Ф.М. Достоевский по праву считается мастером психологического анализа. Особенно ярко этот талант великий русский автор демонстрирует в своем романе «Преступление и наказание».
Внимательный читатель заметит, что психологическому состоянию героев романа уделяется особое внимание. Рисуя внутренние миры персонажей произведения, Достоевский тем самым обнажает противоречивую сущность человеческой личности.
Его приемы психологического анализа дали хорошую почву для будущего развития психологизма в русской и зарубежной литературе. Достоевский считал, что человек – есть тайна. В своем романе, он пытается продемонстрировать читателю всю контрастность человеческой души, ее крайности и неопределенность ее порывов, тем самым раскрывая самые сокровенные тайны человеческой психологии.
Особым приемом психологического анализа в романе является описание атмосферы, которая окружает героев. Не случайно Достоевский, повествуя о пейзаже, часто повторяет слова «жара» и «духота». Именно духота, постоянная «духота жизни», толкает Раскольникова на совершение преступления.
Также немаловажное значение в авторском психологическом анализе играют введенные автором эпизодические сцены на улице.
Женщина, бросившаяся в Неву, богатая бричка, под колеса которой чуть не попал Раскольников… Все это упоминает Достоевский отнюдь не случайно. Он показывает читателю подлинную картину той жизни – картину безысходного горя. Человек не находит себе места в той обстановке. Раскольников, в свою очередь, существует в условиях именно той картины. Не трудно догадаться, что это тоже играет важную роль в формировании его психологического состояния.
Одним из приемов авторского психологического анализа является портретная характеристика героев. Достоевский намеренно дает несколько описаний внешности того же Раскольникова или Сони. В начале романа, мы узнаем, что Родион Романович «был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
Но через несколько глав мы прочтем о том же самом человеке совсем другие строки: «.. .Раскольников. был очень бледен, рассеян и угрюм». Второе описание дано абсолютно не случайно, ведь к этому момент Раскольников уже совершил свое кровавое преступление. Автор хочет показать, что душевные терзания, происходящие в душе героя, накладывают неизгладимый отпечаток и на его внешний вид. Это свидетельствует о внутренней борьбе, которая происходит в душе Раскольникова.
В цветописи романа можно также разглядеть один из приемов анализа. Очень часто в произведении упоминается желтый цвет. Как известно, желтый – это цвет сумасшествия и сильной власти. Не зря обои в каморке Раскольникова окрашены именно в желтый цвет. Возможно, этим Достоевским хотел подчеркнуть возникшую «манию величия» Раскольникова, который относил себя к разряду «Наполеонов».
Но самым важным приемом являются, пожалуй, монологи самих героев. По ходу их чтения, перед читателем открываются все мысли, переживания и чувства, царящие в душах героев. Достоевский обнажает противоречивую сущность человека именно через внутренние монологи главных персонажей. Например, постоянная рефлексия Раскольникова свидетельствует о борьбе его натуры и его теории. Ведь несмотря на его идеальный расчет преступления, он так и не смог до конца принять свой поступок, и виной тому – его человеческая натура. В монологах Раскольникова как будто содержатся «внутренние диалоги» между двумя началами его личности. Особенно хорошо это заметно в размышлениях Раскольникова о том, стоит идти на преступление или же нет. Личность главного героя раздваивается. Одна сторона пытается предостеречь его от совершения кровопролитной ошибки, а вторая, наоборот, толкает на кровопролитие.
Диалоги между героями также являются центральным приемом авторского анализа. В диалогах «Преступления и наказания» представлена битва разных идей и позиций. Диалоги между героями характеризуют их душевное состояние, а также помогают глубже изучить их характеры, а, следовательно, лучше понимать мотивы их действий. Помимо традиционных форм диалога, в романе также присутствует форма «допроса». Сейчас я говорю о «поединках» Раскольникова и Порфирия. На первый взгляд, это обычные диалоги, но на самом деле, это яркий пример поразительного психологического анализа. Порфирий будто бы прочитывает все тайны Раскольникова, хотя тот не говорит ему ни слова прямо о совершенном преступлении. Вместе с Порфирием, Достоевский проводит этот психологический анализ. Здесь особое внимание автор уделяет мимики героя, его движениям, жестам. Следователь умело проникает в самые сокровенные уголки души Раскольникова.
Читать еще: Ведущие утреннего шоу на нтв. Новое утро
Еще одной формой выражения психологического состояния героя являются его сны. Достоевский придает снам Раскольникова символический смысл, тем самым, наиболее полно раскрывая его психологической состояние. Например, сон об Илье Петровиче введен Достоевским в роман, чтобы показать ужас и несостоятельность теории Раскольникова. Лестница в этом сне символизирует противостояние добра и зла. Сон о смеющейся старухе означает, что на подсознательном уровне Раскольников понимает всю бессмысленность убийства, но еще не готов раскаяться. Последний сон о трихинах знаменует начало духовного возрождения Родиона Романовича. Как мы видим, сны являются прямым отражением психологии главного героя.
