Русской классической литературе известно немало героев, вокруг которых ни на миг не утихают споры. Сюда можно отнести Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, Базарова из «Отцов и детей» И. С. Тургенева, Евгения Онегина из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. Всех этих персонажей объединяет то, что охарактеризовать их только в одном ключе нельзя: они и не положительны, и не отрицательны, потому что подлинно живы, а потому сочетают в себе и одно, и другое. Сегодня речь пойдет о таком герое, как Чацкий. Побежденный или победитель – кто он, главное действующее лицо комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Кратко об истории создания произведения
Великая комедия в стихах появилась на свет в далеком 1825 году. Это время, когда она была впервые опубликована. Непосредственное же её написание пришлось на 1822–1824 год. Повод к созданию этого произведения, в стиле классицизма с добавлением элементов тогда ещё новых для литературы реализма и романтизма, оказался знаковым, и сегодня может быть отчетливо прослежен в сюжете.
Дело в том, что вернувшийся из-за границы в 1816 году в Петербург, Грибоедов был поражен преклонением русского общества перед французами. На одном из светских раутов Александр Сергеевич не выдержал и разразился пламенной обличительной речью, из-за чего прослыл сумасшедшим. Именно этот слух послужил импульсом для создания «Горя от ума», автор которого пожелал отомстить высшему свету.
Первоначально комедия называлась «Горе уму», в ней ещё не существовало сцены с объяснением Молчалина и Лизы, а также ряда других эпизодов. В 1825 году в альманахе «Русская Талия» был опубликован первый фрагмент – 7-10 действия I явления, которые подверглись цензуре. Основным текстом, оставшимся потомкам, является тот, что был оставлен Грибоедовым в 1828 году перед поездкой на Кавказ в Петербурге у друга Ф.В. Булгарина.
Сегодня эта авторизованная рукопись называется Булгаринской. А.С. Грибоедов трагически погиб в 1829 году в Тегеране. Это значит, что авторской рукописи произведения не сохранилось. Попытки найти её в Грузии в 1940–60-х годах закончились неудачей. Кстати, полная публикация произведения, без сокращений и изъятий, появилась в России, по одним сведениям, в 1862-м, по другим – в 1875 году.
Сюжет
Для того чтобы ответить на вопрос, кто же такой Чацкий, побежденный или победитель, необходимо вспомнить сюжет комедии, её действующих лиц и основные поворотные моменты. Краткое содержание четырех действий комедии таково: сначала читатель знакомится с домом Фамусова Павла Афанасьевича, чиновника, управляющего казенным местом. Здесь служанка Лиза, с которой Павел Афанасьевич заигрывает, дочь Фамусова Софья и Молчалин, его секретарь. Между двумя последними имеется связь, которой отец не одобряет: он велит секретарю знать свое место, гулять подальше от покоев молодой девушки и быть благодарным за предоставленное место и чин.
Обычное течение жизни нарушает приезд Александра Андреевича Чацкого – молодого мужчины, который раньше был влюблен в Софью, но потом уехал странствовать. Как оказалось, он все ещё испытывает чувства к дочери Фамусова и, не зная, что она влюблена в Молчалина, постоянно подтрунивает над последним. Этот любовный треугольник будет являться двигателем действия на протяжении всей комедии. Девушка окажется той, кто разнесет весть о сумасшествии Чацкого, и все примут это за чистую монету, потому что на протяжении всей комедии главный герой будет говорить людям правду в глаза, вскрывать пороки и разоблачать недостойное поведение светского общества.
В результате Чацкий поймет, что Софья любит Молчалина — этого недостойного, готового на все ради продвижения по службе, негодяя. И это она, та, кого он любил, распространила о нем нелепый слух. Обманувшийся в своих ожиданиях и словно внезапно прозревший, Чацкий садится в карету и уносится прочь из лицемерного московского общества – на поиски такой части света, «где оскорбленному есть чувству уголок».
Читать еще: Танцы моя жизнь цитаты. Цитаты про танцы
Образ Чацкого
Кто же такой Чацкий? Побежденный или победитель? Выяснить это не представляется возможным без анализа всех характеристик главного героя. Это человек, который положительно умён, остёр на язык, наблюдателен, активен, остроумен. Но его способность широко мыслить в итоге сыграла против него, о чём говорит само заглавие произведения. Вне зависимости от того, каков в финале Чацкий (побежденный или победитель), не отнять у него того, что он честен и умеет искренне любить.
Александр Андреевич увидел мир, выучился, прочел много книг, даже знался с министрами, но разошёлся с ними. Фамусов замечает, что он хорошо пишет, переводит. Смелый, открытый, правдивый, Чацкий – это «новый человек», способный положить на алтарь своей борьбы за идею все силы и средства. В этом философия героя была очень похожа на жизненную позицию его создателя – Александра Сергеевича Грибоедова.
