Без рубрики

✅ Профессия «иллюстратор». Вознаграждение в Белоруссии

Чаще всего в своих обзорах и интервью мы обращаемся к опытным специалистам, которые комментируют и критикуют свою профессиональную среду. На этот раз наши собеседники — студенты разных вузов в Беларуси, которые выбрали для себя непростой путь художника-иллюстратора. Как они оценивают свою работу, каким видят будущее, что рисуют и на кого равняются? Мы получили искренние ответы на все эти вопросы.

Екатерина Дорожка

Витебский государственный технологический университет, факультет дизайна, 4-й курс, коммуникативный дизайн


Как и большинство детей, меня увлекали «картинки» в книгах больше, чем текст. Надо сказать спасибо маме, которая доставала литературу с хорошими иллюстрациями, они и вырастили во мне любовь к прекрасной «картинке».

Я учусь четвёртый год на коммуникативном дизайне. И мне повезло — за этот небольшой период, смогла определить, что иллюстрация меня затягивает сильнее, нежели дизайн. Я всегда сравниваю творчество иллюстрации с «волшебным лесом». Хорошо, когда есть что рассказать, но в двойне хорошо, когда этот рассказ можешь показать без лишних слов.

Вначале моей учебы меня разочаровывало абсолютно всё, кроме хороших преподавателей, которые мне попались. Но со временем я успокоилась и выбрала путь делать то, что нравится и не жаловаться. Всё что происходит, имеет место быть. Я живу своим делом, болею за него и это огромное счастье, которое произошло со мной.

За белорусскими иллюстраторами я слежу, но к сожалению в моих подписках больше зарубежных художников. Хотя не думаю что наши чем-то хуже, просто они где-то прячутся. Например, я наблюдаю за молодыми ребятами, многие из которых заканчивали тот же университет, в котором я сейчас учусь. Все они талантливы, но есть одно большое «НО» — они работают не в нашей стране, либо не на нашу страну.

Наш рынок я оцениваю по книжным магазинам. Больше всего меня интересует детская литература — и вот тут очень грустно. Не знаю как в Минске, но у нас в Витебске найти книгу на белорусском языке возможно, а вот найти книгу на белорусском языке с интересными изображениям — нет.

Молодые художники продолжают сильные традиции белоруской графики, но всего этого мы не можем наблюдать в книжных магазинах, в дизайне, в среде города. А всё потому, что у большей части населения есть такая тенденция — сделать подешевле и побыстрее. Но хорошая иллюстрация — это всегда дорого. Иллюстрация — это ручной труд, который у нас не особо в цене, из-за того, что многие люди совершенно не видят разницы между ручным трудом и штамповкой.

Как завоевать любовь публики? А не нужно этого делать. Просто дари положительную энергию своим работам, наблюдай за миром, изучай его и, конечно, постоянно работай. И вот тогда наступит признание общества.

А вот что насчёт реализации — не знаю. Но, наверное, работая только на нашу страну, в материальном достатке не будешь. Поэтому иллюстрация не является для меня заработком, она для меня душа, которая изредка приносит финансовое удовлетворение.

Я бы хотела развивать в Беларуси рекламу с иллюстративной графикой, в частности — с образами литературных героев. Хочется разбавить «официоз» юмором и лёгкостью, добавить иллюстрированного бренд-героя городу либо местности. Диапазон широкий для развития, потому что наша страна безмерно талантлива.

Алина Чиркесова

Витебский государственный университет, заочное отделение, художественно-графический факультет, специальность — изобразительтельное искусство и компьютерная графика, 4 курс


Я рисую с раннего детства. В детстве занималась танцами, рисованием, ходила в музыкальную школу — у меня было из чего выбирать, но выбор пал на изобразительное искусство. Еще я хотела стать мультипликатором, это желание до конца не пропало, но до создания собственных мультфильмов еще не добралась.

В данный момент обучаюсь в ВГУ имени П. М. Машерова на заочном образовании на художественно-графическом факультете. Создаю иллюстрации, открытки, пригласительные и еще много разнообразной продукции. Иллюстратор — это работа мечты и любимое занятие.

