Без рубрики

✅ Ван дейк биография. Дейк антонискартины и биография

Антонис ван Дейк (22 марта 1599 — 9 декабря 1641) — южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.

Содержание

Биография Антониса ван Дейка

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей.

В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы.

Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, — портрет 70-летнего старика. С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов».

Творчество Дейка

К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью.

В 1618—1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.

В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 г. он работал в мастерской Рубенса.

Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант — не сохранился; 2-й — Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620, 1-й вариант — Мадрид, Прадо; 2-й — Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант — Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант — Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

В конце 1620 — начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I.

В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование.

В Англии он женился на дочери лорда Рутвена.

Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребен в Соборе святого Павла в Лондоне.

Интересные факты из жизни художника

Известный фламандский живописец Антонис Ван Дейк должен был написать портрет английской королевы, внешность которой была далека от совершенства.

Проблема заключалась в том, что королева настаивала на правдоподобии изображения, а художник опасался, что чем ближе портрет будет к оригиналу, тем меньше может оказаться гонорар. Когда портрет был закончен и представлен высокопоставленной заказчице, она, внимательно всмотревшись в изображение, поинтересовалась:

— Почему лицо изображено в полном соответствии с моей внешностью, а руки изобразили такими красивыми?

— Ваше величество, – ответил живописец, – я реалист, поэтому лицо изобразил таким, какое оно есть, тем более, что оно не сулит мне никаких наград. Ведь вознаграждение я должен буду получить из Ваших рук, поэтому их я немного приукрасил.

Биография Антониса ван Дейка

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене. Он был седьмым ребенком удачливого купца Франса ван Дейка, который вел торговлю тканями. В 1589 году, потеряв первую жену, он вступил в брак с Марией Кейперс, матерью Антониса. Семья занимала внушительный дом, расположенный в самом центре города. Мать умерла, когда Антонису исполнилось восемь лет. А в десять лет мальчика отдали в обучение к антверпенскому живописцу Хенрику ван Балену. Здесь Антонис занимался четыре года. С 1614 года ван Дейк начинает работать самостоятельно. В 1618 году его приняли в гильдию живописцев св. Луки. Этим годом помечены самые ранние сохранившиеся работы молодого художника — этюды, изображающие головы стариков.

Читать еще:  Эми ли эванесенс. Эми Ли (Эми Линн Харцлер)

В 1617 году Антонис сближается с Рубенсом и начинает работать в его мастерской, сотрудничая с ним в выполнении некоторых заказов. После успешного завершения картонов цикла Деция Муса Рубенс предложил ван Дейку участвовать в самом большом начинании во всей фламандской религиозной живописи — в росписи церкви иезуитов, достраивавшейся тогда в Антверпене.

В то же время Ван Дейк создает ряд самостоятельных произведений, таких как «Самсон и Далила» (ок. 1620), «Св. Мартин и нищие», (ок. 1620-1621). От робкого подражания стилю Рубенса в «Поклонении пастухов» (1618) он очень быстро поднялся до картин, подобных брюссельскому «Пьяному Силену» (ок. 1618-1620). Она хоть и основывается на одной из рубенсовских композиций, равно как и в рубенсовской палитре, сразу позволяет признать в ней работу молодого Ван Дейка. Эта картина отличается совершенно особой мерцающей техникой, смелостью композиции и — в сравнении с Рубенсом — известной легковесностью и недостаточной объемностью форм.

1-5523727

Автопортрет (фрагмент)

Сотрудничая с Рубенсом в течение ряда лет, ван Дейк полностью овладел техникой живописи и в большой мере композиционным мастерством учителя. Он создает ряд картин на религиозные и мифологические сюжеты. К числу наиболее известных картин художника, созданных в этот период, относятся «Несение креста» (1617-1618), «Святой Мартин отдает свой плащ нищему» (1620-1621), «Увенчание тернием» (1620), «Поцелуй Иуды» (1618-1620).

Талант Ван Дейка ярко проявился в портретной живописи. Портреты создали непреходящую славу художнику. Он создал определенный тип аристократического репрезентативного портрета, отличающегося особой утонченностью. Вместе с тем он оставил много подлинно прекрасных и глубоких портретов интеллигентных людей своего времени.

К числу лучших портретов ван Дейка раннего периода относится «Семейный портрет». «Уже в первый антверпенский период, работая как портретист, ван Дейк использует различные технические приемы живописи. Как истинный фламандец, он пишет в основном на дереве то с виртуозной законченностью старых нидерландских мастеров, создавая гладкую, блестящую, эмалевую поверхность, то бросая на поверхность картины густые пастозные динамичные мазки, пятна, беспокойные линии. Техника живописи «Семейного портрета» имеет свои особенности картина написана на крупнозернистом холсте; слой краски местами настолько тонок, что фактура холста обнажается, создавая ощущение еще большей живости и трепетности», — пишет Н.С. Применко.