Почему Чацкий – победитель?
Потому что на протяжении всех эпизодов читатель видит его искрометные, блестящие, полные оправданной едкости высказывания в адрес действительно недостойных, низких людей. Хотя Александр Андреевич одинок и противостоит в лице московского общества целому миру лжи, притворства, выслуживания перед власть имущими, всё же он не теряет себя, не переступает через свои принципы. Его не способны поколебать Молчалины, Скалозубы, Фамусовы, Загорецкие и другие. Потому что он априори выше и сильнее их за счет глубины своих суждений, силы, вольности и независимости мысли.
По факту читатель становится свидетелем того, как живую страсть, человеческую честь и индивидуальность в условиях крепостнической системы хотят поколебать, сломать, исправить. Но волевой характер не поддается – он живет и, пусть и отвергнутый, не предает свои убеждения. А значит, в идейном и моральном плане остается победителем.
Это одна точка зрения. Существует ли иная позиция в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Чацкий: победитель или побежденный? На самом деле, ответ до конца ещё не найден.
Почему Чацкий – побежденный?
Что будет, если задать вопрос читателям, кто же всё-таки Чацкий – победитель или побежденный? Ответ одного, другого и третьего человека будет абсолютно разный. Точка зрения, согласно которой Чацкий в результате проиграл, может быть обоснована тем, что он всё равно жертва по природе своей. Коллектив, пусть и недостойный, гонит и не принимает его, любимая девушка не видит высоких качеств характера – лишь спесь, злобу и чванство.
Аргументом может являться и финал: Чацкий уезжает, буквально бежит в «никуда». Его не ждет счастливая развязка, и в этом трагизм его истории. Не московская элита побеждает его. Он сам не способен адаптироваться к неидеальному миру. Чацкий вынужден вечно скитаться в неизвестности, как бы спасаясь от себя самого. В результате его таланты, его отточенный ум растрачиваются понапрасну, без пользы: он лишь «мечет бисер перед свиньями». А будь он победителем от начала и до конца, разве не понял бы сразу, что это гиблое дело?
Цитаты главного героя
Таким образом, если браться за сочинение «Чацкий: победитель или побежденный?», кратко или полно, можно раскрыть как одну, так и другую точку зрения. Единого мнения здесь нет. Именно поэтому статья эта началась с того, что противоречивость и многоплановость – характерная черта многих героев русской классики. Главное, что необходимо делать, – это соотносить поведение персонажа с собственными взглядами на жизнь и сообразно с ними аргументировать выбранную позицию.
Вне зависимости от того, кто такой Чацкий, победитель или побежденный, цитаты этого героя ещё долго будут оставаться крылатыми. Например:
- Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- А судьи кто?
Именно они закрепили память о А.С. Грибоедове в веках, равно как и даровали бессмертную жизнь главному герою его комедии.
««Мильон терзаний» Чацкого. Его поражение и победа в борьбе с миром Фамусова.»
Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.
Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем от Лизы, что он «чувствителен, и весел, и остер». Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен ее холодным приемом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо, было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то степени то же, что и между Софьей и Молчаливым: от любит не ту Софью, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал. Поэтому возникновение психологического конфликта неизбежно. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчали-на, что любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая ее неприязнь. Оправдать Чацкого может его ослеплен* ность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу».
Читать еще: Проект карты проппа. Карты Проппа (из опыта работы)
Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный ее холодным приемом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он высказывает взгляды, прямо противоположные взглядам фамусовского общества. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе:
Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?
Он не признает чинопочитания и подхалимства:
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.
Чацкий полон искреннего патриотизма:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно».
Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Характерно, что начало этому слуху положила именно Софья. Чацкий пытается открыть ей глаза на Молчалина, Софья страшится истины:
Ах! Этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
В разговоре с господином N она заявляет: «Он не в своем уме». Ей так легче, ей приятнее объяснить язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам говорил ей. Ее невольное предательство становится уже обдуманной местью:
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?
Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему. » Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». И. А. Гончаров оценивает финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость его устоев. Софья произносит: «себя я, стен стыжусь!»
Как написать сочинение Победа и Поражение в произведении Горе от ума?
ЕГЭ 2017. Как написать сочинение — рассуждение Победа и поражение в повести Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»?
О чем писать в сочинении Победа и Поражение по произведению «Горе от ума»?
Произведение «Горе от Ума» уникально в Русской Литературе тем, что в нем тематика победы и поражения, демонстрируется автором Александром Грибоедовым, за счет противостояния одной, но по настоящему подлинной личности со стержнем и блистательным интеллектом и всего российского общества. Причем и общество это, если брать чисто с номинальной точки зрения, ему под стать. Все потому, что это тот сегмент общества, которое принято называть элитой, на которую стоит ровняться и которой во все времена, многие люди, откровенно говоря подражают.
