Без рубрики

✅ VI. Тексты для работы над словом

А. Пушкин

Станционный смотритель

.. .Однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлиневывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошел в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. При сем известии путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к тако­вым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое дей­ствие. Гнев проезжего прошел; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдернув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с черными усиками. Он расположился у смотрителя, на­чал весело разговаривать с ним и с его дочерью. Подали ужин. Между тем лошади пришли, и смотритель приказал, чтоб тотчас, не кормя, запрягали их в кибитку проезжего; но возвратясь, на­шел он молодого человека почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать. Как быть! Смотритель уступил ему свою кровать, и по­ложено было, если больному не будет легче, на другой день ут­ром послать в С*** за лекарем.

На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал вер­хом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, на­моченным уксусом, и села с своим шитьем у его кровати. Боль­ной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и, охая, заказал себе обед. Дуня от него не отходила. Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему кружку ею заготовленного лимонада. Больной обмакивал губы и всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабою своей рукою пожимал Дунюшкину руку. К обеду приехал лекарь. Он пощупал пульс больного, поговорил с ним по-немецки и по-русски объявил, что ему нужно одно спокойствие и что дни через два ему можно будет отправиться в дорогу. Гусар вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать; ле­карь согласился; оба ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина и расстались очень довольны друг другом.

Прошел еще день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвы­чайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то с смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их по­дорожные в почтовую книгу и так полюбился доброму смотри­телю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любезным своим постояльцем.

Н. Гоголь

Повесть о том, как поссорился

VI. ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СЛОВОМ

А. Пушкин

Станционный смотритель

.. .Однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлиневывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошел в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. При сем известии путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к тако­вым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое дей­ствие. Гнев проезжего прошел; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдернув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с черными усиками. Он расположился у смотрителя, на­чал весело разговаривать с ним и с его дочерью. Подали ужин. Между тем лошади пришли, и смотритель приказал, чтоб тотчас, не кормя, запрягали их в кибитку проезжего; но возвратясь, на­шел он молодого человека почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать. Как быть! Смотритель уступил ему свою кровать, и по­ложено было, если больному не будет легче, на другой день ут­ром послать в С*** за лекарем.

На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал вер­хом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, на­моченным уксусом, и села с своим шитьем у его кровати. Боль­ной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и, охая, заказал себе обед. Дуня от него не отходила. Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему кружку ею заготовленного лимонада. Больной обмакивал губы и всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабою своей рукою пожимал Дунюшкину руку. К обеду приехал лекарь. Он пощупал пульс больного, поговорил с ним по-немецки и по-русски объявил, что ему нужно одно спокойствие и что дни через два ему можно будет отправиться в дорогу. Гусар вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать; ле­карь согласился; оба ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина и расстались очень довольны друг другом.

Прошел еще день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвы­чайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то с смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их по­дорожные в почтовую книгу и так полюбился доброму смотри­телю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любезным своим постояльцем.

Читать еще:  Причащение что такое. Как проходит причащение детей

Н. Гоголь

Повесть о том, как поссорился

Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

.. .Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом и Миргороде. Какие у него яблони и груши под самыми ок­нами! Отворите только окно — так ветви и врываются в комнату. Это все перед домом; а посмотрели бы, что у него в саду! Чего там нет? Сливы, вишни, черешни, огородина всякая, подсолнеч­ники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница.

Очень хороший также человек Иван Никифорович. Его двор возле двора Ивана Ивановича. Они такие между собою прия­тели, каких свет не производил. Несмотря на большую приязнь, эти редкие друзья не совсем были сходны между собою. Лучше всего можно узнать характеры их из сравнения: Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно. Господи, как он говорит! Это ощущение можно срав­нить только с тем, когда у вас ищут в голове или потихоньку проводят пальцем по вашей пятке. Иван Никифорович, напро­тив, больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы. Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато рас­пространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх. Иван Иванович только после обеда лежит в од­ной рубашке под навесом; ввечеру же надевает бекешу и идет куда-нибудь — или к городовому магазину, куда он поставляет муку, или в поле ловить перепелов. Иван Никифорович лежит весь день на крыльце; если не слишком жаркий день, то обык­новенно выставив спину на солнце, и никуда не хочет идти. Иван Иванович очень сердится, если ему попадется в борщ муха: он тогда выходит из себя и тарелку кинет, и хозяину до­станется. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень любит пить чай в такой прохладе. Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. У Ивана Ивановича большие вырази­тельные глаза табашного цвета и рот несколько похож на букву ижицу; у Ивана Никифоровича глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щек, и нос в виде спелой сливы.