С конца 1621 года ван Дейк в течение шести лет живет и работает в Италии, где окончательно складывается стиль его портретной живописи. Находясь в Италии, ван Дейк объездил многие итальянские города — Геную, Венецию, Мантую, Рим, испытав влияние мастеров венецианской школы — Тинторетто, Веронезе, Тициана. Его особенно привлекают густые горячие тона картин Тициана, их насыщенный золотистый колорит.

2-9086302

Антон Ван Дейк Карл I

Работая главным образом в Генуе, ван Дейк становится любимым портретистом итальянской знати. Здесь он создает блестящие обстановочные портреты-картины, поражающие своим великолепием и красочностью, отличающиеся благородством и утонченной изысканностью «Конный портрет маркиза Бриньоле-Сале», «Портрет маркизы Бриньоле-Сале», «Портрет генуэзской дамы с девочкой», «Маркиза Улена Гримальди», «Маркиза Бальбиани», «Семейство Ломеллини», «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора».

В 1622-1623 годах художник создает одну из лучших картин — портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Английский художник Д. Ричардсон Младший писал позднее «Я никогда не видел ничего подобного. Я любовался картиной два часа и еще раз двадцать приходил смотреть ее снова. Кардинал сидит в кресле, опершись левым локтем о подлокотник, а руки его, изящнейшие и прекраснейшие на свете, небрежно опущенные на колени, естественно и непринужденно поправляют стихарь, выписанный тщательнейшим образом, но нисколько не разрушающий общую гармонию.

Лицо его выражает силу, далеко превосходящую все, что я видел, но в то же время мудрость и твердость, не уступающие рафаэлевским, хотя гораздо более языческие. Воистину нельзя не признать, что, сравнивая трактовку сходных сюжетов у Рафаэля и Ван Дейка, предпочтение приходится иногда отдавать последнему. Колорит у него — доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность. »

Читать еще:  Человечки из love is. Красивая надпись LOVE

В годы пребывания в Италии ван Дейк пишет также ряд скромных, сдержанных, лишенных всякой парадности, интимных по характеру портретов, отличающихся большой психологической выразительностью. К их числу относится замечательный «Мужской портрет» (хранится в Эрмитаже), приближающийся к рембрантовским психологизмом и мастерством в использовании светотени.

3-7707827

Антонис Ван Дейк (1627—1628) Рубенс, Питер Пауль в Лувре.

Обогащенный большим художественным опытом, новыми впечатлениями, ван Дейк в 1627 году возвращается в Антверпен. Начинается второй антверпенский период его творчества, явившийся вершиной достижений мастера. Алтарные картины для церквей при всех их художественных достоинствах и на этот раз отступают на второй план по сравнению с портретами.

Теперь, будучи придворным художником инфанты Изабеллы, ван Дейк пишет портреты не только антверпенских бюргеров и близких ему людей, но также портреты фламандской и испанской аристократии. Парадность и элементы театрализации, наблюдаемые в произведениях итальянского периода, уступают место снова более строгому, но изощренному в своих живописных средствах стилю. В характерных, остро схваченных образах проходят перед нами современники мастера политические деятели, прелаты, художники, представители городского патрициата, аристократы, светские красавицы.

К этому периоду относятся, в частности, портреты Марии-Луизы де Тассис, эрцгерцогини Изабеллы (около 1628), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (около 1628), а также менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству — фламандских художников Гаспара де Крайера, Хендрика Снайерса, Мартина Рейкарта, филолога и издателя Яна ван дер Ваутера, иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай. К этому же периода относится «Автопортрет» художника (1628).

История жизни Антониса ван Дейка

В 1632 году художник принимает приглашение короля Англии Карла I и, покинув родину, переезжает в Лондон, где проходит последний период его творчества. Ван Дейк становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Чести позировать ему добивается все высшее общество.

Созданный ван Дейком еще в Генуе тип парадного портрета находит свое дальнейшее развитие и завершение в портретах придворной английской аристократии. В этих портретах ван Дейк тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора и получил широкое признание в аристократических кругах. Отвечая требованиям английской аристократии, стремившейся окружить себя ореолом значительности и величия, ван Дейк придает осанке портретируемых горделивость, их позам и жестам элегантность и благородство. Таковы портреты Филиппа Уортона (1632), Томаса Уортона, (конец 1630-х), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (около 1637), Артура Гудвина (1639).

Ван Дейк пишет около 30 портретов короля, королевы и их детей. Одним из лучших портретов художника английского периода является «Портрет Карла I» (1635).

