Волшебные сказки – это один из интереснейших и удивительнейших жанров литературного творчества. Это, можно сказать, наше наследие, которое досталось нам от предков. Как и раньше, сейчас сказки играют большую роль в развитии ребенка, его формировании восприятия человеческих ценностей.
Общие сведения о сказках
Появление сказок в народе было обусловлено тем, что люди пытались найти объяснение определенным явлениям природы, происхождение которых им было неясно, а также так рассказывали о своем быте и обрядах. Конечно, к этому подключалась и фантазия. Таким образом, народные сказки имеют некоторое отражение исторического развития народности.
Как же появилось волшебство в сказках? Очевидно, это было отражением желаний о счастливом разрешении ситуации, о победе добра над злом. Каждый образ в сказке глубоко символичен. В некоторых народах даже персонажи похожи, только по-разному их называют. К примеру, русская Баба Яга и старуха Лоухи из Финляндии. Или наш Иван-дурак и англичанин Джек-лентяй. Даже сюжеты очень часто повторяются.
Также в волшебной сказке непременными атрибутами были волшебные вещи. Например, скатерть-самобранка, летающий ковер или ступа Бабы Яги.
Кто же мог сочинить волшебную сказку? В далеком прошлом это были те люди, которые много путешествовали, а потому немало повидали и услышали. Они сказывали о том, что нового узнали. Затем эти рассказы постепенно видоизменялись, привносился дух фантастичности.
Со временем их повествования становились сказками для детей. То, что прадеды считали былью, превращалось в легенду. Но в конечном итоге они оказывали положительное воздействие на правильное понимание мира ребенком.
Влияние волшебных сказок на воспитание детей
Волшебные сказки – это неотъемлемая часть воспитания детей. Многие поколения выросли на таких образных сражениях между добром и злом. Воспринимая волшебный мир таких сказаний, ребенок погружается в особую атмосферу. Легким и занимательным языком ребенок воспринимает мир и адаптируется к нему. Легко воспринимает систему правильных ценностей, отношений между людьми.
Обязательный хороший конец сказок позволяет осознать, что все возможно, при этом малыш на подсознательном уровне обретает уверенность в себе, в своих силах.
Волшебные народные сказки также отлично развивают фантазию. Очень часто ребенок отождествляет себя с одним из героев и на протяжении всего чтения проходит с ним его путь приключений.
Сюжеты волшебных сказок
Народные волшебные сказки отличны по своему сюжету, согласно которому их можно разделить на несколько групп:
- те, в которых герой побеждает чудесным образом чудовище (обычно Змея Горыныча);
- сказки, где нужно пройти какое-либо испытание;
- те, где дети спасаются от какого-нибудь злодея;
- сказки, в которых герой оказывается изгнанным из собственного дома, оказывается либо в плену сказочного существа, либо просто идет «туда, куда глаза глядят»;
- те, где следует преодолеть какое-то испытание для того, чтобы обрести семейное счастье;
- сказки, где герой обретает какой-либо волшебный предмет.
Конечно, классификация очень условна, так как в некоторых сказках сюжеты переплетаются, некоторые вообще нельзя четко отнести к какому-либо типу.
Народные сказки: какие они бывают
Помимо волшебных сказок в народном творчестве есть бытовые и о животных. Какие же в них отличия?
Если говорить про волшебные сказки, то это, как было уже сказано выше, такие, в которых присутствует какое-то чудесное спасение, избавление, победа.
В бытовых же рассказывается о труде, о тех ежедневных событиях, которые происходят в жизни человека. В них также может присутствовать незначительное волшебство, но обычно с трудностями справляются с помощью смекалки и находчивости.
Также есть сказки о животных. Последние в них, как люди, умеют разговаривать, и ведут себя так же. Каждое из животных имеет свои особенные черты. К примеру, лиса — хитра, заяц — труслив, медведь — силен.
