Без рубрики

✅ Война и мир в театре. Соткано с любовью

Рейтинг статьи rating_off-7341583rating_off-7341583rating_off-7341583rating_off-7341583rating_off-7341583 loading-4890831 Загрузка…

«Ежели бы не было страданий, человек не знал бы себя самого. «

«Война и мир. Русский Пьер» – оригинальная театральная постановка Юрия Грымова, подготовка к которой шла более трёх лет. Соавтором пьесы выступил Александр Шишов.

В спектакле задействована вся труппа театра, а также приглашенные актеры. Всего на сцену выйдут около семидесяти человек, в том числе знаменитый Хор имени Свешникова под руководством Евгения Волкова, который на протяжении всего действия исполнит проникновенные песни, православные духовные песнопения, а также композиции западноевропейской музыки.

Специально для этого спектакля художник Ирэна Белоусова (лауреат двух премий «Золотая Маска») создала 423 костюма, которые детально отвечают эпохе, описанной в романе – военные мундиры, бальные наряды высшего света, тонко подмеченные детали. Большую работу проделали гримеры, искусно создав образы людей того времени. В постановке применены оригинальные световые решения, ставшие уже традиционными для театра «Модерн». Художником-постановщиком выступил сам Юрий Грымов.

Спектакль раскрывает основные сюжетные линии великого романа, при этом главный акцент сделан на истории Пьера Безухова, на его превращении из «западника» в русского патриота, из Пьера в Петра Кирилловича. В образе этого человека, живущего в сомнениях, смятении и поиске истинного пути, отражается вся Россия начала XIX века. В ней – преклонение перед западными идеями и ведение войны с Францией, симпатия к масонам и принятие своего народа-богоносца. В результате граф Безухов понимает, что сила России – в духовной мудрости простого человека, его нравственных идеалах, милосердии и правдивости, в семейных ценностях.

В спектакле также отражены судьбы представителей русского дворянства: Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Анатоля Курагина, Фёдора Долохова, Марьи Болконской, графа и графини Ростовых, старого князя Болконского, Элен Безуховой.

Любовь и страсть, светские рауты и мир простых людей, духовные поиски и жизненные драмы, смена мировоззрений и обретение истинных смыслов, дни мира и войны – все эти грани романа-эпопеи Льва Толстого перенесены Юрием Грымовым на театральную сцену.

Премьера спектакля состоялась 10 декабря 2019 года.

Действующие лица и исполнители:

  • Наташа Ростова — Ирина Лукина
  • Пьер Безухов — Александр Колесников
  • Андрей Болконский — Александр Толмачев
  • Магистр Масонов — Юрий Анпилогов
  • Долохов — Александр Горелов
  • Анатоль Курагин — Александр Шам
  • Элен Безухова — Мария Орлова
  • Князь Василий — Константин Конушкин
  • Граф Ростов — Владимир Левашев, заслуженный артист России
  • Графиня Ростова — Любовь Новак, заслуженная артистка России
  • Князь Болконский (отец) — Андрей Давыдов
  • Марья — Марина Дианова
  • Бурьен — Александра Богданова
  • Несвицкий — Алексей Баранов
  • Платон Каратаев — Петр Ступин
  • Алпатыч — Александр Жуков
  • Доктор — Максим Бранд
  • Кутузов — Алексей Багдасаров
  • Император — Александр Сериков

Уважаемые зрители! Вашему вниманию!

Убедительная просьба: пожалуйста, приходите в театр заранее и проходите в зал, не дожидаясь третьего звонка. Занять свое место сразу после ПЕРВОГО звонка — оптимально. Мы начнем ровно в 19:00. Вас ждет множество сюрпризов, которые я приготовил специально к этой премьере, — не пропустите!

Кроме того, я попрошу во время антрактов всех зрителей покидать зал. Нам очень нужно это время, чтобы подготовить очередное действие. После антрактов также, пожалуйста, не опаздывайте! Надеюсь, предложенные нами художественные и технические решения вас приятно порадуют и наполнят новыми впечатлениями.

В фойе театра расположилась выставка картин члена Союза Художников Владислава Кирюшина, посвященная историческому военному костюму эпохи 1812 года. Художественное изображение персонажей художник осуществил на основе достоверных исследований историков и любителей военной тематики.

