«Битва за Англию»
В течение июня и в начале июля немецко-фашистские воздушные армии готовились к нанесению решающего удара по Британским островам. После предварительной разведки и пробных полетов 10 июля был проведен первый большой налет немецкой авиации. Началась ожесточенная «битва за Англию».
Можно выделить три основных этапа немецкого воздушного наступления. Первый этап — с 10 июля по 18 августа, когда основные удары немецкой авиации наносились по английским военным и торговым судам в Ла-Манше и по южным портам Англии от Дувра до Плимута. Немецкое командование ставило задачей вовлечь в бой английскую авиацию и измотать ее, а также нанести удар по тем морским портам Южной Англии, которые должны были стать объектами вторжения по плану «Морской лев».
На втором этапе — с 24 августа по 27 сентября — немецкое командование стремилось проложить путь к Лондону, ликвидировать английскую авиацию и ее базы, радиолокационные станции, а также военно-промышленные объекты. Третий и последний этап наступил тогда, когда операция «Морской лев» была отложена (Churchill W. Op. cit., vol. II, p. 983.).
Особенно ожесточенной бомбардировке подвергся Лондон — «самая большая в мире цель». На долю жителей столицы выпали тяжкие испытания. С 7 сентября по 3 ноября, в течение 57 ночей подряд, германская авиация бомбила английскую столицу и ее окрестности. В среднем на Лондон налетало по 200 бомбардировщиков. Фашисты надеялись ожесточенной бомбежкой парализовать британскую столицу с 7-миллионным населением, запугать английский народ и заставить правительство заключить мир. Однако немцы лишь посеяли бурю гнева английского народа. В ночь на 6 сентября 68 немецких самолетов бомбили Лондон. Но это была только разведка. 7 сентября 300 тяжелых бомбардировщиков в дневное время ожесточенно бомбили Лондон. По приказу Гитлера главный удар был нанесен по железнодорожным узлам и лондонским докам, в районе которых находились крупнейшие продовольственные склады с запасами для всей страны. В доках от зажигательных и фугасных бомб бушевало пламя грандиозного пожара: горело зерно; огненной лавой вытекал расплавленный сахар; горел каучук, окутывая пепелище черным едким дымом; взрывались бочки с красками, виски и вином.
С 20 часов до 7 утра при свете бушующих пожаров над Лондоном появились еще 250 бомбардировщиков. Тысячи лондонцев — стариков, женщин и детей были погребены под развалинами домов, погибли в пламени. Немецкие бомбы попали в здание английского парламента, превратили в развалины многие правительственные здания вокруг Уайтхолла. Восемь лондонских церквей работы бессмертного архитектора Кристофера Рена были превращены в развалины. Только героическими усилиями лондонцев удалось спасти собор св. Павла и гробницы Веллингтона и Нельсона.
Особенно ожесточенным, «классическим», так его называл Черчилль, был налет немецко-фашистской авиации на цитадель финансовых заправил Англии — лондонское Сити. Пожары были «благодарностью» Гитлера за те миллионы фунтов стерлингов, которые ссудили немецким фашистам банкиры лондонского Сити. Бомбы, сброшенные на Букингемский дворец, разрушили дворцовую церковь, с корнем вырвали деревья дворцового сада. Много раз во время жестоких бомбежек монарху Англии Георгу вместе с премьером приходилось в спешке спускаться в недостроенное убежище Букингемского дворца.
В воскресенье, 15 сентября 1940 г., произошло, по мнению Черчилля, одно из решающих сражений за Англию, своего рода «битва при Ватерлоо».
В этот день германские ВВС совершили крупнейший массированный дневной налет на Лондон, послав на город свыше 1000 самолетов (См.: История второй мировой войны 1939-1945, т. 3, с. 134). Разыгралось крупнейшее воздушное сражение.
В тот же день Черчилль покинул свою резиденцию в Чекерсе и прибыл в Аксбридж, в штаб вице-маршала авиации Парка, командовавшего 11-й авиагруппой британских ВВС.
Черчилля провели в оперативный центр, расположенный в прочном бомбоубежище на глубине 50 футов под землей. Едва он успел спуститься, как тут же поступило сообщение, что с немецких аэродромов из района Дьеппа вылетело «40 с лишком» самолетов противника. Один за другим следовали сигналы: «60 с лишком» и далее «80 с лишком». Все новые и новые волны атакующих самолетов врага шли бомбить Лондон.