Волшебные сказки, которые имеют авторство
Также есть многочисленные русские волшебные сказки, автор которых известен, и они не менее популярны и любимы детьми. В них сохранена чистота и справедливость народного творчества. Запомните имена авторов, подаривших нам волшебные сказки. Это:
- Пушкин А.С. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и др.);
- Бажов П.П. («Таюткино зеркальце», «Малахитовая шкатулка» и др.);
- Жуковский В.А. («Спящая царевна», «Кот в сапогах» и др.);
- Аксаков С.Т. («Аленький цветочек»).
Но, конечно, это всего лишь некоторые волшебные сказки, названия которых самые популярные. В русском творчестве очень много авторов, которые писали удивительные истории для детей разного возраста. Очень часто в основе лежали легенды, в других случаях это были вымыслы самого писателя.
Популярные народные сказки для детей разных возрастов
Каждые волшебные сказки имеют свою аудиторию. К примеру, некоторые подойдут для малышей трехлетнего возраста, но будут не интересны для детей-семилеток. Рассмотрим популярные волшебные сказки. Список включает такие:
- Для детей младшего возраста более понятными будут сказки о животных. К примеру, «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь».
- Для более взрослых деток (5 лет и старше) уже подойдут «Морозко», «Царевна-лягушка», «Хрустальная гора», «Василиса прекрасная», «Гуси-лебеди», «Дочь и падчерица».
- Для детей старше 8-9 лет понятны бытовые сказки. Например, «Дочь-семилетка», «Каша из топора», «Хорошо, да худо», «Не любо – не слушай».
Однако это все индивидуально. Читая ребенку сказку или предлагая ему самому это сделать, родитель должен быть готов к возможным вопросам своего чада. Если же он вовсе откажется воспринимать сказку — не расстраивайтесь! Возможно, ребенок просто еще не готов к чтению этого произведения.
Волшебные сказки народов мира
Волшебные народные сказки могут служить описанием истории. Порой они довольно забавны. Однако каждая сказка любого народа учит чему-то. К примеру, благородности, смелости, чести.
Некоторые сказки разных народностей похожи друг на друга, хоть и имеют разные названия. Персонажи также отличаются, но их черты и поведение одинаковы. К примеру, у многих народов есть сказка с сюжетом о трех братьях или о бедной падчерице и злой мачехе.
Считается правильным читать ребенку не только сказки родной страны, но и разных народов мира. Это позволит ему развить свою фантазию, расширить кругозор.
Предлагаем взять на заметку самые популярные в мире волшебные сказки. Названия их звучат так:
- «Златовласка» (чешская);
- «Волшебное кольцо» (итальянская);
- «Ведьмина дочка» (греческая);
- «Двенадцать месяцев» (словацкая);
- «Музыкант-чародей» (белорусская);
- «Принцесса-лягушка» (монская);
- «Три царевича» (индийская).
Как видно, некоторые названия очень похожи с русскими сказками.
Русские народные волшебные сказки: персонажи
Русские волшебные сказки повествуют как о положительных персонажах, так и об отрицательных, и про мужчин, и про женщин. Про хороших героев можно сказать, что они благородны, смелы и честны. Это, к примеру, Иван-царевич или Иван-дурак, который обязательно победит врага и поможет в беде.
Также особое отношение в сказках к женщинам. Они чаще сильны духом, поддерживают своих мужчин, придавая им сил для сражения своей безграничной верой. Также многие из них наделены недюжинным умом и смекалкой, у них может быть тяжелая доля, но они никогда не теряют надежды. В именах женщин часто есть определение, которое о многом может рассказать. К примеру, Елена Прекрасная или Василиса Премудрая.
Также волшебные сказки – это мир верных помощников-животных, которые зачастую помогают главному герою и обладают некой силой. Этот может быть и верный конь, хитрый кот или другие. Все они умеют говорить, быстро передвигаться.
