Литература 8 класс Тест
Л. Н. Толстой «После бала»
Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий;
б) цикличность излагаемых событий;
Каков тип композиции рассказа?
а) рассказ в рассказе;
б) повествование от первого лица;
в) последовательное авторское изложение событий.
С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала;
б) особое значение сцены расправы с солдатом;
в) важность утра, следующего за балом.
С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
б) подбор эпитетов;
в) прямая авторская оценка;
е) описание одного героя;
ж) внутренний монолог.
Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
а) автор показывает двуличие героя;
б) на балу надел «маску» добропорядочности;
в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;
г) искренне верит в необходимость жестокой расправы.
Определите основную идею рассказа.
а) судьба человека зависит от случая;
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;
в) идея личной ответственности человека;
г) осуждение деспотизма.
С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка;
б) белые усы и бакенбарды;
в) блестящие глаза и радостная улыбка;
г) «домодельные» сапоги.
Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»;
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других
в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов
Отметить импонирующее вам утверждение:
а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности;
б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее;
в) в рассказе автор призывает бороться с произволом.
Какое чувство владеет Иваном Васильевичем на заре жизни?
Прав ли рассказчик, считающий Вареньку причастной к злу, совершенному ее отцом?
Какова жизненная позиция рассказчика?
Открытый урок по литературе на тему «Л.Н.Толстой рассказ «После бала»»
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Цели: 1)познакомить учащихся с основными биографическими сведениями о писателе; историей создания рассказа «После бала»;
2)раскрыть композиционные особенности произведения через разбор и анализ отдельных эпизодов;
развитие связной речи учащихся, умения подбирать материал по теме и связно излагать мысли;
работа над языковыми средствами произведения;
З) формирование у школьников понятия о личной ответственности человека за всё, что он совершает в жизни.
1. Компьютерная презентация. Иллюстрации по творчеству Л.Н. Толстого;
2. Оформление классной комнаты:
Столики со скатертью, на столиках томики книг с рассказом “После бала».
– “ Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”;
– “ Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней” – (Л.Н.Толстой);
– “ Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);
– “ Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький);
Портреты Л.Н. Толстого:
– комплект фотографий “Ясная Поляна”
Слева от доски расположен “Уголок Льва Николаевича”, разные издания книг Л.Н. Толстого.
Здесь же стоит “одинокая свеча”, которую в последние минуты урока ученик зажжет, как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя.
3. По ходу урока используется музыкальное сопровождение:
Тип урока: Рассказ учителя, эвристическая беседа по вопросам (в ходе беседы происходит”открытие”нового знания), комментированное чтение, выразительное чтение, сообщения учащихся.
1) Организационный момент
(приветствие учащихся, постановка целей урока)
Вступительное слово учителя
Творчество Л. Н. Толстого — одна из ярких страниц в истории русской литературы. Писатель рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература.
Свыше двухсот произведений написано им. Каждое из них- отражение целой эпохи русской действительности. Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил?
Читать еще: Мистические рассказы в литературе. Мистика Гоголя
Об этом мы узнаем из ваших сообщений, подготовленных дома
2.Опрос д/з «Л.Толстой – человек, мыслитель, писатель»
3.Изучение нового материала. Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа «После бала».
Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае…»
( Л.Н.Толстой, из рассказа «После бала»)
-Ассоциация. Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?
Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
Ответы учащихся после прослушивания ( основной ответ: на балу)
— Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.
( Запись на доске : волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)
— Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)
Как вы думаете, какие цели предполагает сегодняшний урок?
Воспитание милосердия, гуманного отношения к человеку, неприятие насилия над личностью .
4. Проверка знания текста произведения.
Опрос методом «Верные и неверные вопросы»
— Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).
— Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).
— Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы).
— Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).
— Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)
— Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).
— В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).
— После бала рассказчик не мог уснуть (да).
— Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)
— Татарин кричал: «Помогите!» (да)
— Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)
— И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).