4-6364776

«Снятие с креста», Национальная картинная галерея Армении

Карл I стоит, лошадь его держит конюх. На короле широкополая черная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги. Одной рукой он оперся на трость, в другой у него лайковые перчатки. Этот портрет продолжает традицию изображения членов царствующего дома в облике охотников, как, например, изображены мать Карла Анна Датская со своими собаками на полотне ван Сомера или принц Генрих с убитым оленем у ног на картине Пика. Из всех вандейковских портретов Карла этот — самый прекрасный богатый колорит, чарующая композиция (король смело помещен слева), безукоризненно уверенная техника.

В Англии, заваленный многочисленными заказами, художник принужден работать одновременно над несколькими портретами. На основании рассказа приятеля Антониса ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он уделял заказчику в день не более часа и оставлял исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам, которые дописывали одежды и руки со специальных натурщиков.

О жизни Ван Дейка ходит много россказней, но известно мало фактов. «Роста он был низкого, — пишет де Пиль, — но хорошо сложен, красив, скромен, в высшей степени обязателен и, сверх того, необыкновенно благожелателен к тем своим землякам, которые проявляли себя в каком-нибудь из искусств. Он всегда щегольски одевался, имел несколько великолепных выездов и держал в своих апартаментах такой стол, что не у всякого принца кормили лучше и бывало больше гостей». От экстравагантных аристократических замашек, приобретенных в Италии, он не отказался и в Лондоне. Поговаривали, что он балуется алхимией, в чем обвиняли, но с большим основанием, и его друга сэра Кенелма Дигби.

Читать еще:  Франсиско гойя биография кратко. Гойя франциско

5-1949225

Отдых на пути в Египет, 1630 (Мюнхен)

В 1639 году Ван Дейк женится на Мэри Ратвен, молодой фрейлине королевы. Так художник входит в ряды английской аристократии.

В последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ — циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре, в возрасте 42 лет, умер (9 декабря 1641 года). По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Павла.

Антонис ван Дейк, биография и картины

van-deyk-4081854

  • Год рождения: 22 марта 1599
  • Дата смерти: 9 декабря 1641
  • Страна: Голландия

Город Антверпен славен своими выходцами, коим также является и Антонис ван Дейк. Родился он 22 марта 1599 года. Отец будущего художника был зажиточным купцом – торговал тканью. У них был дом в самом центре города. Антонис был 7-м ребенком в семье, правда братья и сестры его были ему сводные.

После смерти матери в 1607 году Антониса отдали в ученики к Хенрику ван Балену. Здесь он провел целых 4 года. А с 1614 года Антонис ван Дейк стал работать самостоятельно.

Первые свои работы молодой художник написал, когда учился в гильдии живописцев им. Святого Луки. В это время ван Дейк сблизился с Рубенсом и стал работать в его мастерской, помогая доделывать, а иногда и рисовать отдельные заказы. Именно по его предложению ван Дейк принял участие в росписи церкви иезуитов. Работаю вместе с Рубенсом Антонис овладел искусством рисования очень быстро, и старался подрожать своему учителю, но вскоре стал рисовать картины собственного стиля.

Очень ярко ван Дейк проявил себя в портретной живописи и быстро завоевал этим славу. Самыми известными его портретами являются «Портрет Джеймса Стюарта», «Портрет Людовика XIV», «Автопортрет с сэром Эндимионом Портером» и другие.

Не смотря на то, что ван Дейк был фламандцем и был привязан к Рубенсу, он все же в 1621 году перебрался в Италию. Здесь он прожил около 6 лет. Объездив многие итальянские города и знакомясь с искусством итальянских художников. Особенно сильно его привлекали картины Тициана. Именно в Италии он создает множество своих знаменитых портретов. Работал ван Дейк в основном в это время в Генуе.

В 1627 году вернувшись в свой родной город, ван Дейк стал придворным художником Изабеллы. Теперь в число его работ стали входить не только портреты «обычных» людей, но и фламандской знати.

В 1632 году художник переезжает в Лондон. Здесь ван Дейк чувствует себя прекрасно. Он получил дворянский титул, а также золотую цепь рыцаря. Можно сказать, что сбылась мечта художника, потому что его моделями становятся особы лондонской аристократии.

На самом деле о жизни Антониса ван Дейка мало что известно. Ходило много слухов, к примеру что он занимался алхимией, хотя доказательств никаких не было. Ван Дейк был низкого роста, хорошо сложен, обаятелен, одевался всегда «с иголочки», был добродушен и гостеприимен.

Женившись в 1639 году на Мэри Ратвен – молодая фрейлина королевы, художник плотно вошел в ряды английской знати.

К концу своей жизни у художника была много работы. Он даже ездил в Париж, чтобы принять участие в росписях галерей Лувра. Умер он 9 декабря 1641 года.

Источники:

http://allpainters.ru/van-dejk-antonis.html
http://tunnel.ru/post-antonis-van-dejjk
http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/743-antonis-van-deyk-biografiya.html