Психологические приемы авторского анализа в романе «Преступление и наказание» помогают читателю наиболее полно понять главную мысль произведения. Обобщая, можно сказать, что именно психологизм произведений Достоевского, его умение проникнуть в человеческую душу, его целостное понимание человеческой психологии, а также талант погружать читателя во внутренние миры созданных им героев, продолжают привлекать внимание к творчеству великого русского писателя.
«Преступление и наказание» — книга великой боли за человечество
Школьное сочинение
Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.
Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть «униженным и оскорбленным» глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: «Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами». Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.
По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.
Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.
Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.
Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.
Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.
Читать еще: Вулкан реферальная программа. VulkanPartner отзывы
Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее «каморке», которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — «задавленного бедностью», «изуродованного нищетой» «бедного и больного студента».
Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.
Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою», — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.
Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. «
Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения». Не правда ли — благородный, оправданный выход?!
Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти «от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. «. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.
И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в «Дневнике писателя»: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы».
Сочинение: Особенности психологизма в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Особенности психологизма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Читать еще: Читать всю мангу. Что такое
Философская проблематика романа «Преступление и наказание» во многом обусловила особенности его психологического стиля. Можно сказать, что психологизм стал стихией всего романного повествования, для которого характерна предельная сосредоточенность на душевной жизни героев.
Герои «Преступления и наказания» погружены в себя, в свой внутренний мир, стремятся разрешить сложные жизненные вопросы. Так, например, Родион Раскольников сосредоточен на решении важной для него философской проблемы: «Тварь ли я дрожащая или право имею…» Одержимый этой идеей, герой забывает о еде, об одежде, полностью пренебрегает бытовой жизнью. Интересно, что не только Раскольников, но и другие герои романа поглощены какой-либо идеей. Так, в рассуждениях Свидригайлова обнаруживается мысль о полном своеволии, отсутствии нравственного долга перед собой и окружающими людьми. Лужин воплощает собой идею экономического хищничества, он исповедует философию приобретательства. Идеи любви и самопожертвования свойственны Соне. Без идеи, вне идеи трудно представить себе жизнь героев Достоевского. По мнению писателя, часто именно идея определяет нравственную сущность человека, поиск им своего места в мире.
Не случайно система изобразительно-выразительных средств романа служит передаче динамики мыслей и чувств героев. Средствами внешнего и внутреннего монолога, напряженного диалога, с помощью емкой детали автор раскрывает колебания своих героев, непрекращающуюся борьбу противоречий в их душах. Внутренняя жизнь человека показана у Достоевского в моменты максимального психологического напряжения, интенсивности, когда боль и страдания практически невыносимы. Так, идя «делать пробу», Раскольников в то же время говорит себе: «О боже, как все это отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. »
Герой колеблется от одной крайности к другой, испытывает странное переплетение и смешение чувств: «Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами, даже с каким-то наслаждением»; «Прежнее, мучи- тельно-страшное, безобразное ощущение начинало все ярче и живее припоминаться ему… и ему все приятнее и приятнее становилось».
Как подлинный психолог, Достоевский понимает, что невозможно до конца постичь тайну человеческой души. Для писателя ее глубины неисчерпаемы. Отсюда так часты на страницах романа слова «странно», «странное чувство», «неожиданно для себя», «как бы невольно», «какое-то непонятное ощущение» и пр. Душевный мир героев Достоевского во многом напоминает хаос, является разрозненным, алогичным: герой часто совершает поступки «вопреки» и назло себе, «нарочно», хотя и предвидит губительные последствия своих «деяний». Об этом, в частности, свидетельствует следующий самоанализ Раскольникова. «Я должен был это знать, — думал он с горькой усмешкой, — и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться. Я обязан был заранее знать… Э! Да ведь я же заранее и знал. » — прошептал он в отчаянии… «Эх, эстетическая я вошь, и больше ничего, — прибавил он вдруг рассмеявшись, как помешанный… — Потому, потому я окончательно вошь, — прибавил он, скрежеща зубами, — потому, что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу это себе уже после того, как убью».
Среди психологических форм изображения следует назвать символические сны Раскольникова, авторские ремарки, смешение и взаимопереходы различных форм речи — внутренней, прямой, несобственно-прямой. Замечательно использование портретных деталей, таких, например, как глаза: у Раскольникова «прекрасные темные глаза», у Сони «замечательные голубые глаза», глаза Свидригайлова смотрят «холодно, пристально и вдумчиво», у Дуни «глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые». Так же разнообразна динамика улыбок: «странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка, улыбка отчаяния», «безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах», «прибавил он с осторожною улыбкой», «задумчиво улыбнулся», «неловко усмехнулся», «горькая усмешка», «неопределенно улыбаясь», «ядовито улыбнулся», «насмешливая улыбка искривила его губы» и т. д.
В целом при анализе внутреннего мира человека Достоевский оставляет глубинные его пласты неосвещенными. Писатель умеет передавать напряженнейшие душевные состояния человека, владеет всеми способами и приемами психологического анализа, что позволяет считать психологизм его романов разработанным и художественно совершенным.
Источники:
http://www.kritika24.ru/page.php?id=36047
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=7&bookid=76
http://sochineniye.ru/sochinenie-osobennosti-psihologizma-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/