Все английские эскадрильи Парка ввязались в жестокий бой. Черчилль заметил тревогу на лице вице-маршала и спросил:
— Какими еще резервами мы располагаем?
— Резервов больше нет, (Churchill W. Op. cit., vol. II, p. 296.) — тихо ответил тот. Положение английских ВВС было отчаянным.
Кто знает, вспоминал Черчилль, что произошло бы с Англией, если бы неприятель бросил еще сотню-другую самолетов в момент, когда английские эскадрильи, вынужденные заправляться горючим и пополнять запасы боеприпасов через каждые 70-80 минут, находились на земле. Но немцы не сделали этого.
Днем Черчилль вернулся в Чекерс. После отдыха он вызвал главного личного секретаря Дж. Мартина с вечерней сводкой известий. Они были печальны. «Тем не менее, — сказал Мартин, заканчивая свой доклад, — все это искупается положением в воздухе. Мы сбили 183 самолета, потеряв меньше 40». Правда, данные, полученные после войны, показали, что потери немецкой авиации составили всего 56 самолетов, а английской — 26. Все же Черчилль склонен был считать 15 сентября переломным моментом в «битве за Англию» ( Ibid., p. 297.). Несомненно, немецкое командование военно-воздушных сил, что признавал и Черчилль, совершило серьезную стратегическую ошибку, сосредоточив основные удары на Лондоне. Гораздо опаснее было бы для судеб Англии продолжение налетов на аэродромы.
Когда немецкая авиация наносила массированные удары по аэродромам, она тем самым ставила под удар оперативные центры и телефонную связь английских ВВС. Буквально на волоске висела вся сложная система организации истребительной авиации Англии. Но когда Геринг перенес свои бомбежки на Лондон, английское командование истребительной авиации вздохнуло свободно. История «битвы за Англию» была историей не осуществленных до конца противоречивых планов Геринга, бессистемной смены первоочередных объектов военных бомбардировок. Немецкий морской штаб признавал неэффективность «воздушной войны» Геринга без учета требований морской войны и вне рамок операции «Морской лев». В той форме, в какой вел Геринг эту войну, она «не могла, — по признанию морского штаба Германии, — помочь подготовке к операции «Морской лев»» (Ibid., p. 289-290.). По-прежнему английские корабли почти беспрепятственно действовали в Ла-Манше и Дуврском канале.
Лишь в конце сентября 1940 г. Геринг отказался от надежды превратить Лондон в груды развалин.
Лондон выстоял, несмотря на то, что в городе не было помимо метрополитена действительно безопасных убежищ, — было очень мало подвалов и погребов, которые могли бы выдержать прямые попадания. «На обширных пространствах, — признавал позднее Черчилль, — уже нечего было жечь и разрушать» (Ibid., p. 328.). Несмотря на тяжкие испытания, выпавшие на долю лондонцев, они не пали духом. Квалифицированные и неквалифицированные рабочие, мужчины и женщины стояли у станков и работали в цехах под бомбами врага, словно они были на «передовых позициях». По существу они были в окопах «битвы за Англию». «Лондон, — с горечью вспоминал Черчилль, — походил на какое-то огромное историческое животное, способное переносить страшные раны, изувеченное и кровоточащее и все же сохраняющее способность жить и двигаться» (Ibidem.).
Читать еще: Встает купец идет. ЕО Что ж мой Онегин? Полусонный
Ночью 3 ноября впервые после почти беспрерывной двухмесячной бомбардировки в столице не было объявлено воздушной тревоги. Оказалось, что на следующий день Геринг приказал рассредоточить удары люфтваффе по всему острову, снова изменив тактику германского наступления. Хотя Лондон по-прежнему считался главным объектом нападения, основные усилия были направлены на разрушение других промышленных центров страны.