Война и мир

Мировая премьера: 12 июня 1946 года
Малый оперный театр, Ленинград

Первая постановка в Москве: 8 ноября 1957 года Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Премьера постановки: 28 марта 2012 года
Возобновление: 14 сентября 2018 года

Проект осуществлен при поддержке компании «ВР»

Читать еще:  Образ евгения в медном всаднике кратко. Сочинение

bp-3827048

Есть оперы, которые обязаны быть в репертуаре российских театров. Или, скорее, так – хотя бы в репертуаре одного столичного театра. Просто потому, что иначе мы их потеряем! Опера «Война и мир» – сложнейший технологически спектакль, количество персонажей выходит за полсотни, грандиозные хоры, продолжительность спектакля – все это делает маловероятным постановки «Войны и мира» в других странах. Итальянцы поставят на эти средства четыре оперы Верди, а немцы три оперы Моцарта. И только у нас вопрос «зачем» имеет важнейший ответ: это наша история, это наша музыка, это наша культура! И, в конце концов, – это наша жизнь. Ибо в этой опере переплетено все столь дорогое нашему сердцу – и юродивый-Каратаев, и подвиг, и народ, и чувства и сердечность, и необъяснимость поступков, и такая режущая и пронзительная искренность.

Феликс Коробов

«Война и мир» – это то, что было с нашей страной, с нашим народом позавчера. Мне страстно хотелось, чтоб не читающее книг поколение вдруг открыло для себя эту историю и восприняло ее именно так: Великая Отечественная война была вчера, а война с Наполеоном и Наташа с Андреем и Пьером были позавчера… и они нам родня.

«Сад в Отрадном».
Весна 1809 года.
Князь Андрей Болконский, навестив графа Ростова по делам имения, остановился на ночлег в Отрадном. Он с горечью и разочарованием размышляет о своей жизни. До него доносятся голоса дочери графа Ростова Наташи и ее кузины Сони. Наташа не может заснуть, взволнованная прелестью лунной ночи.

Вторая картина.
«Бал у екатерининского вельможи».
31 декабря 1809 года.
Первый выход в свет Наташи Ростовой. Среди гостей граф Петр Безухов, которого все называют Пьером, его жена Элен, ее брат Анатоль Курагин с приятелем Долоховым, а также Андрей Болконский. По просьбе Пьера Безухова князь Андрей приглашает Наташу на вальс.

Третья картина.
«Зала в особняке старого князя Болконского».
Зима 1811 года.
Наташа помолвлена с князем Андреем. Вместе с отцом она навещает дом Болконских. Старый князь отказывается принимать Ростовых, считая Наташу неподходящей партией для своего сына. К гостям выходит княжна Марья, сестра Андрея Болконского. Внезапно вошедший старый князь обращается к Наташе с издевкой.

Четвертая картина.
«Диванная у Элен Безуховой».
На приеме у Элен Анатоль Курагин передает Наташе любовную записку. Соня пытается остановить Наташу, но та, оскорбленная приемом у Болконских и взволнованная новой встречей, не слушает предостережений.

Пятая картина.
«Кабинет Долохова».
Спустя еще несколько дней Анатоль Курагин готовится с помощью Долохова похитить Наташу Ростову, которая гостит у своей крестной Ахросимовой.


Шестая картина.

«Комната в особняке Ахросимовой». Тем же вечером.
Наташа ждет приезда Анатоля, чтобы бежать с ним. Ахросимова, предупрежденная Соней, предотвращает побег. Пьер Безухов открывает Наташе, что Анатоль Курагин женат.

Седьмая картина.
«Кабинет Пьера Безухова». Поздний вечер того же дня.
Пьер заставляет Анатоля вернуть письма Наташи Ростовой и уехать из Москвы во избежание дуэли с Болконским. Входит Денисов с тревожной вестью: Наполеон стянул войска к границе России.

Восьмая картина.
«Бородинское поле перед сражением».
26 августа 1812 года.
Русские войска готовятся к сражению. Андрей Болконский, который командует полком, встречает Денисова, некогда сделавшего предложение еще пятнадцатилетней Наташе. Встреча пробуждает у князя Андрея болезненные воспоминания. Появляется Пьер Безухов, который хочет своими глазами увидеть сражение. Фельдмаршал Кутузов проводит смотр войск перед боем.

Девятая картина.
«Шевардинский редут во время Бородинского сражения».
Наполеон наблюдает за ходом битвы. Он не в силах понять, почему его доблестная армия на этот раз не может одержать быструю победу.

Десятая картина. «Фили».
1 сентября 1812 года. Военный совет должен решить судьбу Москвы. Чтобы спасти армию и Россию, Кутузов принимает решение оставить город без боя.

Одиннадцатая картина. «Улицы Москвы».

Сентябрь 1812 года.

