Рейтинг статьи Загрузка…
* * *Отец мой более меня.И это – тайная броня,И это – радостная весть,Что у души опора есть.О, Боже, как ничтожна яПеред теряющим краяПростором! Но ведь мне даноПочувствовать, что мы – одно,Что есть у сердца моегоС бессмертной сущностью родство,Нет, я совсем не сирота.И память муки, крик с крестаРастает и сойдет на нет,
Когда всю смерть затопит свет.
стена группы — 25.08.2016
Зинаида Миркина» style=»width: 100%; height: 100%; margin: 0 0% 0% 0;» class=»thumb_map thumb_map_wide thumb_map_l al_photo»>
* * *Остановись. Замолкни. Не желай И не тоскуй. В ответ на боль и жажду огромный свет пролился через край
оттуда, с неба, к каждому и каждой.
О, погоди… Не видишь? Облака раздвинулись, разлились, просияли, — И ты — в объятьях каждого цветка
и каждой ветки, врезавшейся в дали.
Не вырывайся… Господи, прости за эту боль, за недоверье это… Я, как птенец замерзнувший, в горсти
Твоей — в объятьях меркнувшего света.
Прогрей еще… еще… не отпускай. Коснись всего. Сойди на эти лица… О, развернись, пролейся через край!
Ну вот и все. Мне не о чем молиться.
стена группы — 24.08.2016
О, погоди… Не видишь? Облакараздвинулись, разлились, просияли, —И ты — в объятьях каждого цветка
и каждой ветки, врезавшейся в дали.
Не вырывайся… Господи, простиза эту боль, за недоверье это…Я, как птенец замерзнувший, в горсти
Твоей — в объятьях меркнувшего света.
Прогрей еще… еще… не отпускай.Коснись всего. Сойди на эти лица…О, развернись, пролейся через край!
Ну вот и все. Мне не о чем молиться.
Зинаида Миркина» style=»width: 100%; height: 100%; margin: 0 0% 0% 0;» class=»thumb_map thumb_map_wide thumb_map_l al_photo»>
* * * Как далёко до итога! —С первых дней и до сих порУ меня ведется с БогомБесконечный разговор.Нескончаемая встречаБез усилий и забот:Спросит Он, а я отвечу.Я скажу, а Он поймет.И входя в лесную чащу,Я встречаю в соснякеСотни тысяч говорящихНа едином языке.У души, сосны и птицыПуть до Бога прост и прям:Стоит только обратиться —В тот же миг ответит нам.Надо слов совсем немногоИли попросту. — без них —Прямо в небо, прямо к Богу, —Ветки плещут. Дух затих. И не гнись в поклоне низком —Есть один на свете грех:Не понять, что Бог так близко.
Очень близко. Ближе всех.
стена группы — 19.09.2016
* * * Нет, я пришла не ниоткуда,И я уйду не в никуда.Но никогда я знать не буду,Что там, за гранью. НикогдаМысль не пройдет через границу.Одно лишь твердо знаю я:Предел душе лишь только снится.Бескрайняя душа мояНаполнена глубокой тайной.Ее постичь никто не смог.Но вот сама моя бескрайность
И есть живущий в сердце Бог.
стена группы — 25.08.2016 и 10.05.2019
* * * Как этот тихий мир просторен!Какой покой на воды лег. Как медленно вздыхает море!И как глубоко дышит Бог. В закатный час, рассветной раньюПридти сюда и с Ним вздохнуть. О, эта глубина ДыханьяИ всеобъемлющая грудь!Судья всевидящий и строгий,Как высоко Твое чело!Зачем же я всегда о Боге?Затем, что все душе мало,
Кроме Него.
стена группы — 18.09.2016
Зинаида Миркина» style=»width: 100%; height: 100%; margin: 0 0% 0% 0;» class=»thumb_map thumb_map_wide thumb_map_l al_photo»>
* * * Ощутить прикосновенье Божье —Вот что нужно сердцу, чтоб оноВдруг раскрылось со священной дрожью,Жизнью бесконечною полно.Как цветку – прикосновенье света,Чтобы он, затерян, слаб и мал,Вдруг сверкнул средь трав зелёных где-то,
Развернулся, заблагоухал…
стена группы — 11.09.2016
Зинаида Миркина» style=»width: 100%; height: 65.6627%; margin: 0 0% 1.7046% 0;» class=»thumb_map thumb_map_wide thumb_map_l al_photo»>
* * * Я небу ступаю навстречу,Здороваюсь с влажным кустом.Мне надо вдохнуть бесконечность,А всё остальное – потом.К чему ни звала бы эпоха,Зов вечности в сердце не стих —Важнее глубокого вдоха
Не знаю я дел никаких.