В моей голове всё то, что меня окружает, предстает в образах, причудливых формах и линиях, поэтому, если бы я не переносила свои образы на бумагу, это стало бы преступлением против себя самой.

Белорусские иллюстраторы очень разные в своей стилистике, и глупо их недооценивать. Если бы у них было больше возможностей для своего продвижения, цены бы им не было. Но, к сожалению, этих возможностей нет. Не сравнить даже перспективы работы в той же России. Виноваты ли в этом белорусские компании со своим странным восприятием образов или кто-то еще? Не знаю. Да и все упирается в деньги, было бы проще с ними, было бы полегче и с искусством.

Я заочница, и в моем случае самообразование — это главный источник знаний. Радует, что есть идеи, вдохновение и зритель — это все очень мотивирует.

Беларусь самодостаточна в плане иллюстраторов, но их продвижением никто не занимается, в итоге их не знают. А их идей и таланта хватило бы для того, чтобы разнообразить все наше белорусское производство. Более того, я верю, что если бы иллюстраторам дали возможность поработать с разного вида продуктами, они нашли бы свой любимый и преобразили бы его без больших затрат для заказчиков.

Федор Шурмелев

Академия искусств, 5-й курс, кафедра графики


Я выбрал учебу на кафедре «графики» потому что именно здесь, как мне кажется, я мог раскрыться. Учеба на этой специальности соединяет в себе как работу в материале (литография, офорт, линогравюра, ксилография и т.д), работу над макетами книг, так и рисунок и живопись. Здесь есть все, что мне нравится. Сначала я учился на графическом дизайне, но через год перевелся, потому что понял, что хочу работать руками, а не на компьютере.

Слежу ли я за белорусскими иллюстраторами? Я скажу больше, каждый день я нахожусь среди лучших из них в нашей стране (и не только нашей). Это все наши преподаватели.

Я не имею понятия, как оценивать наш рынок иллюстрации, я не выходил на этот рынок и, соответственно, не знаю, какие там проблемы и как их решать. Все, что я делаю, я делаю сам у себя дома: и книги сшиваю, и иллюстрации на офортном станке впечатываю. Тираж книг у меня не большой, но зато это полностью ручная работа.

Реализовать себя как иллюстратора не получится за год или два, это долгая работа. Но в слове «работа» я вижу радость и удовольствие от того, что ты делаешь. Иначе лучше даже не начинать.

И да, я считаю что, Академия искусств — идеальное место, где можно получить знания в абсолютно любых сферах изобразительного искусства: от скульптуры до мультипликации. Вопрос в том, как много знаний вы сможете в себя впитать и как потом ими будете пользоваться. Каждый студент делает себя сам, а преподаватели ему в этом помогают.

Анастасия Кегелева

Почему я выбрала именно это сферу? Все дело в династии. Мой папа художник, мой брат художник и я иду по их стопам, для меня — они важные направляющие. В другой профессии я себя и представить не могу, поэтому развиваюсь в этой «нише», иллюстрация сама выбрала меня.

Читать еще:  Ты можешь быть быстрее: предела нет.

Дело в том, что я не хочу взрослеть. Несмотря на мой возраст и высокий рост, в душе я ребенок, поэтому и выбрала стиль, который мне близок. Мне нравится рисовать в стиле, напоминающем детские рисунки, но при этом использовать графические программы. Начиналось все с мини-зарисовок в блокнотике, дальше — больше, кто-то попросил сделать логотип «в своем стиле». Мне нравится простота и некая незавершенность.

Потом у меня появилась работа мечты. Я рисовала детское пособие, которое впоследствии опубликовалось. Это был большой опыт, и я ушла с головой в эти милые рисунки, которые делаю с душой и сейчас.

И я не думаю, что у нас все так плохо. Молодые иллюстраторы часто придумывают клевые штуки и, например, в магазин хенд-мейда приятно зайти и глянуть на открытки с белорусской символикой. Их на самом деле хочется купить себе на память.