В ноябре немецкие летчики ожесточенно бомбили крупнейшие города Англии — Бирмингем и Ковентри, Шеффилд и Манчестер, Ливерпуль и Бристоль, Плимут и Глазго, Гулль и Ноттингем, Кардифф и Портсмут. Особенно тяжкие испытания выпали на долю жителей Ковентри. Ночью 14 ноября 1940 г. 500 немецких бомбардировщиков, летевших волнами, сбросили на город 600 т бомб большой разрушительной силы и тысячи зажигательных бомб. В городе с 350-тысячным населением почти не было убежищ. Люди спасались в громадном готическом соборе. Но при прямом попадании тяжелой бомбы под сводами собора были погребены сотни людей. В городе полыхало более 2 тыс. очагов пожара. Центральная часть Ковентри, кроме одиноко торчавшей колокольни, была сметена с лица земли.
Это был самый опустошительный налет, который пришлось пережить Англии, хотя министерство авиации за два дня было предупреждено о нем через разведку (См.: Уинтерботэм Ф. Указ, соч., с. 81, 82.).
Германское радио заявило, что все английские города ждет печальная участь Ковентри: они будут «ковентрированы», т. е. беспощадно стерты с лица земли. Через 20 лет после окончания войны автору этой монографии довелось посетить Ковентри. В центре города еще сохранились развалины, поросшие густой травой. На них с грустью взирала покровительница Ковентри леди Годива, чудом уцелевшая на своем гранитном пьедестале во время ожесточенной бомбежки. В центре же сохранились лишь остатки готического собора, скорбным памятником напоминавшие о днях тяжелых испытаний, выпавших на долю многострадального города.
За Лондоном и Ковентри наступила очередь Бирмингема, второго по величине промышленного центра Англии с миллионным населением, родины «скобяных королей» из рода Чемберленов — министра-колониалиста Джозефа Чемберлена, его старшего сына Остина и незадачливого младшего, мюнхенца Невиля.
Правда, вскармливая фашистского зверя, помогая создавать германскую авиацию, Невиль Чемберлен и другие мюнхенцы были глубоко убеждены, что немецкие бомбы не упадут на Лондон и другие города. Однако только в 1940 г. на головы британских подданных фашистские стервятники сбросили свыше 36 тыс. бомб и более 21 тыс. бомб в 1941 г. (См.: Вторая мировая война 1939-1945 гг. М., 1958, с. 95.) Еще при жизни Н. Чемберлена, в начале октября 1940 г. ушедшего в отставку и доживавшего свои последние дни (он скончался 9 ноября 1940 г.), история жестоко посмеялась над неразумным политиком, ставшим политическим преступником по отношению не только к английскому народу, но и к другим порабощенным немецкими фашистами народам Европы. С 19 по 22 ноября немецкая авиация нанесла три последовательных удара по Бирмингему, причинив городу огромные разрушения. После этих варварских налетов на красивой площади города — Виктория-сквер близ памятника королеве Виктории в большой братской могиле было похоронено около 800 граждан города, в том числе и детей. Потери гражданского населения Англии от немецких бомбардировок с июня 1940 по июль 1941 г., когда прекратилось немецкое воздушное наступление на Англию, составили 146 777 человек, из них 60 595 человек убитыми. По всей Англии от фашистских бомб погибло 7736 детей, не достигших 16-летнего возраста (Strength and Casualties of the Armed Forces and Auxiliary Services of the United Kingdom 1939 to 1945. London, 1946, p. 9.).
В течение августа в различных пунктах английского побережья между островом Уайт и Корнуэллом бурное море выбросило на берег 40 трупов немецких солдат.
Говорят, у страха глаза велики. По прибрежным английским городам поползли тревожные слухи, что немцы уже предприняли попытку вторжения на Британские острова, но были разгромлены.
В действительности фашистские штабы лишь проводили учения по высадке десанта, почти каждую ночь занимаясь погрузкой и разгрузкой барж и других судов в портах французского побережья. Часть этих барж, спасаясь от ударов английской авиации, вышла в море и погибла то ли от бури, то ли от бомбовых ударов. Однако, по указанию Черчилля, слухи о разгроме десанта не опровергались. Они усиливались, принимая фантастические размеры, распространялись в оккупированных странах, подбадривая народ.
Инженерная служба английской армии поддерживала легенду о создании таких средств обороны, которые позволяли превратить побережье Англии, и особенно прибрежную полосу воды, в сплошное море пламени и тем самым сжечь все десантные суда и боевые корабли гитлеровцев.