Впрочем, несмотря на некоторые несходства, как Иван Ива­нович, так и Иван Никифорович — прекрасные люди.

Чудный город Миргород! Каких в нем нет строений! И под соломенною, и под очеретяною, даже под деревянною крышею; направо улица, налево улица, везде прекрасный плетень; по нем вьется хмель, на нем висят горшки, из-за него подсолнечник вы­казывает свою солнцеобразную голову, краснеет мак, мелькают толстые тыквы. Роскошь! Плетень всегда убран предметами, которые делают его еще более живописным: или напяленною плахтою, или сорочкою, или шароварами. В Миргороде нет ни воровства, ни мошенничества, и потому каждый вешает, что ему вздумается. Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! единственная, какую только вам уда­валось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Пре­красная лужа! Домы и домики, которые издали можно принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее.

Но я тех мыслей, что нет лучше дома, как поветовый суд. Дубовый ли он, или березовый, мне нет дела; но в нем, мило­стивые государи, восемь окошек! восемь окошек в ряд, прямо на площадь и на то водное пространство, о котором я уже гово­рил и которое городничий называет озером! Один только он ок­рашен цветом гранита: прочие все домы в Миргороде просто выбелены. Крыша на нем вся деревянная, и была бы даже вы­крашена красною краскою, если бы приготовленное для того масло канцелярские, приправивши луком, не съели, что было как нарочно во время поста, и крыша осталась некрашенною. На площадь выступает крыльцо, на котором часто бегают куры, оттого, что на крыльце всегда почти рассыпаны крупы, или что-нибудь съестное, что, впрочем, делается не нарочно, но един­ственно от неосторожности просителей.

М.Шолохов.

Тихий Дон.

. Мир открылся Аксинье в его сокровенном звучании: тре­петно шелестели под ветром зеленые с белым подбоем листья ясеней и литые, в узорной резьбе, дубовые листья; из зарослей молодого осинника плыл слитный гул; далеко-далеко невнятно и грустно считала кому-то непрожитые года кукушка; настой­чиво спрашивал летавший над озерцом хохлатый чибис: «чьи вы, чьи вы?»; какая-то крохотная серенькая птаха в двух шагах от Аксиньи пила воду из дорожной колеи, запрокидывая головку и сладко прижмурив глазок; жужжали бархатисто-пыльные шмели; на венчиках луговых цветов покачивались смуглые ди­кие пчелы. Они срывались и несли в тенистые прохладные дупла душистую «обножку». С тополевых веток капал сок. А из-под куста боярышника сочился бражный и терпкий душок гниющей прошлогодней листвы.

Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья. Исполненный чудесного и многоголосого звучания лес жил могущественной первородною жизнью. Поемная почва луга, в избытке насыщенная весенней влагой, выметывала и растила такое богатое разнотравье, что глаза Аксиньи терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав.

Читать еще:  Биография лигалайз. Биография лигалайза

Улыбаясь и беззвучно шевеля губами, она осторожно пере­бирала стебельки безымянных голубеньких, скромных цветов, потом перегнулась полнеющим станом, чтобы понюхать, и вдруг уловила томительный и сладостный аромат ландыша. Пошарив руками, она нашла его. Он рос тут же, под непроницаемо-тени­стым кустом. Широкие, некогда зеленые листья все еще ревниво берегли от солнца низкорослый горбатенький стебелек, увенчан­ный снежно-белыми пониклыми чашечками цветов. Но умирали покрытые росой и желтой ржавчиной листья, да и самого цветка уже коснулся смертный тлен: две нижние чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка — вся в искрящихся слезинках росы — вдруг вспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизной.

К. Паустовский

Жильцы старого дома.

Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревен­ском доме появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика при­везли из Москвы.

Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то присталь­ный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану — хотел обнюхать этого загадочного зверя.

Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.

Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана поте­ряла всякую прелесть. Нечего было и думать о том, чтобы ле­ниво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить приходилось с опаской, на цы­почках, почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика.

.. .Теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высо­кому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колю­чей проволокой и к тому же такому узкому, что временами Сте­пан долго думал, куда поставить лапу.

