Палеолит (40 тысяч лет до н. э.—13 тыс. лет до н. э.), история древней Японии
В эпоху палеолита Землю покрывали ледники, и уровень моря был на 100 метров ниже нынешнего. Япония пока не была архипелагом, а объединялась перешейками с Евразией.
Японское море было в те времена широкой низиной. Хоть ледники и не доходили до Восточной Азии, однако они оказывали значительное влияние на климат тех мест. Япония находилась в азиатской степной экозоне, флора которой состояла в основном из лесостепных трав. Из фауны стоит отметить мамонтов, слонов Наумана, большерогих оленей и других животных, мигрировавших на эту землю из Сибири.
Впервые люди прибыли на Японские острова в начале японского палеолита, который
длился с 40 тысячелетия до н. э., по 12 тысячелетие до нашей эры. Люди, прибывшие по перешейкам в древнюю Японию, добывали пищу охотой и собирательством, создавали из камня первые грубые орудия труда. Это время именуется периодом докерамической культуры, потому что люди не могли делать изделия из керамики.
Период Дземон (13 тыс. лет до н. э.— 3 век до н. э.), история древней Японии
Двенадцать тысяч лет назад закончился ледниковый период, ледники растаяли и уровень воды сильно повысился во всем мире. Благодаря таянию ледников и был образован Японский архипелаг. Из-за быстрого потепления и изменения направления океанических течений в японских степях появились густые лесные заросли. В это же время началось переселение людей из Юго-Восточной Азии на Японский архипелаг. Эти переселенцы неплохо разбирались в морской навигации и кораблестроении. По-видимому, их каноэобразные лодки-долблёнки достигли японских берегов благодаря теплым морским течениям Куросио. Новая группа людей быстро смешалась с потомками палеопопуляции Японских островов.
Из-за потепления климата растительный и животный мир Японии кардинально переменился. Северо-восток архипелага покрылся дубовыми и хвойными зарослями, а юго-запад — буковыми и субтропическими лесами. В этих лесах обитали огромные кабаны, олени, фазаны, дикие утки. В водах, омывающих берега Японии, присутствовали красные пагры, бониты, морские судаки. В водах Хоккайдо и региона Тохоку водилось множество лососей и форели. Благодаря природному изобилию жителям Японского архипелага не требовалось развитое сельское хозяйство и скотоводство, они предпочитали добывать пищу охотой и собирательством.
В десятом тысячелетии до н.э. древние японцы одними из первых в мире научились изготавливать керамические изделия. Среди этих изделий преобладали глубокодонные кувшины, в которых хранили продукты, жарили и варили еду. Отличительной особенностью этой посуды был «шнурковый орнамент», по-японски дзёмон. Подобный узор присутствовал на японских кувшинах до середины 2 века до н. э., из-за чего принято называть японскую культуру периода неолита «культура Дзёмон», а время её преобладания на Японских островах— периодом Дземон.
В эпоху неолита древние японцы стали вести оседлый образ жизни, образовывали небольшие селения по 20-30 человек на низких пригорках. Основным жилищем были полуземлянки и землянки. Около поселения располагались мусорные насыпи, также служившие для захоронения умерших. Из поселков периода неолита особенно известна стоянка Саннай Маруяма, расположенная в префектуре Аомори, датируемая пятым столетием до н. э. и включающая остатки большого поселения, в котором жили 100—200 человек. Было распространено половое и возрастное распределение труда. Наряду с охотой и собирательством древнее население японского архипелага выращивало бобовые, каштаны, гречиху, а также занималось культивированием устриц. В районе 4 — 3 века до н. э. японцы обучились примитивному суходольному рисоводству. Среди религиозных верований были распространены анимизм (вера в одушевленность природы) и тотемизм. Кроме того японцы периода дземон изготавливали глиняные женские статуэтки догу и почитали силы Земли, символы рождения и жизни.