стена группы — 11.09.2016
Зинаида Миркина» style=»width: 100%; height: 100%; margin: 0 0% 0% 0;» class=»thumb_map thumb_map_wide thumb_map_l al_photo»>
* * * Мне очень трудно говорить.В часы глубокого молчаньяУлавливаю сердцем нить,Пронзающую мирозданье.И страшно мне не сохранитьНемую связь с первоосновойИ трепетную эту нить
Спугнуть, задеть случайным словом.
стена группы — 12.09.2016
Зинаида Миркина» style=»width: 76.1364%; height: 100%; margin: 0 1.7046% 0% 0;» class=»thumb_map thumb_map_wide thumb_map_m al_photo»>
* * *А тишина была рекою,Впадающею прямо в мореНенарушимого покоя,Где больше — никаких историй,Где спутаны концы с началом,Где все обрывы и краяЗатоплены гигантским валом —
Сплошным наплывом бытия.
Так тьма мгновенно тонет в свете,Так — миг один, десницы взмах —И Сам Господь на крик ответит,Мир созидая на глазах.
10.03.2001.
* * *И в совершенной тишине,Когда умолкли споры наши,Вдруг проступает Бог во мне,Как лес в окне, когда погашенСвет в комнате. О, Боже мой,Тебе ведь надо очень мало —Вот чтобы я собой самойТвой ясный лик не заслоняла.
10.03.2001.
стена группы — 18.09.2016
. Он дал нам свободу воли, у каждого из нас есть выбор: созидать свою жизнь, вступая в сотворчество с Богом, или — разрушать. Но суть в том, что помочь нам, спасти нас помимо нашей воли, без нашего участия Бог не может. А мы без конца предъявляем претензии: как Он допустил то-то и то-то?
Помочь Богу, а это значит — себе, на самом деле просто: полюби Его всем сердцем и делай все, что хочешь. Внешний закон тут необязателен. Ибо у любящего есть закон внутренний, записанный в его сердце. Истинно любящий Бога просто не захочет делать зла. Это невозможно для него.
стена группы — 21.09.2016
Зинаида Миркина» style=»width: 100%; height: 100%; margin: 0 0% 0% 0;» class=»thumb_map thumb_map_wide thumb_map_l al_photo»>
* * *
. Мы становимся тем, что (кого) мы любим. Это самый таинственный и обнадеживающий духовный закон. Любящий Христа, любящий святого, становится подобным им. Истинная любовь бесконечно самоотверженна и ничего не просит от любимого. Ей ничего не надо, кроме его существования. Любовь-обладание способна исполнить наши желания, удовлетворить потребности и оставить нас такими, какие мы есть. Но любовь-причастие ничего не хочет для себя. Только для любимого. Она причащает нас любимому. Мы становимся подобными ему. Наше сердце раскрывается, и любимый входит в нас целиком и творит нас по своему образу. Мы становимся с ним одно. Это и есть преображение.
Читать еще: Заходер писатель биография. «Я» бывают разные»
* * *
. Молитва – это просто союз с Богом. Молитве не нужны слова. Когда люди любят, они смотрят друг другу в глаза, а жена просто лежит в объятиях мужа. Они не разговаривают. Когда любовь достигает апогея, ее не выразишь словами. Она достигает такого великого молчания, что пульс ее бьется с силой, которая не известна тем, кто любви никогда не испытывал. Такова суть молитвы с Богом. Вы соединитесь с Богом, и Бог снисходит на вас, и союз этот вечен.
. Истинное молчание – это разговор любящих. Потому что только Бог знает красоту молчания, его завершенность и внутреннюю радость. Истинное молчание – это огороженный сад, в котором душа может
встретиться со своим Богом наедине. Это запечатанный ото всех источник, который только Бог может открыть и утолить беспредельную жажду души, стремящейся к Нему.
/Г. Померанц, З. Миркина. «Невидимый противовес»/
стена группы — 28.09.2016
Начало всякого истинно религиозного чувства — безграничное доверие Любви. Доверяю, потому что люблю. Доверяю, потому что чувствую свою неотделимость от той не постижимой умом Огромности, которая стала моей внутренней Бесконечностью.