Свой собственный стиль — один из залога узнаваемости и успеха. Спрос найдется на все, но нужно расти и развиваться. Всегда есть люди, которым будет нравиться твое творчество. Но критика к себе должна быть в любом случае.

Анастасия Шниперсон

БГПУ им. М.Танка, факультет эстетического образования, 5 курс


Я не выбирала учёбу в этом направлении. Я просто знала одно — хочу рисовать. И представить себя за каким-то другим занятием просто не могла. Иногда, да и сейчас, когда бывает такое, что либо вдохновения нет, либо перепады в настроении, и просто смотришь на своё творчество и думаешь: «Да кому оно нужно, что ты вообще делаешь?» Начинаю завидовать знакомым, которые учились или учатся на бухгалтера, продавца. А через пару секунд беру себя в руки и продолжаю работать дальше.

Когда только поступала в универ, я даже и не думала о такой профессии, как иллюстратор, для меня это было что-то недосягаемое. Осознание того, что я хочу заниматься иллюстрацией пришло только на поздних курсах, которое потом перешло в увлечение анимацией. Собственно, чем я сейчас и занимаюсь как любитель — по роликам в интернете и курсам. Но планирую выйти на следующий уровень.

По учёбе скажу одно: берите от неё всё. Вот прямо всё — я говорю о предметах по специальности, мастер- классах, походах на выставки и т.д. Да, студенческая жизнь она такая, что иногда и тема задания не нравится, прогулять хочется и вообще считаешь, что препод ни черта не знает, а ты умнее всех. Это у всех так было, либо по крайней мере хоть мысли такие проскакивали.

Мне очень повезло с преподавателями, люди действительно хотели ,чтобы мы вышли не с пустыми головами, а унесли хоть что-то. Я смотрю сейчас на то, что творится в нашем универе, и радуюсь тому, что успела застать таких людей. Потому что мало только одного твоего желания учиться и брать что-то новое, если не у кого это получать. Некоторые просто начинают гаснуть, не все же могут просто себе сказать: «Раз меня не учат, то я буду это делать сам, ведь я сильный и целеустремлённый!»

Как стать популярным и завоевать любовь? Каждый задается этим вопросом. Мне кажется, что самый простой способ сейчас — это быть везде: выкладывать свои работы в соц. сети (а там, благодаря сарафанному радио, если твои работы действительно стоящие, всё и пойдёт), предлагать всем свои услуги. Сначала, естественно, бесплатно, чтобы набрать портфолио.

Хотя сейчас это может быть и сложновато, ведь иллюстраторов и хороших художников у нас сейчас, как собак. Нужно иметь собственный стиль, чтобы выделяться из толпы и реально чем-то зацепить. Ну и, конечно же, минимально связей и друзей. Никогда не знаешь, кому и при каких обстоятельствах они могут о тебе рассказать. И порой работа выплывает из самых необычных источников.

Книжный иллюстратор: работу дадут, но готовы ли вы творить за малые деньги?

Сделать иллюстрированную книгу может себе позволить не каждое издательство. Так же как и не каждый художник может позволить себе заниматься только книжной иллюстрацией.

Белорусская школа книжной графики начиналась с Валерия Славука, Николая Селищука, Владимира Савича и отличалась от классической иллюстрации советских книг. И сейчас белорусов хвалят за особый стиль. Но можно ли на нем заработать и как найти своего издателя, корреспондент Sputnik выяснил у иллюстраторов с разным опытом работы.

Кто-то нашел себя за рубежом и продолжает сотрудничать с белорусскими издателями, кому-то комфортно работается с классической иллюстрацией, которую требуют россияне.

Дубовик о зарубежных заказчиках: «Нужно много работать»

Катерина Дубовик живет в Голландии, но работает и с частными белорусскими издательствами «Галіяфы», «Кнігазбор», «Издательство Янушкевича». Она уверяет, что проблемы с заказами даже у молодого автора, скорее всего, не возникнет. Другое дело, заказы, за которые готовы заплатить приемлемую цену.