Занятая французами Москва охвачена пожарами. Большинство жителей покидают город. Пьер Безухов, одержимый идеей убить Наполеона, остался в Москве. Он узнает, что князь Андрей тяжело ранен. Французы расстреливают горожан, обвиненных в поджогах. Пьер, которому чудом удается избежать гибели, знакомится с простым солдатом Платоном Каратаевым.


Двенадцатая картина. «Мытищи».

Две недели спустя Бородинского сражения Наташа Ростова приходит к мечущемуся в бреду князю Андрею. Она просит раненого Болконского простить ее. Прежнее счастье на миг возвращается к Наташе и Андрею.

Тринадцатая картина. «Смоленская дорога». Конец 1812 года.

Французы отступают из Москвы, уводя с собой пленных. Выбившегося из сил Платона Каратаева расстреливают. Остальных пленных, в том числе Пьера Безухова, освобождает партизанский отряд под командованием Денисова и Долохова. Кутузов объявляет о победе русского войска. Читать еще:  Кого осуждает д с лихачев. Академик дмитрий лихачев

Отзывы о «Война и мир»

ВОЙНА И МИР В ТЕАТРЕ МОДЕРН .

Самая долгожданная премьера театра Модерн- «Война и мир», спектакль, к которому режиссёр Юрий Грымов шёл долгих четыре года .

Это был сложный путь . Как рассказать в одном спектакле о мире, любви и войне? Возможно ли показать батальные сцены , а если нет -то как донести до зрителя войну?

Как , сокращая, не упустить главного ? И как не побояться взять в основу культовое произведение ?

Вопросов больше , чем ответов .

Я , честно говоря, не представляла что можно перенести этот роман на сцену .
Но Юрий Грымов не просто справился с этой задачей , а создал спектакль , в котором соединились мир и война, любовь и предательство , светская жизнь и будни простых людей, духовный поиск и русские традиции .

В спектакле задействована вся труппа театра , а также приглашённые актёры и артисты Государственного академического русского Хора им. Свешникова ( под руководством Е. Волкова).

Живое акапельное исполнение во многом создало неповторимую атмосферу .
Православные духовные песнопения в исполнении хора Свешникова — прекрасны . Это не только музыкальное оформление — это сама душа спектакля .

Необычным было и то, что хор не просто пел на сцене,- артисты являлись и актерами . Они и крепостной театр, и отступающие французы , и жители Москвы, покидающие свой город со скорбью в сердце .
Аплодисменты музыкальному оформлению спектакля , которое органично объединило в себе и традиционные мелодии , и сделало их в то же время , актуальными сегодня и доступными нашему пониманию .

Ещё одна важная составляющая, без которой спектакль не состоялся бы- это свет . Это уже не просто театральный свет — это «светопись», это создание времени, пространства и декораций именно игрой светотени . Совершенно невероятные по впечатлению сцены исхода жителей из оставляемой Москвы и последующего отступления французов из сгоревшей русской столицы . Эти косые лучи , которые то выхватывают движущиеся фигуры из мрака , то оставляют их брести в темноте и скорби — решение, достойное аплодисментов .

Также совершенно потрясающий эффект — отблески огня камина на сидящем в кресле , Болонском ; и отражённое зарево пылающей Москвы .

Декораций в спектакле нет , Но достоверность показанного мира — удивительная .

Реальность соткана из маленьких островков , невероятно подлинных в каждой детали .

То , как сменяют друг друга сцены , завораживает не меньше действия . В чёрной безбрежности появляется луч , герои , несколько предметов ,- и вот мы уже видим совершенно реальный момент из жизни , где настоящие не только чувства и эмоции, где посуда бьется, курица аппетитно пахнет , а вода-проливается на пол .
Именно гениальное балансирование режиссера между условностью театрального мира и подлинностью деталей ( таких, как вытирающие пол бабы, скрипящая половица или лакеи , подсматривающие за господами) — для меня главное впечатление от спектакля .

Мне кажется — это не просто привнесение на сцену кинематографического принципа . Это целая философия о том , как мы стремимся создать и удержать этот мир , и как он на самом деле трогательно обречён и хрупок .

В интервью Юрий Грымов сказал : «мир и война — они слишком близко . Они сменяют друг друга как щелчок пальцев . И ты ещё ничего не понял , а уже все по- другому»

И , хоть я, как девочка, в романе всегда с большим интересом читала Мир , с интригами, влюбленностями и балами , но Война — это то, что заставляет всех героев переоценить и переосмыслить происходящее с ними самими и со страной .