Читать еще: Где блум. Блум (Bloom) из Клуба Винкс
Волшебный мир также изобилует отрицательными персонажами. Это может быть известная всем Баба Яга, либо Змей Горыныч, либо Кощей Бессмертный. Каждый из них имеет свою силу и с ее помощью вредит людям. Змей Горыныч, например, похищает прекрасных девиц и запирает их в темнице, Баба Яга кушает маленьких деток.
Помимо этого, есть и другие отрицательные персонажи, которые вредят окружению в меру своих сил. Это водяные, лешие, кикиморы, русалки. Некоторые могут наводить морок, затягивать в воду.
Отдельными персонажами являются богатыри. Они чаще всего фигурируют в змееборческих волшебных сказках. Богатыри освобождают зачарованных и украденных принцесс и девиц.
Несколько слов о важности книги в жизни ребенка
Читать книги (особенно русские народные волшебные сказки) детям очень важно. Ведь как еще привить ребенку любовь к чтению, к познанию, к развитию?!
Помните также, что для ребенка не менее важно видеть, как и сами родители берут в руки книги, свои, взрослые, и с удовольствием их читают. Важно показывать малышам свою веру в чудо, в справедливость.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки!»
Взяв эпиграфом выражение знаменитого и очень мудрого, находящегося в постоянном поиске, и сделавшего огромное количество открытий человека, мы постараемся убедить читателя в том, что сказки созданные народом, или написанные автором несут в себе гораздо больше важной информации, чем показывают: борьбу добра со злом, воспевают героев и их подвиги, объясняют читателю кого в данной стране считают красивым, добрым, благородным, какие поступки ценятся, а какие порицаются, о чём мечтают простые люди.
Цели и задачи проекта
Проанализировать выбранную сказку с научной точки зрения и выяснить при помощи научных фактов насколько правдоподобно описывается какое-либо мифологическое событие, а может в нем можно найти морфологическое или экологическое описание видов, природных явлений, физиологические процессы объектов, исторические факты, которые были и оказали влияние на человеческое общество, и познание им мира. И рассматривать все это мы будем с точки зрения естественных наук. Докажем, что сказки — это не только выдуманные рассказы, передаваемые из уст в уста, или народная мудрость, а также истории, которые базируются на научных фактах.
Выбрать сказку, в которой есть различные факты, подходящие для исследования.
Найти факты, описывающие то или иное природное явление, исторический факт, которому не придается в сказке первоначально важное значение.
Рассмотреть данную информацию с научной точки зрения и определить вымысел это или правда, определить исторический аспект сюжета в сказке.
Оценить значение сказки для восприятия ее слушателями, определив ней роль раскрываемой информации или ее источники.
Перспективы данного проекта
Использовать устное народное творчество для познания мира природы, уметь находить важные научные факты, уметь анализировать и сопоставлять полученную информацию, делать выводы.
Для работы по данному проекту были выбраны две совершенно разные и по происхождению, и по своему сценарию сказки. Первая сказка, это авторское произведение Ганса Христиана Андерсена, где описываются приключения вымышленной героини – «Дюймовочки», а вторая сказка – «Соль дороже золота» -народная, которая передавалась из уст в уста, и могла быть интерпретирована различными рассказчиками. В своем проекте эти две сказки рассматриваются с разного ракурса и не сопоставляются друг другу.
Поэтому результат первого участника отличается от результатов второго. Приступим к рассмотрению данного проекта.
Сказка №1 «Дюймовочка» – автор проекта Бедретдинов Александр.
Нам всем в детстве взрослые читали сказки на ночь. С помощью них нам рассказывали какие бывают страны, люди, животные, мы учились сопереживанию и умению отличать добро и зло, а главное мы познавали окружающий мир. Одна из моих любимых сказок – это сказка Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка». Эта сказка стала известна датской детворе в 1835 году в составе сборника «Сказки, рассказанные для детей». Когда именно была написана волшебная история о путешествиях маленькой девочки, так и осталось загадкой. Но сами приключения и сюжет сказки натолкнул меня на мысль, что было бы интересно выяснить, а есть ли правда в этой сказке и можно ли её подтвердить научными фактами.