«А работать без гонорара не хочет никто. Но в начале карьеры иллюстратора я понимала, что мне нужна изданная книга с хорошей версткой, и готова была работать за небольшие деньги. Это сделка: ты знаешь, что тебе нужно, и готов чем-то жертвовать», — пояснила Дубовик.

Русские государственные издательства чаще требуют классическую книжную иллюстрацию, но это не тот рынок, на который нацеливается белоруска. Наша школа книжной графики начиналась с Валерия Славука, Николая Селищука, Владимира Савича.

«В те времена это казалось чем-то невероятным. Сейчас есть их последователи, определенные принципы, по которым мыслят иллюстраторы, и они отличаются от тех, по которым мыслят русские художники», — пояснила собеседница.

Даже получая заказы за рубежом, иллюстратор признает, что заявить о себе одинаково сложно в любой сфере и любой стране.

«Сперва нужно доказать, что ты делаешь что-то, выделяющееся из массы работ конкурентов. Нужно много работать и не думать, что вот сейчас издатели побегут барабанить в твои двери. Ты должен сам беспокоиться о своей узнаваемости, иначе никто к тебе не придет. Если издательство ищет иллюстраторов, оно делает это через арт-директоров, которые изучают портфолио претендентов в сети. А для этого нужно побеспокоиться о том, чтобы достойные работы были представлены онлайн. Но даже если ты попал в лонг-лист издательства, это не значит, что ты получишь там проект», — отметила собеседница.

Как бы хорош ни был иллюстратор, на качество конечного продукта влияет множество факторов.

«Книга будет плохая без качественной верстки и нормальной бумаги. На качество твоих иллюстраций верстка не влияет, но влияет на качество дизайнерского продукта — книги. Если книга плохая, иллюстрации не исправят положение», — уверена художница.

Для иллюстратора наиболее оптимальный вариант — работа с детской книгой. А еще лучше — с зарубежным заказчиком, который просит проиллюстрировать детскую книгу.

«Но и тогда не нужно обольщаться, ведь за год художник может проиллюстрировать четыре или пять книг. Нужно зарабатывать другим способом. Я занимаюсь книгой, потому что это мое призвание, как бы высокопарно это ни звучало. Кто-то хорошо себя чувствует в дизайне, а иллюстрацией занимается время от времени», — пояснила художница.

Она призывает тех, у кого в первые месяцы работы не появилось крупного заказчика, не отчаиваться и продолжать работать, ездить на специализированные мероприятия в Болонью, во Франкфурт, изучать работы издательств и конкуренцию. Книг по иллюстрации, которые могли бы объяснить, как стать мастером профессии, нет. Зато есть работы старых мастеров, среди прочих художница рекомендует Клауса Энзиката, Адольфа Борна, Шона Тана, и на их работах можно поучиться.

Папоротная о работе с россиянами: о капитане Борще легко фантазировалось

Инна Папоротная училась в гродненском колледже искусств и внештатно сотрудничала с гродненской типографией, а позже нашла работу дизайнера. Но детская иллюстрация, по словам Инны, это то, что всегда рисовалось само. Ее издатель — российский РОСМЭН.

Читать еще:  Все о третьяковской галерее. Третьяковская галерея

«Мне кажется, это самая интересная работа в мире. Поэтому я и вернулась к ней примерно два года назад: узнав про ежегодный конкурс российского издательства РОСМЭН «Новая Детская Книга», я решила участвовать. Нарисовала четыре иллюстрации — и отослала. Оказалась лауреатом НДК-2016. Приз — договор с издательством РОСМЭН на иллюстрирование книги. Так вышла первая книга с моими иллюстрациями «Собака Фрося и ее люди», ее автор — Светлана Лаврова», — рассказала Инна.

Иллюстрации к книге «Капитан Борщ» Анны Анисимовой Инна нарисовала этой весной, она еще в печати, а в сентябре поступит в продажу.

«Второй год как иллюстратор сотрудничаю с детским журналом «Крынiчка». С детским автором Дианой Бондарь начинаем новый проект — нашу совместную книгу, которую хотим предложить издательствам», — рассказала художница.

