал и театральные технологии.
Источники:
http://kulturologia.ru/blogs/290618/39505/
http://www.bilettorg.ru/recTheatre/106/id1140/
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/18953/