Без рубрики

✅ Урок Тема: «Музыкальные образы в балете.

Автор: Абкадырова Эльвира Серверовна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добровская школа–гимназия имени Я.М.Слонимского» Симферопольского района Республики Крым
Населённый пункт: с.Доброе
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Особенности развития музыкальных образов в балете. Балет «Петрушка» Стравинского. Потешная музыка.
Дата публикации: 30.01.2019
Раздел: начальное образование

Урок № 12. Особенности развития музыкальных образов в балете. Балет

«Петрушка» Стравинского. Потешная музыка.

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с музыкой в

народном стиле на примере музыки И.Ф. Стравинского.

познакомить с литературным и музыкальным содержанием балет

показать, что музыка И.Ф. Стравинского носит народных характер.

понимать термины: либретто, сюита, балет, народный стиль;

соединить слуховые представления со зрительными.

стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных

развивать навыки развернутого речевого высказывания в процессе групповой

Коммуникативные : ставить совместно с учителем конкретную учебную

формировать умения целеполагания, планировать собственную деятельность

строить речевые высказывания о музыке в устной форме.

участвовать в коллективнотворческой деятельности, реализовывать

собственные творческие замыслы в хоровом пении;

эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать

воспринимать учебный материал со слов учителя.

Тип урока: углубление в тему, усвоение новых знаний. Урок-игра.

Музыкальный материал: фрагменты из балета «Петрушка», музыка И.Ф.

Стравинского (тема гуляния, «Танцовщица», «Шарманщик играет а трубе»,

«танец оживших кукол»)

Исполнение песени: «Наш край».

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал,

иллюстрации к уроку, видео фрагменты, портрет композитора

Вход в класс под музыку

— Здравствуйте ребята. Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то,

что за окном по-зимнему холодно, у нас в кабинете тепло и уютно, светло от

ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя

Скоро новогодний праздник, а на праздник принято дарить подарки. Поэтому

Королева Музыка прислала нам сюрприз! Да, а к нему и письмо! (Ученик

открывает письмо и читает)

Вот уже несколько дней я внимательно наблюдаю за вами. Мне нравится,

как вы занимаетесь музыкой! Поэтому я приготовила для вас музыкальный

подарок. Но злая и вредная Кикимора усыпила моих верных слуг. Нотки так

крепко спят, что ничего не могут для вас исполнить. Расколдовать их

может только тот, кто раздобудет 7 волшебных нот!

Для этого необходимо справиться со сложными заданиями. Тогда чары

Кикиморы спадут, и волшебная музыка зазвучит для вас. Я верю, что вы

сложными заданиями, раздобудем 7 волшебных нот и музыкальный подарок.

Волшебная музыка зазвучит у нас на занятии! В этом нам помогут знания и

дружба помогает делать нам настоящие чудеса!

Педагог: Итак, Королева Музыка прислала нам 7 заданий, с которыми мы

должны справиться. За каждое правильно выполненное задание мы получаем

1 задание: «Музыкальные загадки». Повторение пройденного материала.

Педагог: Молодцы, ребята! Мы заработали сразу 2 волшебные нотки — до,

ре. (Все нотки выстраиваются на нотном стане!)

2 задание: «В музыкальном театре»

Введение в тему урока

Сегодня мы познакомимся с балетом «Петрушка» И.Ф. Стравинского

Учитель: В начале прошлого века русский композитор Игорь Федорович

Стравинский сочинил балет о народном масленичном гулянии. Главным

героем балета он сделал ожившую куклу – любимца балаганных спектаклей

Петрушку. Балет свой И.Ф.Стравинский так и назвал “Петрушка” –

“Потешные сцены в четырех картинах”. “Петрушку” исполняют и в

концертах как “симфоническую сюиту”, но уже не “в четырех картинах”, а “в

Сюита — музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей,

объединенных общим названием.

Краткое содержание первой картины

В первой картине композитор нарисовал народное гулянье на масленой.

Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной

танцовщицей. Шарманщик играет на шарманке, потом на трубе. Танцовщица

танцует, отбивая такт треугольником. В другом конце сцены танцует другая

танцовщица. Два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика

выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа

видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их

прикосновением своей флейты. К великому удивлению толпы, Петрушка,

Арап, Балерина дружно пускаются в пляс.

Слушание и обсуждение фрагментов из балета “Петрушка” И.Ф.

Учитель: Какой представляете вы себе музыку “Петрушки”? Какую бы вы

сочинили музыку для такого балета, если бы вы были композиторами?

Чтобы передать эту картину И.Ф.Стравинский написал множество мелодий,

которые напоминают русские народные песни, танцы, наигрыши. Но иногда

он включал в свою музыку интонации настоящих мелодий.

Перед прослушиванием фрагмента первой картины познакомить с

основными темами: тема гуляния, «Танцовщица», «Шарманщик играет на

трубе», «Танец оживших кукол».

– Сумел ли композитор передать колорит празднования Масленицы?

– Какие музыкальные краски он использовал?– Что больше всего

– Какие музыкальные краски использовал для своей картины

“Петрушка” – это сама жизнь. Вся музыка его полна такой бодрости,

свежести, доступности, такого здорового и неподкупного веселья, такой

несдержанной удали…, словно вы сами в снежно-солнечный масленичный

суетливый день…попали в праздничную, хохочущую толпу и “слились с ней

в неразрывное ликующее целое.” Н.Мясковский

Гимнастика для глаз «Немного о музыке»

Молодцы, вы отлично справились с работой, затратили много сил. И наши

глаза устали. Давайте дадим им отдохнуть, а для этого сделаем гимнастику —

представьте, что вы музыканты. Играете на клавишном инструменте. Правда,

сядьте на стул и приготовьтесь. Тремя пальцами сразу легонько коснитесь

своих век. Только пусть это будет целый аккорд. Коснулись, раз-два. Убрали,

три-четыре. Поиграйте так несколько раз, легонько без усилий.

— А теперь представьте, что вы – дирижеры, правда, начинающие. Но у вас

есть свои секреты, ну-ка поделитесь ими. А точнее двумя взмахами. Работают

только глазки, голова неподвижна. Первый взмах – сверху вниз. Второй –

слева направо. Ну, может, это и не очень похоже на движение настоящего

дирижера, ведь вы работаете не дирижерской палочкой, а глазами. Кстати,

именно так дирижировал знаменитый Леонард Бернстайн. Подирижируйте

Педагог: И вновь мы зарабатываем с вами волшебную нотку «МИ»! Ещё не-

много и мы у цели!

входят в состав оркестра народных инструментов, в данном случае русских

«Играем в русский народный оркестр»

Педагог: Представим, что вы музыканты народного оркестра, а я маэстро

Нам необходимо исполнить с вами фрагмент народной песни. Для этого надо

внимательно слушать свою оркестровую партию и вовремя вступать, когда

вы её услышите. А я буду вам помогать и показывать вступление каждой

Педагог: Итак, я думаю, что, как на настоящем концерте, мы заработали с

вами настоящие аплодисменты. Ну и, конечно, волшебную нотку «ФА»!

4 задание: «Спой песню»

Дыхательная гимнастика(перед вокально-хоровой работой):

Упражнение «Воздушный шарик»:Сделайте медленный глубокий вдох через

нос, руки через стороны вверх («надуваем шарик»). Задерживаем дыхание, а

затем «сдуваем шарик» – выдыхая воздух, говорим: «Ха-ха-ха». Руки

опускаем вниз с остановками. (Выполнить 2 – 3 раза).

– Упражнение «Дровосек»: Сцепите руки в замок. Медленно вдохните через

нос, руки поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните через рот

со звуком «У», руки резко опустите вниз, показывая движения топора.

– Упражнение «Гармонь». Руки согнуты перед грудью в локтях. Глубокий

Читать еще:  По тропам античной литературы. И.М

вдох через нос – руки медленно растягивают меха. Выдох через рот со звуком

А-А-А, руки возвращаются в исходное положение.