Она отметила, что важны не только иллюстрации, но и качество печати, бумаги. От этого зависит, не потемнеет ли иллюстрация после печати, будет ли все так же хорошо выглядеть.

«Моя тема — это иллюстрации для малышей лет до шести-семи. Первая моя книга про собаку Фросю была для детей старшего возраста, мне трудно было найти стилистику для нее. Но вот следующая книга — про капитана Борща — оказалась моей темой. Капитан заправляет яхту борщом, встречается с пиратом Борщевиком и дружится с ним, благодаря, конечно же, борщу со сметаной, спорит с капитаном Окрошкой, каким супом лучше заправлять яхты. В этой книге мне легче фантазировалось», — рассказала Папоротная.

С российским издательством РОСМЭН ей работалось комфортно. Небольшие правки, доброжелательность и уважение — вот и все составляющие.

Шишкова о заказах из-за рубежа: почему в Беларуси не хотят платить

Мария Шишкова отучилась на графического дизайнера, окончила художественную школу. Рисует с трех лет, но в последнее время — упаковки для заказчиков компании «Фабула». Необходимости искать подработку не было, но для себя рисовала часто, выкладывала в «Инстаграм» рисунки и так находила заказчиков.

«Они сами приходили, заказчики, со своими книжками, играми, открытками. В Беларуси заказали буквально несколько открыток, люди не готовы платить. Заказы приходят главным образом из России и Украины», — рассказала Мария.

Книжной иллюстрацией она не зарабатывает, хотя признает — хотелось бы. Первой ее книжкой была рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. Заказчик давал четкие задания, открываешь книгу — понимаешь, что нужно рисовать.

«Конечный результат зависит от качества печати. Иногда смотришь на свой лист, все нравится. Потом сканируешь, обрабатываешь, иллюстрация меняется, а на печати и вовсе может отличаться от первоначального варианта. Многие экономят на цветопробе, потом забирают тираж и понимают, что вышло не так, как хотелось. Так что в иллюстрации лучше не экономить», — рассказала собеседница.

Все заказы на книги поступили от белорусского издательства «Кузьма». С ним художница за три года сделала три книги. Сейчас иллюстратор приступает к работе над новой книжкой «Новый год шагает по планете», где все иллюстрации будут нарисованы от руки.

Качура о работе с госиздательствами: предлагают — нужно пробовать

В издательский дом «Звязда» Анастасию Качура и еще нескольких студентов привела преподавательница. Ребята принесли портфолио, и вскоре художнице позвонили с предложением проиллюстрировать сборник стихотворений.

«Некоторые иллюстрации попросили поправить, другие заменить — не понравились стиль и сюжет. И после некоторой корректировки сказали, когда выйдет книга. Редакторы имеют свое представление о прекрасном. Они знают, что можно, а чего нельзя продать, что понравится читателю. Много внимания уделили обложке, мне пояснили, что это первое, на что обращают внимание покупатели. Прежде я занималась свободным искусством, а здесь пришлось столкнуться с продажами. Нужно было сделать продукт, который можно продать», — рассказала Анастасия о своем пути к книжной иллюстрации.

Прежде художница занималась живописью, рисовала в том числе обнаженную натуру. Но для книги нужно было открывать новые техники. Иллюстрации для детских книг предполагали анималистику, рисунки маленьких детей. Девушка постаралась изобразить все то, что было в свое время интересно ей, и предположить, что могло бы заинтересовать маленького ребенка.

«Когда взялась за первую книгу, поняла, что мне не хватает ограниченного круга материалов, и в ход пошли даже фантики из-под конфет, которые после сканирования выглядели интересной аппликацией», — рассказала художница.

Среди предметов, которые Анастасия изучала в колледже, была педагогика, и знания о психологии детей пригодились. Не всегда все выходит так, как видит художник.

«Когда заказывают иллюстрации, просят сделать макет книги, немного поработать ножницами и клеем, расположить иллюстрации так, как это видишь ты. К сожалению, в нескольких случаях иллюстрацию разрезали пополам и поместили по обе стороны от разворота. Это было неожиданно для меня», — призналась Анастасия.