Реконструкция поселка Киросима
Реконструкция дома стоянки Саннай-Маруяма
Глиняная статуэтка Догу периода Дзёмон
Период Яёй (3 век до н. э.—3 век н.э), история древней Японии
Несмотря на то, что японцы научились выращивать рис ещё в период дзёмон, масштабное заливное рисоводство с применением ирригации распространилось на архипелаге в 1 тысячелетии до нашей эры. Впервые нововведения были приняты на севере острова Кюсю, откуда рисоводство перекинулось в другие области древней Японии. После распространения заливного рисоводства японцы, проживавшие на возвышениях, переселились на низменности ближе к долинам рек. Образовались первые общины мура, члены которых засеивали и поддерживали заливные рисовые поля. Были созданы новые орудия труда, например нож-серп из камня, и постройки для хранения риса — хранилища на подпорках. В общинах проводились торжества, ритуалы и молитвы за богатый урожай. В это время был создан календарь.
Наряду с культурой выращивания риса с континента в Японию пришла культура выплавки металлов — меди, железа и бронзы. До 1 века до н. э. японцы ввозили готовые товары из металла, но потом создали своё металлургическое производство. Основными изделиями из бронзы были мечи, алебарды и копья, колокола дотаку (использовавшиеся в сельскохозяйственных ритуалах) и зеркала. После распространения железа во 2 веке н. э. оружие из бронзы превратилось в предмет культа.
В начале первого тысячелетия до н. э. японцы научились изготавливать изделия из керамики нового стиля, который был похож на континентальный. Особенностью данных изделий являлся красноватый цвет, отсутствие орнамента и разнообразие типов посуды. По-видимому, прогресс в изготовлении керамики был связан с расширением рисоводства. Керамическая посуда нового стиля впервые была найдена в поселении Яёй, именем которого была названа новая керамическая культура. Период преобладания этой культуры на Японском архипелаге с 1 тысячелетия до н. э. по 3 столетие н. э. носит название «период Яёй».
Читать еще: Предания русского народа для детей. Предисловие
Благодаря распространению рисоводства возросла популяция населения Японии эпохи Яёй. Этот рост способствовал созданию близких связей между общинами, однако часто провоцировал столкновения, в особенности за контроль над природными ресурсами. Начиная со 2 века до н. э. множество селений были окружены рвами и деревянными частоколами. Населением поселения руководили вожди, сосредоточившие в своих руках религиозную и военную власть. Поселения часто объединялись и образовывали первые прото-государственные союзы. Наиболее укрепленной поселением-общиной эпохи Яёй являлась стоянка Йосиногари, расположенная в префектуре Сага, свидетельствующая о высоком уровне объединений древних японцев.
Реконструкция стоянки Йосиногари
Кувшин эпохи Яёй
Жанр статьи — История Японии
Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!
Доисторическая и древняя Япония
Доисторическая и древняя Япония – это период в истории Японии, охватывающий время от 40 тыс. лет назад до VI в. н. э.
Периодизация доисторического и древнего прошлого Японии
Палеолит или древний каменный век. 40 -13 тыс. лет назад. Порою этот период называют «периодом Ивадзаку», по названию первой открытой исследователями стоянки времен палеолита. Лишь после Второй мировой войны были открыты археологические памятники времен палеолита. Они немногочисленны, антропологический состав населения в этот момент не является ясным. Судя по находкам люди занимались охотой и собирательством.
Период Дзёмон. 13 тыс. л. н. — III в. до н.э. Он соответствует примерно неолиту, т. е. новому каменному веку. Назван в честь керамики с характерным верёвочным орнаментом («дзёмон»). Выделяют такие хозяйственные занятия как охоту, собирательство, рыбалку морскую и речную. Располагалась на островах от Хоккайдо до Рюкю.
Период Яёй или бронзово-железный век. III в. до н. э. — III в. н. э. Период назван по имени района Токио, где и был впервые обнаружен специфический тип керамики В это время происходит крупные миграции с материка, в основном через Корейский полуостров, тунгусских племен алтайской языковой группы. Они принесли на Японские острова культуру заливного рисоводства, технологию изготовления бронзы и железа. В этот период происходит переход от присваивающего к производящему типу хозяйства.
В результате смешения с местным населением, принадлежащим вероятно к австронезийцам, появляется праяпонская культура и собственно праяпонский этнос.