— Вы помните, что сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа?
(«Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- — говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).
— Какие события описаны в рассказе?
(Два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала).
5.1. Беседа по содержанию рассказа
— О чем идет разговор в начале повествования?
(О том, что хорошо, что дурно, об обстоятельствах жизни).
Какие два главных события лежат в основе рассказа Толстого?
Бал у губернатора и сцена наказания солдата.
5.2.Обратимся к жанру произведения. Фронтальный опрос
— Почему это произведение по своему жанру является рассказом?
-В чем особенность построения рассказа, его композиции?
Выделите основные части рассказа.
(В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика)
В центре произведения автор показывает одно важное событие из жизни героя, один главный герой — Иван Васильевич.
— Что говорится о главном герое в начале рассказа?
Иван Васильевич — всеми уважаемый человек, он вспоминает о днях своей молодости, когда был влюблён.
— Какую мысль утверждает Иван Васильевич в первых строках произведения?
Он уверен, что на судьбу человека может повлиять не только среда, но и случай.
— Какое событие описано в произведении? Бал в доме губернского предводителя, влюблённость героя, потрясение от жестокости случившегося после бала, разочарование.
— Почему автор в заглавии рассказа обращает наше внимание на события, происходящие после бала? События, которые произошли после бала, изменили жизнь главного героя.
— Какова идея этого рассказа?
Личная ответственность человека за всё, совершаемое им.
— Какая историческая эпоха изображена автором в произведении?
Эпоха правления Николая I , 40-е годы 19 века, время, когда в царской армии солдаты жестоко наказывались за малейшую вину
6. Групповая работа по карточкам. Просмотр видео-ролика.
Задание: используя план, данный в карточке, выписать в тетрадь ключевые слова-эпитеты из текста рассказа.
По окончании этой работы передать содержание эпизода,
используя выписанные слова.
1 группа — эпизод «На балу»
2 группа — эпизод « После бала»
(Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно.) (В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.)
Давайте и мы вместе с героями Толстого окунёмся в торжественную и волнующую атмосферу бала.
Читать еще: Великие сказочники Европы. Лучшие издания сборников
Кто давал бал, описанный в рассказе Толстого?
Дайте описание бала (музыка, звучащая на балу). Какие эпитеты при этом использует Толстой?
Опишите внешний вид и душевное состояние героев рассказа во время бала:
полковника Петра Владиславовича.
1. Что услышал Иван Васильевич, выйдя из дома?
2. Что увидел Иван Васильевич, выйдя из дома?
3.В какое время суток Иван Васильевич становится свидетелем страшной картины – избиения татарина?
Утро, символизирующее, как правило, начало новой жизни, в данном случае выступает как крушение надежд, любви.
Волшебная ночь, описанная в 1 части, противопоставлена реалиям утра.
Как вы думаете: полковник – двуличный человек? Где он настоящий: на балу или после бала?
Почему полковник, увидев Ивана Васильевича, отворачивается и делает вид, что не узнал его?
Что заставляло полковника быть жестоким? («воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки», уверенный в том, что «надо всё делать по закону», полковник искренен в обеих сценах.)
Почему не состоялась любовь Ивана Васильевича и Вареньки?
Почему Иван Васильевич отказался от карьеры военного?
Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. Толстой был обеспокоен тем, что в армии царят произвол и жестокость. Чтобы сохранить дущу, Иван Васильевич отказывается от карьеры военного.
Какой композиционный приём лежит в основе рассказа Толстого? Докажите своё утверждение
— Итак, проанализировав эти два эпизода, сделайте вывод о том, как они соотносятся.
Эти два эпизода противопоставлены друг другу.
Слово У. Ребята, такой приём в раскрытии идеи произведения, при котором события или герои противопоставлены друг другу, называется контрастом.
— Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? — А зачем писателю понадобилась первая часть?— Как называется такой прием?
( Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).