. Только раз за все лето Степан, сидя на крыше, усмех­нулся.

Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой — в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

Сварливый голенастый петух, прозванный «Горлачом», при­стально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.

Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром.

Степан знал, что это значит — петух разъярялся. Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаян­ным воплем бросился в отдушину под дом.

Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул ее в сто­рону — должно быть, от корки пахло псиной.

Фунтик просидел под домом несколько часов и только к ве­черу вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высох­шие пауки.

[1] Схема рис. 1а взята из книги А. М. Егорова «Гигиена голоса и его фи­зиологические основы».

[2] Схемы рисунков взяты из книги проф. М. Е. ХватцеМ «Недостатки речи у школьников». М., Учпедгиз, 1958.

[3] Исключение см.. в главе «Нормы литературного произношения».

[4] Тренируя дикцию на фразах и текстах, не забывайте об их смысле.

[5] Для работы над речью на материале сказки следует брать из нее не­большие отрывки, предварительно ознакомившись с содержанием всей сказки и определив ее основную мысль.

[6] Правильность ударений проверяйте по словарям.

[7] произносится как короткое «и».

[8] К. С. Станиславский. Собрание сочинений в 8-ми томах, т. 3, М., «Искусство», 1955, стр. 63.

[9] См.: Н. И. Ж и н к и н, Механизмы речи, М., Изд-во Академии педагоги­ческих наук, 1968.

[10] См. статью: Е. И. Алмазов. Мутационный период в голосе мальчи­ков.— Сб. «Детский голос», М. Педиздат, 1970, стр. 160.

[11] См.: А.С. Авдулина. Умеете ли вы дышать, М., «Знание», 1965.

[12] В дальнейшем мы не будем напоминать, что перед вдохом, естественно, следует сделать выдох.

[13] К. С. Станиславский. Собрание сочинений, т. 3, стр. 63.

[14] Нумерация строчек дана для более удобного деления текста по со­бытиям.

[15] Отрывки даются в сокращении. В текст внесены изменения, приближаю­щие язык былин к современному языку.

[16] М.Ю.Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах, т. 4, М., Изд-во Академии наук СССР, 1959, стр. 576.

[17] Сб. «Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле
русского театра», М., «Искусство», 1963, стр. 136.

[18] Сб. «Михаил Семенович Щепкин», стр. 200, 201.

[19] К. С. Станиславский. Собрание сочинений, т. 3, стр. 97.

[20] К. С. Станиславский. Собрание сочинений, т. 3, стр. 99.

[21] Та м же, стр. 100.

[22] К. С. Станиславский. Собрание сочинений, т. 3, стр. 122.

[23] М. К не бе ль. Слово в творчестве актера. М., «Искусство», 1954, стр. 108.

[24] К. С. Станиславский. Собрание сочинений, т. 3, стр. 135.

Читать еще:  Православный календарь на октябрь ноябрь года.

[25] К. С. Станиславский. Собрание сочинений, т. 3, стр. 100.

[26] Предложения даются с опущенными в отдельных случаях знаками препинания.

[27] Парии — в Индии люди из низшего сословия, лишенные всех прав (бес­правные, отверженные, угнетаемые люди).

[28] М. Кнебель. Слово о творчестве актера, стр. 72.

[29] М. Кнебель. Слово в творчестве актера, стр. 68. 236

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 67 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Работа с текстовым редактором Vi

Операционная система linux (основы работы)

Цель работы

Получение практических навыков работы в операционной системе Linux. Изучение файловой системы linux.

Порядок выполнения работы

Изучение методических указаний к работе.

Выполнение общих заданий.

Защита работы с выполнением контрольных заданий преподавателя.

Теоретические сведения

В Linux используется файловая система, похожая на файловые системы других операционных систем UNIX. В отличие от OC Windows в linux файловая система имеет один корневой каталог «/», к которому монтируются другие части файловой системы (дополнительные диски) в качестве ветвей (в ОС Windows корневыми каталогами являются диски, которые именуются буквами латинского алфавита).

Просмотр каталогов

Чтобы увидеть структуру каталогов Linux, выполните команду ls. Она предназначена для вывода листинга каталогов.