Период Кофун (курганный). IV- VI в. н. э. Второй этап этого периода называется Ямато, в честь развития данного государства. Курганным период назван из-за большого числа курганных погребений, которые говорят исследователям о большом социальном разделении в этот момент. Отметим, что период Кофун или Ямато как раз и соотносят с Древней Японией. Соответственно палеолит, Дзёмон и Яёй относят к первобытной доисторической эпохе.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Доисторическая Япония
Палеолит (40 тысяч лет до н. э.—13 тыс. лет до н. э.)
В период палеолита нашу планету покрывали ледники, шёл ледниковый период, а уровень моря был ниже современного на 100 метров. В это время Япония ещё не была островным архипелагом, и соединялась с материком перешейком.
Первые люди прибыли на японские острова в начале японского палеолита.
В 1949 г. в префектуре Ивадзюку были обнаружены первые следы деятельности палеолитического человека. Всего на территории Японии обнаружено около 5 тыс. стоянок времен палеолита.
Из-за особенностей японской почвы, её кислотности, костяки людей и животных плохо сохраняются. Поэтому палеолит исследуется в основном с точки зрения типов каменных орудий той эпохи.
К японскому палеолиту применяются разные термины. Из употребления выходят термины «период пред-дзёмон» и «докерамический период». В последнее время чаще используются термины такие как собственно палеолит «кюсэкки дзидай», так и наименование «период Ивадзюку». Население эпохи палеолита в Японии не является предком современных японцев.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Дзёмон. Японский неолит. 13 тыс. л. н. — III в. до н. э.
Термин «дзёмон» означает» веревочная керамика. Термин «верёвочная керамика» был впервые употреблен в 1879 г. Э. Морсом.
Вблизи Японии не обнаружено случае изготовления подобной керамики в древности, поэтому, есть основание полагать, что она является результатом развития местной культуры.
Керамика подобного типа использовалась в основном в хозяйственных целях.
Основываясь на типологии керамики территорию Японских островов можно разделить на две крупные культурные области: юго-западная, когда орнамент наносился при помощи ногтей и северо-восточную, в которой орнамент был нанесен с применением верёвки, и получился в результате верёвочный орнамент.
Анализ погребений и остатков поселений людей эпохи палеолита позволяет говорить, что жители вряд ли были кочевыми охотниками и собирателями, и уже обладали большой степенью оседлости. Эта особенность была одной из главных предпосылок для перехода к земледелию и образования земледельческого общества в период Яёй.
К 4600 г. до н.э. относят первые обнаруженные в Японии следы земледелия, а именно следы возделывания гречихи. А около 1000 г. до н.э. древними жителями уже широко практикуется и подсечное земледелие.
Период Яёй или бронзово-железный век. III в. до н. э. — III в. н. э.
В культуре Яёй прослеживаются черты, которые стали впоследствии основными для культуры Японии.
Преемственность между культурой Яёй и будущей японской культурно-исторической традицией прослеживается в следующих моментах:
- формируется хозяйственный комплекс, который основан на трех основных укладах: заливное рисоводство на равнинах, рыболовство на побережье, богарное земледелие без искусственного орошения, охота, собирательство, лесной промысел в горах:
- появляются четыре главных культурных центра: на севере Кюсю, в в центре Хонсю (Кинки), на равнинах Канто и Идзумо;
- в религиозной практике формируются общие принципы священных сакральных действий, таких как укрытие неких священных предметов, и определение части предметов, таких как меч и зеркало, как священных;
- появляются три главные хозяйственно-культурные зоны, расположенные с севера на юг. Здесь мы видим Хоккайдо, Хонсю, север и юг Кюсю, Окинава.
- Китай и Корея утверждаются как культурные доноры Японии.
Читать еще: Кроу суровые земли fb2. Кроу
Древняя Япония
Период Кофун (курганный). IV- VI в. н. э.
Согласно общей археологической типологии период Кофун соответствует железному веку. Название «Кофун» он получил от наименования курганов -кофун, которые были построены в большом количестве в III – VII в. В курганах кофун были похоронены правители Ямато, правителей областей и родовую знать. Ямато – таково было самоназвание раннего японского государства.
Таким образом, на Японских островах сложилась достаточно развитая культура, чьё развитие породило самобытную и неповторимую Японскую цивилизацию.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
История Японии — кратко о главном
Здравствуйте, уважаемые читатели! Знаете ли вы, что история Японии насчитывает более сорока тысяч лет? И что Японский архипелаг был соединён с Евразией? Об этом и многих других интересных фактах из жизни этой загадочной страны вы узнаете сегодня из нашей статьи.