Анастасия пыталась сотрудничать с российскими издательствами, но ей дали понять, что нехватки в сотрудниках нет. Художница говорит, что в Россию в издательства приходят примерно так же, как пришла Анастасия в белорусское издательство. По знакомству.

«Пришлось учитывать пожелания других людей, но я опробовала новый для себя стиль, в котором оказалось комфортно и интересно работать. Это был колоссальный опыт, и если бы я получила еще один заказ, взялась бы за него охотно. Первые заказы дают способ прощупать почву, ты приходишь в новый мир и еще не знаешь, что нужно делать. Я изучила верстку, столкнулась с цифровым оформлением страниц и колонтитулами», — рассказала Анастасия.

Начинающим художникам она рекомендует побывать на фестивалях иллюстраторов, например, на российском «Морсе». Это не всегда приносит новую работу, но практически гарантирует новые эмоции.

«А возможность выразить себя и эмоции в иллюстрации важна», — напомнила художница другим молодым иллюстраторам.

Не всегда книга с качественными иллюстрациями хорошо продается. В пример Анастасия приводит издание «Слова о полку Игореве». Если студенты колледжа покупали книгу хотя бы для того, чтобы иметь образец классной работы, то читатель мог и не клюнуть на нее, и тираж залеживался.

Как стать востребованным иллюстратором, не уезжая из Минска. Интервью с Надей Макеевой

KYKY: Надя, с чего ты начинала свой путь иллюстратора? В детстве рисовала, наверное?

Надя Макеева: Сейчас покажу! (убегает и возвращается с фотографиями своей первой «книги»). Вот с таких макетов. Мне было тогда года три. Я помню только, что рисовала зайцев на параде – и все, больше ничего. Причем, тогда у меня с версткой было лучше, чем сейчас (смеется). Компоновка шрифтовых блоков, посмотри, какая — смело, по-современному. У меня еще есть пачка рисунков, где тоже зайцы на параде и у них в лапах флаги с серпом и молотом и букеты гвоздик. Почему зайцы, почему на параде? Не помню. Родители говорят, на парады любила ходить.

img_9639-2-4690902

Иллюстрации: Надя Макеева, фото: Маша Храмцевич

img_9721-9939500

Многие люди определяются с профессией после старшей школы, а я знала еще с детства, что моя жизнь будет связана с искусством. Девять классов я отучилась в архитектурно-художественном лицее, параллельно посещая детскую художественную школу, потом поступила в художественный колледж, позже – в Академию Искусств, где училась на отделении Графика (Художественный факультет). По жизненному пути я следовала целенаправленно.

Мне говорили: «Нарисуй ад». И я рисовала, как его себе представляла

KYKY: Что тебе дало художественное образование? Многие считают, что оно необязательно, можно быть самородком и свободно творить…

Надя: Оно может быть и необязательным, смотря чем человек хочет заниматься. Если вы хотите нарисовать академический рисунок, без образования с этой задачей вы не справитесь. Можете обучиться нескольким приемам и начать рисовать определенные вещи, например, портрет, но при малейшем отступлении от наработанного шаблона станут заметны ваши ошибки и пробелы из-за нехватки знаний по анатомии. Если же вас тянет к абстракции и коллажам – вы легко справитесь, при условии, что у вас есть чувство композиции и стиля. Этому можно первоклассно научиться за год-два.

Читать еще:  История изобретения ножниц. Швейное дело

img_9757-4914941

А вот с дизайнерами другая история: я не раз сталкивалась с ребятами без художественного образования, которые были гораздо сильнее меня.

Те, у кого есть определенная хватка или навык замечать тенденции и приемы, могут за год-два стать такими крутыми, что ребята с профессиональным образованием и опытом с ними не смогут конкурировать. А если говорить об образовании как о «корочке» – она в принципе ничего не может гарантировать в данной области: здесь на первом этапе важно наличие портфолио и отлично сделанное при запросе тестовое задание. А дальше – хорошо и на уровне сделанная работа.

KYKY: Но дизайн и рисунок — совсем разные области…

Надя: Да. Дизайн — это прежде всего утилитарность. А искусство — красота и эмоции.

KYKY: Ты работала дизайнером в рекламных агентствах, сейчас трудишься иллюстратором. Что тебе ближе?

Надя: Мне нравится разнообразие в работе. Идеально, когда у меня есть возможность совместить и иллюстративную, и дизайнерскую часть в одном проекте. Но если выбирать между дизайном и иллюстрацией, я выберу последнее. Иллюстрацию я чувствую, могу аргументировать любое свое решение, добиться от себя именно таких результатов, которые были мной же самой поставлены.

unnamed-file-2312075

gruz-850-1-8317440

11_velociraptor_tee__1-4645699

KYKY: Помнишь рисунок, за который ты получила первые деньги?

Надя: Ой, это очень смешно вспоминать (смеется). Когда я была в пятом классе, мама моей подруги заказывала рисунки для последующего перевода их на чайные сервизы. Помню, за эти деньги я купила себе серьги. А вот когда я поняла, что могу реализовать то, что вижу у себя в голове на первоклассном уровне? Это произошло только на втором курсе Академии.

KYKY: Ты прошла путь от штатного дизайнера до свободного художника-иллюстратора. Обрисуй свой профессиональный путь после Академии.

Надя: Все началось к бара-клуба «Граффити», куда меня привели друзья — я тогда еще училась в Академии, на предпоследнем курсе. В «Граффити» я рисовала на стенах, потом начала делать для ребят открытки и афиши. А через год мне уже было необходимо искать работу по распределению, и я устроилась концепт-художником в Eligame, фирму, которая занимается компьютерными играми. Параллельно работала над дипломом, который был довольно масштабен, страшно уставала. А однажды утром проснулась и поняла, что на работу просто не приду. Позвонила и сказала: «Извините, я пас» (смеется). Через два месяца пришлось искать новое место работы, чтобы по распределению случайно не уехать учителем рисования в деревню (варианты по распределению от Академии были только такими). И я пошла в Cubincup Animation Studio концепт-художником и дизайнером. Ребята занимались 3D-райдами. Это такие ролики, которые показывают в 5D-кинотеатрах по 3-5 минут с разными эффектами: на вас надевают 3D-очки, при этом брызгают водой, кресла вращаются и так далее. Я рисовала персонажей: зомби, демонов и локации. Рисовать нужно было одного и того же персонажа со всех сторон, чтобы 3D-моделлеры знали, что сзади, например, должен быть хвост или шрам на черепе. Мне говорили, например: нарисуй ад. Я, как представляла, так его и рисовала. Эта работа мне нравилась, было интересно.

img_9680-3938140

img_9737-2550806

После этого я три года работала в Red Graphic. Дизайну там и училась. Изначально устраивалась на позицию иллюстратора, но постепенно меня стали привлекать к веб-дизайну. Позже мне полученные знания помогли, как минимум, сделать собственный сайт. Почему ушла? В определенный момент мне начали поступать интересные заказы по иллюстрации. Приходилось работать вечерами до ночи и по выходным. Так прошел год, и я поняла, что за лето ни разу не прогулялась с друзьями, не вышла вечером на улицу. Осознала, что нужно что-то менять. В этом решении меня поддержали близкие мне люди, которые все замечали. Я стала заниматься иллюстрацией. В какой-то момент было страшно, что запросов на иллюстрацию не будет, но люди меня находили, заказы поступали.

«К сожалению, беларуские клиенты, как правило, рассматривают иллюстрацию как дешевую замену фотографии»

KYKY: Что самое сложное для тебя в работе с заказчиком?

Надя: Непредсказуемость. Особенно это касается сотрудничества с физическими лицами, у которых не было практики работы с иллюстраторами или дизайнерами, и которые не знакомы с процессом работы агентств. Они или не понимают четко, чего хотят в целом, или хотят чего-то очень абстрактного, что гарантирует большой шанс услышать в финале «это не то, чего мы ожидали». Правки и комментарии они сформулировать не умеют, конструктивных ответов от них не дождаться. И забраковывается результат полугодовой работы, хотя каждый этап был согласован. Это грустно.