Главная героиня, Дюймовочка, – это крошечная девочка, которая появилась на свет из цветка. Колыбелькой Дюймовочке служила скорлупка грецкого ореха. Любимым развлечением Дюймовочки, пока она жила дома, было катание на большом лепестке тюльпана, который плавал в тарелке.
Всё это, конечно же, выдумка, т.к. самая маленькая женщина в мире за всю историю человечества — это Паулина Мустерс. Её рост составлял 58 см (23 дюйма). Она родилась намного позже выхода сказки и о её существовании писатель никак не мог знать.
В сказке судьба Дюймовочки складывается не просто. Ее несколько раз похищают. И в первый раз это сделала жаба.
«— Вот и жена моему сынку! — сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад…»
«В реке росло множество кувшинок; их широкие зелёные листья плавали по поверхности воды. Самый большой лист был дальше всего от берега; к этому-то листу подплыла жаба и поставила туда ореховую скорлупу с девочкой.»
Интересно, а могла кувшинка выдержать ореховую скорлупу вместе Дьюмовочкой? В природе кувшинка встречается в водоёмах со стоячей водой. Её листья достаточно плотные. Размеры могут доходить до 30 см. Но наиболее большая кувшинка – это Виктория регия.
Её лист имеет диаметр до 3 м и может выдержать вес до 36 кг (даже есть случаю и до 60 кг). Если предположить, что вес Дюймовочки и грецкой скорлупы составляет не более 15-20 граммов, то лист кувшинки спокойно мог их выдержать. В этом сказка оказалась былью !
Самый грустный момент сказки, это когда Дюймовочка и крот увидели мертвую ласточку в галерее под землёй.
«Крот взял в рот гнилушку — в темноте это ведь всё равно, что свечка, — и пошёл вперёд, освещая длинную тёмную галерею. Когда они дошли до места, где лежала мёртвая птица, крот проткнул своим широким носом в земляном потолке дыру, и в галерею пробился дневной свет. В самой середине галереи лежала мёртвая ласточка; хорошенькие крылья были крепко прижаты к телу, лапки и головка спрятаны в пёрышки; бедная птичка, верно, умерла от холода.»
Этот фрагмент сказки меня натолкнул на мысль, а что-то такое гнилушка, где на самом деле живут ласточки и мог ли их видеть автор?
Удалось выяснить, что гнилушка — это обломок гнилого дерева, который обладает свойством светиться в темноте. Для свечения необходим кислород. Свечение гнилушки – это результат медленного горения, окисления веществ, содержащихся в организмах, живущих в гнилом дереве. Получается, что свет испускают не сами гнилушки, а грибы, поселяющиеся на гнилых пнях. Например, у опенка светятся не шляпка и не ножка, а подземные «корни» – мицелий. Тонкой сетью они оплетают весь гнилой пень, проникают между его корой и древесиной. И крот действительно мог им осветить свой подземный ход. Значит, и в этом моменте сказка оказалась былью.
По второму вопросу о местах обитания ласточек на нашей планете удалось выяснить, что эта птица выращивает свое потомство в Европе, Азии, Северной Америке и Африке. Кроме того, ее можно встретить в Южном полушарии планеты на севере Австралии, на юге Аргентины и на юге Африки. В этих регионах ласточка зимует. Слева приведен рисунок, на котором темно-зеленым цветом отмечены места в мире, где ласточки выводят потомство в летнее время, светло-зеленым цветом отмечены районы, куда улетают ласточки на зиму, а желтый цвет показывает, где птички живут круглый год. Получается, что ласточки могут жить во многих странах. И Андерсен мог наблюдать их жизнь и использовать эти знания в своих сказках .
«И она принесла ласточке ячменных зернышек и воды в цветочном лепестке.»
Здесь автор описывает рацион питания птицы. Но ласточка — это птица, основной питания которой составляют насекомые, чаще всего мухи. Ласточка очень редко садится на землю и свою пищу ловит в процессе полета. Поэтому зернышками она никак не могла питаться. Получается, что в сказке этот момент является выдумкой .
Читать еще: Дориан грей персонаж. «Дориан Грей» пригрел Батурину
Мы все прекрасно знаем, что ласточки — перелётные птицы и зимуют в южных странах. Ласточки бояться не только холода, но и дождя. И в сказке автор это также описывает:
«Осенью ласточки улетают в тёплые края, а если которая запоздает, то от холода окоченеет, упадёт замертво на землю, и её засыплет холодным снегом.»
А действительно ли ласточки умирают, если не успевают улететь на зимовку? Мигрируют ласточки как маленькими стайками, так и большими стаями. Интересно отметить, что образ жизни стрижей подобен таковому для ласточек, то есть они тоже вьют гнезда в Северном полушарии, а на зимовку отправляются в южную часть Африканского континента. Известно, что состояние кратковременного оцепенения, которое мы называем спячка, наблюдалось учеными у только что вылупившихся птенцов черного стрижа. Птенцы стрижа впадают в это состояние, когда родители покидают их на несколько дней при неблагоприятных условиях (например, во время приближающегося циклона). В состоянии оцепенения температура тела этих птенцов с 39°C падала до 20°C и даже ниже, пульс и дыхание замедлялись, и в подобном состоянии они выдерживали 7-12 дней. Появившись снова, родители отогревали их своими телами, и птенцы возвращались к жизни.
« И она склонила голову на грудь птички, но вдруг испугалась — внутри что-то застучало. Это забилось сердечко птицы: она не умерла, а только окоченела от холода, теперь же согрелась и ожила »
Получается, что автор в сказке описал состояние кратковременного оцепенения, которое бывает у птенцов стрижей и вероятно и у ласточек. Этот факт в сказке также можно считать былью.
« — Скоро придёт холодная зима, — сказала ласточка, — и я улетаю далеко-далеко, в тёплые края. Хочешь лететь со мной? Ты можешь сесть ко мне на спину — только привяжи себя покрепче поясом, — и мы улетим с тобой далеко от гадкого крота, далеко за синие моря, в тёплые края, где солнышко светит ярче, где всегда лето и цветут чудные цветы! Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в тёмной, холодной яме.»
Действительно ласточки в Россию прилетают в середине весны, приблизительно в апреле, а на зимовку в теплые края они улетают осенью. Весной взрослые особи вьют гнезда, самки откладывают яйца. Затем, в течение всего лета, оба родителя участвуют в кормлении и воспитании своего потомства. С конца сентября и до середины октября можно видеть, как целые семьи этих птичек собираются в стаи и готовятся к своему длинному путешествию. Получается, что автор в сказке взял факты из жизни настоящих ласточек и описал их в сказке.
«Ласточка взвилась стрелой и полетела над тёмными лесами, над синими морями и высокими горами, покрытыми снегом. Тут было страсть как холодно; Дюймовочка вся зарылась в тёплые перья ласточки и только головку высунула, чтобы любоваться всеми прелестями, которые встречались в пути.
Но вот и тёплые края! Тут солнце сияло уже гораздо ярче, а около канав и изгородей рос зелёный и чёрный виноград. В лесах зрели лимоны и апельсины, пахло миртами и душистой мятой, а по дорожкам бегали прелестные ребятишки и ловили больших пёстрых бабочек. Но ласточка летела всё дальше и дальше, и чем дальше, тем было всё лучше. На берегу красивого голубого озера, посреди зелёных кудрявых деревьев, стоял старинный белый мраморный дворец. Виноградные лозы обвивали его высокие колонны, а наверху, под крышей, лепились ласточкины гнёзда. В одном из них и жила ласточка, что принесла Дюймовочку.»
Куда же именно улетели ласточка и Дюймовочка? Если рассматривать вопрос, куда улетают ласточки на зиму из России, то учитывая огромные размеры нашей страны, а также добрый десяток видов ласточек, который обитает на ее территории, можно сказать, что птички мигрируют на юг Африки и в страны юго-восточной Азии такие, как Индонезия, Малайзия и другие, т.е. в тёплые края.
Но Андерсен описывает немного по-другому то место, куда прилетела ласточка и Дюймовочка на зимовку. По описанию получается, что это страна, в которой солнце бывает практически круглый год, растёт виноград, лимоны и апельсины, есть озеро и зелёные кудрявые деревья. Всё это описание подходит для такой прекрасной страны как Греция. Именно её и описывает автор в сказке, что, к сожалению, противоречит фактам по миграции птиц. Получается, что автор выдумал место зимовки ласточки в сказке.
К сожалению, выясняя, где зимуют ласточки, я столкнулся с результатами исследований численности этих птиц. Хотя ласточки могут прожить до восьми лет и все они имеют большое потомство, за последние десятилетия численность популяций этих птиц в Европе и в России существенно сократилась (примерно на 40%). Основными причинами сокращения численности ласточек являются следующие:
Уменьшение площади сельских поселений в пользу городских. Ласточкам трудно в больших городах найти материал для строительства своих гнезд.
Значительное увеличение объемов используемых инсектицидов на посевных площадях, что сокращает питательную базу для птиц.
Уничтожение гнезд ласточек человеком.
Климатические изменения последних лет. Глобальное потепление во всем мире приводит к тому, что в октябре еще стоит теплая погода, как следствие, ласточки задерживают свой перелет. Начиная мигрировать ближе к зиме, птички рискуют умереть от холода в процессе перелета.
Так что деятельность и образ жизни человека существенно влияет на популяцию ласточек. И если мы оставим все как есть, то об этих необыкновенных птицах наши потомки смогут узнать только из сказок.
В сказке Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» присутствует много фактов и совсем немного выдумки. Надеюсь, я смог вам это доказать. А результат моего проекта можно представить в виде таблицы:
Хитрая наука — русская народная сказка
Хитрая наука — сказка о том, как старик отдал своего сына на ученье к первому встречному, который оказался колдуном. Наказал волшебник прийти за сыном ровно через три года на это же место. А старик и забыл, в какой день сына отдал. Пригорюнился старик с бабкой, но тут является их сын и начинается настоящее волшество…
Хитрая наука читать
Жили себе дед да баба, был у них сын. Старик-то был бедный; хотелось ему отдать сына в науку, чтоб смолоду был родителям своим на утеху, под старость на перемену, а по смерти на помин души; да что станешь делать, коли достатку нет! Водил он его, водил по городам — авось возьмет кто в ученье; нет, никто не взялся учить без денег. Воротился старик домой, поплакал-поплакал с бабою, потужил-погоревал о своей бедности и опять повел сына в город. Только пришли они в город, попадается им навстречу человек и спрашивает деда: «Что, старичок, пригорюнился?» — «Как мне не пригорюниться! — сказал дед. — Вот водил-водил сына, никто не берет без денег в науку, а денег нетути!» — «Ну так отдай его мне, — говорит встречный, — я его в три года выучу всем хитростям. А через три года, в этот самый день, в этот самый час, приходи за сыном; да смотри: коли не просрочишь — придешь вовремя да узнаешь своего сына — возьмешь его назад; а коли нет, так оставаться ему у меня».
Дед так обрадовался, и не спросил: кто такой встречный, где живет и чему учить станет малого? Отдал ему сына и пошел домой. Пришел домой в радости, рассказал обо всем бабе; а встречный-то был колдун.
Вот прошли три года, а старик совсем позабыл, в какой день отдал сына в науку, и не знает, как ему быть. А сын за день до срока прилетел к нему малою птичкою, хлопнулся о завалинку и вошел в избу добрым молодцем, поклонился отцу и говорит: завтра-де сравняется как раз три года, надо за ним приходить; и рассказал, куда за ним приходить, и как его узнавать.
Читать еще: Картины михаила врубеля. Монография о Врубеле
«У хозяина моего не я один в науке; есть, — говорит, — еще одиннадцать работников, навсегда при нем остались — оттого, что родители не смогли их признать; и только ты меня не признаешь, так и я останусь при нем двенадцатым. Завтра, как придешь ты за мною, хозяин всех нас двенадцать выпустит белыми голубями — перо в перо, хвост в хвост и голова в голову ровны. Вот ты и смотри: все высоко станут летать, а я нет-нет да возьму повыше всех. Хозяин спросит: узнал ли своего сына? Ты и покажь на того голубя, что повыше всех. После выведет он к тебе двенадцать жеребцов — все одной масти, гривы на одну сторону, и собой ровны; как станешь проходить мимо тех жеребцов, хорошенько примечай: я нет-нет да правой ногою и топну. Хозяин опять спросит: узнал своего сына? Ты смело показывай на меня. После того выведет к тебе двенадцать добрых молодцев — рост в рост, волос в волос, голос в голос, все на одно лицо и одежей ровны. Как станешь проходить мимо тех молодцев, примечай-ка: на правую щеку ко мне нет-нет да и сядет малая мушка. Хозяин опять-таки спросит: узнал ли своего сына? Ты и покажь на меня».
Рассказал все это, распростился с отцом и пошел из дому, хлопнулся о завалинку, сделался птичкою и улетел к хозяину. Поутру дед встал, собрался и пошел за сыном. Приходит к колдуну. «Ну, старик, — говорит колдун, — выучил твоего сына всем хитростям. Только, если не признаешь его, оставаться ему при мне на веки вечные».
После того выпустил он двенадцать белых голубей — перо в перо, хвост в хвост, голова в голову ровны, и говорит: «Узнавай, старик, своего сына!» Как узнавать-то, ишь все ровны! Смотрел-смотрел, да как поднялся один голубь повыше всех, указал на того голубя: «Кажись, это мой!» — «Узнал, узнал, дедушка!» — сказывает колдун.
В другой раз выпустил он двенадцать жеребцов — все как один, и гривы на одну сторону. Стал дед ходить вокруг жеребцов да приглядываться, а хозяин спрашивает: «Ну что, дедушка! Узнал своего сына?»
— «Нет еще, погоди маленько»; да как увидал, что один жеребец топнул правою ногою, сейчас показал на него: «Кажись, это мой!» — «Узнал, узнал, дедушка!» В третий раз вышли двенадцать добрых молодцев — рост в рост, волос в волос, голос в голос, все на одно лицо, словно одна мать родила.
Дед раз прошел мимо молодцев — ничего не заприметил, в другой прошел — тож ничего, а как проходил в третий раз — увидал у одного молодца на правой щеке муху и говорит: «Кажись, это мой!» — «Узнал, узнал, дедушка!» Вот, делать нечего, отдал колдун старику сына, и пошли они себе домой.
Шли-шли и видят: едет по дороге какой-то барин. «Батюшка, — говорит сын, — я сейчас сделаюсь собачкою; барин станет покупать меня, ты меня-то продай, а ошейника не продавай; не то я к тебе назад не ворочусь!» Сказал так-то да в ту ж минуту ударился оземь и оборотился собачкою. Барин увидал, что старик ведет собачку, зачал ее торговать: не так ему собачка показалася, как ошейник хорош. Барин дает за нее сто рублев, а дед просит триста; торговались-торговались, и купил барин собачку за двести рублев. Только стал было дед снимать ошейник, — куда! — барин и слышать про то не хочет, упирается. «Я ошейника не продавал, — говорит дед, — я продал одну собачку». А барин: «Нет, врешь! Кто купил собачку, тот купил и ошейник». Дед подумал-подумал (ведь и впрямь без ошейника нельзя купить собаку!) и отдал ее с ошейником. Барин взял и посадил собачку к себе, а дед забрал деньги и пошел домой.
Вот барин едет себе да едет, вдруг — откуда ни возьмись — бежит навстречу заяц. «Что, — думает барин, — али выпустить собачку за зайцем да посмотреть ее прыти?» Только выпустил, смотрит: заяц бежит в одну сторону, собака в другую — и убежала в лес. Ждал-ждал ее барин, не дождался и поехал ни при чем. А собачка оборотилась добрым молодцем. Дед идет дорогою, идет широкою и думает: как домой глаза-то показать, как старухе сказать, куда сына девал? А сын уж нагнал его. «Эх, батюшка! — говорит. — Зачем с ошейником продавал? Ну, не повстречай мы зайца, я б не воротился, так бы и пропал ни за что!»
Воротились они домой и живут себе помаленьку. Много ли, мало ли прошло времени, в одно воскресенье говорит сын отцу: «Батюшка, я обернусь птичкою, понеси меня на базар и продай; только клетки не продавай, не то домой не ворочусь». Ударился оземь, сделался птичкою; старик посадил ее в клетку и понес продавать.
Обступили старика люди, наперебой начали торговать птичку: так она всем показалася! Пришел и колдун, тотчас признал деда и догадался, что у него за птица в клетке сидит. Тот дает дорого, другой дает дорого, а он дороже всех; продал ему старик птичку, а клетки не отдает; колдун туда-сюда, бился с ним, бился, ничего не берет! Взял одну птичку, завернул в платок и понес домой. «Ну, дочка, — говорит дома, — я купил нашего шельмеца!» — «Где же он?» Колдун распахнул платок, а птички давно нет; улетела, сердешная!
Настал опять воскресный день. Говорит сын отцу: «Батюшка! Я обернусь нынче лошадью; смотри же, лошадь продавай, а уздечки не моги продавать; не то домой не ворочусь». Хлопнулся о сырую землю и сделался лошадью; повел ее дед на базар продавать. Обступили старика торговые люди, всё барышники: тот дает дорого, другой дает дорого, а колдун дороже всех. Дед продал ему сына, а уздечки не отдает. «Да как же я поведу лошадь-то? — спрашивает колдун. — Дай хоть до двора довести, а там, пожалуй, бери свою узду: мне она не в корысть!» Тут все барышники на деда накинулись: так-де не водится! Продал лошадь — продал и узду. Что с ними поделаешь? Отдал дед уздечку.
Колдун привел коня на свой двор, поставил в конюшню, накрепко привязал к кольцу и высоко притянул ему голову; стоит конь на одних задних ногах, передние до земли не хватают. «Ну, дочка, — сказывает опять колдун, — вот когда купил, так купил нашего шельмеца». — «Где же он?» — «На конюшне стоит». Дочь побежала смотреть; жалко ей стало добра молодца, захотела подлинней отпустить повод, стала распутывать да развязывать, а конь тем временем вырвался и пошел версты отсчитывать. Бросилась дочь к отцу. «Батюшка, — говорит, — прости! Грех меня попутал, конь убежал!»
Колдун хлопнулся о сырую землю, сделался серым волком и пустился в погоню: вот близко, вот нагонит! Конь прибежал к реке, ударился оземь, оборотился ершом и бултых в воду, а волк за ним щукою. Ерш бежал-бежал водою, добрался к плотам, где красные девицы белье моют, перекинулся золотым кольцом и подкатился купеческой дочери под ноги. Купеческая дочь подхватила колечко и спрятала. А колдун сделался по-прежнему человеком. «Отдай, — пристает к ней, — мое золотое кольцо». — «Бери!» — говорит девица и бросила кольцо наземь. Как ударилось оно, в ту ж минуту рассыпалось мелкими зернами. Колдун обернулся петухом и бросился клевать; пока клевал — одно зерно обернулось ястребом, и плохо пришлось петуху: задрал его ястреб! Тем сказке конец!
Источники:
http://fb.ru/article/160089/volshebnyie-skazki—eto-russkie-narodnyie-volshebnyie-skazki
http://school-science.ru/8/1/42749
http://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-narodnye-skazki/russkie-volshebnye-skazki/hitraja-nauka/