Древность
Первые люди заселились на японские острова во время палеолита. В этот период поверхность Земли покрывали ледники, а водный уровень отличался от нынешнего на сто метров, поэтому на месте Японского моря была просто обширная долина. Сухопутные перешейки соединяли территорию будущего архипелага с материковой частью.
Древняя Япония. Гравюра
До восточно-азиатского региона льды не доходили, но на его климат влияли. Япония относилась к степной зоне с разнотравьем. Интересно, что животный мир представляли:
- слоны,
- мамонты,
- олени,
- другие животные, которые водились в то время в Сибири.
Вплоть до XII века до нашей эры древние японцы промышляли охотой, добывали пищу собирательством, производили примитивные орудия труда из камня. Изделия из глины они тогда ещё не научились делать, поэтому иногда этот период называют докерамическим.
Дзёмон
Затем ледники растаяли, уровень мирового океана возрос, часть японской территории была затоплена, и образовалась группа морских островов – архипелаг. Климат потеплел, морские течения изменили направление, и степь здесь сменилась лесными зарослями.
Разнообразные леса – хвойные, буковые, дубовые и субтропические – приютили под своей сенью много разных животных и птиц. Прибрежные воды и Внутреннее море были богаты рыбой. При таком природном изобилии не было нужды в животноводстве или растениеводстве, поэтому японцы по-прежнему охотились и были собирателями.
Из новых навыков населения следует отметить умение изготавливать керамическую посуду для приготовления и хранения пищи – узкие высокие кувшины, украшенные особым шнурковым орнаментом, «дзёмон». Он присутствовал на посуде вплоть до II века до нашей эры и дал название этому историческому периоду.
С наступлением неолита японцы стали жить оседло в землянках на возвышенностях, собираясь в поселения до тридцати человек. Рядом с поселением обычно была куча мусора, где и хоронили усопших. Жители начали возделывать на простейшем уровне рис, гречиху, бобовые культуры, разводить устриц и выращивать каштановые деревья. В качестве религии японцы исповедовали анимизм и тотемизм.
В I тысячелетии до нашей эры японцы позаимствовали у жителей континента технологию ирригационного выращивания риса. Для этого заселялись долины у рек и равнинная местность. Появились первые деревенские сообщества, совместно обрабатывавшие рисовые поля. Для сбора урожая понадобилось изготовление очередного приспособления – каменного серпа, а для его хранения – строительство зерновых амбаров на сваях.
В сообществе было принято проводить моления и празднества, посвящённые хорошей урожайности. Как следствие, образовались новые сельскохозяйственные традиции, и появился календарь.
Также трудовые навыки японцев обогатились умением обрабатывать железо, медь и бронзу, из которых изготавливали оружие, колокола и зеркала. Керамическая посуда стала изготавливаться без узора, была красноватой и разнообразной.
Местом находки такой посуды послужило поселение Яёй, откуда и пошло название данного периода, окончившегося в III веке нового тысячелетия. Во время Яёй поселения начали появляться союзные объединения – прототип будущего государства. Полнотой военной и религиозной власти обладали вожди. В качестве ограждения поселений использовались заборы из дерева и траншеи.
Образование государства
О Японии тех времён можно судить только по китайским хроникам, так как своей письменности японцы не имели. Китайцы называли их «ва» и упоминали, что жили они примерно в ста государствах, треть которых поддерживала контакты с их страной. В V столетии сельское хозяйство японцев обогатилось выращиванием:
- крапивы для изготовления ткани – рами,
- злаковых культур,
- пряностей,
- каннабиса,
- мандаринов.
Возделывание риса в Японии. Гравюра
Развивалось разведение шелкопряда и изготовление шёлковых и холщовых тканей, добыча жемчуга, киновари и лазурита.
Самым сильным древним японским государством был Яматай. Эта страна вписалась в систему азиатских политических отношений на условиях Китая: платила ему дань и соглашалась с главенством китайского императора. Он, в свою очередь, содействовал в политике правителям, выполняющим эти условия, и разрешал им иметь торговые отношения с Поднебесной.