Для получения более детальной картины воспользуйтесь командой tree, которая выводит полную структуру файловой системы, начиная от корневого каталога (он называется root и обозначается косой чертой — /). При этом вы увидите все имеющиеся подкаталоги (каталог /usr/src в нашей системе может немного отличаться, все зависит от установленной версии Linux).

Таблица 1. Основные каталоги ОС Linux

Навигация и поиск с помощью командного интерпретатора

Для навигации по файловой системе пользуйтесь командой cd (она встроена в командный интерпретатор). Обычно в этой команде задается нужное вам место в структуре каталогов, т.е. путь, например:

$ cd /usr/X11R6/lib/X11/doc

В Linux команда cd может иметь несколько сокращенных вариантов. Например, чтобы быстро перейти в родительский каталог (каталог на один уровень выше текущего), выполните следующую команду:

$ cd ..

Для возвращения в свой «домашний» каталог из любого места в файловой системе можно выполнить такую команду:

$ cd

Для достижения той же самой цели можно воспользоваться знаком тильды:

Примечание: для каждого пользователя в linux назначается свой домашний каталог.

Управление файлами

Управлять файлами, расположенными в вашем домашнем каталоге, можно с помощью нескольких легко запоминаемых команд. К основным операциям управления файлами относятся: чтение файла, пересылка, переименование, копирование, поиск и удаление файлов и каталогов. Для этих целей служат следующие команды:

Обратите внимание, что во всех этих командах можно использовать шаблоны, т.е. символы-заменители. Например, чтобы в текущем каталоге удалить все файлы, имена которых начинаются с abc, можно задать выражение, начинающееся с этих трех букв; затем к ним добавляется символ *, заменяющий любые символы:

Работа с текстовым редактором Vi

В Linux есть приложения, называемые текстовыми редакторами. Они могут использоваться для создания текстовых файлов или редактирования конфигурационных файлов. Текстовые редакторы подобны программам обработки текста (текстовым процессорам), однако обладают меньшими возможностями, могут работать только с текстовыми файлами. Некоторые из них не поддерживают форматирование текста или проверку правописания. Текстовые редакторы различаются по своим возможностям и легкости освоения и присутствуют почти во всех дистрибутивах Linux.

Тем не менее, в Linux имеются и текстовые редакторы для оконной системы X Window, предоставляющие графический интерфейс: панели, меню, кнопки, полосы прокрутки и т.д. (Например, текстовые редакторы kwrite, xedit, gedit и др.).

vi – один из первых редакторов, разработанных для операционных систем UNIX. Он и по сей день остается одним из самых мощных редакторов и стандартно поставляется практически с каждой операционной системой типа UNIX. В текстовом редакторе vi отсутствуют меню, и все действия осуществляются с помощью клавиш и их специальных комбинаций.

Чтобы запустить редактор vi, необходимо ввести vi. Если за ним последует имя файла, он откроется для редактирования, а если вы зададите имя несуществующего файла, то vi будет считать, что это новый файл.

$ vi file.txt

Редактор vi обеспечивает, как режим вставки (режим редактирования), так и режим просмотра (его называют командным режимом).

Сразу после запуска редактор vi будет находиться в командном режиме. В этом режиме нажатия клавиш интерпретируются как команды редактору, а не как текст, вводимый в документ. Чтобы переключиться в режим ввода текста необходимо нажать одну из клавиш a, i или o.

Клавиша a обозначает append (присоединить). В этом режиме вводимый текст вставляется после символа, на котором находится курсор.

Клавиша i обозначает insert (вставить). В этом режиме вводимый текст вставляется после символа, на котором находится курсор.

И, наконец, клавиша o означает open (открыть). Это приводит к тому, что после строки, на которой находится курсор, в текст вставляется новая строка. Затем курсор перемещается на новую строку и редактор vi переходит в режим insert, разрешая ввод текста на новой строке.

Имеется также несколько других команд для установки режима ввода текста, которые применяются не так часто. Это команда O, которая добавляет пустую строку над текущей строкой; и команда A, которая начинает вставлять текст в конце текущей строки. Если из режима ввода текста вы хотите вернуться в командный режим, нажмите клавишу Escape. При переходе в командный режим редактор vi по умолчанию выдает звуковой сигнал.

Источники:

http://studopedia.ru/10_92708_VI-teksti-dlya-raboti-nad-slovom.html
http://studopedia.net/10_13374_VI-teksti-dlya-raboti-nad-slovom.html
http://megaobuchalka.ru/4/26459.html