Пошипим, как разъярённая кошка (ш-ш-ш с показом «когтей»). Покажите,

как работает мотор у большой грузовой машины (вибрация губ и низкий

звук), а как у игрушечной машинки (вибрация губ с высоким звуком).

Исполнение песен: «Наш край»,

Знакомство с новогодней песней.

Педагог: Итак, вы заработали волшебную нотку «Соль». Молодцы, ребята!

5 задание: «Музыкальные ребусы»

Педагог: Волшебница-Музыка просит нас разгадать музыкальные ребусы.

Но чтобы справиться с этим непростым заданием, необходимо владеть

музыкальной грамотой. Вы знаете, где располагаются нотки на нотном стане?

Ну, тогда вперёд, за волшебной ноткой!

Педагог: Молодцы, ребята! Мы почти уже у цели, нам осталось раздобыть

всего одну волшебную нотку «ЛЯ»!

6 задание: «Реши кроссворд»

Педагог: Молодцы, ребята! Вы были все очень активны! (особенно…)

Благодаря нашим знаниям и дружбе нам удалось развеять чары Кикиморы и

раздобыть 7 волшебных нот, и сейчас для вас зазвучит Волшебная Мелодия!

(Звучит вальс –цветов из балета «Щелкунчик»)

Педагог: Понравилась вам волшебная музыка? Эту музыку сочинил Пётр

познакомимся в новой четверти.

Что такое балет? (Спектакль, где актёры танцуют)

Назовите композитора балета «Петрушка».

Перечислите главных действующих персонажей балета «Петрушка».

В чем особенность музыки балета «Петрушка»?

Педагог: Надеюсь, что вы, как и я с нетерпением будете ждать новой встречи

с Волшебницей Музыкой! Ведь «что может быть пленительней на свете,

Конспект урока по теме «В музыкальном театре. Балет «Ярославна»
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

picture-386443-1390162799-2916649

Конспект урока по музыке для 7 класса с презентацией, материалами к уроку (либретто балета, биография композитора).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока: «В музыкальном театре. Балет.»

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о жанре «балет», познакомить с творчеством Б. И. Тищенко.

Задачи урока:1) образовательные — знать понятия «балет», типы балетного танца, составляющие балета — пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио;

уметь — определять рольбалетмейстера и дирижера в балетном спектакле,

приводить примеры балетов, полные имена композиторов и балерин и танцовщиков.

  1. воспитательные — воспитание патриотизма.
  2. Развивающие — развивать вокально-хоровые навыки при работе над песнями «Журавлиная песня», «Моя Россия».

Тип урока: расширение и углубление знаний.

  1. Музыкальное приветствие: — День добрый! День добрый! Слова эти мы повторим. День добрый! День добрый! — Всем друзьям говорим!
  2. Актуализация ЗУНов.

Проведем разминку .(презентация)

  • Назовите простые жанры (песня, танец, марш)
  • Вспомните сложные жанры (опера, балет, симфония, концерт)
  • Что мы называем душой музыки? (мелодия)
  • Что такое скорость исполнения музыкального произведения? (темп)
  • Назовите русских композиторов. (Бородин, Глинка, Чайковский, ..)

Следующий вид работы — Найди лишнее:

  • «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Щелкунчик», «Иван Сусанин»
  • «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизнь за царя», «Щелкунчик».
  • Ритм, динамика, вальс, мелодия.
  • Труба, флейта, виолончель, гобой.
  • К. Сен-Санс, П. И. Чайковский, М. И. Глинка, А. П. Бородин.

3. В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А. С. Пушкина:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

— Почему именно эти строки я взяла в качестве эпиграфа?

— О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Обратите внимания на изображения, которые лежат у вас на партах.

Предложите тему сегодняшнего урока.

3. Постановка темы урока, целей, задач самими учащимися.