Китай в IV столетии втянулся в междоусобицы, на Корейском полуострове появились Силла, Когурё и Пекчэ, выразившие желание объединить Корею, а государственное образование Ямато начало борьбу за объединение Ниппона. С III по VI столетие здесь было принято погребать зажиточных граждан в кофунах – курганах из земли, поэтому этот период именуется также Кофун.
Курган периода Кофун
В Ямато сложилась система родов и титулов в исполнительной власти, так как государство было федерацией. Главы родов получали титулы от вождя в соответствии со своим статусом. Государством проводилась активная внешняя политика. Корейцы и китайцы селились здесь и привозили с собой новую информацию умения, которые способствовали развитию:
- ювелирного дела,
- инженерии,
- иероглифической письменности,
- медицинских навыков,
- новой технологии в изготовлении керамической посуды.
В конце периода Кофун в Ниппон попадают тексты и культовые предметы из корейского Пекчэ, связанные с буддизмом. Новое учение вызывает разногласия, приведшие к борьбе двух кланов: Сога и Мононобэ. Род Сога выступал за принятие буддизма и победил в непримиримой борьбе.
Развитие государственности
Этим событием завершается доисторическое развитие Японии – эпоха Гэнси, и начинается новая – Кодай, относящаяся к истории древней Японии. Первый её период Асука связывается с именем принца Сётоку, возглавившим правительство при императрице Суйко. На территории современной Нары располагалось село Асука, возле которого сосредоточилась вся политическая и культурная жизнь, оно и дало название периоду.
Читать еще: Хулио кортасар игра в классики рецензия.
Принц Сётоку (ок. 574 — ок. 622) — японский принц-регент, реформатор и политик периода Асука
Принц пытался создать в стране монархию. Он создал систему званий и чинов из двенадцати ступеней и нравственно-этические правила для чиновников – «Конституцию семнадцати статей». Буддийское учение становится при нём официальной религией. Традиционные верования — синто тоже процветают, государство заботится об их сосуществовании.
В VII веке пришедший к власти император Котоку взялся за «великие преобразования» – Тайка. Первым шагом реформ Тайка стало объявление собственностью государства всех земель и своего народа. Последующими императорами Тэндзи и Тэмму были приняты такие нововведения:
- всеобщая армейская обязанность,
- укрепление границ замками и крепостными стенами,
- размещение часовых на острове Кюсю,
- приведение законодательства в порядок по образцу Поднебесной,
- составление хроник Ниппона.
Столица последовательно перемещается в Оцу, Фудзивару и Хэйдзё (современную Нару). А Япония начинает именоваться Ниппон. В период Нара приняли новые законы, и начинают выпускать собственные деньги. Провинции, уезды и сельские поселения составляют структуру страны.
Государство Ниппон в эпоху Нара
За выданные земельные участки население расплачивалось с государством урожаем, тканями, изделиями собственного производства, а также должно было бесплатно трудиться два месяца в году. Все люди стали делиться по статусу на свободных и зависимых (рёмин и сэммин).
Но вскоре земельный фонд исчерпал себя из-за роста населения, поэтому императором Сёму было разрешено приватизировать целину. Этот закон способствовал развитию экономических отношений. Знать и буддийские монастыри начали накапливать земельную собственность.
Культура того времени отмечалась копированием корейских и китайских художественных традиций. Было построено свыше шестидесяти буддийских монастырей, среди которых памятниками культуры считаются
В литературе наблюдался расцвет поэзии, составлялись её антологии, наиболее известная из которых Манъёсю, в которой собрано порядка четырёх с половиной тысяч стихотворений, написанных за сто с лишним лет.
Тодай-дзи — храм Будды Вайрочаны, Великого Будды. Завершен в 745 г.
Когда в VIII веке столицей становится Хэйан (впоследствии Киото), отношения между буддийским духовенством и аристократами становятся конфликтными. Воинскую службу теперь несут не крестьяне, а знатные люди. При дворе заметным влиянием пользуется род Фудзивара, женщины из которого становятся императорскими жёнами.
Так как регулярная армия отсутствовала, для охраны и защиты земель появляются отряды самураев из тех, кто уже отслужил обязательный срок. Руководили ими знатные люди. Наиболее известны представители родов Минамото и Тайра.
