На ЕГЭ по литературе нужно уметь писать быстро, коротко и по делу. Любовь к предмету может только помешать. С моим знакомым произошла печальная история: последнее сочинение у него оказалось слишком большим, и он не успел переписать его в бланк. Итог — 54 балла. Он тяжело это пережил, потому что рассчитывал на высокий балл: литературу он знает действительно хорошо.
Писать много и красиво опасно потому, что можно потеряться в собственных рассуждениях и уйти далеко от темы. Есть опасность сделать совсем страшное — высказать собственное мнение. На ЕГЭ вы должны писать лаконично и максимально обезличенно. Я училась писать сочинение без черновика и установила для себя временные ограничения: по 15 минут на каждое из маленьких сочинений (8, 9, 15, 16) и два часа на большое сочинение. Остальное время — на решение тестов, перенос ответов в бланк и непредвиденные ситуации вроде выхода в туалет или внезапного ступора.
Надо цитировать огромные куски текста
Цитировать на ЕГЭ по литературе необходимо: без этого сочинения не оценят по критерию аргументированности. Свои рассуждения нужно подкреплять текстом произведения. Однако не надо целиком учить монолог Катерины из «Грозы» и запоминать все полторы сотни стихотворений из кодификатора — не засоряйте голову ненужной информацией. Цитатой считается не только фраза или строка стихотворения, но даже словосочетание из оригинала, заключённое в кавычки.
Требуется знать только произведения из кодификатора
В теории кодификатора достаточно, чтобы выполнить все задания; на практике оказывается, что этого мало. Например, в заданиях по лирике часто дают произведения не из кодификатора. Мне на ЕГЭ попалось стихотворение Юрия Кузнецова «Знамя с Куликова».
В самих сочинениях произведения не из кодификатора тоже можно использовать. Я на экзамене в одном из ответов цитировала стихотворение Максимилина Волошина «Заклинание». Блеснуть эрудицией перед проверяющими не вредно, но помните о том, что я писала в первом пункте: нельзя уходить от темы.
Читать еще: А островский гроза 1 действие. Действие второе
История не важна
Как и с цитатами, здесь нужно держаться середины: не надо заучивать генеалогическое древо Александра Сергеевича Пушкина и даты выхода каждой из редакций «Евгения Онегина», но полностью игнорировать биографии авторов, истории создания произведений и культурный контекст эпохи нельзя. Исторические сведения имеют важное значение для анализа произведения, а все письменные задания на ЕГЭ, по большому счёту, направлены именно на это.
Учителя раскритиковали идею министра образования об обязательном ЕГЭ по литературе
Сейчас его сдают только те кто идет на филологический факультет
02.06.2017 в 20:37, просмотров: 13016
На Петербургском международном экономическом форуме министр образования Ольга Васильева выдала — идею введения обязательного ЕГЭ по литературе. Мы узнали, что об этом думают учителя, родители и школьники.
Васильева: «То, что сейчас вся страна сдаст историю, это невозможно. В идеале, конечно, — сейчас меня разорвут в клочья — но в идеале, конечно, литературу. Это идеал. Литературу сейчас сдают ребята, которые идут на филологический, их очень мало, к сожалению».
Вот что думает об этом преподаватель русского и литературы с почти 50-летним стажем (!) Галина Калашникова: «Я готовлю детей к ЕГЭ по литературе третий год, и категорически против ОБЯЗАТЕЛЬНОГО экзамена. Чтобы ответить на все его вопросы правильно, необходимо более или менее весомое филологическое образование. Даже я человек, который всегда следит за всеми литературными явлениями, иной раз ошибаюсь из-за некорректности или двусмысленности вопросов. За 3 часа 55 минут надо ответить на 24 вопроса, написать мини-сочинения и одно большое, классическое. У многих после ЕГЭ может возникнуть боязнь или даже отвращение к литературе. Это неудачный способ повышения литературной грамотности. Ввести можно только обязательное сочинение или хотя бы устный экзамен, как 15 лет назад. От него уже можно перейти к к ЕГЭ. А если начинать с экзамена, то многие его провалят. И пусть не питают иллюзий».
– Идея первоклассная, – говорит заслуженный учитель России Елена Рудакова. – По советскому опыту знаем, что она приживется. Может вызвать и отвращение к литературе, но только у плохого учителя. Если все-таки ее пролабируют, есть шанс, что дети научатся грамотнее мыслить, говорить, повысят общую культуру и глубже изучат основы ментальности.
Читать еще: Дворянское гнездо. Иван тургеневдворянское гнездо
Мама двух старшеклассников: С одной стороны, это здорово, так как детям придется больше читать. Умнее и мудрее может станут. С другой стороны, если экзамен будет обязательным, по нему придется хотя бы перейти порог( набрать минимальное количество баллов). Не всем это под силу. Соответственно, появится потребность в репетиторе. На это не все готовы. Может выйти грандиозный скандал».
Как отнеслись к этой идее сами школьники? 10-классница Арина из Москвы: «Обязательный ЕГЭ по лит-ре? Вы чо гоните? Для меня это будет «капут». Не могу читать художественную литературу, тем более школьную программу. Зато подсела на всякие психологические исследования. Собираюсь поступать на психфак МГУ. И что теперь, если я не перейду порог в экзамене по лит-ре, а я его не перейду, меня оставят на второй год?! Бред».
А вот что думает питерский 11-классник Станислав: У нас все в классе помешаны на литературе, потому что учитель от Бога достался. «Войну и мир» от корки до корки прочли, кроссворды по роману составляли, квесты. Так у нас со многими произведениями. Учитель через игровую форму нам все преподает, и мы воспринимаем увлеченно. Так что с обязательным ЕГЭ по литературе у нас проблем не будет. А вот у других.
Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.
Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец. Что? как ты его находишь?
Читать еще: Проекты. Проекты Категория «Вечерний прайм»
— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.
— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.
— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?
— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.
Источники:
http://www.abitura.pro/news/entries/4-mifa-o-ege-po-literature
http://www.mk.ru/social/2017/06/02/uchitelya-raskritikovali-ideyu-ministra-obrazovaniya-ob-obyazatelnom-ege-po-literature.html
http://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=5