Крайне желанный для Чацского результат и даже можно сказать приз, за которым он и приехал и окунулся в это общество и его мысли и нравы, которые и основывают сами собой содержания этого произведения, это любовь. В ее субъективном олицетворении, выступает в лице Софьи Павловной Фамусовой. Однако здесь стоит отметить, что автор предметно по композиции самого комедийного произведения, отсутствует линия единства по сюжетной линии, между любовью Чацского к даме и его непосредственными нравственными баталиями со всем обществом, через которые и можно и нужно понимать и судить о таких злободневных, но при этом желанных понятиях для каждого человека, это конечно победа и поражение. Все потому, что Грибоедов показывает, что эти понятия совершенно разные, которые тем не менее взаимосвязаны между собой, так как если ты, как и любой жених, не сможешь добиться одобрения всего общества, которое окружает ту сударыню, которую ты считаешь возлюбленной, то увы, и никакой гармонии в отношениях, так же не будет. При этом нужно и помнить о том, что сама Софья Павловна Фамусова, так же является частичкой общества и о ней и ее взглядах в той же любви, так же можно судить, как именно о социальных и интеллектуальных взглядах и ее духовном мире.
Читать еще: Монтгомери симпсоны. Биография Монтгомери Бернса
Сам Грибоедов, показывает и отношения Чацского и всего общества, как противостояние. Однако конечно для того что бы победить номинально, для самого Чацкого, это кажется не самым лучшим вариантом. Все потому, что ему как сказал бы любой хитрый человек, лучше было бы подстроиться под это самое общество и расположив его к себе, в дальнейшем, за счет того, что он является гораздо более яркой и цельной личностью чем Молчалин, затмить его в глазах Павла Афанасьевича Фамусова.
Однако здесь, Грибоедов показывает, что именно потому что Чацкий и является действительно подлинной личностью, то для него неприемлемы всякого рода лживая лесть, за счет которой добиваться успеха, только серые личности и конформисты типа Молчалина. Чацкий же предпринимает попытку добиться успеха, за счет открытой стратегии, где он пускает для того что бы победить и покорить как само общество, так и его возлюбленную как его часть, за счет открытости и интеллекта.
Однако в наше время, уже давно и всем известно, что если ты являешься умнее тех людей с которыми ты общаешься, то кроме конфронтации и отторжения, ты ничего в итоге не получишь. Причем если брать сам ход баталий при непосредственных спорах в остротах реплик, то Чацкий атакуя скудную умом псевдо элиту, несомненно берет вверх.
Однако по классике жанра, которая свидетельствует о том, что на протяжении истории всего человечества, люди, отторгая своей массой блистательных людей, начиная при этом на них вешать ярлыки. Так было в древние времена с очень многими учеными, которых могли даже казнить, так же происходит и в России 19 века. Все это выливается в то, что все общество, пытаясь сохранить свое лицо и в том числе и самооценку, называет его ненормальным. При этом сила конформизма в том, что если какая либо оценка укореняется в толпе, то ее подхватывают практически все члены того общества и она автоматически начинает считаться подлинной.
При этом, главный герой Чацкий играет на их поле, а так как он изначально приехал один, то поддержки у него нет никакой. Находясь в этой цитадели зла в абсурде, он безусловно сохраняет лицо и все рамно смотреться на высоте. Однако это только со стороны для зрителя или читателя этой реальной комедии.
Что же касается его внутренних ощущений, то как и любой человек, который является существом социальным, Чацкий, безусловно чувствует себя вне социума. При этом даже несмотря на то, что он предельно самодостаточная фигура, он в любом случае чувствует печальные чувства от непонимания себя самого и этого массового отторжения его персоны всем обществом. Да, рационально он понимает что это от их скудоумия, но от этого печаль из сердца.
Причем, сумасшедшим, его объявляет сама Софья, то есть та фигура и цель, которую он приехал добиваться. Поэтому при подведении итогов, которые бы касались победы и поражения, при всем блистательном уме и пылком нраве, Чацкий смотрясь блистательно на фоне скудоумия и притворства, в итоге проигрывает эту битву, так как предмет его любовных устремлений, отвергает его объявляя сумасшедшим, как и все общество, которое возвела это идею в социальный апогей и свое оправдание в лице этого.
При этом отступая в Москву, Чацкий как истинный открытый интеллектуал и нонконформист, не проигрывает войну в целом, так как становится определенно понятно, что этот наполненный искрометными идеями и мыслями человек, будет искать подлинные проявления и в действиях других представителей общества, а значит, воевать против лицемерия и глупости с новой силой.
Источники:
http://www.syl.ru/article/311767/chatskiy—pobejdennyiy-ili-pobeditel-v-komedii-gore-ot-uma
http://www.allsoch.ru/sochineniya/18116
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2248243-kak-napisat-sochinenie-pobeda-i-porazhenie-v-proizvedenii-gore-ot-uma.html