Императорам Го-Сандзё и затем Сиракаве удалось путём хитрых политических ходов отстранить от власти род Фудзивара. В результате появилось «инсэй» — правление императоров в отставке. Самураев выделили в самостоятельное сословие. Их сила и авторитет росли день ото дня.
В период Хэйан появляются буддийские секты Тэндай и Сингон, призывавшие к уединению и получению просветления путём изучения священных текстов и моления. Отношения с Китаем ослабевают, и начинается расцвет самобытной японской культуры, ознаменованной появлением:
- живописи ямато-э,
- национальной азбуки кана,
- литературных произведений на её основе,
- дворцов с новыми веяниями в архитектуре,
- придворной культуры кокуфу.
Период Хэйан. Гравюра
Средневековье
В средние века в Ниппоне наступает пора самураев. Между их родами начинается борьба за власть, и в ней побеждают Тайра. Побеждённый род Минамото составил им оппозицию. Борьба не утихала, и позже Минамото свергли правление Тайра.
В XII столетии формируется институт сёгуната, и в средневековой Японии развивается двоевластие: киотского императора и сёгуна – в Камакуре, представлявшего интересы самураев. Буддизмом начинают интересоваться самураи и простые люди. Среди них популярна секта Дзёдо, проповедовавшая амидаизм. Также известными становятся следующие школы японского буддизма:
Если первая школа уделяла большое внимание грешникам, то последователи второй сосредоточились на Сутре Лотоса, а последние две проповедовали дзэн-буддизм. Сёгунат пришёл со временем в упадок, а правителем Го-Дайгу осуществилась попытка восстановить монархию (реставрация Кэмму).
Период сегунат в Японии
Попытка была неудачной и закончилась расколом императорской власти и войной между кланами. В XIV веке возникает следующий сёгунат – Муромати, а затем третий – Ёсимицу.
В экономике, социальной сфере и культуре происходят такие изменения:
- появление водяных колёс,
- использование животных в качестве тягловой силы,
- высаживание новых культур в садоводстве,
- разведение хлопка,
- совершенствование кузнечной и литейной металлургии,
- проведение торговых ярмарок,
- создание сообществ перевозчиков и ростовщиков,
- формирование сообществ мещан для защиты от самураев,
- эволюция самоуправления,
- развитие театра но,
- оформление садов камней,
- использование татами,
- развитие искусств икебаны и чайной церемонии и др.
Стремление к объединению
В XVI веке Японию удалось объединить усилиями Тоётоми Хидэёси. Среди простого люда развивается гедонизм, в жизни превыше всего ставятся удовольствия. Получают дальнейшее развитие живопись, астрономия, медицина, морская навигация, издательское дело, благодаря открытости влиянию Европы. Входит в моду европейская одежда.
Эпоха Эдо. Японская гравюра
Токугава Иэясу становится четвёртым и последним сёгуном. Время его правления получило название периода Эдо. Общество расслаивается на:
- самураев,
- купцов,
- ремесленников,
- крестьян,
- париев – «нечистых».
В качестве религии на первый план выходит неоконфуцианство. В целом, жизнь населения в этот период отличается стабильностью.
Новое время
В XVIII-XIX авторитет сёгуната пошатнулся, и произошла реставрация императорской власти при помощи императора Мэйдзи. Пятисотлетнее правление сёгунов закончилось. С тех пор Япония стала промышленной державой мирового уровня.
Страна переживала взлёты и падения, периоды милитаристских настроений и экспансионизма. Сейчас же Япония держит курс на либеральную демократию и входит в ряд влиятельнейших стран мира с высоким уровнем технологий и экономического развития.
Заключение
Япония — это место, где восходит солнце. Так буквально переводится название «Ниппон» — современной демократической страны, которая сумела сохранить древние традициями самобытной восточной культуры.
На этом, друзья, прощаемся с вами. Рекомендуйте статью к прочтению в социальных сетях, если она вам понравилась.
Источники:
http://jamato.ru/istoriya-yaponii/1-kratkaya-istoriya-doistoricheskoj-i-drevnej-yaponii
http://spravochnick.ru/istoriya/periody_istorii_yaponii/doistoricheskaya_i_drevnyaya_yaponiya/
http://o-buddizme.ru/strany/istoriya-yaponii