«Я без тебя — ничто, — сказал силезский мистик Богу, — но что Ты без меня?» Дерзновенные слова, но совершенно закономерные. Он чувствует Бога как то величайшее целое, в котором запрятан его смысл. Мой смысл не во мне, а в Тебе. Но именно поэтому Ты без меня — малейшей Твоей частицы — не полон, не целен. Мы едины. И это великое торжество, это смысл, превосходящий всякие домыслы, все, что может изобрести ум.
«Я — не отдельность, я — Твоя часть. Вот предел знания сердца, знания сердцем.» Встреча с Бесконечностью. Конечный ум как бы исчерпывает себя. Но смертное сердце при этом чувствует, что оно не одинокий оторванный кусочек бытия, а неотделимая часть великого Целого. И в этом единении с Целым находит свой смысл.
Условием такой Встречи может быть только полная открытость, обнаженность сердца, сбрасывание всех одежд, сотканных смертным умом. Предстояние в полной наготе перед чем-то бесконечно превосходящим нас и — мы чувствуем это -нуждающимся в нас, может быть, не менее, чем мы в нем. Чувство нужды Целого в каждой частице и есть таинственное ощущение Божьей любви, которую познает каждый встречающийся с Вечной Реальностью.
В таком предстоянии рождается неопровержимое никакими доводами познание, что у нас всех одно начало, Единая Сущность. Бог един!
Мы очень далеко ушли от своего таинственного Начала. Мы разбежались, раздробились — и я понимаю, насколько труден процесс возвращения к этому Началу и какое сопротивление он может вызывать. Далеко не все, считающие себя верующими людьми, испытали эту Встречу. И даже далеко не все знают, что это такое. И однако именно испытавшие Встречу составляют некую невидимую, может быть, разбросанную по разным концам земли общину. В христианстве это называется невидимой церковью. На языке Томаса Мертона — сообществом истинных созерцателей. На языке Мартина Бубера, вероятно, это будет общество тех, кто не говорит о Боге в третьем лице; на языке суфиев — это союз тех влюбленных в Бога, в сущность свою, как влюблены были в легендарных красавиц легендарные герои.
К этому близки и «Песнь песней» царя Соломона, и многие гимны Вед, и бесчисленные стихи великого поэта-мистика XX века Тагора, обращавшегося к Богу как своему бессмертному Возлюбленному: «Мне нужен Ты и только Ты. Пусть повторяют все это без конца и сердце и уста».
Люди, коснувшиеся сердцем своего бессмертного начала, понимают друг друга даже и без слов. Это не значит, что они одинаковы. Уподобление друг другу на поверхности означает унификацию, штамповку. Но вся бесчисленность форм имеет единую Глубину (как Дерево со всеми ветками и листьями — единый ствол, корень, сок). И в этом тайна жизни. Она божественна. Она — Бог.
Наша задача — поиск той Глубины, где неминуема Встреча, где обнаруживается наше единство. Эта Встреча не может быть на поверхности. Она — только в глубине. Встречи с Богом и через Него, в Нем — друг с другом. Но именно туда, в Глубину, нас и не пускают все те заграждения, которые мы выстроили на поверхности.
Зинаида Миркина: «Полюби Его всем сердцем и делай все, что хочешь »
Фото: «Новая газета»
В книгах, телеэфире, на своих семинарах философ Григорий Померанц и поэт Зинаида Миркина открыто и просто говорили о том, про что у нас публично говорить не принято, — о чувстве живого Бога. Оказалось, такой разговор очень нужен людям в наше смутное время.
Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»
Два этих имени всегда вместе — поэт Зинаида Миркина и философ Григорий Померанц. Их союз длился больше полувека. Зимой 2013 года Григорий Померанц ушел из жизни.
В книгах, телеэфире, на своих семинарах Померанц и Миркина открыто и просто говорили о том, про что у нас публично говорить не принято, — о чувстве живого Бога. Оказалось, такой разговор очень нужен людям в наше смутное время.
— Зинаида Александровна, на вопрос «Верите ли вы в Бога?» — вы даете весьма озадачивающий ответ…
— Просто повторяю слова преподобного Силуана Афонского: «Я не верю в Бога, я Его знаю». Для меня чувство Бога — это переживание, опыт сердца, ощущение связи с целостной Вселенной.
Это значит, что я — не случайная песчинка, которая явилась из какой-то бессмыслицы и в бессмыслицу уйдет. Я не сирота в этом пустом и холодном мире. Бог для меня не абстракция, а живая реальность.