Читать еще:  Что лежит в основе названия ингуш. Ингуши

Война показана у Грымова удивительно и страшно .

Нет ожидаемых батальных сцен, легионов русских и французских солдат , залпов орудий и криков Ура . Но есть война , с ее равнодушным безучастным лицом . Та, для которой безразлично кто прав , кто виноват — она уничтожит и тех, и других без разбора . Гениальная сцена исхода . И невероятная по щемящему чувству в груди Сцена , где солдаты Погибают один за другим , и вот уже среди них бродят лишь мародеры .

То что в этой сцене не виден противник, для меня лишь подчеркнуло бессмысленную неотвратимость гибели на войне .

Я не могу пересказать все гениальные сцены и режиссерские находки : это и бал, где все эмоции и чувства, вся атмосфера так ясны и так по-человечески понятны. Это и смерть в родах жены Болконского , когда все действие разворачивается за сценой , но один опрокинутый таз с кровью говорит тебе : Ее больше нет.
Это и сцена между Наташей и Андреем , когда она с восторгом считает розы, а потом с разгневанными чувствами женщины- ребёнка обрывает их один за одним .

Хочется пересматривать раз за разом дуэль, где в косых лучах Пьер так неумело закрывается пистолетом , словно крестом.

А ещё в спектакле есть масоны . В Школе эта часть произведения , в основном, обходилась молчанием , по понятным идеологическим причинам . Но теперь они на сцене , и эти сцены — великолепны .
Магистр, в исполнении Юрия Анпилогова — фантастическая смесь самых разных качеств , да и все сцены с масонами в этом особенном мистическом антураже захватывающе великолепны .

Об актерах тоже хочется сказать несколько слов .
Наташа- Ирина Лукина , непосредственна и по-детски шаловливо -ветрена в дни мира . Но как же она меняется в лице, характере и каждом жесте в дни войны . Она настоящая . Девочка, прошедшая путь взросления слишком быстро .

Пьер,-Александр Колесников . Для меня теперь всегда при произнесении имени Пьера , буду представлять именно его образ .
Пьер , который стал главным героем спектакля и прошёл сложный путь от масона и «западника» до русского патриота Петра Кирилловича .

Как хороши княжна Марья в исполнении Марины Диановой , и графиня Ростова ( Любовь Новак).

Рассказывать о спектакле можно бесконечно . Хочется рассказать и об огромном количестве костюмов , созданных с исторической достоверностью .

Только представьте : 423 костюма для одного спектакля .

Но мой совет : сходите в театр . Можно смело брать с собой детей ( уверена , им не будет скучно) .

И все 3,5 часа пролетят совершенно незаметно .

Тем более , что даже в антрактах нас ждут совершенно невероятные сюрпризы от режиссера .

В одном из антрактов для нас выступают крепостные актеры вместе с приглашёнными итальянскими певцами .

А вот второй антракт потряс меня до глубины души . Помните я привела слова Громова из интервью , что мир и война совсем рядом . И это вдруг оказывается действительно так . Так близко, что можно дотронуться рукой .начинается антракт , и зрители выходят из зала . И что же предстаёт изумленному взору : война не пошалила и театр . Библиотека, буфет, парадная лестница — все обожжено недавним подарком, вспышки и треск которого ещё слышны . Привычный уклад жизни уничтожен безжалостной рукой ,- повсюду забытые куклы , обгоревшие книги, расколотые зеркала . Такого я ещё никогда не видела . Возвращаешься в зал, а там .

а впрочем, оставлю вам возможность самим узнать некоторые секреты и находки спектакля .

Поздравляю Театр Модерн и Юрия Громова с великолепной премьерой . А нас — с тем, что на театральном небосклоне уверенно засияла ещё одна звезда . Синяя звезда Театра Модерн , который занял достойное место в культурной жизни столицы и на перестаёт удивлять и радовать зрителей своими работами .

ВОЙНА И МИР В ТЕАТРЕ МОДЕРН .

Самая долгожданная премьера театра Модерн- «Война и мир», спектакль, к которому режиссёр Юрий Грымов шёл долгих четыре года .

Это был сложный путь .
Как рассказать в одном .

Источники:

http://www.modern-theatre.ru/repertuar/vojna-i-mir.html
http://stanmus.ru/performance/78
http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/performance/2567727/tab-reviews/

Война и мир в театре. Соткано с любовью Ссылка на основную публикацию 1-7331155 Статьи c упоминанием слов: Библиотека Война Вопрос Любовь Москва Музыка Россия Театр