Однако тревога нарастала. 7 сентября британское командование получило сведения о продвижении немецких барж и мелких судов к портам между Остенде и Гавром. Имперский генеральный штаб считал это передвижение попыткой высадки десанта. Тревога усилилась в связи с тем, что на передовых аэродромах в районе Па-де-Кале английские разведчики заметили новые части пикирующих бомбардировщиков ближнего действия, переброшенных из Норвегии. В начале сентября немецкие шпионы высаживались на южном и восточном побережье Англии, имея указание быть готовыми в течение двух ближайших недель в любой момент доносить о передвижении английских резервных войск в районе Исович — Лондон — Оксфорд. Между 8-10 сентября фаза Луны, условия прилива особенно благоприятствовали высадке немецкого десанта на юго-восточном побережье Англии. Поэтому начальники английских военных штабов заявили Черчиллю, что создалась непосредственная угроза вторжения (Churchill W. Op. cit., vol. II, p. 276.). Силы обороны были приведены в состояние боевой готовности.
Кодовое слово «Кромвель», означавшее «вторжение близко», было передано командованием войск метрополии в 20 часов вечера 7 сентября Восточному и Южному военным округам; передовые дивизии готовы были открыть огонь по врагу. Приказ «Кромвель» был передан всем соединениям в районе Лондона, а также 7-му и 4-му корпусам резерва главного командования и сообщен всем остальным военным округам в Великобритании. В ряде районов страны командиры отрядов местной обороны по собственной инициативе созывали добровольцев колокольным звоном. Над городами и местечками Англии гудел тревожный, протяжный набат, и сотни тысяч добровольцев, вооруженных охотничьими ружьями, пиками, вилами и ножами, сбегались на свои сборные пункты, полные решимости вступить в неравный бой с вооруженным до зубов беспощадным врагом. Дороги были заминированы, в некоторых местах взорваны мосты. Появились слухи о высадке неприятельских парашютных десантов, о приближении к побережью разнокалиберной «армады» фашистских десантных судов (Ibidem.).
В тревожном выступлении Черчилля перед членами парламента 11 сентября указывалось:
«Не следует закрывать глаза на тот факт, что с присущей немцам основательностью и методичностью ведется подготовка к решительному всестороннему вторжению на наш остров и что оно может быть предпринято сейчас в Англии, Шотландии, Ирландии или сразу во всех трех местах» (Ibid., p. 291.). Особенно опасной британское правительство и командование считали неделю с 11 по 18 сентября, когда погода весьма благоприятствовала высадке крупного десанта.
Читать еще: Аксенов василий павлович личная жизнь. Возвращение
Признаки надвигающегося германского вторжения множились. Новые английские аэрофотосъемки показали, что в голландских, бельгийских и французских портах и устьях рек было сосредоточено более 3 тыс. самоходных барж, и это, не считая резервов более крупных кораблей в устье Рейна или на Балтике, о которых английская разведка не знала.
Роковая ошибка Гитлера: битва за Англию как начало конца рейха
В середине августа 1940 года тысячи немецких самолётов совершили первый массированный налёт на Великобританию. По плану нацистского вождя, бомбардировки непокорного острова, который после поражения Франции остался единственным противником рейха, должны были уничтожить его ВВС и сломить волю к борьбе. В случае если бы второй пункт этого плана не осуществился, Британию ждало бы вторжение немецких войск. Операция под названием «Морской лев» уже готовилась в немецком Генштабе.
Впрочем, ещё за месяц до этого рейхсканцлер сохранял надежду на то, что ему удастся договориться с британцами. После июньского триумфа немецкие войска вышли к берегам Ла-Манша и ждали новых приказов. Однако их не последовало. Фюрер не желал войны с Англией. Он был уверен, что как только она лишится своего самого надёжного союзника на континенте — Франции, непременно будет просить мира.
Наблюдение за немецкими самолетами на крыше в Лондоне
Тем не менее этого не произошло, занявший пост премьер-министра Великобритании Уинстон Черчилль, несмотря на возражения сторонников заключения мира с Германией, оставался непреклонен. Войну решено было продолжить. Как писал позже в своих мемуарах глава британского Кабинета министров, он был уверен, что его стране недолго придётся быть в одиночестве. На Востоке вермахт и Красная армия уже почти год стояли лицом к лицу. Вопрос о начале между Берлином и Москвой полномасштабной войны был лишь делом времени. Кроме того, сильно надеялся Черчилль и на помощь Штатов.