Когда глубоко живешь, нельзя не почувствовать, хотя бы смутно, своей связи с бесконечностью. Прежде всего это обжигающее чувство: всё — живое. Не только человек, не только животные, нет, всё — деревья и небо, река и море, и свет…
Читать еще: Специфика научно-художественной литературы.
— А мы относимся к миру как к мертвому. Да и о Боге вспоминаем в несчастье. Сегодня почти все похороны знаменитостей проходят с отпеванием в церкви…
— Мы ничего не знаем о чужой душе… Но вы правы, считаться верующим стало модным. Наша страна была резко атеистической, стала резко обрядовой. Мы стремительно превращаемся в общество потребления. И Бог как бы включается в обойму благополучия: есть семья, квартира, машина, надо бы еще пойти покреститься.
— Но трудно бывшему советскому человеку познать Бога.
— Всегда и всем трудно. Есть притча: Бог устал от людских безобразий и спросил у архангелов, куда понадежнее спрятаться от нас? Ему ответили: «Спрячься в сердце человеческом, туда люди реже всего заглядывают».
— А как это познание началось для Вас?
— Мне было 19 лет, я училась в университете, выросла в атеистической семье, отец был старым большевиком. Как и многих в юности, меня мучили «проклятые» вопросы. Я видела, сколько безумной жестокости творится в мире (только что закончилась война), я не понимала, зачем так устроен мир и зачем жить, если я ничего не могу изменить? В моем характере есть привычка — всегда и во всем винить саму себя. Я чувствовала себя виноватой даже перед влюбленным в меня юношей за то, что не могла ему ответить. Страдала с полнейшей искренностью, и жизнь от всех этих «вин» и безответных вопросов становилась невыносимой. Впоследствии я поняла, что тем самым я будто протирала душу, как бумагу протирают ластиком, и дотерла… до дыр. Душа стала как бы сквозной и открылась главному.
Это было на даче. Прошла гроза, выглянуло солнце, я открыла балкон и вдруг знакомая ель (она была вся в дождевых каплях) вспыхнула тысячами маленьких солнц. Небывалый свет будто пронзил меня, и вне всякой логики я пришла к уверенности, что творец этой красоты — совершенен. Мои физические глаза не видели ничего, кроме сияющей ели. Но внутренним зрением я почувствовала на себе взгляд, в котором была бесконечная любовь и в то же время полный покой. Беспредельная любовь ко мне и совершенный покой за меня, что бы со мной ни случилось.
Бог из внешнего пространства одним рывком переместился в мою внутреннюю глубину. Из чужого, другого существа, которому я не могла раньше молиться, Он превратился в мою собственную бесконечность. Так, еще не прочитав слов о том, что царствие Божие внутри нас, я смутно ощутила это «царствие» в своем собственном опыте.
Из записок Г.С. Померанца
«…Такое чувство Паскаль пережил втайне, и это стало известно после его смерти из записки, зашитой в подкладке его камзола. Он пережил некий огонь, чувство внутреннего света… Тут важны не идеи, а само это чувство, что в глубине сознания и сердца есть какая-то сила, не менее бесконечная, чем время и пространство. Чувство этой внутренней силы рождает метафизическое бесстрашие. Опираясь на него, можно вести себя смело и под огнем, и во многих ситуациях, требующих гражданского мужества.
Я сам испытал это чувство возле поселка, на который сыпались бомбы, и «хенкели» перестали меня страшить. Через две минуты я встал и уверенно пошел, куда нужно».
— После того потрясения вы тяжело заболели. Расплата за чудо?
— Заболела я ТОЛЬКО через два года. Пять лет была прикована к постели, и как раз то переживание дало мне силы, чтоб выжить. У меня, знаете, будто выросли крылья. Я находила в Евангелии все, чего жаждала душа. И хлынули стихи, все они были о любви к Богу. Мне хотелось поделиться с людьми тем, что я пережила. Правда, оказалось, что моим близким, дорогим людям это было не очень нужно. Так что пришлось прятать «крылья» под платье.
Бог всегда с нами и открывается Он человеку самым неожиданным образом, кому-то в тюремной камере, кому-то во время жатвы… И я убеждена, что Он дает каждому возможность начать новую глубокую жизнь. Встреча с Сущим может произойти, только когда отбросишь все суетное, второстепенное и доверишься той непостижимой силе, которая создала жизнь, создала нас. Какой-то могучий ветер вдруг вырвет из привычного, обыденного и поставит перед вечными вопросами: откуда мы явились? где мы были до момента рождения? куда мы уйдем? зачем мы проделываем наш жизненный путь? Человек может обезуметь или в испуге отшатнуться от обступившей его Бесконечности. Но может и преодолеть испуг, дать сердцу раскрыться, тогда весь мир для него преобразится.