33333-9755609

2222_-8564095

KYKY: Получается, у беларусов нет доверия к иллюстратору?

Надя: Да, именно так. У большинства из них. Не доверяют! Европейцы и россияне к моему мнению прислушиваются, и от них необъективных правок нет. Я пишу, например, что какой-то элемент будет стилистически выбиваться. Они посмотрят и согласятся, а беларусы скажут: «Нет, мне нужно именно так. И тут еще аквариум с рыбками дорисуйте». Чувствую, что наш рынок рассматривает иллюстрацию как дешевую замену фотографии.

Если нет денег на дорогостоящую фотосессию, то просят нарисовать картинку или ряд изображений за какие-нибудь 50 долларов. Не думая о том, что это часы твоей работы.

Или не осознают это пока, или просто хитрят – не знаю. В Беларуси иллюстрация не востребована: на рекламу ее не размещают, боятся и не хотят рисковать, смотрят друг на друга и делают «как у всех». Основные заказы приходят от журналов и издательств. Я очень надеюсь, что эта ситуация скоро изменится.

KYKY: Расскажи, как ты стала иллюстратором онлайн-журнала Republic, который раньше знали как Slon.ru?

Надя: Republic я считаю одним из самых крутых своих заказчиков, это крупнейший российский онлайн-журнал о политике, экономике и бизнесе. Они меня нашли сами, написали мне через Behance с предложением о сотрудничестве. Я делаю иллюстрации к их текстам уже два месяца. Когда мне приходит задача, я, как правило, сразу вижу то, что хочу изобразить. И, не теряя времени, приступаю к работе. Рисую в Photoshop, в нем все выходит более живым. Кривее, чем в Illustrator, но живее (смеется). Работа в этом проекте еще интересна тем, что включает образовательную составляющую. Перед стартом я изучаю вопрос: например, когда рисовала иллюстрацию к статье «Трансаэро», смотрела, что именно у них за самолеты используются, каких моделей.

wiretapping-1-6781033

wiretapping-2-9435883

KYKY: Когда ушла во фриланс, как организовала свой рабочий график? Нет ли сложностей?

Надя: Есть проблемы с нормированием графика, но я стараюсь не работать вечерами и по выходным. Приучаю себя, и стараюсь объяснить клиентам, что рабочий день длится с десяти утра до семи-восьми вечера. Стараюсь работать по офисному принципу, но иногда это получается с трудом, так как нет временного планирования, которое бы кто-то сделал за меня. Иногда случаются завалы, несколько заказов приходит одновременно, и всем, само собой, результат нужен «вчера». Несмотря на все эти нюансы, в офис возвращаться у меня желания нет. Мне очень нравится то, что я делаю. Что-то внутри меня говорит, что я довольна, когда утром просыпаюсь с улыбкой.

KYKY: Ты считаешь себя успешным иллюстратором?

Надя: Да, считаю (улыбается).

KYKY: Поделись советами, как стать востребованным иллюстратором, живя в Беларуси.

Надя: В первую очередь, нужно верить в себя и знать себе цену. Бывает, тебе говорят: «Ты делаешь плохо», и ты с этим соглашаешься. А потом получаешь медальки на Behance, за свой якобы плохой дизайн. И получаешь личное письмо от администрации Behance на почту со словами о том, какая же ты крутая. Понимаешь, что уж если эти ребята так тебя оценили – не все настолько плохо, как тебе внушали.

А мораль такова: не стоит обвинять во всех неудачах себя и слушать всех подряд. Будьте уверены в том, что вы делаете.

Источники:

http://marketing.by/mnenie/chto-risuyut-i-na-kogo-ravnyayutsya-belorusskie-studenty-illyustratory/
http://sputnik.by/lifestyle/20180715/1036549756/knizhnye-illyustratory-rasskazali-o-svoej-rabote.html
http://kyky.org/hero/kak-stat-vostrebovannym-illyustratorom-ne-uezzhaya-iz-minska-intervyu-s-nadey-makeevoy