Что мы должны узнать на уроке? С какой целью будем вспоминать и расширять наши знания о таком жанре, как «балет».

— Узнали ли персонажей балета П. И. Чайковского?

Действительно, создатель русского классического балета — П. И. Чайковский.

Он автор трех балетов — каких?

Некоторые фрагменты из этих балетов давно уже стали самостоятельными концертными номерами.

Давайте посмотрим такой фрагмент и попробуем вспомнить, что такое балет.

Видеофрагмент. — Танец маленьких лебедей.

4. Изучение новой темы — расширение и углубление понятий.

На экране — несколько вариантов определений «балета».

Балет — от итальянского «танцевать»

Балет — сложный жанр.

Балет — музыкально-театральный жанр, который возник из простого жанра «танец».

Балет — музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы.

По тематике балеты бывают разные:

  • лирический,
  • эпические
  • драматические
  • лирико-драматические
  • эпико-драматические
  • балет-поэма
  • балет-сказка
  • опера-балет.

Попробуйте определить, к какому типу балета относится балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»? (балет-сказка)

с каким понятием мы не встречались на уроках? (опера-балет)

Любой балет не может обойтись без:

Типы танцев в балете: характерные, классические.

Танец маленьких лебедей — это какой танец? Почему?

Кроме того, в современном балете выделяют танцы — ритмопластический, современный.

На экране — виды танцев:

Соедините стрелкой нужное определение танца.

  • танец вдвоем
  • танец втроем
  • большой танец
  • медленный танец главных героев

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире:

  • Анна Павлова
  • Галина Уланова
  • Раиса Стручкова
  • Майя Плисецкая
  • Вацлав Нижинский
  • Михаил Барышников
  • Рудольф Нуреев.

Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что и мы — их потомки — можем найти ответы на волнующие нас вопросы. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве».

В связи с изучением какой темы мы вспоминали данное произведение?

Вспомним действующих лиц:

  • Князь Игорь
  • Ярославна — его жена
  • хан Кончак

Современную интерпретацию этой древнерусской повести предложил Борис Иванович Тищенко, сочинивший балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве») Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности.

В своих учебниках вы видите только год рождения, так как в декабре 2010 году после продолжительной болезни композитор скончался. Каким он был, давайте посмотрим видеофрагмент и отметим.

Видеофрагмент о жизни композитора Тищенко Б.И.

  • Балет «Ярославна» — одно из самых известных произведений композитора. Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления? Звучит вступление.
  • Какой инструмент солирует?
  • Приём скольжения звуков флейты роднит этот инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?
  • Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты.
  • С каким символом древнерусской церковной музыки связано число голосов во вступлении — три?

После вступления звучит хор. «Стон Русской земли» .

  • С какой целью Б. И.Тишенко вводит в балет хоровой коллектив?
  • Определим тип хора: женский, мужской, детский, смешанный.
  • Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли».

Давайте сравним мнение самого композитора о своем произведении.

Композитор Б. И. Тищенко сделал свою интерпретацию произведения, причем не совпадающую с мнением композитора А. П. Бородина. Вы согласны?

5. Вокально-хоровая работа.

Но все-таки какую красивую мелодию создал Бородин, исполняющуюся до сих пор.

Исполнение мелодии «Улетай на крыльях ветра».

— Новая песня, над которой мы начали работать на прошлом уроке имеет некоторое сходство с лиричности и протяжности. Какие особенности исполнения вы заметили?

Про себя поем 1 куплет. Потом вслух

Вспомним мелодию припева.

  1. Обобщение темы, задач урока.

— С каким композитором познакомились на уроке?

— Как называется произведение, которое он сочинил?

— Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко.

Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности. Существует ли это образ в наше время. Актуален ли он?

Читать еще:  Полнометражные аниме года список.

Мы знаем, что Россия для каждого из нас — тоже мать.

И закончить урок мне хочется песней «Моя Россия».

Споем только 3 куплет.