Из записок Г.С. Померанца
«…Невозможно свершить поворот круто, сразу. Но вполне мыслимо постепенно вращивать в суету дел и развлечений паузу созерцания, паузу тишины… Вся эта телевизионная псевдокультура приучает человека не вглядываться в себя, не задумываться о чем-то слишком сложном. Отрывает его от глубины, приучает жить в постоянном шуме, и люди так привыкают к этому шуму, что даже пойти гулять не могут без того, чтобы не заткнуть уши наушниками с каким-нибудь тамтамом».
— Григорий Соломонович любил вспоминать слова князя Мышкина: «Разве можно видеть дерево и не быть счастливым?» А вы обычно добавляли: «Разве можно видеть, как прекрасно создано дерево, и не верить в существование Бога!»
— Знаете, деревья наполнены Богом, а мы — самими собой и потому порой не слышим, как Бог разговаривает с нами через свое творение. Вглядывание в природу — это и есть вглядывание в свою собственную глубину. В такие молитвенные минуты мы подключаемся к Вечности, она-то и дает нам энергию. Без этих минут мы просто лишаем себя источника сил.
Из записок Г.С. Померанца
«…Только в тишине созерцания исчезает запутанность в частностях, мир видится в целом и становится яснее, куда идти. Это можно воспитывать в детском саду, в первых классах школы… Отрешенность и созерцание должны стать частью одного большого ритма жизни. Какой-то минимум тишины необходимо вернуть каждому человеку, иначе человечество не найдет выхода из современной запутанности и погибнет в серии конфликтов».
— Вы написали вместе с Померанцем книгу «Великие религии мира». Вы сами какую религию исповедуете?
— Я уважаю все мировые религии. На мой взгляд, это окна, разные по форме и прозрачности, а свет в них проникает из единого источника. Но не дай бог спутать окно с самим светом. Тогда возникает гордыня вероисповедания, и она ничуть не лучше личной гордыни.
Читать еще: Проекты. Проекты Категория «Вечерний прайм»
Что касается меня, то моим «окном» или «дверью» является Христос. Я бесконечно Его люблю, хотя знаю, что если судить о Христе по внешним результатам, можно счесть Его… неудачником. Ведь больше двух тысячелетий прошло, а человечество так и не следует его заповедям. А уж сегодня мы живем так, что наши души просто не успевают за нами. И мир как будто по-прежнему лежит во зле…
Но почему, несмотря на все, творимое людьми, в миллионах душ третье тысячелетие живет Христос? Люди, живущие по заповедям Христа, не переводятся, причем их становится все больше среди всех народов мира. На них-то мир и держится.
— Как понимать ваши слова: «Мы должны помочь Богу… помочь нам»?
— В современном мире многие нравственные ценности просто рухнули. Распятие Христа продолжается, но распиная Христа, мы ведь уничтожаем самих себя. Бог, конечно, страдает за нас, но Он ведь страдает и в нас. Это, может быть, то самое трудное и главное, что мы должны почувствовать. Он дал нам свободу воли, у каждого из нас есть выбор: созидать свою жизнь, вступая в сотворчество с Богом, или — разрушать. Но суть в том, что помочь нам, спасти нас помимо нашей воли, без нашего участия Бог не может. А мы без конца предъявляем претензии: как Он допустил то-то и то-то?
Помочь Богу, а это значит — себе, на самом деле просто: полюби Его всем сердцем и делай все, что хочешь. Внешний закон тут необязателен. Ибо у любящего есть закон внутренний, записанный в его сердце. Истинно любящий Бога просто не захочет делать зла. Это невозможно для него.
— Мне довелось встретить в жизни нескольких глубоко верующих людей. Все они, несмотря на нелегкие судьбы, чувствовали себя совершенно счастливыми. Валерия Дмитриевна Пришвина, жена Михаила Михайловича, говорила: «Я ничего не боюсь — ни старости, ни болезней, единственное, что меня страшит, это потерять ощущение жизни как Тайны». Рядом с нею все мы чувствовали дыхание этой Тайны.
— Хорошо, когда встречается духовный поводырь. Но если даже не случится такой встречи, а есть только духовная жажда — когда Бог будет человеку по-настоящему нужен, Он ему откроется. Он ведь всегда с нами.