Впрочем, сам Гитлер также не особо стремился к завоеванию Британии. Для него важно было заключить мир, а не воевать. Ведь пади Лондон, правительство укрылось бы в Канаде. Война всё равно бы продолжилась.
При этом ещё ранее, во время отбывания наказания в Ландсбергской тюрьме за организацию «Пивного путча», он писал о том, что у Германии, окружённой враждебными Польшей и Францией, может быть в Европе только один союзник — Британская империя, для достижения дружбы с которой следует идти на любые жертвы. Однако, придя в 1933 году к власти, немецкий вождь сделал всё возможное для того, чтобы вместо друга Британия превратилась в его самого непримиримого врага.
После падения Франции фюрер решил подождать. В течение месяца он был убеждён, что Лондон сломается. Этого, однако, так и не произошло. В связи с этим, выступая 19 июля в рейхстаге, рейхсканцлер пообещал Англии всевозможные «страдания» и распорядился подготовить план ведения кампании против «упрямых» британцев, которого у вермахта просто не было, хотя война шла уже почти год.
В конце июля Гитлер провёл совещание с представителями трёх видов вооружённых сил. На нём было принято решение о вторжении в Великобританию. Дата высадки была намечена на 15 сентября. Впрочем, для того чтобы она была реально осуществимой, необходимо было разбить её военно-воздушные силы и ослабить флот, который мог серьёзно помешать десанту. Решение этой задачи было возложено на плечи командующего люфтваффе Германа Геринга. Сам же немецкий вождь был поглощён планами похода в Россию, после захвата которой Британия, по его убеждению, должна была бы капитулировать. Поэтому вторжение на остров стало для него второстепенной операцией, в разработке которой он даже не стал принимать участия.
В итоге из-за разногласий между командующими родами войск никакой внятной стратегии, которая гарантированно привела бы к победе, выработано так и не было. Впрочем, рейх прислушался к планам Геринга, который был убеждён, что массовые авианалёты сумеют поставить «владычицу морей» на колени. Командование люфтваффе разработало операцию «Орёл», цель которой заключалась в масштабном авианаступлении на Британию. Немецкие стратеги рассчитывали, что бомбардировки сломят её волю к борьбе, которую не поколебала даже катастрофа под Дюнкерком, случившаяся двумя месяцами ранее.
Для воздушного наступления у немцев было готово несколько тысяч самолётов, которые своей численностью превышали британские ВВС чуть ли не в два раза. Тем не менее это преимущество было кажущимся. Истребителей, необходимых для сопровождения бомбардировщиков, у противников было примерно поровну. К тому же британская промышленность ежемесячно увеличивала производство самолётов, а военные лётчики из стран, оккупированных рейхом, находившиеся в Англии в изгнании, пополнили ряды защитников империи.
Наиболее же значимый вклад в борьбу с противником, по признанию самих участников битвы, внесли радарные установки, только что появившиеся у британцев. Благодаря им англичане каждый раз знали, куда направляется их противник и что он собирается предпринять. Немцы же действовали вслепую.
13 августа операции «Орёл» был дан зелёный свет. Однако из-за нелётной погоды её перенесли на два дня. Первый налёт на Англию обошёлся люфтваффе довольно дорого. Их потери составили 75 самолётов против 34 английских. Никаких особых разрушений на земле бомбардировки не оставили. Конкретных целей у них не было. Вскоре немцы решили сменить тактику и сосредоточились на атаках против баз ВВС. Во время них произошла и бомбардировка Лондона, в ответ за которую королевские ВВС совершили налёт на Берлин. Гитлер был в бешенстве. Геринг клялся ему, что ни одна бомба не упадёт на Берлин. Однако своего обещания он не выполнил.
Впрочем, атака столицы рейха развязала руки командующему немецкой авиации. В сентябре начались активные налёты на британские города. Со дня на день англичане ожидали вторжения, однако его так и не произошло. Потери немцев в самолётах неуклонно росли. Лишь за один день они потеряли 60 машин против 26 английских. Достичь господства в воздухе никак не удавалось. Первый этап операции по вторжению терпел крах.
17 сентября Гитлер распорядился отложить операцию «Морской лев» на неопределённое время. 12 октября он перенёс её на зиму. Весной же 1941 года началась балканская компания вермахта, а летом, так и не сумев склонить Лондон к миру, немцы, несмотря ни на что, вторглись в Россию. Окончательно от «Морского льва» было решено отказаться весной 1942 года. Тем не менее всё это время британцы были готовы к отражению десанта.
Немцы так и не смогли заставить британцев пойти на заключение мира. Несмотря на гибель под бомбами 30 тыс. жителей и разрушение более миллиона домов, остров, с которого в конце войны началось англо-американо-канадское вторжение на континент, отчаянно защищался.
Почти год Британия сражалась в одиночестве. Одна выиграть войну она не могла ни при каких условиях. Более того, в случае потери Египта, через который проходил Суэцкий канал, страна лишилась бы стратегически важной территории. Более того, уйди англичане из Египта — вся Африка стала бы германо-итальянской, и тогда бы уже ничто не удержало от вступления в войну на стороне стран «Оси» Испанию и Турцию, через территорию которой вермахт легко проник бы к нефтяным месторождениям Баку и Грозного. Для этого ему не понадобилось бы совершать марш через пол-России и затем терять армию под Сталинградом.
Читать еще: Старорусские веды. Индийские веды и веды славян
Гитлер, мнивший себя великим стратегом, учесть этого не смог. Он не заметил наиболее уязвимую точку империи и попытался пойти напролом. Этим шагом он совершил свою самую серьёзную ошибку. Внимание на Египет он обратил только тогда, когда вермахт был уже втянут в войну с Советской Россией. Для того чтобы покончить с Британией, было уже слишком поздно. Бывший ефрейтор кайзеровской армии так и не сумел стать великим завоевателем. В мировую историю он вошёл как жестокий тиран и убийца.
Битва за Британию (1940-1941)
В Великобритании 15 сентября отмечают День Битвы за Британию (Battle of Britain).
Битвой за Британию (в России принято название «Битва за Англию») в исторической литературе называют период интенсивных воздушных ударов немецких ВВС по Великобритании и борьбы английских воздушных сил по их отражению (август 1940 года — май 1941 года) во Второй мировой войне. Целью германских бомбардировок было вывести Англию из войны и создать благоприятные условия для готовящегося нападения на СССР.
Для этого были выделены 2-й, 3-й воздушные флоты и частично 5-й (свыше 2,6 тысячи самолетов). Британские силы противовоздушной обороны (ПВО) насчитывали свыше 700 истребителей, до двух тысяч зенитных орудий, около 1,5 тысячи аэростатов заграждения. Вдоль восточного побережья страны располагались радиолокационные станции, что позволяло английскому командованию заблаговременно обнаруживать воздушного противника и своевременно организовывать отражение налетов.
В воздушном наступлении немецких ВВС на Англию можно выделить три этапа. Первый начался с середины августа и длился до 7 сентября. В это время военно-воздушные силы Германии наносили удары непосредственно по английской истребительной авиации, по аэродромам, командным пунктам и радиолокационным станциям.
12 и 13 августа 1940 года немецкая авиация произвела первые массированные налеты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолето-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолето-вылетов (против 975 у англичан). Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолетов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолето-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам.
Германское командование, стремясь добиться капитуляции Англии, 5 сентября отдало приказ перенести центр тяжести бомбардировок с авиационных объектов на наиболее крупные административные центры страны, прежде всего на Лондон.
Второй этап воздушного наступления начался 7 сентября 1940 года, когда немецкие военно-воздушные силы нанесли бомбовый удар по Лондону. После этого германские бомбардировщики стали регулярно появляться над городом. Особенно сильным был налет 15 сентября, когда немецкое командование послало на Лондон свыше 1000 самолетов. Над городом разыгралось воздушное сражение, в котором английская истребительная авиация и зенитная артиллерия, спешно стянутая к столице, оказали немцам сильное противодействие.
Противник потерял 60 самолетов, а англичане — 26. После 15 сентября напряженность воздушных боев над Лондоном и в целом над Англией стала несколько спадать.
Немецкая авиация не смогла добиться превосходства в воздухе, так как перенос бомбардировок с аэродромов и других авиационных объектов на крупные города дал возможность английской истребительной авиации в какой-то степени оправиться от понесенных потерь и усилить сопротивление противнику. С августа по октябрь 1940 года английской ПВО было сбито 1103 немецких самолета (англичане потеряли 642 самолета).
Фашистское командование было вынуждено вновь изменить тактику воздушного наступления. Оно резко ограничило дневные налеты и сосредоточило внимание на ночных бомбардировках крупных промышленных центров страны — Белфаста, Бирмингема, Бристоля, Кардиффа, Манчестера и других. Этот третий этап воздушного наступления начался в ночь на 15 ноября массированным налетом на город Ковентри, который был почти целиком разрушен.
С середины ноября 1940 года до середины февраля 1941 года из 31 крупного налета немецкой авиации 14 налетов были проведены на порты, девять — на промышленные города в глубине Англии и восемь налетов — на Лондон. Кроме того, совершались многочисленные налеты небольших групп немецких бомбардировщиков на различные города и порты, чтобы помешать проведению восстановительных работ.
С февраля 1941 года стали менее интенсивными и ночные бомбардировки. Во второй половине апреля и в начале мая 1941 года немецкая авиация совершила три массированных налета на Лондон, сбросив на город рекордное количество фугасных бомб. После этого налеты на Англию приняли эпизодический характер: основные силы немецких ВВС перебрасывались на восток.
Всего немецкая авиация совершила свыше 46 тысяч самолето-вылетов и сбросила около 60 тысяч тонн бомб, потеряв при этом 1733 самолета (англичане — 915 самолетов). Жертвы среди населения Великобритании составили свыше 86 тысяч человек (в том числе около 40 тысяч убитыми), повреждено и разрушено свыше одного миллиона зданий, ряд городов был сильно разрушен.
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль считал, что 15 сентября стало переломным моментом в «Битве за Британию». По его мнению, немецкое командование военно-воздушных сил, совершило серьезную стратегическую ошибку, сосредоточив основные удары на Лондоне. Гораздо опаснее было бы для судеб Англии продолжение налетов на аэродромы.
В результате немецкая авиация не смогла добиться превосходства в воздухе. Поэтому операция «Морской лев» не состоялась, путь для нее расчистить не удалось. Тем более не удалось принудить англичан сдаться. 17 сентября 1940 года Гитлер отложил операцию «Морской лев» «до дальнейшего извещения».
Затем (директивой от 12 октября) отложил на весну — лето 1941 года. Продолжавшиеся мероприятия по плану «Морской лев» превратились исключительно в средство стратегической маскировки подготовки нападения на СССР. Судьба Великобритании, по расчетам фашистского руководства, должна была решиться в результате «победоносного похода» против СССР.
Поэтому 15 сентября 1940 года в Великобритании считается решающим днем, когда англичане избавились от опасности вторжения.
Битва за Британию, в которой участвовали прежде всего британские военно-воздушные силы, стала ключевым сражением в ходе Второй мировой войны для Великобритании. Наряду с британскими летчиками, в битве участвовали военные из Польши, Чехословакии, Австралии, Канады, Новой Зеландии, США, Бельгии, Франции, Ирландии, Родезии, ЮАР и Ямайки.
В сентябре 2005 года в Лондоне был открыт памятник в честь 65-летия Битвы за Британию. Монумент на набережной Виктории открыли принц Уэльский Чарльз и его супруга герцогиня Корнуоллская Камилла, а также министр обороны Великобритании. Кроме них на церемонии присутствовали министры обороны Австралии и Чехии, а также послы всех стран, которые участвовали в Битве за Британию 1940 года.
Официальную церемонию его открытия завершил пролет раритетных самолетов Королевских ВВС Великобритании «Спитфайр» (Spitfire), «Ураган» (Hurricane), и «Тайфун» (Typhoon).
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Москва. Воениздат. В 8 томах. 2004 г.)
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источники:
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000074/st012.shtml
http://topwar.ru/1467-rokovaya-oshibka-gitlera-bitva-za-angliyu-kak-nachalo-konca-rejxa.html
http://ria.ru/20150915/1250635788.html