  1. Домашнее задание . — интересное по вариантам. — только в тетради записать правильные ответы в кроссворде.
  2. Оценка деятельности учащихся.

Предварительный просмотр:

  1. па-де-де 1) танец втроем
  2. па-де-труа 2) танец вдвоем
  3. гран-па 3) медленный танец главных героев
  4. адажио 4) большой танец

Б. И. Тищенко —это_________________________________________________________________

Хор «Стон Русской земли» — тип хора__________________________________

  1. па-де-де 1) танец втроем
  2. па-де-труа 2) танец вдвоем
  3. гран-па 3) медленный танец главных героев
  4. адажио 4) большой танец

Б. И. Тищенко —это_________________________________________________________________

Хор «Стон Русской земли» — тип хора__________________________________

  1. па-де-де 1) танец втроем
  2. па-де-труа 2) танец вдвоем
  3. гран-па 3) медленный танец главных героев
  4. адажио 4) большой танец

Б. И. Тищенко —это_________________________________________________________________

Хор «Стон Русской земли» — тип хора__________________________________

Предварительный просмотр:

Тищенко Борис Иванович

Композитор. Родился в 1939 г. в Ленинграде. Лауреат Международного конкурса молодых композиторов «Пражская весна — 1966» ( первая премия), лауреат Государственной премии России имени М. И. Глинки (1978), заслуженный деятель искусств России (1978), профессор (с 1986), народный артист России (1987), лауреат премии мэра Санкт-Петербурга. (1995).

Образование. Средняя общеобразовательная школа-десятилетка. 1946-1956. Окончил с золотой медалью. Музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. 1954-1957. Окончил три курса по специальности композиция, класс Г. И. Уствольской, занимался по фортепиано в классе В. Л. Михелис. Ленинградская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. 1957-1962. Занимался на композиторском факультете в классах профессора В. Н. Салманова, профессора В. В. Волошинова и профессора О. А. Евлахова (диплом с отличием), на фортепианном факультете, который окончил в 1963, в классе доцента А. Д. Логовинского (диплом с отличием). Аспирантура Ленинградской консерватории по специальности композиция. 1962-1965. Руководитель — профессор Д. Д. Шостакович.

Работа. С 1965 по настоящее время — Санкт-Петербургская (ранее Ленинградская) государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, с 1965 в должности преподавателя, с 1980 — доцента, с 1986 — профессора. В разное время преподавал дисциплины: работа с клавиром (на факультете музыкальной режиссуры), семинар по современной зарубежной музыке (на оркестровом факультете), лекции по инструментоведению (на теоретико-композиторском факультете), чтение партитур и оркестровка (на теоретико-композиторском и дирижерском факультетах). С 1974 года ведет класс композиции.

Ученики. Композиторы (класс композиции): Абдуллаева А., Аметов А., Баскин В., Болдышева И., Вагнер Л., Виноградова Т., Волкова Н., Давыдов А., Дайсон П., Денисов А., Журавлев М., Зарезанкова А., Иванов А., Игнатова М., Исмукова Е., Кан Со-хи., Макаров А., Митрофанова А., Петрова О., Пигузов В., Плешак В., Радченков В., Резетдинов Л., Сай В., Синякова Н.,Смольянинов С., Сухорукова Л., Тихавски Р., Тогобицкий В., Филановский Б., Хаздан Е., Цеслюкевич И., Шестаков А., Шмулевич В., Шофман Л.

Композиторы (класс оркестровки и чтения партитур): Геккер П., Десятников Л., Корчмар Г., Михайлов А., Неволович А., Нгуен Ван Нам, Отрощенко И., Пучков С., Радвилович А., Сивашова А., Сойников А., Толстой Н.

Дирижеры (класс оркестровки и чтения партитур): Алексеев Н., Вайс В., Зива В., Каэтано (Маркевич) О., Минин П., Нориц В., Орехов М., Саменас Л., Свойский В.

Музыковеды (класс оркестровки и чтения партитур): Аблова А. Абрамзон Э., Бабицкая Л., Байкина Н., Воронцовская Л., Гилилова М., Голобородская И., Гуревич В., Дегтярева Н., Дмитриева З., Занкисова Р., Кисин В., Коннов В., Малкиель М., Можжевелова О., Назарова В., Неволович И., Никитина Н., Порфирьева А., Соловьева Г. Сорокина Е., Шарапова И., Штейнбок Е. и другие.

Балетмейстеры (класс работы с клавиром): Атаев Н., Вагабов Р.

Оперные режиссеры (класс работы с клавиром): Аверьянов О., Исаханов Г., Усубов А., Шкаровский В., Яслынь И.

В настоящее время продолжает практику композитора, пианиста, педагога.

Б. Тищенко имеет также литературные работы (статьи, рецензии, брошюры, аннтоации), часто выступает с докладами и сообщениями на международных научных конференциях и симпозиумах, дает интервью прессе, выступает по радио и телевидению.

Среди сочинений Б. Тищенко — 7 симфоний, 4 программные симфонии (с названиями), «Реквием» на стихи А. Ахматовой, 9 концертов ждя разных инструментальных составов, 10 фортепианных сонат, 4 сонтаы для струнных инструментов соло, соната для блок-флейт и органа, 12 инвенций и 12 портретов для органа, 5 струнных квартетов, 3 балета («Муха-«Цокотуха» по К. Чуковскому, «Двенадцать» по А . Блоку, «Ярославна» по «Слову о полку Игореве»), опера «Краденое солнце» и оперетта «Тараканище» по К. Чуковскому, несколько вокальных циклов, сюит для оркестра, для фортепиано, сочинений для различных инструментов и хоров a cappella, музыка к театральным постановкам и кинофильмам, оркестровки, редакции, реконструкции.

Сочинения Б. Тищенко записаны различными фирмами грамзаписи, изданы издательствами России, Англии, Германии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Финляндии, Чехии, США, Италии

Балет. Единство музыки и танца

lesson-naumenko-aleev-5-klass-urok-19-7391447

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 19

Тема: Балет. Единство музыки и танца.

Цели урока: анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях; воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

Материалы к уроку: портреты композиторов, художников, фотографии исполнителей, музыкальный материал.

Слушание: П. И. Чайковский. «Полёт лебедей» из балета «Лебединое озеро».

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Если балет может считаться братом других искусств, то лишь при условии, что он соединяет в себе их совершенства»
(Жан Жорж Новер)

Сообщение темы урока:

Сегодня мы будем говорить о единстве музыки и танца.

Работа по теме урока:

1. Из истории балета.

Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно способен воплотить балет. Он наряду с оперой стал одним из самых сложных и богатых видов музыкально-театрального искусства.

Основа балета — танец. В балете танец нашёл своё высшее выражение. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Назвать точную дату рождения и «родителей» балета невозможно. Он дитя многих европейских стран; его предки — народные танцы, игры, обряды, состязания, торжественные шествия. Современный балет — это вид музыкально-сценического искусства, в основе которого танец и пантомима. В балетном спектакле объединяются и другие виды искусства: музыка, живопись, архитектура.

В эпоху средневековья, когда образ жизни сельских и городских жителей стал резко отличаться, танцы сельские и городские также изменились. Эти перемены происходили в разных европейских странах. В XV веке придворные балы превратились в маленькие спектакли. Теперь порядок выходов придворных, последовательность танцев организовывал «мастер бала» — балетмейстер. А ряд танцев, объединённых в единое целое, получил название балета. Возможно, эта танцевальная сюита и стала родоначальницей классического балета. На протяжении XV -XVI веков в моде были танцевальные спектакли с незатейливым сюжетом — интермедии, «выходы» придворных, дивертисменты — ряд танцев, не связанных между собой общим сюжетом.

Но вот во Франции в XVII веке произошёл подлинный переворот: балет поднялся на уровень профессионального искусства и надолго соединил свою судьбу с оперой. Объединение театральных жанров оперы и балета утвердилось в творчестве французского композитора Жана-Батиста Люлли.

Природа наградила его редким сочетанием талантов — композитора и танцовщика. Свою блестящую карьеру он начал в Париже как танцовщик. Его партнёром бывал сам король — 15-летний Людовик XIV. В 1661 году в Париже была основана «Королевская академия танца», а позднее оперный театр «Королевская академия музыки», которую в течение 15-ти лет возглавлял, при поддержке Короля-Солнца, Люлли. В 1713 году при театре возникла балетная школа, ставшая главной балетной школой Европы, «цитаделью» классического балета. Парижская школа танца дала прочную профессиональную основу многим поколениям учеников. Она продолжает работать и сейчас.

Читать еще:  Автор сказки хоббит. Как появился «Хоббит»

Люлли был также и постановщиком своих спектаклей, часто показывая исполнителям танцы и пантомиму. Что же это такое? Об искусстве балетных танцовщиков великий современник Люлли Мольер писал: «. Актёры своими па, жестами и движениями поясняют взорам всё что угодно, и это называется пантомимой». Итак, пантомима — язык выразительных жестов, поз и мимики.

В школе танца сложились строгие правила классического балета. Балетные танцы разделились на сольные, массовые. В качестве сольных танцев исполнялись менуэты, гавоты, сарабанды, бурре (те же, что и в инструментальных сюитах XVII- XVIII веков). Массовые танцы исполнял кордебалет – «хор балета». Сочинял и записывал танцы хореограф (слово «хореография» обозначает искусство записи танцев, а в последние столетия — и танцевальное искусство в целом).

Уже в операх Люлли танцы были самостоятельным эпизодами. Эту традицию продолжили в XVII — XVIII веках Г. Пёрселл, Ж.-Ф. Рамо, К. В. Глюк. Лишь во второй половине XVIII века балет отделился от оперы и стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства.

Балетные школы появились во многих странах Европы, включая Россию.

2. Сообщение по теме урока.

Балет, как и опера, относится к жанрам, неразрывно связанным с литературой, сюжетным первоисточником. И хотя в балете не звучат слова, отсутствуют вокальные сцены — замысел писателя или драматурга, воплощённый в романе, пьесе, сказке, в балете выражает себя через музыку и танец, жест и мимику с огромной художественной силой и убедительностью.

Это означает, что литература не всегда непосредственно «звучит» в музыкальном произведении, что множество образных характеристик, заложенных в словесном тексте, может быть подхвачено и по-своему развито в других видах искусства. Читая истории о Ромео и Джульетте, Щелкунчике, Золушке и Коньке-Горбунке, мы переживаем и радуемся вместе с их героями, однако их облик, их обаяние остаются за пределами нашего восприятия, существуя лишь в воображении. Как иногда хочется нарисовать полюбившиеся персонажи, увидеть их в движении, ощутить их характер в звучании музыки, в обрамлении красочных декораций!

Балет открывает перед нами такую возможность. Ведь балетный спектакль не просто исполнение музыки: это результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов — словом, огромного художественного коллектива, вдохновлённого единой творческой целью.

Искусство балета восходит к ранним формам творческой деятельности человека — народным танцам, пантомиме, музыкально-драматическим представлениям. С этим связано сочетание музыкального, танцевального и зрелищного начал в балете, делающего его одним из синтетических видов искусства.

— Как вы думаете, а почему балет так привлекал композиторов? (Наверное, среди причин — высокая изобразительность балетной музыки.)

— Да, конечно. Уже известный нам с вами Жан Жорж Новер говорил: «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка». Послушайте музыку, быть может, она вам знакома?

Слушание: П. И. Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».

Да, вы правы, это музыка из балета «Щелкунчик», «Танец феи Драже», Петра Ильича Чайковского.

Вы оказались в сказочном новогоднем царстве с его чудесами и неожиданностями. Нежные, «хрустальные» тембры челесты придают музыке очарование и хрупкость. В ней отчётливо рисуются и мерцание ёлочных игрушек, и причудливая игра света, и медленное кружение снежинок. Сколько простора для творческой фантазии художника открывает такая музыка!

Пётр Ильич Чайковский произвёл настоящий переворот в балетной музыке. Он приблизил её к симфонической. Оставаясь в основе своей танцевальной, она приобрела драматическую выразительность, непрерывное симфоническое развитие. Его «Щелкунчик» — музыкальная поэма о высокой любви, о борьбе с силами зла. Смелая девочка Маша, спасая уродливого Щелкунчика от полчищ Мышиного короля, вознаграждена за отвагу и бескорыстие. Деревянный Щелкунчик превращается в прекрасного принца и под просветлённо-радостную музыку ведёт её в волшебное царство феи Драже. И, хотя превращения эти происходят с Машей во сне, они реальны, как правдива всякая сказка.

Не менее изобразительна и прекрасна музыка из балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка». Удивительно точно передаёт композитор своей музыкой характеры различных персонажей, а также рисует времена года, изображаемых в музыке Феями Зимы, Весны, Лета, Осени. Сейчас мы с вами послушаем Вариацию Феи Зимы из этого замечательного балета.

Слушание: С. С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».

— Расскажите об этой музыке. (Под эту музыку можно представить себе, как Фея Зимы обходит свои владения и, прикоснувшись волшебной палочкой, замораживает всё на своём пути. Музыка очень красивая, но какая-то холодная.)

Балет является настолько ярким средством образной характеристики, что часто вводится в действие опер. Насколько многограннее стал образ поляков в уже знакомой нам опере «Жизнь за царя», после того, как композитор включил в неё балетный фрагмент — польский бал. Ребята, а кто написал эту оперу? (Эту оперу написал М. И. Глинка.)

Так вот, образ поляков на балу отображён через национальные танцы — полонез, краковяк, мазурку. Глинка нарочно подчёркивает резкие и угловатые интонации, обнажая негативные качества врагов – самодовольство и тупость.

Слушание: М. И. Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя».

— Что вы заметили в этой музыке? (Да, действительно, музыка звучала как-то напыщенно, резко, угловато, остро.)

А теперь послушаем, как совсем по-другому — нежно и трепетно – звучат мазурки Шопена! Великий музыкант, воспевающий душу своего народа, способного создавать прекрасные мелодии и прекрасные танцы, — это уже совсем другая Польша, поэтичная и мечтательная, Польша Огинского и Адама Мицкевича. Вслушайтесь в звучание мазурки Шопена — вы поймёте, как много может рассказать незатейливая танцевальная мелодия.

Слушание: Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4.

— Как звучит эта музыка? (Мазурка звучит поэтично, нежно, мечтательно, мягко.)

При всей важности танцевальных жанров музыка балета не просто отдельные характеристики, это единый художественный замысел, целостное эмоционально-смысловое содержание. Поэтому подлинного расцвета балет достигает в тех случаях, когда все его выразительные возможности — музыка, живопись, танец, режиссура, исполнение — раскрываются с наибольшей яркостью и полнотой, превращая спектакль в подлинное событие культурной жизни.

Вопросы и задания:

  1. Что означает слово «балет»? Что составляет его основу?
  2. Каковы истоки балета?
  3. Какая страна стала родиной классического балета?
  4. Кто из композиторов XVII-XVIII веков писал оперы-балеты?
  5. Почему балет, так же как и оперу, принято считать синтетическим жанром?
  6. Какими качествами, по-вашему, должно обладать литературное произведение, чтобы оно «зазвучало» в балете?
  7. Назовите балеты П. Чайковского.
  8. В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте костюмы, подходящие для Золушки и её сестёр.

Презентация

В комплекте:1. Презентация — 14 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки: Чайковский. «Полёт лебедей» из балета «Лебединое озеро» Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» Прокофьев. «Вариации Феи Зимы» из балета «Золушка» Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя» Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4, mp3;

3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.