Из записок Г.С. Померанца
• «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в битву за добро, за истину, за справедливость…»
• «Темное облако, из которого на нас сыплются молнии, создали мы сами. Наше дыхание творит атмосферу, в которой начинается любое событие».
• «Каждому из нас даны только осколки истины, и бессмысленно спорить, чей осколок больше».
• «Стиль полемики важнее предмета полемики, важнее правоты в споре».
• «Счастье — не кошелек на дороге. Оно открывается изнутри, и чтобы оно открылось, нужно было пережить все прошлое, все неудачи, в которых сбывалась душа».
Главное в становлении духовности – понимание выхода ее глубинного уровня за все слова, все знаки, понимание всех писаний как перевод с несказанного на высказанный человеческий язык. К этому направлению примыкаем мы с Зинаидой Миркиной. Глубина любой великой религии, корни которой уходят в осевое время, ближе к глубине другой великой религии, чем к собственной поверхности. Различие языков и образов религиозного опыта не может быть устранено, оно неотделимо от различия культур, от многоцветности мира. Диалог не стирает этого многоцветия. Но он ведет в глубину, где все различия смотрятся как преломления единого луча внутреннего света, озарившего мир в древности и давшего силу становлению культурных миров, тяготеющих к глобальности и оставшихся субглобальными только из-за древней непреодолимости океанов и пустынь. Сегодня надо продолжить начатое и заново увидеть мир как духовное целое. Увидев, мы его создадим. Григорий Померанц.
Зинаида Миркина * * *
Зов Божий длится, не нарушив Ничем вещей привычный ход. Он просто, ввинчиваясь в душу Все глубже, глубже нас ведет. Еще… еще… И вот, минуя За слоем слой, за часом час, В нас открывает щель сквозную И вдруг выводит нас из нас. Да, где-то там, во тьме сердечной, Во глубине мелькнул зазор — И ты выходишь в бесконечность,
Как из темницы на простор.
Памяти Зинаиды Миркиной
взято из ее группы ВК
Сегодня 21 сентября 2018г. в светлый праздник Рождества Пресвятой Богородицы покинула этот мир и вошла в нескончаемую Жизнь наша родная и любимая Зинаида Александровна Миркина. Радуемся — мир Божий пополнился еще одним ангелом. Благодарим вас родная за ваше служение Богу, истине и любви здесь на земле. Спасибо что сумели как в ваших стихах » протереть свое ветхое я до дыр» и сквозь вас хлынул свет и Жизнь в этот мир. Ваши стихи они потрясающие, светоносные и они несут Жизнь, в каждой строке свет и любовь Божья и они вечны как сам Бог.
Благодарим! Любим!
Зинаида Миркина. Очерк моей жизни.
Я родилась 10 января 1926 года в Москве у молодых революционно настроенных родителей. Отец – член партии большевиков с 1920 года, участник Бакинского подполья. Мать – комсомолка в красной косынке. В доме была атмосфера глубокой веры в идеалы революции, аскетизма, жертвы во имя своего идеала. Будучи заместителем директора Теплотехнического института, отец получал партмаксимум, т.е. вчетверо меньше, чем на его месте получал бы беспартийный. Я ребенком не слышала никакой дубовой партийной фразеологии, но партия, какой я ее чувствовала тогда, впрямь казалась мне честью и совестью своей эпохи. Так я и в школе чувствовала — может быть, под влиянием микроклимата семьи.
И вдруг – тридцать седьмой год. Половина, если не три четверти родителей моих знакомых детей были арестованы. Мама просила меня звать домой тех, у кого арестовали родителей, быть к ним особенно внимательной. Во-первых, говорила она мне, — бывают ошибки, а во-вторых, представляешь, как это страшно – жить, зная, что твои родители враги. Я только много лет спустя оценила эти слова. Да еще узнала, что отец два месяца спал, не раздеваясь, и прощался с нами не только на ночь.
В 14 лет (40-й год) я задумалась о многих несоответствиях идеологии и жизни. Из кризиса меня вывела книга Бруно Ясенского «Человек меняет кожу». Она убедила меня в том, что сам по себе энтузиазм и вера в
Читать дальше →
Источники:
http://vk.com/topic-9534697_26408517?offset=240
http://novayagazeta.ru/arts/58684.html
http://advaitaworld.com/blog/mirkina_zinaida/top/?period=all
Самая трудная задача. зинаида миркинаСсылка на основную публикацию Статьи c упоминанием слов: